Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Преступность и культура

Относится к   «Особенности социальной адаптации»

О том, чем обусловлены этические границы допустимого и как возникают субкультуры, в которых эти границы значительно различаются.

Со времени публикации была проделана работа по развитию прототипа системы индивидуальной адаптивности Beast (fornit.ru/beast) и появилось много новых данных и материалов с которыми можно ознакомисться в трилогии «Основы фундаментальной теории сознания» и точки входа теории МВАП «Организации механизмов мозга человека».

Понятие свободы воли в его нерелигиозном воплощении создает иллюзию самостоятельности мышления и действий. Людям кажется, что они достаточно независимы в суждениях и выборе. И это в отдельных поведенческих актах и в самом деле во многом так, но есть граница такой самодостаточности и этой статье эта граница будет обозначена, как и то, от чего она зависит.

 

Очевидно, что мы ведем себя не как кошки и не как свиньи, хотя в отдельных моментах есть такое сходство. Мы постоянно находимся в определенном стереотипе понимания того, как правильно себя вести в различных ситуациях и обстоятельствах. Этот стереотип формируется с самого раннего детства, сначала в виде базовых условных рефлексов, а затем в виде субъективных моделей понимания, которые определяют все особенности нашего Я.

Развитие происходит в определенной среде, сначала семьи, потом общественных учреждений и вообще общества. Воздействие этой среды разительно заметно в сравнении с результатами воспитания детей зверями (эффект Маугли).

Родители определяют основные правила взаимодействия, в рамках которых становится возможным взаимопонимание и вообще существование. В раннем возрасте, в окружении других детей оказывается важным быть как все, чтобы оставаться понятым и принятым. Учитываются многие правила поведения, которые нельзя безнаказанно нарушать, в том числе правила, возникающие в локальных группах, основанные на древнем адаптивном явлении иерархии в стае и подчинении вожаку.

В возрасте доверчивого обучения безусловно перенимается то, что требуют родители, а позже - признанные авторитеты. Но и в возрасте игровой инициативы, когда делаются попытки преступить этические правила, у каждого человека есть своя граница допустимости таких преступлений, основывающаяся на готовности получить наказание, не превышающее для него допустимого.

Эта граница зависит от условий воспитания и того, насколько актуальна задача попытки преступить данные правила. Если ребенок развивался в тяжелых условиях и родители демонстрировали суровое самодурство, то граница почти исчезает потому, что нет критерия, который достаточно четко ее определяет, если за любой проступок или даже ни за что можно получить наказание.

Но даже в таком случае есть то, что преступать критически неприемлемо не только потому, что это опасно, но и потому, что это требуют собственные убеждения. Конечно, сюда не входят случаи критической психопатологии.

 

Система личиных убеждений или ранее упомянутая модель понимания, интерпретирующая происходящее на основе личного опыта, начинает формироваться еще когда авторитарная доверчивость определяет рамки дозволенного и норму реагирования (убежденность в приемлемости результата реагирования). Она и определяет личность вплоть до ее самоощущения. В каждом типе ситуаций (условий) формируется своя личность со своими этическими границами и убеждениями. То, что оказывается возможным в одних условиях, может оказаться неприемлемым для других. Процесс формирования субъективных моделей понимания продолжается до 25 лет и позже (в зависимости от того, насколько актуальным оказывается развитие новых стереотипов поведения, насколько человек творчески продолжает развивать свое понимание).

В обществе поддерживается множество условностей, символизируемых как словами, так и всеми другими способами коммуникации и передачи сведений. Человек буквально во всем оказывается состоящим из этих элементов, обеспечивающих взаимопонимание и взаимодействие и лишь в очень немногом развивает свою собственную самобытность в зависимости от специфики своего жизненного пространства и социальной востребованности.

Люди очень похожи друг на друга в рамках одной культуры, что обеспечивает возможность их эффективного взаимодействия. И эти рамки не могут быть преодолены какими-то авторитарными директивами, идущими вразрез с устоявшейся системой социальной коммуникации.

В каждой культуре есть свои субкультуры, разделяющие общую культуру на носителей разного рода убеждений и стереотипов. Люди творческие сильно отличаются в этом от ремесленников, различия особенностей жизни так же делит на разные субкультуры. Это размывает общую границу приемлемости поведения в данной культуре, различающуюся от таковой в другой культуре, хотя все это условно и можно говорить об общей мировой культуре человечества Земли и ее субкультурах различных стран.

Размытие границ приемлемого в данной культуре может стать настолько велико, что приводит к непримиримому расколу убеждений по какому-то вопросу.

 

Самое главное во всем этом то, что все люди имеют вполне установившиеся границы приемлемости своего поведения так, что они считают его верным, считают себя правомерными следовать своим убеждениям.

Любой преступник общекультурных правил, который относится к одной из субкультур (воры, бандиты, политики, мистики и т.п.), полностью оправдывает свое такое поведение своими вполне обоснованными какими-то условиями убеждениями, которые считаются представителями других субкультур неприемлемыми и преступными. Без этого они не могли бы существовать как личности и, в самом деле, совсем уж беспредельщики оказываются с серьезными психопатологиями, а те, кто преступает свои же убеждения и идет по пути беспредела наращивают психические отклонения (неадекватности своего поведения реальности, расхождение ожидаемого и получаемого) до появления критических психопатий, особенно параноидальной шизофрении и психозов.

Поэтому, если, скажем, к вору применить насилие (законодательное или физическое) с целью изменить его убеждения, т.е. фактически изменить его сложившуюся личность, то это приведет лишь к напряжению его механизмов адаптации, и он будет приспосабливаться к новым условиям, но не изменит свои представления. Никакие отрубания рук или даже угроза смерти не искоренит воровство в субкультуре воров, оно только станет более осторожным и изощренным.  Не искоренит до тех пор, пока с самого рождения в данной культуре всеми эпизодами, связанными с данным видом действий, не будет ассоциироваться убежденная неприемлемость, как это есть для многих случаев.

 

С историческим развитием культуры многое ранее не приемлемое становится допустимым и даже желательным, а многое приемлемое - недопустимым. Причем это убеждения не просто декларированные, а исповедуемые всеми носителями данной культуры.

Например, вот что раньше считалось недопустимым:

·       В салонах XIX века считалось неприличным, если мужчина приглашал танцевать одну даму больше 3 раз. Уже после второго танца он должен был объявить помолвку.

·       В США женщины до сих пор никогда не "наводят марафет" на людях. Это считается неприличным, так же, как и просто смотреться на людях в зеркало.

·       В 20-е годы XX века в российских школах считалось неприличным грамотно писать, поскольку это было не по-пролетарски. За грамотность могли даже написать донос.

·       Не верящий в бога человек считался преступником.

·       Во время японской чайной церемонии считается неприличным сидеть, скрестив ноги. Вытягивать ноги в сторону соседа – это верх развязности.

·       В Таиланде считается неприличным дотрагиваться до головы собеседника и похлопывать его по плечу. Это считается нежностями, а публичное проявление нежностей в Таиланде – неприлично.

·       Показывать голых людей раньше было неприлично. Сейчас в каждом фильме, хоть топлес, но даму голую покажут.

·       Раньше было неприлично и крайне опасно ругать власть, теперь каждый считает это своим чуть ли не долгом

·       Раньше было неприлично быть матерью-одиночкой.

·       Раньше считалось, что проявлять женщине инициативу – это плохой тон и неприлично.

·       Было недопустимо сквернословить, матерщинников даже казнили.

А вот, что раньше было обычным, а сегодня недопустимо:

·       На улицах городов из окон выливались помои, выбрасывался мусор.

·       В древнем Риме отцы могли продавать своих сыновей в рабство. Но только 3 раза.

·       Купались очень редко так, что от людей пахло как от бомжа в автобусе и людям это даже нравилось: во Франции любовники просили партнера не мыться перед свиданием.

·       Муж мог наказывать жену побоями и даже были книги, поясняющие как это делать ("домострой").

·       Детей в школе били розгами.

·       В древней Греции (и не только) нормальными считались половые контакты с родителями и с учениками того же пола.

·       Раньше можно было убить человека, если "ты прав". Отцы могли законно убивать своих дочерей.

·       Раньше держали рабов.

·       Было право первой брачной ночи: с невестой в первую ночь спал хозяин, а не простолюдин.

·       В древней Руси женщина не имела права ходить без головного убора. 

·       Незамужняя девушка не имела права целоваться до свадьбы.

·       В медицине использовался помет животных и людей для накладывания на раны.

 

Общей тенденцией, влияющей на этот процесс все с большей эффективностью буквально с каждым годом, является все усиление социальной коммуникабельности: все большие возможности все быстрее обеспечивать общение, выравнивающее убеждения различных личностей так, что они все в значительно утрачивают свою исключительность, становясь элементами общего социального организма. И это происходит как в результате общего развития культуры, которая демонстрирует большую эффективность взаимодействий при большей коммуникабельности, так и техническими средствами, сближающими общающихся уже независимо от расстояния.

Чем более информационно консолидировано общество, тем оно более эффективно способно решать общие проблемы, и, при этом, все в большей степени произвольность человека и его убеждения зависимы от всего периода своего развития в таком обществе, оказываясь согласованными с другими.

Критические ситуации часто ставили общие проблемы выше того, чтобы блюсти некоторые свои убеждения так, что во время войны многие преступники (криминал и политические оппоненты) сражались за родину.

 

Различия убеждений, оправдывающих поступки одних субкультур в отношении к другим, у которых это считается недопустимым, способны или сбалансировано сосуществовать в одной более общей культуре или же приводить к силовым конфликтам массового характера. Второе резко ослабляет общество и этим сегодня пользуются политики. Посеять непримиримые разногласия означает расколоть взаимопонимание общества, ослабив его возможности и лучшим средством для этого является ненависть к "несправледивости" неважно по какой, пусть даже надуманной причине.

Одним из движущих сил для раскола общества оказывается естественная фаза развития людей - период личной инициативы, когда вместо ушедшей безусловной доверчивости авторитетам возникает острый скептицизм и избирательное отрицание авторитетов. Возникает проблема детей и родителей, перерастающая в проблему протестных движений.

В соответствии с мощной тенденцией иерархии в стае безусловным становится мнение вожака, разделяющего данное направление протеста. Необходимость быть в какой-то группе, а не одиночкой, быть как все в данной группе, оказывается намного более приоритетным, чем полная личная независимость. Молодые и неискушенные люди по своей природе являются революционерами. Они легко управляемы со стороны своих признанных авторитетов и стоит только начать управлять этими авторитетами, как становится возможным управлять и всей субкультурой.

 

Когда возникает вопрос о методах искоренения преступности, почти никогда не учитывается сказанное выше или учитывается недостаточно глубоко. Многим кажется очевидным, что стоит только поставить правильного царя, как в обществе наступит полный порядок. Он будет отрубать руки ворам и казнить коррупционеров, все они испугаются и тут же изменят самих себя, став совершенно другими людьми, забыв с детства привитые условности взаимоотношений. Многие убеждены, что стоит только навести порядок в законодательной и исполнительной власти, как общество, точнее все люди в обществе станут другими.

Такие социальные эксперименты уже ставились. Когда большевики захватили власть, они придумали систему "правильной" законодательной и исполнительной власти и принялись ее внедрять. Но оказалось, что чем дальше, тем больше в обществе возникало непримиримых врагов, и "врагов народа" принялись выкашивать во все больших масштабах. Даже появились теоретические работы о том, что с развитием социализма врагов неминуемо должно становиться все больше (тезис Сталина об обострении классовой борьбы: "по мере нашего продвижения вперед, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться"). Но чтобы люди стали другими, потребовалось не только уничтожить активных носителей представлений прежней культуры, но и обеспечить формирование с самого рождения новой культуры взаимоотношений. Кардинальное превращение людей в "советского человека" за несколько поколений потребовало уничтожения десятков миллионов активных носителей прежней культуры, но так и не привело к идеалу "коммунистического человека".

Нужно понять и признать, что ментальность, определяющие поведение людей убеждения не меняются централизовано, что ни законы, ни репрессии не способны переформатировать личность, формировавшуюся на протяжении всей жизни, кроме чего у человека просто нет ничего взамен.

Даже настолько эффективная система внедрения идей как зомбирование масс-медиа способна лишь на временное воздействие на основе уже имеющихся представления, но не заменить уже имеющееся с девства.

 

Каковы же возможности целенаправленного прогресса культуры, позитивного развития представлений о приемлемом и неприемлемом?

Исторически прогресс культуры происходил вслед за событиями, результаты которых делали очевидными вред и пользу тех или иных действий. Это повторяет принципы организации личной адаптивности индивида: позитивный результат действий используется как приемлемый вариант и впредь практикуется, основываясь на опыте получение пользы, а негативный результат заставляет избегать таких действий в дальнейшем.

Но так как общество состоит из индивидов, то личный опыт хорошего и плохого отмирает с его носителями и то, чем ужасал, скажем, фашизм его современников уже не является примером для молодых, подвергающих все сомнению. Ужасы революций и последующего разрушения страны и культуры, отбрасывающих менталитет к более простым представлениям, остается в головах дедов, а новые революционеры живописуют заманчивые перспективы революционного прогресса.

Это говорит, насколько важна преемственно поколений для того, чтобы всякий раз не начинать думать с нуля, как будто ничего не было раньше. Культура призвана обеспечивать такую преемственность за счет периодов доверчивого обучения и всех тех нетленных ценностей, которые остаются от творцов нового, оцениваемых людьми. Это - этические символы общения.

Сегодня, после многих последовательных политических потрясений в России, прежняя культуры была нивелирована до средневековой стадии развития с некоторой имитацией и заимствованием отдельных элементов культур окружающих народов, чем способствуют технические средства коммуникации. К сожалению, родители сегодня не могут передавать детям целостный сохраненный пласт прежней культуры, они почти беспомощны в воспитании в возрасте инициативы, как правило, возникают тяжелые конфликты непонимания детей и родителей.

Культурная преемственность не поддерживается и масс-медиа, занятыми своими рейтингами и прибылью, не поддерживается в достаточной степени и на правительственном уровне в силу недостаточности понимания сути системы личных убеждений и вообще механизмов организации психики.

Но все безусловно бы постепенно встало на свои места естественным образом при условии прекращения социальных политических потрясений и попыток раскола культуры, прежде всего, извне политическими противниками. Только достаточно длительно и ровно развивающаяся культура способна оптимизировать (адаптировать) границы приемлемого, обеспечивая максимум эффективности общественного взаимодействия.

 

Культуры самых разных стран сегодня во многом схожи почти по всем этическим вопросам вследствие интенсивного обмена информационными материалами, как художественными и публицистическими, так и новостными. При всех попытках придавать новостям политические цели и скрывать новости "противника", люди все в большей степени учатся распознавать попытки навязать мнение, чему способствуют обсуждения и дебаты в соцсетях, комментариях, онлайн-общении всех видов.

Чем более технически интегрированы культуры, тем более они сегодня сходны и если бы не политические и финансовые интересы, то не было бы и существующих непримиримых разногласий.

Все виды преступлений присутствуют в информационно интегрированных странах примерно в одинаковой степени, что отражает особенности культур.

Для примера сравним США и Россию. Начиная с фильмов Голливуда, где живописуются самые изуверские преступления не только мафии, но и правительства собственной страны, а не только страны-мордора, легко можно найти множество вопиющих реальный фактов как преступности всех видов, так и коррупции, которая особенно на виду у Российской оппозиции.

При этом субъективное восприятия преступности, в частности, индекс восприятия коррупции может сильно различаться.

Вот несколько материалов для сопоставлений:

Чем коррупция в США отличается от коррупции в России

Чем коррупция в России отличается от коррупции в США 2

Правда ли, что в США меньше коррупции, чем в России?

Сравнение коррупции при строительстве мостов

США – самая коррумпированная страна

Почему в США нет коррупции?

В США коррупция на порядок выше,чем в России

Коррупция в США: как легально тратят триллионы

Все заинтересованные могут сами сделать выборки по теме и отфильтровать то, что им кажется недостаточно обоснованным или фальсифицированным. При корректном подходе можно убедиться, что коррупция и преступность процветает во всех странах и ее формы полностью соответствуют границам приемлемости в субкультуре (т.е. это - не случайное явление, а именно этически оправдываемая норма в данных структурах).

Особенности проявлений преступности отражают особенности в экономике и законодательстве, формах юриспруденции например, разрешение на ношение и применение огнестрельного оружия, эффективность адвокатов в отстаивании невиновности преступников и т.д.. См. Сравнительный анализ преступности СЩА и России по видам и годам.

 

Еще один пример - миф про то, в Грузии за 6 лет побеждена коррупция. На самом деле вот что об этом говорит Бурджанадзе: "Пропагандистский штамп, что коррупция в Грузии побеждена, страна уверенно занимает 11-е место в престижном мировом рейтинге лёгкости ведения бизнеса, 4-е место в мире по легкости уплаты налогов, все госслужащие, включая работников ГАИ Грузии не берут взяток, за которые сотни высших госслужащих (мэров, губернаторов, судей) сидят за решеткой, нет санэпидемстанции и других проверяющих инстанций и др., чуть ли не каждый день пропагандируется в мировых СМИ для привлечения новых и новых инвесторов в Грузию. в Грузии сложилась уникальная в мире "система элитарной коррупции". Ее суть, по словам Нино Бурджанадзе в том, в Грузии резко уменьшился круг тех людей, которые допущены Президентом Саакашвили к возможности участвовать в коррупционных схемах страны. При этом, ресурсы и денежные средства, пропускаемые через коррупционные схемы в стране, по словам Бурджанадзе "стали намного больше"."
Отрезвляющий взгляд на то, что наделал Саакашвили: Разбор полетов после Революции Роз.

 

Дополнительно:

·       Социализация

·       Особенности социальной адаптации

·       Почему нарастает неравенство

·       КПД политических революций

·       Ненависть к несправделивости

·       Дети и политика

·       О демократии и либерализме

·       Недержание власти

·       Психофизиология протеста

·       Культура и стабильность



Обсуждение Еще не было обсуждений.


Дата публикации: 2018-01-16

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания

Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:16391856

Авторские права сайта Fornit