Cистема обоснования теоретических обобщений для предметной области Каждый ключевой подраздел обосновывается совокупностью подтверждающих материалов независиымх исследователей подробнее >> Системная нейрофизиология
|
Автор: nan Короткий адрес страницы: fornit.ru/ax1-80 |
[80] Развитие первых реакций ребенка - не показывать анонсы (только заголовки статей).Нормальные младенцы начинают лепетать в возрасте пяти месяцев. Эта начальная фаза продолжается около месяца.
К концу первого года жизни первая фаза заканчивается и лепет ребенка постепенно переходит в разговорную речь. Уже в первые месяцы постнатальной жизни появляется возможность выделения качества новизны стимула. Начиная с 2-3-месячного возраста восприятие новых стимулов вызывает характерный комплекс оживления. Этот возраст можно считать критическим для формирования процесса внимания, поскольку в это время, с одной стороны, происходит становление механизмов анализа и первичной переработки информации и, с другой стороны, развитие познавательной потребности приводит к привлечению и поддержанию внимания к новому стимулу.
вижения ребенка первых месяцев жизни, прежде всего, направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих положение позы. Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными, как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.
Уже со второго месяца жизни ребенок не является реактивным существом, регулируя свое поведение, проявляя собственную активность в общении со взрослыми и исследовании окружающего мира, постепенно развертывая познавательную, коммуникативную, а несколько позже, во втором полугодии жизни, и предметно-манипулятивную деятельность.
В возрасте 6-8 месяцев также удается выявить первые признаки возникновения речевого управления действиями ребенка. Ребенок 6-8 месяцев способен выполнять простейшие действия по инструкции взрослого (находить взором требуемый предмет). Возраст 9-12 месяцев является значимым в развитии таких способностей ребенка как подавление непосредственных реакций, преодоление зависимости от ярких характеристик внешней среды. Наиболее ранним зафиксированным проявлением подражательной деятельности новорожденного была имитация мимики взрослого.
Лицо как канал невербальной коммуникации служит одним из ведущих средств общения. Мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15 18 недель внутриутробного развития, а изменения выражения лица имеют место начиная с 20й недели эмбрионального развити. Предполагается, что у ребенка существуют врожденные программы имитации и в течение первого года жизни имитация имеет место как компонент генетически запрограммированной программы биосоциальных взаимодействий. Врожденная способность младенцев к имитации с возрастом все более сменяется отсроченной имитацией, с преобладанием произвольных компонентов. Необходимо признать, что полноценный переход к произвольному подражанию связан с развитием когнитивных способностей ребенка, и прежде всего со способностью удержания и концентрации внимания на образе. Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии коммуникативных навыков ребенка. Задачи развития коммуникативных навыков являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности.
В результате накапливания речевых впечатлений и систематического обучения у детей развивается способность подражания. Прежде всего, создаются условия для подражания детьми речи взрослых во всех видах деятельности и режимных моментах. Метод имитации (прямая имитация или подражание) заключается в том, что взрослый артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует их, а ребенок слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл. Этот метод используется практически во время любой игры. Период сенсомоторной регуляции продолжается от 3 до 9—12 мес. Такого рода регуляция проявляется в способности к целенаправленным движениям (достижение и схватывание предмета) и в изменении движений в ответ на изменение обстановки.
В фазе контроля, которая продолжается от 12 до 18—24 мес дети начинают замечать те изменения, которые они производят вокруг, и понимать запрещённые и желательные действия. Возникает становление инвариантности объектов и решение элементарных проблем, появление гипотез и их примитивная, первичная проверка. Всё это приводит к тому, что ребёнок начинает отделять себя от других людей. Развитие гиппокампа до функциональной зрелости происходит задолго до развития префронтальной лобной коры.
Корковые поля энторинальной области и гиппокампа (полей 28 и 34 по Бродману) наиболее интенсивно развиваются в период грудного возраста, раннего и первого детствах, когда ширина наружного слоя собственного энторинального поля epr1 увеличивается по сравнению с тем же слоем новорожденного в 2,36, среднего слоя – в 2,46, внутреннего слоя в 1,46. Ширина пирамидного слоя поля СА2 гиппокампа увеличивается от момента рождения до первого детства в 1,6. 2. Интенсивный рост нейрона в собственном энторинальном поле epr1 и собственном поле СА2 гиппокампа отмечается в периоды грудного возраста, раннего возраста (от 1-го до 3-х лет) и первого детства (от 3-х до 7-ми лет), когда наблюдается значительное увеличение ширины и высоты нейронов и объема нейронов в наружном слое собственного энторинального поля epr1 . В левом полушарии в наружном слое объем нейронов увеличивается в 3,14 раз, в среднем слое в 3,02 раз, во внутреннем слое в 2,68 раз, в пирамидном слое поля СА2 в 2,95. Ребенок, овладев умением действовать самостоятельно, сам удовлетворяет свою потребность в активности. Первые попытки выполнить самостоятельно то или иное предметное действие становится фундаментом развития волевой сферы. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Ранний и дошкольный возраст - сенситивный период для развития самостоятельности, и чрезвычайно важно не допустить перехода естественной привязанности маленького ребенка к взрослым и определенным средовым условиям в аномальную личную зависимость. Познавательную активность можно развивать в игровой деятельности через эмоциональное воздействие на ребенка. Ребенок начинает действовать не в воспринимаемой, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются совершенно не свойственными им именами и функциями. Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребенка и, естественно, освобождают его от давления наличной ситуации. К концу раннего возраста складывается новый способ действия детей с предметами-заместителями. Ребенок начинает ясно видеть сходство и различие между обозначающим и обозначаемым; выбор предмет-заместителя перестает быть случайным - малыш сначала ищет подходящий предмет и только потом дает ему новое название, это происходит в следствии высокой степени познавательной активности малышей. Действие с предметами и игра - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Инициатива, проявляемая ребенком во время самостоятельных игр, способствует развитию познавательной активности и творчеству. Главное в игровой задаче - воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Для достижения выбранной цели ребенок на основе своего жизненного опыта использует в условном плане тот или иной способ действия и средства для его выполнения. Развитие способов решения игровых задач происходит следующем образом: сначала дети овладевают предметно - игровыми действиями с сюжетно - образными игрушками в ситуации подготовленной взрослым. Однако при целенаправленном формировании игровых действий уже в 1 год 4 месяца малыши используют предметы - заместители, с 1 года 7 месяцев - 1 года 9 месяцев - воображаемые предметы, а с 2 лет 7 месяцев активно заменяют хорошо усвоенные действия словом. При этом условия для игры они готовят сами. Мозжечок — это функциональное ответвление главной оси «кора больших полушарий — спинной мозг». С одной стороны, в нём замыкается сенсорная обратная связь, то есть он получает копию афферентации, с другой стороны, сюда же поступает копия эфферентации от двигательных центров. Говоря техническим языком, первая сигнализирует о текущем состоянии регулируемой переменной, а вторая даёт представление о требуемом конечном состоянии. Сопоставляя первое и второе, кора мозжечка может рассчитывать ошибку, о которой сообщает в двигательные центры. Так мозжечок непрерывно корректирует и преднамеренные, и автоматические движения. У низших позвоночных информация в мозжечок поступает также из акустической области, в которой регистрируются ощущения, относящиеся к равновесию, поставляемые ухом и боковой линией, а у некоторых даже от органа обоняния.
К моменту рождения мозжечок менее развит по сравнению с полушариями головного мозга, но на первом году жизни он развивается быстрее других отделов мозга. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить. При опросе около 100 детей возрастом от 4 до 13 лет, оказалось, что они помнят события, произошедшие с ними до двухлетнего возраста. Когда этих же испытуемых опросили в чуть более взрослом возрасте, большинство воспоминаний были утрачены.
Первые ощутимые воспоминания появляются в возрасте 3,5 лет, когда гиппокамп, часть мозга, отвечающая за хранение и воспроизведение воспоминаний, созревает и становится способной справляться с этой задачей. Также в возрасте около трех лет формируется отчетливое чувство индивидуальности, которое позволяет отличить себя от внешнего мира. К концу первого года жизни ребенок начинает понимать, что объекты, которые он видит, продолжают существовать даже после того, как они пропадают из его поля зрения. Эта способность резко увеличивается в период с 7-го по 11-й месяц жизни.
Основной чертой произвольного поведения является его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.
Преодоление непосредственного, ситуативного поведения составляет основу овладения собой в дошкольном возрасте. Способность слышать и выполнять речевые инструкции дается малышу не сразу. Даже прекрасно понимая, что его просят взрослые, ребенок долгое время (до 3-4 лет) часто не может выполнить их просьбу. Здоровый доношенный младенец обычно начинает улыбаться в ответ на соответствующий стимул в возрасте пяти недель и легко фиксировать взгляд и следить примерно в возрасте двух месяцев.
У младенцев младшего возраста с нарушениями зрения часто наблюдаются задержки моторного, социального и даже языкового развития. С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве.
Визуальный опыт формирует из отдельных нейронов так называемые столбцы ориентации, необходимые для восприятия, обработки линий, узоров, движения и восприятия цвета. Этот процесс продолжается в течение первых 3 лет жизни и является периодом нейрональной пластичности или критическим периодом для визуального развития. Уже к 4 мес жизни ребенок может сопоставлять визуальную информацию с аудиоданными из беглой речи людей, даже говорящих на разных языках, с разной просодией, из разных языковых групп. При рождении отмечается ряд безусловных зрительных рефлексов - прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. На 2-3-й неделе жизни формируются и совершенствуются функции предметного, контрастного и пространственного зрения. На 2-3-м месяце жизни появляется форменное центральное зрение, которое постепенно совершенствуется, от способности обнаруживать предмет до способности его распознавать. В возрасте 2-6 мес совершенствуется способность дифференцировать цвет. Различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. У новорожденного есть механизм бинокулярной фиксации объекта как основа развития бинокулярного зрения, но способность к бинокулярному зрению, т.е. слиянию двух монокулярных изображений в единый зрительный образ, появляется только к 2 мес жизни. На первом месяце жизни малыш способен фиксировать взгляд на лице взрослого, следит за медленно движущейся игрушкой, щурится от вспышки яркого света. В два месяца он уже фиксирует взгляд на игрушке, может прослеживать ее движения (как по вертикали, так и по горизонтали), различает красный и желтый цвет. В три месяца у ребенка появляется координация движений глаз, он способен быстро найти зрительный стимул, интересуется лицами, проявляет зрительное внимание, начинает соотносить зрительный стимул и событие (например, бутылочка — кормление). В четыре месяца малыш проявляет интерес к собственным рукам (у него развивается координация рука — глаз), может перемещать пристальный взгляд и реагировать улыбкой на знакомое лицо, способен прослеживать за объектом, движущимся горизонтально, вертикально и по кругу. В пять месяцев он может смотреть на объект, находящийся у него в руках (развивается координация глаз – рука), легко перемещает взгляд с близкого расстояния на далекое, может рассматривать объекты на близком расстоянии. В шесть месяцев ребенок узнает и дифференцирует лица, может дотягиваться и хватать зрительные стимулы (движения рук контролируются зрением), начинает интересоваться объектами, попадающими в поле зрения, обычно фиксирует, где появился новый объект. Острота его зрения близка к остроте зрения взрослых, он использует все 180 градусов поля зрения.
С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза». Лицо матери оказывается высоко значимым, предпочитаемым и рано распознаваемым раздражителем по сравнению с неживыми предметами. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невролога.
В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся неподвижными. С 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3-4 месяцам созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 месяцам — красно-зеленый. С 3-4 месяцев проявляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2-3 месяца жизни становится эмоциональное сопровождение. Это комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску. С 3-месячного возраста весь комплекс поведенческих реакций направлен на новый объект и способствует его фиксации, а эмоциональная реакция оживления, базирующаяся на предпочтении новизны, - обеспечивает восприятие объекта, удлиняя время общения ребенка с объектом. Структурно-функциональной основой расширения возможностей опознания объектов внешнего мира является вовлечение в сенсорные функции не проекционных областей коры - моторной и ассоциативной зон. Включение в зрительную функцию областей моторной коры, связанных с глазодвигательными процессами, обеспечивает более совершенную регуляцию и контроль двигательного компонента внимания. К раннему рассматриванию сначала предметов, потом своих рук начинает присоединяться дотягивание, толкание игрушек, а с момента раскрытия ладони - захватывание, ощупывание, что существенно дополняет чисто зрительные впечатления и облегчает опознавание предметов. Развитие координационных возможностей, движение обеими руками способствует манипуляции с предметами, более глубокому ознакомлению с окружающим миром. К 8-му месяцу жизни проявляются элементы произвольности и внутренней регуляции. Ребенок на основе индивидуального опыта направляет свое внимание (фиксирует взгляд) на прогнозируемое место появления движущегося предмета, исчезнувшего за ширмой, или экспериментатора, спрятавшегося за дверью после игры. Регуляция поведения развивается в общении с взрослыми. Дети избирательно воспринимают окружающие предметы – младенцам больше нравится смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. Привлекательными являются края и контуры объектов. Кривые и изогнутые линии больше привлекают детей, чем прямые, а вертикальные больше, чем наклонные.
Младенцы больше предпочитают смотреть на новые предметы, однако если предмет совершенно непривычен, незнаком для ребенка, он не привлекает его внимания. К концу года младенцы могут узнавать и выделять предмет, который раньше для них не имел собственного самостоятельного существования, а являлся элементом общей ситуации, картины (мяч под креслом, платок на подушке и т.п.). Активный поиск исчезнувшего предмета является признаком того, что у ребенка начинается познание объективных отношений и он воспринимает предмет как отдельную вещь, которая может перемещаться в окружающем пространстве. Во втором полугодии у ребенка изменяется характер отношения зрения и хватания. У него формируется предварительное нацеливание на объект. К концу первого года жизни он начинает осуществлять хватание "вслепую", после отведения взора от объекта. Указанный факт свидетельствует о том, что зрительное восприятие на этом этапе достигает такого уровня развития, который позволяет сразу зафиксировать необходимые пространственные параметры объекта и затем завершить действие по представлению. Острота зрения новорожденного равна 0,03. В первые дни жизни взгляд у ребенка блуждающий, движения глаз не согласованы. Зрение быстро улучшается в течение первых недель жизни по мере развития нервных связей между клетками различных отделов зрительной системы. Однако для нормального развития клеточных контактов необходимо их постоянное функционирование. Когда ребенок начинает рассматривать предметы, находящиеся от него на разных расстояниях, его перцептивная активность получает «поощрение» периодически видимыми им четкими изображениями. Это служит стимулом для дальнейшей тренировки его зрительной системы. В возрасте трех месяцев острота зрения достигает 0,1, а в шесть месяцев она может быть близка к остроте зрения взрослых. К 2,5 – 4 годам острота зрения равна 1.
На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например, треугольные объекты – с крышей дома, красные – с помидором. Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребенку выполнять задания по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он уже понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Только пройдя ряд этапов развития зрения, ребенок сможет увидеть окружающий мир во всех цветах и оттенках. Выделяют 5 стадий развития зрения.
С первых дней жизни у ребенка заложен ряд защитных и ориентировочных зрительных реакций. Это зрачковый рефлекс, поворот головы в сторону источника света, зажмуривание глаз при ярком свете, прослеживание взглядом за медленно перемещающимся предметом или объектом. Уже с первого месяца жизни возникают новые ориентировочные реакции. Постепенно расширяются и усложняются базовые функции зрения. Сначала увеличивается расстояние, на котором ребенок может наблюдать за движущейся целью, затем увеличивается длительность зрительного сосредоточения, затем усложняется восприятие форм и цветов. К концу шестого месяца жизни ребенок уже способен различать лица людей.
Самые первые зрительные образы, которые воспринимает человек — это лица.
Органы зрения у новорожденного уже сформированы, но работа всей зрительной системы будет «настраиваться» в течение первых шести месяцев жизни — критическая фаза формирования зрительной системы. Ребенок на ранних этапах развития зависим от матери не только физически, как от источника реализации всех его витальных потребностей в сытости, тепле, безопасности и т.д., но и как от регулятора его аффективного состояния: она может его успокоить, расслабить, взбодрить, утешить, увеличить выносливость и настроить на усложнение взаимоотношений с окружающим миром. Важнейшим условием для этого является возможность синхронизации их эмоциональных состояний: заражения улыбкой, синтонности в настроении и переживании происходящего вокруг. Поэтому так важно для малыша спокойствие и уверенность в себе мамы, дающее ему ощущение надежности. Так реализуется первичная потребность ребенка в стабильности и эмоциональном комфорте.
Младенец первых 2-3 месяцев жизни характерно нетерпелив, тяжело реагирует на изменение распорядка дня – нарушение режима кормления, сна-бодрствования, может переживать перемену обстановки; привыкая к определенным «рукам», манере человека, ухаживающего за ним большую часть времени, тяжело переживает его замену. Когда ребенок овладевает более сложными способами самостоятельного тонизирования, потребность в них становится меньше – так к 6-7 месяцам сосание пальца обычно прекращается. Ребенок постепенно начинает учитывать эмоциональную реакцию взрослого на свои действия. Если на более раннем этапе развития у малыша наблюдалось самое простое аффективное заражение ярким состоянием другого человека (первоначально зевотой, затем – смехом, плачем), то теперь из этого начинает вырастать истинное подражание эмоциональным реакциям взрослых. Так, пятимесячный ребенок уже может имитировать выражение лица матери и с удовольствием играть с выражением своего лица в зеркале. К полугоду ребенок уже хорошо распознает основные эмоции своих близких и начинает сам дифференцированно и адекватно ситуации выражать удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность, смущение и т.п. К 1,5 – 2 годам дети начинают чутко воспринимать симпатии родителей, активно пытаются вмешаться в разговор взрослых, тяжело переживают недостаточность внимания к себе, не разрешают близким долго с кем-то общаться. К 2,5 годам малыш начинает проявлять особый консерватизм в привычках, сопротивляться внесению изменений в стабильные, наиболее значимые для него формы взаимодействия с окружением. Ребенок также следит, чтобы все в семье вели себя «правильно», чтобы все было на своих местах. К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.
После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному. К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша. Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений. Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей. В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя". Начиная с 3-й недели жизни у малыша формируется отношение к внешнему миру, в виде мамы, т.е. социальная реакция. Он начинает чувствовать ее эмоциональные изменения, отвечать улыбкой на ласковый голос и прикосновения, во время бодрствования.
Безусловные рефлексы - это, прежде всего, система пищевых рефлексов. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.
К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше (ориентировочный рефлекс). Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. В 5—6месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка. К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними, ребенок включается в достаточно сложные действия игры. После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта (при том, что первые воспоминания фиксируются после 2-х лет). Только что появившийся на свет малыш еще ничего не умеет, у него присутствуют лишь безусловные рефлексы. Но уже в течение первых месяцев жизни на базе этих безусловных рефлексов начнут формироваться сложные произвольные рефлекторные реакции. К году нервная деятельность малыша эволюционирует настолько, что он окажется способен к выполнению сложнейших для его возраста задач.
Подробный список рефлексов. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые предметы, значительно отличающиеся от виденных им ранее, могут вызвать тревогу, испуг или плач.
Первые проявления сосредоточенности можно наблюдать на 10-12 день, когда ребенок пытается направить взгляд на лампу, если она расположена близко. К концу второго месяца может следить за яркими блестящими предметами. На третьем месяце жизни в большей мере внимание привлекают взрослые. Дальнейшее развитие внимание получает в связи с появлением предметных действий. 5-6 месяцев ребенок хватает рукой предметы, формируется невербальная коммуникация с помощью жестов, мимики и пантомимики. После восьми месяцев развитие идет по пути формирования предметных действий. В течение первых 3-4 месяцев у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает кричать, когда видит незнакомого. С этого момента мир для ребенка становится разделенным на безопасную и опасную сферы. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. Важным условием появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним. Попытки вырабатывать условные рефлексы как у еще не родившихся, так и у недоношенных детей, а также у новорожденных в первые дни жизни привели к противоречивым результатам. Лишь примерно с недельного возраста способность ребенка к образованию условных рефлексов становится несомненной. К этому времени у него можно наблюдать и первые натуральные условные рефлексы.
Натуральный условный пищевой рефлекс на положение кормления образуется у младенца примерно в недельном возрасте. Сигналом здесь служит в основном комплекс кожных и проприоцептивных раздражений, подкреплением - кормление. Натуральный условный рефлекс на время кормления возможно образуется еще раньше. Примерно к концу первого года жизни ребенка слово начинает выступать как основной раздражитель, замещающий весь комплекс раздажителей. по мере роста малыша каждый из рефлексов имеет свое время появления и затухания. Некоторые из них заметны с рождения, часть из них проявляются со временем.
Подражание свидетельствует об активной, избирательной позиции ребенка; оно сопровождается "подлаживанием", подбором действий, соответствующих образцу. Действия, которые имитируются ребенком, как правило, обладают качествами сложности, новизны, "интересности". Особенно явно подражание проявляется по отношению к действию, которое только начинает формироваться.
Содержание подражания ребенка в возрасте 2-6 месяцев составляют мимические и пантомимические движения, среди которых высовывание языка, открывание/закрывание рта, качание головой, некоторые движения рук типа махания, стучания, сжимания/разжимания кулака, хлопков в ладоши. Со второй половины младенчества подражание все больше становится воспроизведением нового, того, чего еще не было в собственном поведении ребенка. На втором году жизни появляется и становится преобладающим воспроизведение ребенком способов действий с предметами. Следующий шаг в развитии подражания в раннем детстве заключается в том, что ребенок начинает воспроизводить цепочку из нескольких, связанных между собой предметных действий, отражающих в определенной степени жизненную логику событий. На третьем году жизни ребенка происходит перенос акцента в имитационно-моделирующем отображении жизненных ситуаций. Истоки самостоятельности детей зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка.
С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы: о происхождении и устройстве мира, о взаимосвязи в природе и т.п., что приводит к появлению новой формы общения – внеситуативно - познавательной. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная, которая постепенно, к концу третьего года жизни, переходит в игровую. Ребенок вступает в этот мир почти слепым и глухим и проявляет чисто рефлекторные реакции на раздражители. Первыми из них являются ощущения на осязание температуры (прохладу, жару) и вкусовая чувствительность. Громким криком выражает он это чувство.
С первых же дней может различить горькое и сладкое. Если мать смажет соски груди мазью, личико ребёнка искривится от неприятного вкуса. К третьему месяцу ребенок по голосу или звуку находит зафиксированный в памяти предмет и начинает на него смотреть и узнавать. Вот первые плоды работы сознания! В этот период мы активно развлекаем ребёнка погремушками. Услышав звуки, он отвлекается от плача, переходя на процесс зрительной работы с ярким предметом. Начинает связывать этот образ со своими движениями, протягивая к нему руки. Взяв его, он подносит рефлекторно ко рту и пробует на вкус, закрепляет эти движения в сознании. Так взаимодействуют различные функции восприятия, которые способствуют в «видении» целостного образа. К 6-8 месяцам эти умения можно считать сформированными. Дитя начинает согласовывать функции органов чувств с деятельностью. Изображения, получаемые от обоих глаз, соединяются в одно целое, то есть бинокулярное зрение. У него формируется восприятие глубины пространства. Дитя всеми силами устремляется вперёд для исследования неизведанного пространства и новых интересных объектов. Между 6-11 месяцами проявляются такие важные сознательные процессы как ассоциации, полным ходом идёт работа памяти, закладывается эмоциональное внимание. Малыш учится расчленять поток информации, льющийся через органы восприятия, узнавать отдельные слова, выражать через них конкретные чувства и потребности. В течение первого года жизни дитя научается видеть, слушать, ориентироваться в пространстве, самостоятельно держаться. Понимает немного, что хочет он и чего хотят от него. Самосознание ещё не сформировано, но есть самомнение в результате оценок взрослых. Кого больше хвалят, тот считает себя хорошим, а тот, кого критикуют — слабым. Только в период переходных возрастных изменений приходит время интереса к самому себе. Начиная со школьного возраста отрок растёт сознательность в коллективной среде. У годовалых малышей активность мозга практически не отличалась от таковой у взрослых. Правда, активность префронтальной коры, получившей информацию от сенсорной, оказалась у детей в три раза медленнее. То есть наличие объекта в поле зрения они фиксировали хорошо, а вот осознание: "Я вижу нечто", — доходило до них медленнее.
Даже у пятимесячных детей соответствующая двухступенчатая активность оказалась в наличии. У них ответ префронтальной коры был еще более слабым и растянутым во времени. Как предполагают ученые, у детей этого возраста идет постепенная "настройка" сознания. А возникает двухчастная активность сознания примерно в двухмесячном возрасте. Воспоминания из младенчества отсутствуют у каждого человека. Мы запоминаем лишь фрагменты – самые яркие эмоции из раннего детства. Но воссоздать картину с самого рождения до сегодняшнего дня мы не в состоянии.
Детям, которым все показывали и объясняли, развиваются гораздо быстрее, и, напротив, те, с которыми долгое время говорили лишь на "детском языке" и сами начинают говорить позже и хуже.
Начиная с 1г. 2мес. - 1г. 7мес. ребенок начинает мыслить. Ребенок 1г. 5мес.-1г. 7мес. обнаруживает разумность и даже определенную логичность своих действий. Ранний способ мышления и все задачи и проблемные ситуации, возникающие перед ребенком, решаются им путем практического действия с предметами.
Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность (мотив, интерес) что-то понять, поэтому мышление и начинается с вопроса (или с проблемы), поэтому оно всегда направлено на решение какой-либо задачи. В акт мысли включаются эмоции, воля. Мышление зависит от степени развитости личности, а мыслительный акт является активным, целеустремленным и волевым процессом. Содержанием и единицей мышления является понятие, которое есть результат обобщения воспринимаемых явлений, предметов, и выражается оно в слове (примечание: не обязательно именно в слове), в его значении. Мышление включает в свое содержание и предметные образы-представления. Поэтому человек может мыслить не только понятиями, но и образами, которые являются носителями смысла, основной мысли, т.к. образ отражает реальный предмет. Дети с 1,5 до 2 лет жизни, еще не владея разговорной речью, понимают вопрос и часто понимают и знают что, как и для чего они выполняют то или иное заданное им действие. Эта осмысленность и проблемность (понимание задачи) характерны уже для ранних ступеней развития мышления. Исследования ученого из Университета Невады Рассела Херлберта показывают, что у некоторых людей нет внутреннего монолога в голове. То есть они не ведут беседу сами с собой на своем или каком-либо другом языке. Другие исследования также показывают, что люди не используют языковые области своего мозга при работе над бессловесными логическими задачами.
Язык не является существенным для человеческого познания. Как только мы начали думать, мы тут же просыпаемся.
Когда мысль только что пришла, мы в принципе ее уже поняли, но в голове, по привычке, или так с детства сложилось, мы начинаем ее произносить и произносим обычными словами. Остановка внутреннего диалога - это и есть состояние когда слова останавливаются, но мышление продолжается. Это позволяет думать в десятки, а то и сотни раз быстрей. В 6-ти месячном возрасте размазывание детской еды, попытки стучания по лужице к кашей как раз и являются первыми признаками зарождающегося детского творчества.
С рождения и приблизительно до 3 лет малыши стараются пробовать все окружающие их предметы на вкус. Особенно это касается первого года жизни, поэтому отдайте предпочтение материалам для творчества из продуктов питания. Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра.
Одним из важных условий развития творческой активности дошкольников является наличие определенной суммы знаний, умений и навыков, без которых ребенок не может реализовать свой замысел, выразить чувства, передать впечатления в любом виде деятельности и, особенно, в художественной изобразительной. Многие детские психологи считают, что наплыв новой информации в мозг ребенка настолько интенсивен, что старые воспоминания попросту вытесняются «на обочину» памяти.
Было показано, что дети трех лет хорошо помнят все, что с ними происходило за последний год. Эта информация хорошо сохраняется в памяти даже у семилетних: опрашиваемые дети восстанавливали на 72% события, описанные ими четыре года назад. Однако уже через год воспоминания детства стирались; дети могли вспомнить лишь на 35% то, о чем рассказывали в трехлетнем возрасте. Некоторые взрослые люди все же хорошо помнят все, что происходило с ними в возрасте 2-3 лет. Младенцы обладают как семантической, так и эпизодической памятью. Семантическая память образуется при обработке информации, полученной не из личного опыта (названия цветов, исторические даты и события и т. д.). Эпизодическая же память, наоборот, опирается исключительно на личный опыт (первый день в школе; авария, увиденная своими глазами). С течением времени, эпизодическая память может стать семантической. Так, например, человек забывает, что он впервые узнал о собаке, играя со своей собственной; он просто знает, что собой представляет собака. Только к 3-4 годам гиппокамп объединяет все эти разбросанные островки информации в единую сеть. С помощью этой сети дети и взрослые могут быстро получить доступ к хранящейся в их памяти информации. Лобные доли – это самый поздно созревающий отдел мозга. По разным данным, префронтальная кора созревает к 20-23 годам.
2-6 мес. Ребенок уже не является реактивным существом. Он разворачивает коммуникативную, познавательную деятельность. Сообщает криком, если что-то не нравится. Использует мимику и гуление, движения для взаимодействия. 6-12 мес. Ребенок включается в предметно-манипулятивную деятельность совместно со взрослым. К 6-8 мес. существенно возрастает скорость метаболизма в лобных отделах (что свидетельствует об интенсивном созревании). Расширяется арсенал средств проявления инициативы и воли ребенка: использует лепет и первые слова, интонации, богатую мимику. Происходит интеграция различных психических функций. Развиваются зрительно-моторные координации. Малыш начинает понемногу понимать обращенную речь. Развиваются первые внутренние мотивы деятельности, внимание, отсроченные реакции. Возникают первые признаки речевой регуляции поведения ребенка: он становится способен выполнять простейшие инструкции взрослого (например, искать глазами требуемый предмет). Но, конечно, в этом возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенок быстро переключается на яркие побочные стимулы. На данном этапе эмоции служат для саморегуляции и стимуляции ребенка к познанию и развитию речи. Интенсивно созревают связи префронтальной коры и лимбической системы (которая отвечает за эмоции). Таким образом, формируется мотивационная сфера ребенка. 1-3 года. Появляются первые произвольные действия. С 2 лет ребенок уже может усвоить простую систему правил. В возрасте 2-3 лет происходит бурное морфологическое созревание лобной области: оформляются нейронные комплексы, образуются связи, число синапсов достигает максимума; растет объем одновременно обрабатываемых задач. В 3 года мы можем говорить о произвольных предметных действиях у ребенка – праксисе. То есть созревает корковый уровень движений (теменно-премоторный). Гиппокамп играет очень важную роль в формировании памяти и других когнитивных функций в раннем возрасте, а эксперименты на лабораторных животных показывают, что нарушения сна мешают его правильному развитию.
Младенцам до года нужно спать около 14–15 часов в сутки. От рождения до 1 года — доречевой этап. Ребенок еще не говорит, он уже активно осваивает человеческую речь. Слушает песенки и потекши, пытается произнести и разнообразить свои первые звуки.
Стадия гуления приходится на возраст от 1,5 до 2 месяцев. В этот период малыш произносит свои первые звуки, которые так часто умиляют родителей. Затем звуки начинают складываться в цепочки: «ааааа-уу-аа-аа». Стадия лепета — от 4-5 месяцев до в 7-8 месяцев. В этот период в гулении малыша можно уже различить не только гласные, но и согласные звуки, оно становится более мелодичным. Сочетание звуков уже напоминает слоги. Одновременно малыш начинает понимать обращенную к нему речь. Стадия липидных слов — от 7-8 месяцев до 9-10 месяцев. Стадия «детских» слов. Теперь ребенок уже собирает звуки в слова, которые часто не имеют конкретного значения, но его гуление становится похожим на речь. Слоги складываются в причудливые сочетания. Ребенок уже не только прекрасно понимает свое имя, но и простые слова: «нет», «да», «на». Завершает этап стадия первых слов. Она приходится на возраст 9-10 месяцев у девочек и 11-12 у мальчиков. Ребенок осваивает уже несколько слов, как правило, включающих в себя повторяющиеся парные слоги: «ма-ма», «дя-дя», «ба-ба», «па-па». В развитии моторной речи большая роль принадлежит речевому подражанию. После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Автоматизация навыка речевого подражания резко ускоряет развитие моторной речи. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До 1 года 6 мес ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов, а к концу 2-го года — 200—300. К 3 годам в речи ребенка насчитывается до 1200—1500 слов, включающих почти все части речи. Имеются наблюдения о более медленном темпе развития речи на 2-м году жизни у мальчиков.
Как правило, дети начинают жестикулировать в период с 8 до 12 месяцев. Сначала появляются жесты, которые указывают на предметы, людей или место. Позже появляются другие, которые фиксируют какое-то свойство предмета. Например, взмах руками — летит птица или самолет.
Умение различать основные выражения лица приобретается у детей с ранних месяцев. Хотя маленькие дети не могут сказать, но они точно чувствуют настрой и мимику того, кто к ним подходит, и реагируют соответствующим образом — весело смеются или плачут.
У ребенка функции и значение жеста формируются вначале объективной ситуацией, а затем окружающими взрослыми.
порядок овладения элементами жестовой системы русско-язычного общения (в норме) в период дословесной коммуникации и первых слов представляется следующим: первыми появляются жесты-регуляторы, затем жесты - симптомы модальные, жесты-симптомы состояний, объектные жесты-информаторы и, наконец, жесты-симптомы процессов. Являясь с самого начала средством социального контакта, жесты выполняют преимущественно регуляторно-коммуникативную (с 5-6мес.) и аффективно-коммуникативную функцию (с 8мес). Информативно-коммуникативная функция жеста появляется не ранее 14-15 месяцев. До года жесты выполняют преимущественно регуляторно- коммуникативную функцию, к полутора годам основной функцией жеста становится аффективно-коммуникативная. Жест, и первое слово возникают из низших аффективно - волюнтивных значений. Первое слово ребенка является как бы генетическим приемником указательного жеста, с которым оно часто сосуществует и является близким к нему по психологической природе. Детское мышление проходит через несколько стадий развития, начиная с самого рождения и заканчивается во взрослой жизни.
На первой стадии, до двух лет, дети используют сенсорные и моторные способы взаимодействия с миром, не обладают возможностью абстрактного мышления и не понимают понятия времени и пространства. На этой стадии дети осваивают навыки общения и координируют движения. На следующей стадии, от двух до семи лет, дети начинают использовать язык для описания своих мыслей и идей. Они начинают понимать простые понятия времени и пространства, но их мышление все еще ограничено конкретными объектами и событиями. Следующая стадия, от семи до двенадцати лет, характеризуется появлением абстрактного мышления и возможности решать сложные проблемы. Дети начинают понимать принципы и законы, которые описывают окружающий мир, и начинают применять их в своих рассуждениях. Наконец, на последней стадии, начиная с подросткового возраста и продолжающейся во взрослую жизнь, мышление становится более сложным и абстрактным. Люди начинают рассуждать о сложных и абстрактных понятиях, таких как справедливость, мораль и политика. Особенности инстинктов:
1) Комплексы фиксированных действий - сложные комплексы движений. Сложность отличает их от простых рефлексов. При всей сложности инстинкты чрезвычайно стереотипны. Нормы реакции некоторых инстинктивных движений чрезвычайно узки. Так, продолжительность демонстрационного ”броска головой” у птицы гоголя постоянна и составляет 1,29 сек плюс минус 0,08 секунды. 2) Комплексы фиксированных действий вызываются простыми, но высокоспецифичными стимулами. Например, реакцию “выпрашивания корма” у птенцов серебристой чайки вызывает красное пятно на клюве у родителей. 3) Комплексы фиксированных действий являются самопроизвольно истощающимися реакциями. Само осуществление КФД ведет к тому, что его становится труднее вызвать вновь. 4) В случае комплексов фиксированных действий внешние раздражители необходимы лишь в качестве “пусковых” стимулов. Будучи однажды вызваны, КФД продолжаются, даже если в среде возникнут изменения, в результате которых это поведение перестанет быть уместным. Например, серый гусь и многие другие птицы, гнездящиеся на земле, возвращают яйца, выкатившиеся из гнезда. При этом птица встает и движением клюва направляет яйцо в гнездо. Уже начатое движение клюва, направляющее яйцо к гнезду, не зависит от дальнейших внешних раздражителей. Если убрать яйцо, то движение тем не менее продолжится, словно ничего не изменилось, до тех пор, пока клюв не коснется шеи птицы. 5) В ряде случаев, комплексы фиксированных действий могут начаться самопроизвольно, без всякой внешней стимуляции. Так, самка канарейки особыми “ткацкими” движениями проталкивает полоски материала в стенки своего гнезда. Если птице не предоставить ни места для гнезда, ни гнездового материала, то она будет выполнять эти движения “вхолостую”, сидя на дне клетки. По своему характеру эти движения не отличаются от тех, которые она выполняет в нормальной ситуации. Это означает, что раздражители, получаемые от гнезда или гнездового материала, играют незначительную роль в регуляции этих движений . 6) Комплексы фиксированных действий независимы от прошлого опыта. Они осуществляются практически полностью с первого раза. |
Показать все разделы "Системная нейрофизиология" |
Последние комментарии для описаний: |
Список существующих аксиоматик |