В начале прошлого века английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг сочинил удивительную сказку про Маугли, которого вырастили животные. В основу «Книги джунглей» легли истории, слышанные автором на службе в Индии. Там человеческие детеныши, воспитанные дикими зверями, не являлись диковинкой. А в Европе подобное существо ужасало каждого, ибо их рождение и жизнь были окутаны мраком тайн и загадок.
Зачастую связь детей и волков расценивали как оборотничество. Считалось, что дикие звери выращивали людей в своих стаях для того, чтобы те впоследствии приходили в города и совершали нужные волкам дела. Но это суеверие отошло на второй план, когда в Эпоху Просвещения лучшие умы Старого Света занялись изучением данной проблемы. Возник вопрос, в состоянии ли люди одичавшие или воспитанные животными адаптироваться в человеческом обществе? В конце концов, взялась же откуда-то древняя легенда об основателях Рима Ромуле и Реме, которых вскормила волчица.
Самым первым одичавшим мальчиком, зафиксированным в старинных рукописях, был ребенок-волк Гессе. Его обнаружили в зарослях неподалеку от небольшого городка местные жители в 1344 году. Это дикое существо сидело на четвереньках, зубы его были переломаны, ногти длинные, обломанные на концах, волосы сплошь в колтунах, Мальчик был абсолютно гол и наготы своей не стеснялся.
Его поместили в приют при церкви, где пытались адаптировать к нормальной жизни. Учили ходить прямо, привязывая к ногам и рукам палки, что не дало результата. Говорить он тоже не научился, издавал только привычный для себя рык и вой. Ел лишь сырое мясо, и постоянно стремился сбежать на волю. Гессе возили по всем европейским странам, как диковину на показ. Умер он в раннем возрасте.
А четверть века спустя в лесах Баварии охотники натолкнулись еще на одного ребенка-волка. Ему было двенадцать лет, и он повторил судьбу своего предшественника.
Люсьен Мальсон, профессор из Франции, который решил воспитать подобного ребенка, после проведенного эксперимента писал в своих мемуарах: «Когда его привезли, дикого, совершенно голого и молчаливого, он умел только рычать и, подобно зверям, имел острые как бритва зубы, которые заострялись от постоянного глодания костей. Невозможно было определить, как долго он пробыл в джунглях, но его физическая сила и крепкое телосложение говорили о том, что он прекрасно приспособился к дикой жизни. В отличие от многих других детей-волков, мальчик прожил среди людей довольно долго — двадцать лет. Но, несмотря на самое терпеливое обучение, его достижения за этот длительный период были такими: он научился одеваться, прямо стоять, хотя для него это никогда не было легким делом, и пользоваться посудой. Начать говорить он так и не смог. Скончался от пиелонефрита».
В 1803 году в местечке Овердайк в Голландии нашли дикого мальчик, возраст которого определить не смогли. Он отличался тем, что питался птичьими яйцами, птенцами или взрослыми птицами, которых ему удавалось поймать. Мальчик также умел великолепно подражать птичьим крикам.
Как выяснилось в процессе изучения даной проблемы учеными, на роль человеческой няньки отлично подходит не только волк, но и обезьяна. Так, в стае приматов, в густых джунглях южного Цейлона военные обнаружили маленького мальчика. Ребёнок был умственно отсталым. Поэтому родители бросили его посреди леса (такие вещи довольно часто практикуются в бедных странах). Вопреки всему, несчастный малыш выжил и даже смог втереться в доверие к приматам. Он научился имитировать их поведение, и обезьяны приняли его в стаю.
В приюте, куда передали его военные, мальчика окрестили Тиссой. Первоначальное знакомство показало, что ребенок не умеет говорить, ровно стоять, есть из тарелки, сидит как мартышка. Благодаря терпению персонала и трудолюбию психологов, вскоре малыш перестал сбрасывать с себя одежду и даже стал есть ложкой.
Со временем ученые разделили всех подобных найденышей на две группы: «ликантропов» — воспитанников волков, и «диких детей», которые по той или иной причине одичали.
У детей Homo ferus, воспитанных волками, разные судьбы, но много общего. Они не испытывают эмоций, типичных для человека: любовь, радость. Никто из них, даже после работы с психологами, так и не научился смеяться. В основном они предпочитают молчать, а когда что-то не нравится, рычат или воют. Научить их прямохождению зачастую бывает невозможно. Они очень уверенно передвигаются на четырех конечностях.
Типичными «ликантропами» являются несколько десятков детей, которых удалось поймать по всему миру в разные годы и в разные века. Трудно судить о том, насколько сложно происходила адаптация всех зверо-людей. Бывали случаи, когда память, полученная в раннем детстве, восстанавливалась, и малыши впоследствии осваивались в человеческой среде. Другие так и умирали, как дикие звери в неволе.
Еще одни своеобразный случай описан в Кабардино-Балкарии. Когда в край вошли немцы, двое молодых людей стали полицаями в свих деревушках, и верно служили новым хозяевам. Когда же битва за Северный Кавказ была проиграна, немцы с позором бежали, забыв про своих слуг.
Для того, чтобы избежать заслуженной кары, парни, взяв с собой две винтовки и огромный запас патронов, ушли далеко в горы. Там укрылись в самом глухом районе, который только можно было найти, и поселились в пещере. Всю провизию они добывали охотой и собирательством, питаясь кореньями, ягодами, грибами.
Вдвоем они прожили восемь лет, даже не зная, что война давно закончилась. Потом один из друзей заболел раком горла, и его соратник прочищал ему горло от нараставшей опухоли, при помощи заостренного наперстка на ниточке. Тем не менее, друг умер в мучениях. А мужчина остался один, и еще более тридцати лет прожил в тотальной изоляции, добывая себе пропитание прежними методами.
Одежду он шил из шкур убитых животных, а однажды украл с кукурузного поля кошку, которая скрашивала его одиночество. Спустился к людям он через 35 лет и задал два вопроса: «Кончилась ли война?» и «Жив ли Сталин?» Узнав, что ничего ему не грозит, он успокоился.
После бани шестидесятилетний мужчина выглядел на тридцать с небольшим. У него не было морщин, зубы никогда не болели. Тем не менее, в обществе он адаптироваться не смог и снова ушел в горы. Там он работал пастухом, стараясь не попадаться на глаза людям.
За долгую историю было найдено немало подобных отшельников, которые жили в семьях волков, лис, обезьян. Мало кто из них смог адаптироваться к нормальной жизни. Практически все они умерли, не прожив и десяти лет. Остается загадкой, что заставляло животных принять их в свой коллектив. И каким образом им удавалось выживать в суровые зимы.