Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/67366
или fornit.ru/ax1-80-678

Развитие восприятия младенца

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Развитие первых реакций ребенка (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Дети избирательно воспринимают окружающие предметы – младенцам больше нравится смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. Привлекательными являются края и контуры объектов. Кривые и изогнутые линии больше привлекают детей, чем прямые, а вертикальные больше, чем наклонные.
    Младенцы больше предпочитают смотреть на новые предметы, однако если предмет совершенно непривычен, незнаком для ребенка, он не привлекает его внимания.
    К концу года младенцы могут узнавать и выделять предмет, который раньше для них не имел собственного самостоятельного существования, а являлся элементом общей ситуации, картины (мяч под креслом, платок на подушке и т.п.). Активный поиск исчезнувшего предмета является признаком того, что у ребенка начинается познание объективных отношений и он воспринимает предмет как отдельную вещь, которая может перемещаться в окружающем пространстве.
    Во втором полугодии у ребенка изменяется характер отношения зрения и хватания. У него формируется предварительное нацеливание на объект.
    К концу первого года жизни он начинает осуществлять хватание "вслепую", после отведения взора от объекта. Указанный факт свидетельствует о том, что зрительное восприятие на этом этапе достигает такого уровня развития, который позволяет сразу зафиксировать необходимые пространственные параметры объекта и затем завершить действие по представлению.
    Вес уверенности: Вполне уверенно подтверждается независимыми исследователями

    Становление зрительного восприятия в младенческом возрасте происходит на основе специализированных компонентов и посредством включения таких образований, как моторные функции (в том числе предперцептивные движения глаз), сенсорные функции, первичные формы мнемической и ориентировочной деятельности, общий механизм сличения. В начале первого года жизни ребенок может оптимально фокусировать взор в очень маленьком диапазоне (от 20 до 40 см), предметы на более дальнем расстоянии воспринимаются размыто и нечетко. Дети избирательно воспринимают окружающие предметы – младенцам больше нравится смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. Привлекательными являются края и контуры объектов. Кривые и изогнутые линии больше привлекают детей, чем прямые, а вертикальные больше, чем наклонные. Дети могут рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров и т.д., переводить взгляд на возникший в поле зрения предмет с различных сторон: сбоку, сверху, снизу. Младенцы больше предпочитают смотреть на новые предметы, однако если предмет совершенно непривычен, незнаком для ребенка, он не привлекает его внимания. Самый привлекательный зрительный раздражитель для младенца – человеческое лицо. В целом зрительные предпочтения зависят от многих условий: свойств объектов, степени их новизны, состояния ребенка в момент восприятия (уровень общей активности).

    В течение первого года жизни зрительная чувствительность интенсивно развивается, совершенствуются движения глаз. Формирование акта смотрения происходит в первые три месяца. Сначала возникают следящие движения глаз за медленно перемещающимся предметом, затем – слежение за перемещением зрительного стимула по сложной траектории и в дальнейшем инициативные движения глаз и активный поиск предметов. Постепенно увеличивается расстояние, на котором ребенок способен воспринимать предметы. Совершенствуется цветоразличение. Дети способны воспринимать яркие, насыщенные цвета (желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий), однако предпочитают черно-белые изображения цветным из-за их большей контрастности. Ко второму полугодию жизни дети различают большинство цветов.

    Выделяют несколько этапов становления восприятия объекта в младенческом возрасте (табл. 4.6). Предпосылками выделения объекта являются слежение за движущимися предметами и попытки продлить или вновь увидеть привлекательный для ребенка образ (1-4 месяца). В это же время происходит формирование акта хватания, его координация с актом сосания и зрительной функцией. У младенцев начинают складываться взаимосвязи между зрением и движениями рук. Так, простое рассматривание руки способствует увеличению ее активности. Случайно попавшая в поле восприятия рука задерживается перед глазами. При этом ребенок схватывает предмет только при условии одновременного появления руки и предмета в его поле восприятия.

    Таблица 4.6

    Этапы развития восприятия объекта в младенчестве

    Этап

    Содержание этапа

    1-4 месяца

    Слежение за движущимися объектами и попытки продлить или вновь поймать приятный образ, интенсивное формирование акта хватания, координации с актом сосания и зрением, образование связей между зрением и движениями рук

    4-8 месяцев

    Повышенная активность взаимодействия руки и глаз, появление экстраполяции, выход за пределы непосредственного восприятия. Начало предвосхищения последующей позиции перемещающегося предмета на основе вида траектории его движения, появление предвосхищения объекта на основе восприятия его части

    8-12 месяцев

    Узнавание и выделение предмета, который раньше не имел собственного существования, активный поиск исчезнувшего предмета, начало познавания объективных отношений и выделения предмета как отдельной вещи, которая может перемещаться в пространстве

    Для следующего этапа (4-8 месяцев) характерен повышенный уровень активности взаимодействия руки и глаз. Ребенок старается смотреть на предметы, случайно взятые рукой, и пытается взять предметы, находящиеся в иоле восприятия. Координация зрения и хватания является важной основой для объективации предметного мира, появления экстраполяции, предполагающей выход за рамки непосредственного восприятия. Ребенок становится способным предвосхищать последующее положение перемещающегося предмета на основе восприятия траектории его движения. Если предмет падает на пол, то ребенок ищет его на полу, а не на прежнем его месторасположении, но быстро заканчивает поиски, если предмет закрыт рукой. Одновременно с этим возникает способность предвосхищать предмет на основе восприятия его части.

    К концу года младенцы могут узнавать и выделять предмет, который раньше для них не имел собственного самостоятельного существования, а являлся элементом общей ситуации, картины (мяч под креслом, платок на подушке и т.п.). Активный поиск исчезнувшего предмета является признаком того, что у ребенка начинается познание объективных отношений и он воспринимает предмет как отдельную вещь, которая может перемещаться в окружающем пространстве.

    Выделение объекта и формирование перцептивного образа осуществляется благодаря развитию связей зрения, хватания и общей локомоторной активности. Во втором полугодии у ребенка изменяется характер отношения зрения и хватания. У него формируется предварительное нацеливание на объект. К концу первого года жизни он начинает осуществлять хватание "вслепую", после отведения взора от объекта. Указанный факт свидетельствует о том, что зрительное восприятие на этом этапе достигает такого уровня развития, который позволяет сразу зафиксировать необходимые пространственные параметры объекта и затем завершить действие по представлению. В это же время осуществляется переход к дифференцированному типу хватания. Генетически первоначально восприятие свойств предметов непосредственно связано с регуляцией двигательных актов.

    Начинается развитие пространственного восприятия. Дети на первом году жизни по пространственным признакам могут определять потенциальные опасности и защищаться от них доступными способами. Младенцы пытаются уклониться, зажмуриться или как-то еще избежать столкновения с надвигающимся на них предметом. У 2-3-х месячных детей проявляется защитная реакция на приближающийся предмет, который однозначно столкнется с ними, но не реагируют на предметы, траектория движения которых проходит рядом с ними.

    Практический пример

    Э. Гибсон и Р. Уолк провели эксперимент по изучению восприятия глубины младенцами. Они сконструировали специальное устройство для имитации глубины (большой полый ящик высотой около метра, накрытый сверху толстым стеклом. С одной стороны ящика прямо под стеклом находится одеяло в крупную клетку. С другой стороны оно находится на полу, на расстоянии 60-90 см от стекла, в результате чего и создается визуальный эффект обрыва). Младенцы от шести месяцев и старше отказываются переползать границу поверхностей, которая выглядит, как обрыв. Еще не умеющие ползать младенцы до полугола, если их положить на стекло "над пропастью", проявляют интерес, а не дистресс, о чем свидетельствует снижение частоты сердечных сокращений.

     

    Наряду с развитием мозговых структур слухового анализатора в младенчестве происходит совершенствование слуховой чувствительности. Младенцы способны реагировать на достаточно широкий диапазон звуков. Особенно дети чувствительны к человеческому голосу, которому они отдают предпочтение среди всех остальных звуков. Способность дифференцировать речевые и неречевые звуки является важнейшим условием развития речи ребенка. Совершенствуется способность к определению источника звука. В течение младенческого возраста повышается острота слухового восприятия. В начале периода дети реагируют на звуки средней громкости (около 60 децибел), к трем-четырем месяцам дети различают более тихие звуки (40 децибел), а к восьми месяцам проявляют реакции на звуки около 30 децибел. Дети замечают изменения громкости, высоты и длительности звуковых сигналов. Слуховая дифференцировка звуков достигает в шесть-семь месяцев жизни интервала в один-два тона и даже еще меньших интервалов – в три четверти и полтона.

    На протяжении первого года жизни развиваются также вкусовая, обонятельная и осязательная чувствительности.

    Дети различают сладкое, соленое, кислое и горькое, реагируют на сильные запахи, при этом предпочтение отдают знакомым запахам (запах молока, тела своей матери). Достаточно хорошо развиты осязательные ощущения, порога которых снижаются по мере взросления ребенка.

    В построение перцептивного образа включаются почти все имеющиеся к данному моменту развития психофизиологические образования разной степени специализации и сложности. Одновременно идет процесс дальнейшего совершенствования и этих образований, взаимообогащения разных функций, что обеспечивает их интенсивное развитие.

    Развитие памяти и внимания в младенчестве

    В младенческом возрасте начинается развитие первоначальных форм памяти, мнемических функций. Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, которые начинают появляться к концу первого месяца жизни ребенка (например, прекращение плача ребенка при появлении в комнате ранее отсутствовавшей матери). Более отчетливо проявление памяти проявляется при узнавании ребенком предметов (примерно с четырех месяцев). Вначале процесс запечатления предмета носит кратковременный характер в пределах одной секунды. В три-четыре месяца появляется узнавание некоторых зрительных и слуховых стимулов. Ребенок узнает лицо и голос матери, предметы, связанные с кормлением (бутылочку, ложку). В пять-шесть месяцев он узнает близких взрослых и отличает их от чужих людей. В конце первого года жизни объектом запоминания детей все чаще становятся словесные стимулы. Узнавание ребенком предметов происходит более эффективно, если нет длительного перерыва между узнаванием и последним восприятием предмета. Постепенно расширяется круг запоминаемых объектов и увеличиваются сроки запоминания.

    Ассоциативная память является основой формирования индивидуального опыта и избирательности деятельности ребенка. Во втором полугодии жизни у младенцев начинают формироваться прочные связи слова и предмета. В семь-восемь месяцев ребенок поворачивается к предмету и смотрит на него в ответ на произнесение взрослым его названия. В 10-11 месяцев младенец способен выбрать предмет по словесной инструкции взрослых. Этот процесс в младенческом возрасте затруднен, так как для формирования ассоциации слова и предмета необходимо более 50-70 повторений (для детей старше года нужно не более 10 таких повторений). В конце первого года жизни появляется указательный жест в качестве формы реакции на название знакомых предметов. В семь-девять месяцев у детей появляются ассоциативные связи слова и собственного действия. Ассоциативная память к концу первого года жизни проявляется в разнообразных формах, включая взаимосвязи вербальных стимулов. Примерно после восьми месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа без опоры не непосредственное восприятие объекта.

    Практический пример

    Полина С., 11 месяцев. Недавно научилась имитировать и запоминать не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. Она может повторить показанную мамой последовательность, состоящую из двух действий, чтобы сделать "погремушку": положить в коробку пуговицу, а затем потрясти коробку.

    В течение первого года жизни развиваются свойства внимания. Первые проявления внимания выражаются в кратковременной задержке движений в ответ на зрительные или слуховые сигналы, что возникает в первый месяц жизни ребенка (происходит зрительное или слуховое сосредоточение). Начиная со второго месяца постепенно увеличивается длительность сосредоточения на ярких игрушках (особенно, если игрушка звучащая или ее предъявление сопровождается речью взрослого). Характерной особенностью проявления внимания в начале первого года жизни является то, что его привлекает взрослый человек. Длительность сосредоточения внимания и его концентрация во многом обусловлена характеристиками раздражителей. Так, длительность сосредоточения внимания ребенка по отношению к движущимся объектам больше, чем к неподвижным, и больше к человеку, чем к другим объектам (табл. 4.7).

    Таблица 4.7

    Время сосредоточения ребенка на человеке и предметах (в секундах)

    Объекты

    Возраст ребенка

    4 мес.

    6 мес.

    Неподвижный предмет

    26

    37

    Неподвижный человек

    34

    111

    Перемещающийся предмет

    41

    78

    Двигающийся человек

    49

    186

    Длительность сосредоточения внимания ребенка на человеке и предметах увеличивается в первом полугодии жизни неравномерно. Наиболее высокие темпы увеличения времени сосредоточения – при восприятии двигающегося человека (в 4 раза), затем – неподвижного человека (в 3 раза). Увеличение длительности сосредоточения младенцев на неподвижном объекте является минимальным (в 1,4 раза). Появление взрослого вызывает повышение общей активности ребенка. Если увеличивается расстояние от игрушки до ребенка с 9 до 60-100 см, то значительно снижается или пропадает его игровая активность. Если рядом с игрушкой появляется взрослый, то ребенок снова начинает проявлять к ней внимание.

    Таким образом, в младенчестве происходит дифференциация восприятия ребенка, способствующая выделению из окружающей среды человека, его движений и производимых им звуков, что отражается в существенном увеличении времени сосредоточения на нем. На протяжении всего первого года взрослый является наиболее сильнодействующим раздражителем, способным вызвать и удерживать внимание ребенка. С середины первого года жизни все чаще внимание детей привлекают разнообразные предметы, с которыми они выполняют различные действия. Развивается познавательная активность, которая способствует поддержанию и развитию свойств внимания ребенка. Постепенно увеличивается длительность сосредоточения внимания, его объем, появляется распределение внимания (об этом свидетельствует возможность ребенка действовать с несколькими предметами).

    Развитие мышления младенца

    Уже на первом году жизни младенец, действуя с игрушками, переходит от манипуляций, диктуемых природными функциями руки, к действиям, отражающим свойства предмета, и предметноопосредованным, отражающим опыт установления ребенком результативных связей между предметом-средством и предметом-целью. Происходит реальный процесс присвоения культурноисторического опыта, заложенного в игрушке как опредмеченной концепции этого опыта.

    В теории Ж. Пиаже выделены этапы формирования первоначальных форм мыслительной функции ребенка:

    На основе функций восприятия и действия в младенческом возрасте развиваются первоначальные формы наглядно-действенного мышления. В течение года происходит постепенное усложнение познавательных задач, которые способен решить ребенок, сначала только с опорой на восприятия, затем на основе двигательной активности. Ребенок достигает определенных результатов, действуя методом проб и ошибок.

    Мыслительная функция проявляется в преднамеренном достижении детьми намеченной цели. В конце младенческого периода, после 8-10-го месяца, ребенок может решать пространственные задачи различными средствами. Типичная проблемная ситуация для ребенка заключается в том, что привлекательный предмет, находящийся в поле восприятия, но вне пределов досягаемости, ему необходимо либо приблизить к себе с помощью определенных средств, либо устранить препятствие. К концу года младенцы способны найти и использовать один объект в качестве средства для достижения другого.

    Практический пример

    Костя А., 11 месяцев. Умеет решать простую познавательную задачу наглядно-действенным способом. Мама на глазах у ребенка прячет его любимую игрушку – пожарную машинку красного цвета под платок, затем отвлекает его внимание на несколько секунд игрушкой-пищалкой. После этого задает вопрос: "Где машинка?" Костя находит машинку, снимая платок.

    Постепенно происходит переход от простейших опосредованных действий к более сложным мыслительным действиям, к установлению не только статических, но и динамических связей между предметами. Успешность решения мыслительных задач зависит от степени заинтересованности ребенка в средстве достижения цели. Мыслительная функция младенца характеризуется также высокой пластичностью: ребенок способен к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходные условия.

    Развитие речи в младенческом периоде

    В младенчестве складываются предпосылки развития речи. "Довербальный период" речевого развития начинается сразу после рождения ребенка и проявляется сначала в голосовых реакциях новорожденного – хныканьи. Примерно в конце месяца они преобразуются в редкие отрывистые звуки, которые считаются зачатками лепета. Произносимые ребенком первые звуки лишены коммуникативной функции. Они возникают из-за органических ощущений или моторных реакций на внешние стимулы. Однако уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев начинают соотносить голосовые звуки с присутствием взрослого. Так, услышав голос, двух-трех-месячиый ребенок начинает взглядом искать взрослого, что можно считать первыми предпосылками речевого общения.

    После трех-четырех месяцев произносимые ребенком звуки становятся более многочисленными и разнообразными. Это обусловлено бессознательным подражанием ребенка речи взрослого, прежде всего ее интонации и темпо-ритмическим характеристикам. В лепете ребенка появляются певучие гласные звуки, которые, входя в определенное сочетание с согласными, образуют повторяющиеся слоги типа: "да-да-да" или "ня-ня-ня".

    Во втором полугодии жизни у младенцев возникают элементы настоящего речевого общения. Первоначально они проявляются в возникновении у ребенка специфических реакций на жесты взрослого, сопровождаемых словами. Примерно в полгода ребенок способен связывать воспринимаемый предмет с определенным словом – именем или наименованием объекта и предмета, реагировать на отдельные слова.

    Практический пример

    Света К., 6 месяцев. Когда мима делает зову щи ii жест руками и говорит: "Иди ко мне", девочка протягивает к ней ручки. Когда мамы нет в ноле восприятия девочки и задают вопрос: "Где мама?", Света поворачивается в сторону матери или ищет ее глазами.

    Во втором полугодии у ребенка значительно увеличивается количество слов, связанных с определенными действиями или впечатлениями. Важнейшей особенностью речевого развития детей является то, что первое понимание слов ребенком возникает в действенных и эмоционально значимых для него ситуациях. Чаще всего такой ситуацией является ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого с какими-либо игрушками. Первые слова, которые усваивает ребенок, он воспринимает как неотделимые от эмоционального переживания и действия.

    С восьми месяцев у ребенка начинается период интенсивного развития речи: он делает постоянные попытки подражать звукам и словам, произносимым взрослыми людьми. При этом ребенок подражает звучанию только слов, вызывающих у него определенную реакцию, т.е. имеющих для него определенный смысл. Параллельно с началом попыток активной речи быстро возрастает количество слов, которые ребенок понимает (табл. 4.8).

    Основные характеристики развития речи младенца

    Возраст

    Характеристики речевого развития

    0-2 месяца

    У ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением

    2-4 месяца

    В ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного "комплекса оживления". Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Возникает ритмическое и звуковое речевое подражание

    4-5 месяцев

    Ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения

    5-6 месяцев

    Ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например, на ритмику взрослой речи. Одновременно возрастает и фонетическая организованность собственных звуков ребенка. Завершается переход ребенка к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии его активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение

    6-8 месяцев

    Ребенок начинает пользоваться "псевдословами", которые, выполняя сигнальную функцию, еще не имеют постоянных обобщенных значений

    с 8-9 месяцев

    Ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу

    9-12 месяцев

    Ребенок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл

     

    Главными предпосылками возникновения понимания ребенком речи являются:

    Факт возникновения понимания речи на основе зрительного восприятия подтверждается тем, что раньше всего ребенок реагирует на вопрос: "Где то-то?" ("Где стол?", "Где кукла?"). Развитие понимания речи заключается в том, что взрослый способствует возникновению у ребенка ориентировочной реакции на определенный предмет, находящийся на некотором расстоянии от ребенка или в руках взрослого, и задает вопрос: "Где то-то?" Под влиянием многократного повторения образуется связь произнесенного взрослым слова с воспринимаемым предметом. Данная связь формируется в несколько этапов. Первоначально реакция на вопрос взрослого отсутствует, и ребенок не поворачивается в сторону предмета. Затем по слову взрослого появляется ориентировочное пассивное движение, но в том направлении, где обычно находится предмет. Таким образом, здесь отмечается связь слова не столько с предметом, сколько с местом его обычного расположения и с направлением поисковых движений. На данном этапе основное значение в речи взрослых обычно заключается в интонации вопроса, а не в его предметном содержании. На заключительном этапе формируется дифференцированная связь между названием предмета и самим предметом, выражающаяся в поиске предмета и нахождении его в другом месте.

    Выделяют следующие реакции ребенка на обращенную к нему речь взрослого:

     

    Таким образом, для младенческого возраста характерно своеобразие взаимосвязи между зрительным восприятием и речью. С одной стороны, понимание слов развивается благодаря ориентировочной деятельности, а именно на основе зрительной ориентировки ребенка в конкретной ситуации; с другой стороны, само понимание представляет собой новый этап в формировании зрительной ориентировки, трансформируя ее в управляемое словом действие – зрительный поиск, который направляется словом взрослого.

    Существенной чертой развития психики младенца в целом является многоканальность, полинаправленность психического развития. Младенчество является началом становления индивидуальных первичных и вторичных психических свойств. Этот возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития различных психических форм, создания предпосылок речевого и социального развития под влиянием непосредственного общения ребенка со взрослыми, как ведущего вида деятельности. В этот период очень большое значение имеет активное разнообразное участие взрослых в физическом и психическом развитии ребенка, обеспечение обогащенной развивающей среды, эмоциональное общение, помощь в развитии двигательных функций – акта хватания и локомоции, создание проблемных ситуаций и т.д. Рекомендуемый развивающий материал для детей данного возраста представлен в табл. 4.9.

    Таблица 4.9

    Примерный перечень игрушек, развивающих материалов для младенцев

    0-6 месяцев

    Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой; колокольчики; погремушки ("гантели", кольца, шар с рукояткой и т.д.); висящие погремушки – "бусы", подвески; разноцветные воздушные шары; мячи разных размеров; мячик с колокольчиком внутри; игрушки-пищалки; неваляшка; забавные маски; игрушка с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка и др.); диски с музыкой, адаптированной для малышей (серия "Happy Baby", "Классика для малышей" и др.); детское креслице с наклонной спинкой; развивающий коврик

    6-12 месяцев

    Активный центр; заводные механические игрушки; тряпичная (гибкая) кукла; книжки-картинки с плотными страницами, лучше – моющимися; набор для игры с водой; фигурки животных; игрушки для жевания, кусания; пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше – одноцветная); мягкая игрушка (может быть музыкальная); машинка среднего размера с веревочкой; металлофон; игрушечный телефон; куклы с подвижными частями тела; кукла, одевающаяся на руку; корзинка, сумочка; набор пластмассовой посуды; коробочки с крышками; стульчик со столиком; игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.); качели; ходунки и прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом)



    Источник: Развитие восприятия младенца
    Дата создания: 15.12.2023
    Последнее редактирование: 18.12.2023

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Развитие первых реакций ребенка":
  • Развитие зрительных реакций у детей
  • Ранний визуальный опыт и его роль в развитии ребенка
  • Стимулируем зрительное восприятие ребенка с нарушениями зрения
  • Реакция новорожденных детей на зрительные стимулы
  • Становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия в онтогенезе
  • Когда дети учатся видеть: 5 стадий развития зрения
  • Методическая разработка по развитию зрительных ориентировочных реакций у детей от 0 до 6 месяцев
  • Развитие зрения напрямую связано с развитием мозга
  • Закономерности раннего эмоционального развития
  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
  • Эмоциональное развитие до года
  • Младенческие рефлексы и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденного: норма и патология
  • Проявления безусловных и условных рефлексов новорожденного
  • Условные рефлексы ребенка и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденных малышей до года, СПИСОК
  • Формы и функции подражания в детстве
  • Развитие подражательной деятельности
  • Формирование инициативности в игре детей раннего возраста
  • Развитие инициативы и самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности
  • Как формируется сознание ребенка с рождения
  • Грудные младенцы вполне сознательны
  • ученые нашли доказательства осознанности младенцев
  • Нужно ли с младенцами говорить всерьез?
  • Когда и как начинает мыслить ребенок?
  • Можем ли мы думать, не используя слова?
  • Мышление без слов
  • Творчество малышей до 1 года
  • Творчество детей раннего возраста как образное познание мира
  • Почему воспоминания раннего детства не сохраняются
  • Первые осознанные воспоминания
  • Ориентировочные реакции у детей
  • Развитие лобных долей в онтогенезе
  • Развитие лобных долей мозга у детей до 3 лет
  • Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка
  • Периодизация развития гиппокампа
  • Увеличивающийся гиппокамп младенцев помог связать расстройство аутистического спектра и проблемы со сном
  • Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)
  • Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка
  • Развитие внимания
  • Этапы развития произвольных движений в онтогенезе
  • Формирование произвольности поведения у детей
  • Критические периоды развития в формировании психической специфики
  • Когда появляются жесты
  • Мимика в общении
  • Развитие невербальных средств общения в онтогенезе
  • ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
  • Мысленные образы у человека возникают уже к 7 месяцам
  • Мозжечок
  • Развитие мышления в раннем возрасте
  • Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах
  • Развитие реакций ребенка, обобщение раздела
  • Инстинкты. Зоопсихология и этология.

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя