Статья Самодисциплина – как система волевых установок
Короткий адрес страницы: fornit.ru/70831 
Озвучка:

Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles

Самодисциплина – как система волевых установок

Адаптивная функциональность волевых установок (не по Унадзе). Формирование самодисциплины. Волевая установка как основа самодисциплины: от воспитания к ментальному автоматизму.

Чтобы в дальнейшем дистанцироваться от психологических терминов, имеющих недостаточно определенное значение (из-за привнесения смыслов разными школами психологов), введем термин волевая установка (ВУ) вместо множества понятий: целеустремлённость, дисциплинированность, самоконтроль, инициативность, решительность, выдержка и т.п. что в целом характеризует явление самодисциплины.

Установка — этоустойчивое внутреннее убеждение.

Даже термин ВУ оказывается избыточным, потому что все в области осознания является следствием произвольности и решения вырабатываются методами произвольности оценки и выбора из альтернатив (fornit.ru/70546). Но термин полезен для того, чтобы проследить отдельные качества такого процесса, которые сменяют одно другим по мере развития и совершенствования ментальных автоматизмов (fornit.ru/70828) на основе развивающихся моделей понимания (fornit.ru/69260).

ВУ в его конечной форме это ментальный автоматизм, который уже не требует осмысления, а выполняется рефлекторно. Но для выработки определенного ВУ нужен процесс осмысления, начинающийся с определения цели. И уже на этапе определения цели возможна выработка автоматизма на основе осмысления опыта, т.е. рефлекс ВУ заменяет весь цикл осознания, включая выбор цели.

Это значит, что каждый ВУ вырабатывается для своих специфических условий, и для получения эффективной системы ВУ нужно формировать их для каждого из специфик условий и ситуации.

И тогда не будет ничего эффективней, чем иметь такой набор ВУ. Он закрывает проблему того,  как заставить себя что-то делать, как решиться сделать что-то или не делать что-то, проблему того, что в психологии называют зависимыми состояниями (fornit.ru/422) или аддикции.

Основным этапом формирования опыта использования BУ для социальных животных всегда оказывается авторитарное воспитание, которое заменяется на попытки скептической проверки авторитарных догм на собственном опыте.

Уже в детском возрасте возникают ситуации выбора, когда ближайший позитивный или болезненный эффект игнорируется в расчете на последующий выигрыш (см. зефирный тест:fornit.ru/5434). Такой выбор осуществляется уже на ранних уровнях погружения в процесс осознания за счет выборки из эпизодической памяти (fornit.ru/67560). Но еще более эволюционно ранним механизмом выбора являются модели понимания на основе семантической памяти (fornit.ru/67427) и развития понимания в зависимости от текущих условий и ситуации (fornit.ru/70779).

Авторитарное воспитание всегда нацелено на формирование системы ВУ, обеспечивающих соответствие этики культуры.

У всех народов развитие детей в рамках военного, религиозного или культурного воспитания внедряет навыки ВУ на уровне рефлексов даже после окончания основ авторитарного обучения и развития собственных навыков. Отклонение от этики следования основным правилам в определенных ситуациях означает выпадение из социума и фатальные трудности самостоятельного выживания. В таких социумах нет проблемы зависимых состояний.

Но в культурах, когда для некоторых семей избыток продуктов и повышенные возможности выживания не требуют столь жестких рамок воспитания, дети могут оказаться без базовых навыков формирования волевых установок и тогда даже в относительно не очень значимых ситуациях возникают ничем не огражденные поведенческие стереотипы с негативными последствиями. Можно без немедленной гибели обжираться, напиваться до бессознательного состояния, творить что угодно с самыми печальными и разрушающими последствиями, формируются и развиваются психические расстройства, характеризующиеся непреодолимой потребностью в повторном употреблении определенного вещества или повторении конкретного действия, несмотря на негативные последствия для здоровья и жизни.

Люди, выросшие в щадящих условиях, лишенные в детве базовых навыков формирования ВУ, оказываются беззащитными, у них нет самодисциплины и способа преодоления пагубных зависимостей.

Некоторые школы психологов устраивают нечто вроде искусственных условий для суровой жизни с необходимостью самодисциплины, вывозят пациентов в изолированную местность и оставляют выживать. Другие пытаюсь жестко воздействовать гипнозом на поддающихся внушению.

Но то, что легко формируется в детском возрасте, с трудом переиначивается во взрослом. В таких случаях необходимо ясное понимание механизмов зависимостей и способов их преодоления.

Самым действенным путем здесь оказывается главная начальная и жесткая волевая установка на то, чтобы выработать общие навыки самодисциплины так, чтобы всего одним беспрекословным решением сделать невозможным определенные действия. Для этого уже не требуются мучительные усилия, все происходит рефлекторно и надежно.

Но если человек не убедил себя совершенно безальтернативно и безусловно в том, что ему нужно преодолеть зависимость, ничто оказывается не способно заменить собственные ВУ, ни гипноз, ни уговоры, ни критические жизненные ситуации.

В любом случае конечной ментальной операцией оказывается оценка варианта действия и выбор из альтернатив наиболее позитивно значащего (fornit.ru/66643).

Необязательно, чтобы позитив достигался непосредственно после совершения действий, но он должен появиться после совершения цепочки действий, и его позитивная значимость должен превышать все негативные потери, иначе не будет достаточного смысла в таких действиях (смысл это и есть субъективно оцененная значимость).

Значимость самого акта самодисциплины можно произвольно сделать наивысшей, так, что если принято решение сделать что-то, то запуск ВУ решает любые проблемы с колебанием и неуверенностью. Сама цель сделать что-то, пусть во вред самому себе, но с полным убеждением непреложной правильности, уже обеспечивает процесс осознанного достижения такой цели.

Способность произвольно изменять значимость как самой цели, так и получаемого результата, позволяет формировать ВУ, повышая значимость самодисциплины и понижая значимость всего того, что решено посчитать недопустимым. Мы можем съесть дурно пахнущий плод дуриана или вонючего сыра, потому что нас авторитетно убедили, как это хорошо и, съев, убедиться самому в том, что да, это хорошо.

Освоив навык произвольно менять значимость, можно значительно повысить эффективность самодисциплины.

Другой возможностью является использовать такие ситуации или даже их мысленные модели, которые, возникнув в контексте активировавшегося зависимого состояния (когда ничто не мешает начать совершать запретные действия), меняют решение действовать. Значимость совершаемого в зависимом состоянии бывает настолько невелика, что буквально любая помеха способна изменить ход мыслей и действий. Если кто-то позвонил, или за окном раздался взрыв, стучат в дверь или раздался голос ребёнка из другой комнаты, появление домашнего питомца, отражение в зеркале и т.п., все это может прервать перекроет значимого состояния. Может помочь даже мысленный диалог с собой в третьем лице: Смотри, Петя, тебе 45 лет, ты снова хочешь напиться перед телевизором? Что ты скажешь себе через неделю, очнувшись с похмельем в грязной квартире?.

Можно заранее заготовить реальные ситуации или мысленные те, что способны здорово помешать происходящему. Например, подключить ясный и убедительный образ близкого человека, который стал свидетелем. Или подключить самого себя: «А если бы ты мог вернуться в детство и рассказать себе, кем ты станешь…». Или оценить возможность событий: «А что, если сейчас раздастся звонок в дверь?», «А если в этот момент ты получишь плохие новости?». Тут все очень индивидуально.

Но все эти уловки не потребуются если хорошо развита самодисциплина и отработаны ВУ для конкретных ситуаций.

Развить ВУ возможно, начиная с того, что уже имеется как последствия воспитания определенными приемами, например:

·         Метод минимальных действий (например, начинать с самых малых усилий).

·         Метод обратного отсчета (создание внутреннего диалога: "Я могу это сделать, но только после того, как...").

·         Метод привязки к рутине (связь новой установки с уже имеющимся автоматизмом).

·         Метод воображаемого свидетеля (вообразить, что за тобой наблюдает человек, которого ты уважаешь).

В любом случае - это индивидуальная работа, контролируемая по достигнутым результатам и корректируемая по мере развития.

О дисциплине: fornit.ru/69552.

 

Различие понятия Волевая установка в статье от понятия установки Д. Унадзе

Унадзе рассматривал установку как:

·         временно господствующую тенденцию субъекта к определённому поведению,

·         обусловленную предшествующим опытом и актуальными мотивами,

·         формирующую готовность к реакции на определённые стимулы.

Это скорее динамический психический механизм, который влияет на восприятие, выбор действий и поведение в конкретный момент. Унадзе не имел модели осознанного формирования поведенческих автоматизмов.

В статье подчёркивается, что:

·         "Волевая установка" (ВУ) это устойчивое внутреннее убеждение, выработанное через осознанный процесс.

·         В конечной форме она становится ментальным автоматизмом, который реализуется рефлекторно, без необходимости постоянного осмысления.

·         ВУ формируется через осознанный выбор цели, оценку альтернатив, рефлексию и развитие моделей понимания.

·         Система ВУ формируется в виде самодисциплины, особенно в ситуациях, где требуется преодоление зависимости или слабости воли.


Nick Fornit
08 Jul 2025

Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.