Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/6362 
или fornit.ru/ax1-41-404

Развитие подражательной деятельности

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Развитие психических функций (nan)
  • раздел: Развитие первых реакций ребенка (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка. Задачи развития коммуникативных навыков являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности.
    В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания. Прежде всего, создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах.
    Метод имитации (прямая имитация или подражание) заключается в том, что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их, а ребенок слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл. Этот метод используется практически во время любой игры.

    Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

    Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка.  Поэтому развитию коммуникации уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса.  Задачи развития коммуникативных навыков являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания,  накапливать словарь,  формировать речь как средство общения с окружающими.  В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого.  Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности.  Детей необходимо учить понимать короткие рассказы,  стихотворения,  потешки,  выполнять несложные поручения.

    Вначале при ознакомлении детей со сказками,  прибаутками,  потешками воспитатель использует наглядность,  обыгрывает сюжет (показывает движения,  действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь,  воспроизводить движения в соответствии с текстом,  повторять звукосочетания,  слова,  запоминать небольшие литературные тексты.

    В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания,  формирование умения подражать звукосочетаниям и словам.  Дети должны не только воспроизводить речевой материал после того,  как услышат от взрослого,  но и систематически употреблять его по собственной инициативе.  Это способствует развитию коммуникативных навыков как средств общения с взрослыми и детьми.

    Главной задачей во втором полугодии является развитие активной речи.  На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова,  которые в первом полугодии учились понимать.  Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети со слабо развитыми речевыми навыками теперь уже могут воспроизводить простые слова и короткие предложения. 

    В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания.  По мере того как дети овладевают способами действий и различными умениями,  воспитатель стремится выявить возможности самостоятельного выполнения их ребенком.  С этой целью задаются разнообразные вопросы.  В ответ на подобные вопросы ребенок выполняет действия и произносит слова,  становится разговорчивым.  Ценным является и то,  что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка. 

    Для развития коммуникативных навыков важно создать определенные условия.  Прежде всего,  создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах.  Кроме того,  создание речевой среды включает в себя: постепенное усложнение речевого общения и организацию специальных речевых игр и упражнений.

    Для дошкольного периода развития коммуникативных навыков характерны практические методы.  Они эффективны потому,  что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи и не нарушают его,  а делают его более насыщенным речевой работой – физической,  мускульной,  интеллектуальной и эмоциональной.

    Метод имитации (прямая имитация или подражание)  заключается в том,  что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их,  а ребенок слушает и повторяет,  имитирует его речь,  старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса)  и понять смысл.  Этот метод используется практически во время любой игры.

    Но метод имитации осуществляется различными приемами.  Такими как:

    1). Сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным названием предметов,  действий,  изображений и др.  Слова могут произноситься точно,  усеченно и приближенно.

    2). Наблюдение за реальными предметами.  Например,  в пальчиковых играх,  таких как «Ладушки»,  дети наблюдают за руками взрослого,  одновременно рассматривают свои и имитируют движения взрослого.

    3). Игры.  Во время игр с предметами,  дети производят различные манипуляции с ними,  наблюдают предметы и называют их качества и действия с ними.  При этом воспитатель задает вопросы.  К ним относятся игры с кубиками («Стулья»,  «Дорожка»,  «Башня» и др.) и игры с мячами («Кидай мяч! »,  «Лови мяч! »,  «Перебрось мяч! »,  «Попади в корзину! »,  «Мяч с горки! » и др.) . В таких играх одно и тоже действие повторяется многократно.

    Особенно много благоприятных ситуаций для развития коммуникативных навыков складывается в процессе сюжетно-ролевых игр.  Ребенок копирует различные ситуации из жизни взрослых,  копирует и действия и речь.  В ходе копирования повадок различных животных,  характерных особенностей людей и предметов дети изображают,  например: шаловливого котенка,  удивленную маму,  кипящий чайник.  Кроме того,  сюжетные игры служат для закрепления уже знакомого языкового материала.  Приобретенные умения совершенствуются в процессе самостоятельной игры. 

    В игре «режиссерской» ребенок не берет на себя роли,  а распределяет их между игрушками.  Проговаривает знакомые фразы за них и тем самым учиться грамматике.

    Подвижные игры,  игры с правилами обогащают речь детей заученными потешками,  песенками,  заучивание происходит в процессе имитации речи воспитателя. 

    У детей со слабо развитыми речевыми навыками плохо развита моторика и координация движений,  наблюдается непонимание речи взрослых.  Взрослым нужно прилагать больше усилий,  чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей,  развитие подражательной речевой деятельности,  расширение объема понимания речи.  Чтобы достичь наибольшей эффективности в подражательной речевой деятельности,  надо начинать с развития подражания вообще,  развития моторики и координации.  Развивающие игры наиболее подходят для этой цели.

    Игры на развитие общего подражания имеют своей целью развитие понимания речи,  учат соотносить речь и движения,  развивают подражание движениям рук взрослого,  развивают подражание движениям взрослого.  Для достижения этих целей хорошо подойдут разнообразные пальчиковые игры с небольшим текстом такие как: «Ладушки»,  «Часики»,  «Капуста» и др.  А такие игры как «Мы ногами то-топ-топ! »,  «Хлопы-шлёпы»,  «Слышим-делаем»,  «Деревце» и др.  развивают общую моторику и умение подражать движениям.

    Игры для развития общего и речевого подражания дополняются повторением звуков речи [у],  [ы], [ж] и др.  в таких играх как «Самолеты»,  «Пароходы»,  «Машины»,  повторением слов-звукоподражаний БИ-БИ,  ТУК-ТУК,  КО-КО-КО,  АВ-АВ,  МЯУ,  МУ,  ГА-ГА-ГА,  КРЯ-КРЯ,  И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА,  СОБАКА,  КОШКА,  КОРОВА,  ГУСЬ,  УТКА,  ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ,  СОБАЧКА АВ-АВ,  КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.  В таких играх хорошо использовать игрушки (мягкие или резиновые) .

    ТУК-ТУК,  КО-КО-КО,  АВ-АВ,  МЯУ,  МУ,  ГА-ГА-ГА,  КРЯ-КРЯ,  И-ГО-ГО и др. ; слов КУРИЦА,  СОБАКА,  КОШКА,  КОРОВА,  ГУСЬ,  УТКА,  ЛОШАДКА и др. ; фраз КТО ТАМ,  СОБАЧКА АВ-АВ,  КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

    Подвижные игры на развитие общего подражания имеют своей целью обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие движений,  движения в ритме музыки.  Используются такие игры как: «Потанцуй со мной! »,  «Повторяй за мной! » и др.



    Источник: Развитие подражательной речевой деятельности
    Дата создания: 01.07.2015
    Последнее редактирование: 17.12.2023

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Развитие психических функций":
  • Врожденные рефлексы и приобретаемые автоматизмы
  • Экспериментальные обоснования периода доверчивого обучения
  • Период доверчивого обучения
  • Критические периоды развития
  • Стадии психического развития
  • Родительская забота определяет работу мозга во взрослой жизни
  • К семи годам дети начинают врать по-взрослому
  • Доверчивое обучение у животных
  • Удивление заставляет детей исследовать окружающий мир
  • Развитие лобных долей в онтогенезе
  • ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
  • Подражание и доверие
  • Имитационное научение (подражание) у животных
  • Феномен маугли
  • Социальные ситуации
  • Как ребёнок учится говорить
  • В Доминикане нашли детей, у которых в 12 лет меняется пол
  • Периодизация развития гиппокампа
  • Ученые узнали оптимальное количество творцов в обществе
  • Удалось установить, сколько генераторов идей должно быть в каждом коллективе
  • СРАВНЕНИЕ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА И ПРИМАТОВ
  • Возрастные периоды развития человека
  • Город провоцирует шизофрению
  • Стремление быть счастливым наносит вред психике человека
  • Периоды развития мозга, возможность обучения и социальная активность
  • Мысленные образы у человека возникают уже к 7 месяцам
  • Подражательный рефлекс
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка
  • Критический период развития: протест
  • Последовательность созревания зон мозга
  • Когда и как начинает мыслить ребенок?
  • Главной функцией языка оказалось общение, а не мышление

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя