Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/67396
или fornit.ru/ax1-80-706

Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Развитие первых реакций ребенка (nan)

  • Пояснение:
    Самые общие представления, не без популизма.

    Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своимвосприятием, своей скоростью реакции,своей закономерной непредсказуемостью.

     

     
     Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Моз гребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: детии наче мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются.

     

    Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология.

     

    В этом материале под словом «взрослый»понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период;с4до10 —период детства; до 4 лет—раннего детства.

     

    Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.


    Коротко о главных элементах головного мозга

     Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий,стволмозга,мозжечок,таламус,базальные ганглии —всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

     

    Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

     

    Нейроны:

    ·         Являются строительным материалом для мозга

    ·         Из них формируются различные участки мозга

    ·         Онио бмениваются информацией внутри мозга

    Синапсы:

    ·         Обеспечивают связь между каждой парой нейронов

    ·         Каждый нейрон окружён тысячами синапсов

    ·         Благодаря синапсам связываются участки из тыся чнейронов

    Миелин:

    ·         Покрывает волокна взрослых нейронов

    ·         Необходим для эффективной передачи электрических импульсов

    ·         Повышает эффективность связей между нейронами в 3000раз

     

    В разном возрасте активны разные зоны мозга


    Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка

     

     

     

    Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

     

    У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средниймозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

     

    У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакциии двигательную активность.Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.


    Развитие связей головного мозга

     
     Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека насвет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основудля дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

     

    Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций.После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.


    Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

     
     Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Новорожденные:

    ·         Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции

    ·         Объём мозга составляет 25% отс воего будущего взрослого объёма

    ·         Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

    От 1 года до 3 лет

    ·         В это время в мозге формируется до 2000000 синапсов каждую секунду

    ·         В этот период закладывается будущая структура мозга

    Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка

     

    3 года

    ·         Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма

    ·         Развивается эксплицитная (сознательная) память


    ·         К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

    ·         От4 до 10 лет

    ·         Мозг ребёнка в этомвозрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода;на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте—до 50%.

    ·         8 лет

    ·         Начинают формироваться логические способности.

     
     Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    От 11 лети далее

    В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

     

    14лет

    Влобнойдоленачинаетсяпроцессобразованиямиелиновогослоя,которыйоткрывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным.

     

    Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность.


    Оценка рисков, расстановка приоритетов,самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

     

     
     Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    23года

    Завершается процессвы зревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20лет, пока мало изучены.

     

    25лет

    Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25,

    когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

     

    Далее

    Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения.

     

    Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится болеес пециализированным для совершения более сложных функций, чтоприводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам.

     

    Есть говорящий пример: втечение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы

    «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение.

     

    В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или

    овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

     

    Поматериалам ECED.

     



    Источник: Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка
    Дата создания: 15.12.2023
    Последнее редактирование: 19.12.2023

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Развитие первых реакций ребенка":
  • Развитие зрительных реакций у детей
  • Ранний визуальный опыт и его роль в развитии ребенка
  • Стимулируем зрительное восприятие ребенка с нарушениями зрения
  • Реакция новорожденных детей на зрительные стимулы
  • Развитие восприятия младенца
  • Становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия в онтогенезе
  • Когда дети учатся видеть: 5 стадий развития зрения
  • Методическая разработка по развитию зрительных ориентировочных реакций у детей от 0 до 6 месяцев
  • Развитие зрения напрямую связано с развитием мозга
  • Закономерности раннего эмоционального развития
  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
  • Эмоциональное развитие до года
  • Младенческие рефлексы и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденного: норма и патология
  • Проявления безусловных и условных рефлексов новорожденного
  • Условные рефлексы ребенка и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденных малышей до года, СПИСОК
  • Формы и функции подражания в детстве
  • Развитие подражательной деятельности
  • Формирование инициативности в игре детей раннего возраста
  • Развитие инициативы и самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности
  • Как формируется сознание ребенка с рождения
  • Грудные младенцы вполне сознательны
  • ученые нашли доказательства осознанности младенцев
  • Нужно ли с младенцами говорить всерьез?
  • Когда и как начинает мыслить ребенок?
  • Можем ли мы думать, не используя слова?
  • Мышление без слов
  • Творчество малышей до 1 года
  • Творчество детей раннего возраста как образное познание мира
  • Почему воспоминания раннего детства не сохраняются
  • Первые осознанные воспоминания
  • Ориентировочные реакции у детей
  • Развитие лобных долей в онтогенезе
  • Развитие лобных долей мозга у детей до 3 лет
  • Периодизация развития гиппокампа
  • Увеличивающийся гиппокамп младенцев помог связать расстройство аутистического спектра и проблемы со сном
  • Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)
  • Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка
  • Развитие внимания
  • Этапы развития произвольных движений в онтогенезе
  • Формирование произвольности поведения у детей
  • Критические периоды развития в формировании психической специфики
  • Когда появляются жесты
  • Мимика в общении
  • Развитие невербальных средств общения в онтогенезе
  • ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
  • Мысленные образы у человека возникают уже к 7 месяцам
  • Мозжечок
  • Развитие мышления в раннем возрасте
  • Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах
  • Развитие реакций ребенка, обобщение раздела
  • Инстинкты. Зоопсихология и этология.

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя