Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/67389 
или fornit.ru/ax1-80-704

Ориентировочные реакции у детей

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Развитие первых реакций ребенка (nan)


  • Восприятие слуховых раздражителей внешней среды является активным процессом, базирующимся на петле обратной связи. Так, Butterfield установил, что все новорожденные воспроизводят серию сосательных движений на начало и окончание звучания магнитофонной записи (музыка, пение). Более того, изменение скорости сосательных движений зависит от фонематического состава речевых тестов, а также от интонации речи [Eimas et al., Morse].

    Наличие рефлекса (петля обратной связи) на акустическую стимуляцию уже в период новорожденности следует расценивать как важный фактор в решении вопроса о раннем слухопротезировании при раннем поражении слуха. Для правильного развития требуется наличие звуковой среды с первых дней жизни.

    Подробное описание рефлекторных реакций новорожденных с нормальным слухом на полосовые шумы с центральной частотой 3 кГц дано Downs. При исследовании в обычной обстановке (в палате новорожденных) с высоким уровнем окружающего шума реакции вызываются при интенсивности звука 90 дБ, а в условиях звукозаглушенной камеры — 35—45 дБ.
    Наиболее информативными могут быть следующие ориентировочные реакции организма ребенка.

    1. Мигание и активность век. Наблюдаются слабые подергивания закрытых век с одновременным движением бровей. Иногда реакция проявляется легким быстрым трепетанием век. Степень реакции различна: от четкого, но малого по амплитуде мигания до зажмуривания глаз с нахмуриванием бровей.

    2. Реакция вздрагивания (испуга),— реакция Моро. Резкое, интенсивное движение всего тела с разведением рук и ног в стороны от средней линии. Иногда сопровождается дрожанием рук и ног.
    3. Прекращение двигательной активности (замирание). Реакция лучше заметна при плаче или высокой степени двигательной активности. После подачи звука ребенок на некоторое время замирает.

    4. Движения конечностей. У спокойно лежащего ребенка появляются четкие движения кисти, рук, ног, иногда возникает плач. Реакция может проявиться увеличением амплитуды движений при исходной легкой активности.
    5. Поворот головы в сторону источника звука или от него. Обе реакции равноценны. Степень проявления: от напряжения мышц шеи и лишь обозначенного приподнимания головы кверху до четкого поворота головы в сторону. При регистрации этой реакции следует учесть, что пробуждение от сна у новорожденных сопровождается поворотами головы в разные стороны и без звуковой стимуляции.

    6. Гримаса лица. Лицо неожиданно сморщивается, брони нахмуриваются, глаза кратковременно открываются и вновь закрываются.
    7. Сосательные движения. Могут проявиться в полном объеме или в виде рудиментарного движения нижней губы, при наличии исходного проявления сосательных движений может наблюдаться их прекращение.

    8. Пробуждение. Реакция выявляется в состоянии сна или бодрствования сразу после него. Открывание глаз сочетается с движениями тела разной степени и легкой дрожью всего тела.

    9. Изменение ритма дыхательных движений. Начинающему специалисту трудно регистрировать эту реакцию. Отмечаются легкие перерывы в ритме дыхания или кратковременная его остановка. Исследователь должен быть уверен, что ритм предстимульного дыхания был ровным.
    10. Широкое раскрывание глаз. Быстрое увеличение степени раскрытия глазной щели, часто с подниманием бровей.

    Указанные реакции служат проявлением комплексной ориентировочной реакции (рефлекс «что такое?»), моторных оборонительных реакций и включения петли акустической обратной связи. Кроме того, в ответ новорожденного на звук включается изменение ритма сердечной деятельности. Повторные звуковые стимулы вызывают привыкание, т. е. ритм сердечной деятельности изменяется лишь в ответ на первые звуковые стимулы. Одновременно угасают и другие рефлекторные реакции на звук, такие, как реакция вздрагивания.

    При исследовании новорожденных с факторами риска по глухоте отмечено значительное увеличение числа повторных звуковых стимулов, требуемых для исчезновения рефлекторных реакций. Однако в настоящее время еще нет достаточного клинического обоснования для использования при скрининговой диагностике поражений ЦНС теста привыкания к повторным звуковым раздражителям.



    Источник: Рефлекторные реакции на звук у новорожденных. Ориентировочные реакции у детей
    Дата создания: 15.12.2023

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Развитие первых реакций ребенка":
  • Развитие зрительных реакций у детей
  • Ранний визуальный опыт и его роль в развитии ребенка
  • Стимулируем зрительное восприятие ребенка с нарушениями зрения
  • Реакция новорожденных детей на зрительные стимулы
  • Развитие восприятия младенца
  • Становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия в онтогенезе
  • Когда дети учатся видеть: 5 стадий развития зрения
  • Методическая разработка по развитию зрительных ориентировочных реакций у детей от 0 до 6 месяцев
  • Развитие зрения напрямую связано с развитием мозга
  • Закономерности раннего эмоционального развития
  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
  • Эмоциональное развитие до года
  • Младенческие рефлексы и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденного: норма и патология
  • Проявления безусловных и условных рефлексов новорожденного
  • Условные рефлексы ребенка и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденных малышей до года, СПИСОК
  • Формы и функции подражания в детстве
  • Развитие подражательной деятельности
  • Формирование инициативности в игре детей раннего возраста
  • Развитие инициативы и самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности
  • Как формируется сознание ребенка с рождения
  • Грудные младенцы вполне сознательны
  • ученые нашли доказательства осознанности младенцев
  • Нужно ли с младенцами говорить всерьез?
  • Когда и как начинает мыслить ребенок?
  • Можем ли мы думать, не используя слова?
  • Мышление без слов
  • Творчество малышей до 1 года
  • Творчество детей раннего возраста как образное познание мира
  • Почему воспоминания раннего детства не сохраняются
  • Первые осознанные воспоминания
  • Развитие лобных долей в онтогенезе
  • Развитие лобных долей мозга у детей до 3 лет
  • Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка
  • Периодизация развития гиппокампа
  • Увеличивающийся гиппокамп младенцев помог связать расстройство аутистического спектра и проблемы со сном
  • Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)
  • Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка
  • Развитие внимания
  • Этапы развития произвольных движений в онтогенезе
  • Формирование произвольности поведения у детей
  • Критические периоды развития в формировании психической специфики
  • Когда появляются жесты
  • Мимика в общении
  • Развитие невербальных средств общения в онтогенезе
  • ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
  • Мысленные образы у человека возникают уже к 7 месяцам
  • Мозжечок
  • Развитие мышления в раннем возрасте
  • Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах
  • Развитие реакций ребенка, обобщение раздела
  • Инстинкты. Зоопсихология и этология.

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя