Восприятие слуховых раздражителей внешней среды является активным процессом, базирующимся на петле обратной связи. Так, Butterfield установил, что все новорожденные воспроизводят серию сосательных движений на начало и окончание звучания магнитофонной записи (музыка, пение). Более того, изменение скорости сосательных движений зависит от фонематического состава речевых тестов, а также от интонации речи [Eimas et al., Morse].
Наличие рефлекса (петля обратной связи) на акустическую стимуляцию уже в период новорожденности следует расценивать как важный фактор в решении вопроса о раннем слухопротезировании при раннем поражении слуха. Для правильного развития требуется наличие звуковой среды с первых дней жизни.
Подробное описание рефлекторных реакций новорожденных с нормальным слухом на полосовые шумы с центральной частотой 3 кГц дано Downs. При исследовании в обычной обстановке (в палате новорожденных) с высоким уровнем окружающего шума реакции вызываются при интенсивности звука 90 дБ, а в условиях звукозаглушенной камеры — 35—45 дБ.
Наиболее информативными могут быть следующие ориентировочные реакции организма ребенка.
1. Мигание и активность век. Наблюдаются слабые подергивания закрытых век с одновременным движением бровей. Иногда реакция проявляется легким быстрым трепетанием век. Степень реакции различна: от четкого, но малого по амплитуде мигания до зажмуривания глаз с нахмуриванием бровей.
2. Реакция вздрагивания (испуга),— реакция Моро. Резкое, интенсивное движение всего тела с разведением рук и ног в стороны от средней линии. Иногда сопровождается дрожанием рук и ног.
3. Прекращение двигательной активности (замирание). Реакция лучше заметна при плаче или высокой степени двигательной активности. После подачи звука ребенок на некоторое время замирает.
4. Движения конечностей. У спокойно лежащего ребенка появляются четкие движения кисти, рук, ног, иногда возникает плач. Реакция может проявиться увеличением амплитуды движений при исходной легкой активности.
5. Поворот головы в сторону источника звука или от него. Обе реакции равноценны. Степень проявления: от напряжения мышц шеи и лишь обозначенного приподнимания головы кверху до четкого поворота головы в сторону. При регистрации этой реакции следует учесть, что пробуждение от сна у новорожденных сопровождается поворотами головы в разные стороны и без звуковой стимуляции.
6. Гримаса лица. Лицо неожиданно сморщивается, брони нахмуриваются, глаза кратковременно открываются и вновь закрываются.
7. Сосательные движения. Могут проявиться в полном объеме или в виде рудиментарного движения нижней губы, при наличии исходного проявления сосательных движений может наблюдаться их прекращение.
8. Пробуждение. Реакция выявляется в состоянии сна или бодрствования сразу после него. Открывание глаз сочетается с движениями тела разной степени и легкой дрожью всего тела.
9. Изменение ритма дыхательных движений. Начинающему специалисту трудно регистрировать эту реакцию. Отмечаются легкие перерывы в ритме дыхания или кратковременная его остановка. Исследователь должен быть уверен, что ритм предстимульного дыхания был ровным.
10. Широкое раскрывание глаз. Быстрое увеличение степени раскрытия глазной щели, часто с подниманием бровей.
Указанные реакции служат проявлением комплексной ориентировочной реакции (рефлекс «что такое?»), моторных оборонительных реакций и включения петли акустической обратной связи. Кроме того, в ответ новорожденного на звук включается изменение ритма сердечной деятельности. Повторные звуковые стимулы вызывают привыкание, т. е. ритм сердечной деятельности изменяется лишь в ответ на первые звуковые стимулы. Одновременно угасают и другие рефлекторные реакции на звук, такие, как реакция вздрагивания.
При исследовании новорожденных с факторами риска по глухоте отмечено значительное увеличение числа повторных звуковых стимулов, требуемых для исчезновения рефлекторных реакций. Однако в настоящее время еще нет достаточного клинического обоснования для использования при скрининговой диагностике поражений ЦНС теста привыкания к повторным звуковым раздражителям.