Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/67414 
или fornit.ru/ax1-80-712

Развитие невербальных средств общения в онтогенезе

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Развитие первых реакций ребенка (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    У ребенка функции и значение жеста формируются вначале объективной ситуацией, а затем окружающими взрослыми.
    порядок овладения элементами жестовой системы русско-язычного общения (в норме) в период дословесной коммуникации и первых слов представляется следующим: первыми появляются жесты-регуляторы, затем жесты - симптомы модальные, жесты-симптомы состояний, объектные жесты-информаторы и, наконец, жесты-симптомы процессов. Являясь с самого начала средством социального контакта, жесты выполняют преимущественно регуляторно-коммуникативную (с 5-6мес.) и аффективно-коммуникативную функцию (с 8мес). Информативно-коммуникативная функция жеста появляется не ранее 14-15 месяцев. До года жесты выполняют преимущественно регуляторно- коммуникативную функцию, к полутора годам основной функцией жеста становится аффективно-коммуникативная.
    Жест, и первое слово возникают из низших аффективно - волюнтивных значений. Первое слово ребенка является как бы генетическим приемником указательного жеста, с которым оно часто сосуществует и является близким к нему по психологической природе.
    Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

    «Пралингвистическая знаковая система» (мимика, улыбки, жесты, восклицания) - это такое значимое для общения образование, которое формируются на врожденной основе, через присвоение ребенком идентифицирующегося поведения взрослого (Выготский Л.С.[56(1)], Мухина В.С.[188], Винарская Е.Щ44]).

    Комплекс дословеснои коммуникации, который использует маленький ребенок в общении, составляют его первичный язык - протоязык (по терминологии Исениной Е.И.).

    Обладая большей конкретностью, ситуативностью и изобразительностью, чем язык, с одной стороны, и более сложной семиотической природой по сравнению с другими визуальными знаками в раннем онтогенезе (мимика, позы), с другой стороны, жесты являются важным элементом протоязыка, отмечают Исенина Е.Н. [105,106], Ковшиков В.А. [117,118]. Жесты играют важную роль в период дословеснои коммуникации и в усвоении речи в раннем онтогенезе, о чем свидетельствуют исследования Лепекой А.И.[155], Лисиной М.И., Рузской А.Г.[157] и других.

    Генезис жестикуляции заслуживает особого внимания. Во-первых, потому, что жестикуляция появляется у ребенка ранее речи и является центральным элементом протоязыка.

    Во-вторых, жесты изначально выступают как элементы практической деятельности ребенка, что дает основание предполагать их особую роль в становлении знаковости (овладении символической функцией), исходным моментом которой принято считать наличие допонятийных форм общения, фиксированных в способах действий и замещающих действиях

    В жестикуляции ребенка как важном компоненте протоязыка, Исенина Е.И. отмечает предпосылки развития свойств и корней знака, а именно: - функциональные предпосылки, так как жесты выполняют функции словесных знаков; - развитие отношений между знаком и означаемым (от ассоциативного к сигнификативному, от иконического к условному); - развитие двух корней мышления: в комплексах и псевдопонятиях; - развитие чувственных и действенных предметных значений 105,106. В-третьих, как одно из первых средств общения, жестикуляция обладает особой ценностью для решения психодиагностических задач в онтогенезе на этапе раннего овладения языком.

    Выготский Л.С,[57] отмечал, что у ребенка функции и значение жеста формируются вначале объективной ситуацией, а затем окружающими взрослыми.

    По данным Петровой Е.А.[199], порядок овладения элементами жестовой системы русско-язычного общения (в норме) в период дословесной коммуникации и первых слов представляется следующим: первыми появляются жесты-регуляторы, затем жесты - симптомы модальные, жесты-симптомы состояний, объектные жесты-информаторы и, наконец, жесты-симптомы процессов. Являясь с самого начала средством социального контакта, жесты выполняют преимущественно регуляторно-коммуникативную (с 5-6мес.) и аффективно-коммуникативную функцию (с 8мес). Информативно-коммуникативная функция жеста появляется не ранее 14-15 месяцев. До года жесты выполняют преимущественно регуляторно- коммуникативную функцию, к полутора годам основной функцией жеста становится аффективно-коммуникативная.

    Р. Е. Левина [147] в своей работе писала, что и жест, и первое слово возникают из низших аффективно - волюнтивных значений. Первое слово ребенка является как бы генетическим приемником указательного жеста, с которым оно часто сосуществует и является близким к нему по психологической природе. По мнению Левиной, психологическую сущность первого слова можно определить как голосовой указательный жест.

    Выготский Л.С. отмечал, что невербальное общение не носит чисто выраженного характера, оно развивается в общем русле онтогенеза общения, претерпевая количественные изменения наряду с рождающимися в его недрах речевыми средствами обмена чувствами, мыслями и информацией, выполняющими эмоционально- коммуникативную и вербально lji» интеллектуальную функцию речи.

    Говоря о содержании первых слов и жестов, исследователи детской речи отмечают то, что оно не тождественно взрослым. Полное овладение смыслом общения с помощью жестовых знаков происходит по мере развития сознания и мышления ребенка. Механизм усвоения содержания жеста в общении, видимо, аналогичен усвоению значения слов. Ребенок вначале начинает применять знак, а только позднее осознает его содержание. Означаемое и означающее жеста формируется независимо друг от друга, скачкообразно. Вначале жест может относиться к разным предметам, не связанным между собой, затем механизмом развития жеста становится расширение и сужение как физической культуры означающего, так и функционального содержания означаемого 105,106].



    Источник: Развитие невербальных средств общения в онтогенезе
    Дата создания: 18.12.2023
    Последнее редактирование: 18.12.2023

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Развитие первых реакций ребенка":
  • Развитие зрительных реакций у детей
  • Ранний визуальный опыт и его роль в развитии ребенка
  • Стимулируем зрительное восприятие ребенка с нарушениями зрения
  • Реакция новорожденных детей на зрительные стимулы
  • Развитие восприятия младенца
  • Становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия в онтогенезе
  • Когда дети учатся видеть: 5 стадий развития зрения
  • Методическая разработка по развитию зрительных ориентировочных реакций у детей от 0 до 6 месяцев
  • Развитие зрения напрямую связано с развитием мозга
  • Закономерности раннего эмоционального развития
  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
  • Эмоциональное развитие до года
  • Младенческие рефлексы и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденного: норма и патология
  • Проявления безусловных и условных рефлексов новорожденного
  • Условные рефлексы ребенка и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденных малышей до года, СПИСОК
  • Формы и функции подражания в детстве
  • Развитие подражательной деятельности
  • Формирование инициативности в игре детей раннего возраста
  • Развитие инициативы и самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности
  • Как формируется сознание ребенка с рождения
  • Грудные младенцы вполне сознательны
  • ученые нашли доказательства осознанности младенцев
  • Нужно ли с младенцами говорить всерьез?
  • Когда и как начинает мыслить ребенок?
  • Можем ли мы думать, не используя слова?
  • Мышление без слов
  • Творчество малышей до 1 года
  • Творчество детей раннего возраста как образное познание мира
  • Почему воспоминания раннего детства не сохраняются
  • Первые осознанные воспоминания
  • Ориентировочные реакции у детей
  • Развитие лобных долей в онтогенезе
  • Развитие лобных долей мозга у детей до 3 лет
  • Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка
  • Периодизация развития гиппокампа
  • Увеличивающийся гиппокамп младенцев помог связать расстройство аутистического спектра и проблемы со сном
  • Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)
  • Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка
  • Развитие внимания
  • Этапы развития произвольных движений в онтогенезе
  • Формирование произвольности поведения у детей
  • Критические периоды развития в формировании психической специфики
  • Когда появляются жесты
  • Мимика в общении
  • ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
  • Мысленные образы у человека возникают уже к 7 месяцам
  • Мозжечок
  • Развитие мышления в раннем возрасте
  • Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах
  • Развитие реакций ребенка, обобщение раздела
  • Инстинкты. Зоопсихология и этология.

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя