Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/67386
или fornit.ru/ax1-80-689

Проявления безусловных и условных рефлексов новорожденного

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Развитие первых реакций ребенка (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые предметы, значительно отличающиеся от виденных им ранее, могут вызвать тревогу, испуг или плач.
    Первые проявления сосредоточенности можно наблюдать на 10-12 день, когда ребенок пытается направить взгляд на лампу, если она расположена близко. К концу второго месяца может следить за яркими блестящими предметами. На третьем месяце жизни в большей мере внимание привлекают взрослые. Дальнейшее развитие внимание получает в связи с появлением предметных действий.
    5-6 месяцев ребенок хватает рукой предметы, формируется невербальная коммуникация с помощью жестов, мимики и пантомимики.
    После восьми месяцев развитие идет по пути формирования предметных действий.
    В течение первых 3-4 месяцев у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
    В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает кричать, когда видит незнакомого. С этого момента мир для ребенка становится разделенным на безопасную и опасную сферы.
    В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. Важным условием появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним.
    Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

    Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни – по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.

    Условные рефлексы у новорожденного

    Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. 
    Безусловные рефлексы

    Только родившись, малыш еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны новорожденному безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают малыша на первом этапе всеми жизненными процессами. Безусловные рефлексы новорожденных – это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.
    сли все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.

    Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).

    Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.

    Таблица основных рефлексов у новорожденных

    Название рефлекса

    Краткая характеристика

    Рефлекс Моро

    Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения.

    Сосательный

    Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию.

    Хватательный

    Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим.

    Робинсона

    Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию.

    Хоботковый

    Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель.

    Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

    Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами.

    Спинальный автоматизм Галанта

    Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов.

    Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы

    Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев.

    Плавательный

    Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях.

    Бауэра

    Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга.

    Поисковый рефлекс Куссмауля

    Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания.

     

     
    Составьте карту физического и психического развития в течении первого года жизни ребенка.


    Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. Младенец не является пассивным существом, реагирующим на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия матери, но и сам активно влияет на ее поведение и способен к полноценному диалогу. Младенческий возраст не является однородным периодом.

    В возрасте 1,5-2 месяца в психической жизни ребенка происходят существенные изменения, которые можно считать критериями перехода к грудному периоду:

    1. Ребенок реагирует на присутствие другого ребенка (криком на крик).

    2. Появление мимических движений, похожих на проявление положительных эмоций, ребенок улыбается в ответ на разговор.

    Появляются и другие изменения: ребенок не так много спит, появляется время для изучения мира, в меньшей степени поглощен едой. Ребенка начинают интересовать многие раздражители.

    Развитие познавательных процессов.

    С точки зрения норм зрения новорожденные близоруки, лучше всего они видят на расстоянии 17-20 см. Конвергенция глаз возможна на третьей неделе жизни. К концу второго месяца ребенок уже может следить за движущимися предметами на расстоянии 4-5 м. На данном этапе развития внимание привлекают только яркие и движущиеся предметы.

    На 10-12 день появляется реакция на звуки. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен локализовать звуки в пространстве, о чем свидетельствует поворот головы на звук.

    Способность к различению запахов появляется к концу первого месяца. К трем месяцам отмечаются эмоциональные реакции на приятные и неприятные запахи, в этом же возрасте возникают реакции на различные вкусовые ощущения (мимические реакции, соответствующие положительным эмоциям, больше выражены на сладкое).

    На первом году жизни ребенок очень чувствителен к тактильным раздражителям, температуре окружающей среды.

    Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

    Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые предметы, значительно отличающиеся от виденных им ранее, могут вызвать тревогу, испуг или плач.

    На цвет ребенок может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

    Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

    Развитие внимания. Первые проявления сосредоточенности можно наблюдать на 10-12 день, когда ребенок пытается направить взгляд на лампу, если она расположена близко. К концу второго месяца может следить за яркими блестящими предметами. На третьем месяце жизни в большей мере внимание привлекают взрослые. Дальнейшее развитие внимание получает в связи с появлением предметных действий. Можно выделить следующие главные характеристики внимания ребенка первого года:

    После восьми месяцев развитие идет по пути формирования предметных действий. Предметные действияявляются следствием развития сенсорной сферы и предпосылкой для дальнейшего ее развития. Эти действия имеют ряд признаков:

    Особенности памяти. Начальные проявления памяти выражены в условных рефлексах, которые формируются с первых дней жизни. Через одну, две недели формируется рефлекс на кормление: ребенок просыпается в определенное время, ищет источник питания в положении тела, соответствующем кормлению грудью. Можно утверждать, что первый видом памяти является двигательная память. Быстро формируется и развивается эмоциональная и образная память. Например, ребенок начинает плакать при виде испугавшего его однажды предмета.

    На протяжении младенческого возраста наблюдается и эмоциональное развитие, которое тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. Эмоциональные явления, характерные для ребенка первого года жизни можно разделить на три основные группы:

    1. Простые органические чувства, которые ребенок испытывает с первых дней жизни. Первые эмоции являются отрицательными, они возникают в ответ на голод, холод, вспученный живот и т.п. Для функционирования нервной системы характерна высокая лабильность, поэтому переключение с одной эмоции на другую происходит очень быстро. Данная группа эмоциональных явлений имеет, безусловно, рефлекторную природу.

    2. Эмоции, имеющие условно рефлекторный характер. Например, положительные эмоциональные реакции возникают в ответ на появление матери, при виде знакомой бутылочки и т.д. В возрасте 4-5 месяцев появляется реакция, названная «комплексом оживления», когда ребенок встречает знакомого взрослого, отвечает на общение. Данная реакция выражается улыбкой, локализацией объекта в пространстве, движениями тела. Этот комплекс имеет социальную природу, является откликом на общение, исходящее от взрослых. Такую реакцию следует расценивать как показатель и одновременную предпосылку когнитивного и социального развития. Если данный комплекс не возникает, его необходимо вызывать: наклоняться к ребенку, разговаривать с ним, погладить, потормошить.

    3. Эмоциональные состояния, связанные с играми. Хотя в младенческом возрасте игра не является ведущим видом деятельности, социальные игры (игры «ку-ку») вызывают у ребенка сильные положительные эмоции.

    Большая часть эмоциональных реакций ребенка первого года жизни связана с общением со взрослыми, но со второй половины данного периода эмоции начинают вызывать и предметы, например, игрушки. Особое значение для ребенка имеют те предметы, которые служат средством взаимодействия со взрослыми

    В течение первых 3-4 месяцев у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

    После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие начинают громко плакать.

    Примерно в это же время, между 7 и 9 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

    Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.п.

    Общение. Первое полугодие является периодом непосредственного эмоционального общения младенца с взрослым. Начиная со второго месяца жизни, младенец овладевает средствами общения с взрослым и бурно реагирует на его обращения. Картина радостного оживления младенца при встрече с взрослым была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, возникший в конце кризиса новорожденности, имеет реактивную и активную функцию в общении с взрослым.Непосредственное эмоциональноеобщение с взрослым являетсяведущей деятельностью младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка, и возникают новые формы его деятельности. Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца. Во-первых, благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения. Во-вторых, к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми. В-третьих, эмоциональное общение с взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

    Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельностьмладенца, которая выдвигается на положение ведущей. Меняются отношения ребенка с взрослыми:

    1. младенец начинает по-разному реагировать на отрицательные и положительные воздействия взрослого;
    2. дети демонстрируют качественно различное отношение к близким и посторонним взрослым;
    3. отношение к взрослому определяется удовлетворением потребности ребенка в практическом сотрудничестве.

    В возрасте 7-9 месяцев появляется новообразование, которое характерно для всех детей –«боязнь семимесячных».Если раньше ребенок улыбался при виде любого взрослого человека, то теперь начинает кричать, когда видит незнакомого. Такое новообразование является показателем нормального когнитивного развития и предпосылкой для дальнейшего развития способности предвосхищения событий. С этого момента мир для ребенка становится разделенным на безопасную и опасную сферы. Наличие безопасной зоны является мощным стимулом к развитию и познанию мира. Отсутствие боязни расценивается как препятствие нормальному социальному развитию, что впоследствии может привести к нерешительности и тревожности в социальных контактах.

    Начинается в младенческом возрасте иречевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. Важным условием появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним. Развивается представление ребенка о себе. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. До года речь ребенка –пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением, а по содержанию – эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией.

    Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.

    Поскольку речь идет о познавательном развитии, наиболее важным будет развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико, так как хватание - первое целенаправленное действие ребенка, и оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

    Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

    Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы в этот период еще не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действий с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой они играли вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.

    Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

    Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. На этом возрастном этапе ребенок начинает познавать мир в наглядно-действенном плане, внутренний план сформируется у него значительно позже.

    Память.Познавательное развитие младенца предполагает включение простейших механизмов памяти. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от лица незнакомого.

    Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

    Внешние проявления психики младенца в сравнении с таковыми у более старшего человека весьма скудные, а исследование психической жизни вызывает большие трудности. Для непосредственного наблюдения и измерения в большей мере доступно физическое развитие ребенка. Использование таких показателей в качестве косвенных проявлений развития психики является достаточно условным. Существует много попыток выделить признаки нормального психического развития детей первого года жизни и стандартизировать эти проявления. Как правило, в качестве таких критериев используют основные достижения ребенка в моторике и общении (таблица 1).

    Таблица 1. Развитие младенца

    Возраст

    Развитие движений

    Общение

    1 месяц

    Поднимает подбородок

     

    2 месяца

    Поднимает грудь

    Реакция улыбки в ответ на появление лица матери.

    3 месяца

    Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

    4 месяца

    Сидит с поддержкой

    Невербальная коммуникация с помощью жестов, мимики и пантомимики.

    5-6 месяцев

    Хватает рукой предметы

    7 месяцев

    Сидит без поддержки

    8 месяцев

    Садится без посторонней помощи

    9 месяцев

    Стоит с поддержкой; ползает на животе

    Возникновение реакции привязанности – беспокойства среди чужих людей и в новой обстановке.

    10 месяцев

    Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

    11 месяцев

    Стоит без поддержки

    Первые признаки пользования речью

    12 месяцев

    Ходит, держась одной рукой

    Следует учитывать, что индивидуальные вариации достижений в психическом развитии могут быть весьма значительными.

     
     
     
     
     


    Источник: Проявления безусловных и условных рефлексов новорожденного
    Дата создания: 15.12.2023
    Последнее редактирование: 19.12.2023

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Развитие первых реакций ребенка":
  • Развитие зрительных реакций у детей
  • Ранний визуальный опыт и его роль в развитии ребенка
  • Стимулируем зрительное восприятие ребенка с нарушениями зрения
  • Реакция новорожденных детей на зрительные стимулы
  • Развитие восприятия младенца
  • Становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия в онтогенезе
  • Когда дети учатся видеть: 5 стадий развития зрения
  • Методическая разработка по развитию зрительных ориентировочных реакций у детей от 0 до 6 месяцев
  • Развитие зрения напрямую связано с развитием мозга
  • Закономерности раннего эмоционального развития
  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
  • Эмоциональное развитие до года
  • Младенческие рефлексы и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденного: норма и патология
  • Условные рефлексы ребенка и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденных малышей до года, СПИСОК
  • Формы и функции подражания в детстве
  • Развитие подражательной деятельности
  • Формирование инициативности в игре детей раннего возраста
  • Развитие инициативы и самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности
  • Как формируется сознание ребенка с рождения
  • Грудные младенцы вполне сознательны
  • ученые нашли доказательства осознанности младенцев
  • Нужно ли с младенцами говорить всерьез?
  • Когда и как начинает мыслить ребенок?
  • Можем ли мы думать, не используя слова?
  • Мышление без слов
  • Творчество малышей до 1 года
  • Творчество детей раннего возраста как образное познание мира
  • Почему воспоминания раннего детства не сохраняются
  • Первые осознанные воспоминания
  • Ориентировочные реакции у детей
  • Развитие лобных долей в онтогенезе
  • Развитие лобных долей мозга у детей до 3 лет
  • Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка
  • Периодизация развития гиппокампа
  • Увеличивающийся гиппокамп младенцев помог связать расстройство аутистического спектра и проблемы со сном
  • Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)
  • Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка
  • Развитие внимания
  • Этапы развития произвольных движений в онтогенезе
  • Формирование произвольности поведения у детей
  • Критические периоды развития в формировании психической специфики
  • Когда появляются жесты
  • Мимика в общении
  • Развитие невербальных средств общения в онтогенезе
  • ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
  • Мысленные образы у человека возникают уже к 7 месяцам
  • Мозжечок
  • Развитие мышления в раннем возрасте
  • Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах
  • Развитие реакций ребенка, обобщение раздела
  • Инстинкты. Зоопсихология и этология.

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя