«Пралингвистическая знаковая система» (мимика, улыбки, жесты, восклицания) - это такое значимое для общения образование, которое формируются на врожденной основе, через присвоение ребенком идентифицирующегося поведения взрослого (Выготский Л.С.[56(1)], Мухина В.С.[188], Винарская Е.Щ44]).
Комплекс дословеснои коммуникации, который использует маленький ребенок в общении, составляют его первичный язык - протоязык (по терминологии Исениной Е.И.).
Обладая большей конкретностью, ситуативностью и изобразительностью, чем язык, с одной стороны, и более сложной семиотической природой по сравнению с другими визуальными знаками в раннем онтогенезе (мимика, позы), с другой стороны, жесты являются важным элементом протоязыка, отмечают Исенина Е.Н. [105,106], Ковшиков В.А. [117,118]. Жесты играют важную роль в период дословеснои коммуникации и в усвоении речи в раннем онтогенезе, о чем свидетельствуют исследования Лепекой А.И.[155], Лисиной М.И., Рузской А.Г.[157] и других.
Генезис жестикуляции заслуживает особого внимания. Во-первых, потому, что жестикуляция появляется у ребенка ранее речи и является центральным элементом протоязыка.
Во-вторых, жесты изначально выступают как элементы практической деятельности ребенка, что дает основание предполагать их особую роль в становлении знаковости (овладении символической функцией), исходным моментом которой принято считать наличие допонятийных форм общения, фиксированных в способах действий и замещающих действиях
В жестикуляции ребенка как важном компоненте протоязыка, Исенина Е.И. отмечает предпосылки развития свойств и корней знака, а именно: - функциональные предпосылки, так как жесты выполняют функции словесных знаков; - развитие отношений между знаком и означаемым (от ассоциативного к сигнификативному, от иконического к условному); - развитие двух корней мышления: в комплексах и псевдопонятиях; - развитие чувственных и действенных предметных значений 105,106. В-третьих, как одно из первых средств общения, жестикуляция обладает особой ценностью для решения психодиагностических задач в онтогенезе на этапе раннего овладения языком.
Выготский Л.С,[57] отмечал, что у ребенка функции и значение жеста формируются вначале объективной ситуацией, а затем окружающими взрослыми.
По данным Петровой Е.А.[199], порядок овладения элементами жестовой системы русско-язычного общения (в норме) в период дословесной коммуникации и первых слов представляется следующим: первыми появляются жесты-регуляторы, затем жесты - симптомы модальные, жесты-симптомы состояний, объектные жесты-информаторы и, наконец, жесты-симптомы процессов. Являясь с самого начала средством социального контакта, жесты выполняют преимущественно регуляторно-коммуникативную (с 5-6мес.) и аффективно-коммуникативную функцию (с 8мес). Информативно-коммуникативная функция жеста появляется не ранее 14-15 месяцев. До года жесты выполняют преимущественно регуляторно- коммуникативную функцию, к полутора годам основной функцией жеста становится аффективно-коммуникативная.
Р. Е. Левина [147] в своей работе писала, что и жест, и первое слово возникают из низших аффективно - волюнтивных значений. Первое слово ребенка является как бы генетическим приемником указательного жеста, с которым оно часто сосуществует и является близким к нему по психологической природе. По мнению Левиной, психологическую сущность первого слова можно определить как голосовой указательный жест.
Выготский Л.С. отмечал, что невербальное общение не носит чисто выраженного характера, оно развивается в общем русле онтогенеза общения, претерпевая количественные изменения наряду с рождающимися в его недрах речевыми средствами обмена чувствами, мыслями и информацией, выполняющими эмоционально- коммуникативную и вербально lji» интеллектуальную функцию речи.
Говоря о содержании первых слов и жестов, исследователи детской речи отмечают то, что оно не тождественно взрослым. Полное овладение смыслом общения с помощью жестовых знаков происходит по мере развития сознания и мышления ребенка. Механизм усвоения содержания жеста в общении, видимо, аналогичен усвоению значения слов. Ребенок вначале начинает применять знак, а только позднее осознает его содержание. Означаемое и означающее жеста формируется независимо друг от друга, скачкообразно. Вначале жест может относиться к разным предметам, не связанным между собой, затем механизмом развития жеста становится расширение и сужение как физической культуры означающего, так и функционального содержания означаемого 105,106].