Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/67388
или fornit.ru/ax1-80-695

Грудные младенцы вполне сознательны

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Развитие первых реакций ребенка (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    У годовалых малышей активность мозга практически не отличалась от таковой у взрослых. Правда, активность префронтальной коры, получившей информацию от сенсорной, оказалась у детей в три раза медленнее. То есть наличие объекта в поле зрения они фиксировали хорошо, а вот осознание: "Я вижу нечто", — доходило до них медленнее.
    Даже у пятимесячных детей соответствующая двухступенчатая активность оказалась в наличии. У них ответ префронтальной коры был еще более слабым и растянутым во времени. Как предполагают ученые, у детей этого возраста идет постепенная "настройка" сознания. А возникает двухчастная активность сознания примерно в двухмесячном возрасте.
    Вес уверенности: Имеет дополнительные подтверждения независимых специалистов

    Что творится в маленькой головке ребенка? Каким он видит мир? Если умиленные родители радуются осмысленному взгляду малыша: "Все понимает!" — то ученые долгое время искали доказательства наличия сознания у детей. Младенцы действительно реагируют на слуховые и зрительные стимулы, но что происходит при этом в их мозге? Оказывается, сознание у младенцев все-таки есть.

    Вскоре после рождения ребенок учится фокусировать взгляд и может подолгу задерживать его на одном предмете. Родители, конечно, принимают это за несомненный признак сознательности и ума любимого чада. Однако для нейробиологов вопрос о том, насколько разумны маленькие дети, долгое время оставался открытым.

    Как происходит осознание, к примеру, зрительного стимула? Когда в наше поле зрения попадает движущийся объект, в мозге срабатывают соответствующие зрительные центры. Даже если этот объект движется слишком быстро, чтобы его можно было заметить, он все равно будет зарегистрирован центральной нервной системой. Если же предмет немного задержится в поле зрения, зрительные центры из задней части мозга пошлют сигнал в префронтальную кору.

    Читайте также: Глупеем ли мы с возрастом?

    В этот момент у взрослого человека происходит понимание: "Я что-то вижу", — а затем в его сознании возникает зрительный образ объекта. Весь этот процесс занимает менее трети секунды, однако именно такие цепочки активности в мозге, в сенсорной зоне и префронтальной коре, служат признаком наличествующего сознания.

    Сид Куйде из французского Национального центра научных исследований (CNRS) и его коллеги решили выяснить, с какого возраста у детей появляется именно такая двухступенчатая активность, указывающая на осознание человеком происходящего вокруг. Из 240 малышей, чьи родители дали согласие на участие в эксперименте, лишь 80 оказались достаточно усидчивы, чтобы на них можно было надеть шапочку с электродами и попросить их не двигаться какое-то время. Чтобы привлечь внимание младенцев, ученые на мониторе показывали им разные лица, которые задерживались на экране всего лишь на долю секунды.

     

    Как оказалось, сознание у младенцев присутствует. У годовалых малышей активность мозга практически не отличалась от таковой у взрослых. Правда, "вторая волна" нейронных откликов, соответствующая активности префронтальной коры, получившей информацию от сенсорной, оказалась у детей в три раза медленнее. То есть наличие объекта в поле зрения они фиксировали хорошо, а вот осознание: "Я вижу нечто", — доходило до них медленнее. Это и неудивительно, учитывая юный возраст подопытных. Все-таки когнитивные процессы формируются у человека с возрастом.

    Даже у пятимесячных детей соответствующая двухступенчатая активность оказалась в наличии. У них ответ префронтальной коры был еще более слабым и растянутым во времени. Как предполагают ученые, у детей этого возраста идет постепенная "настройка" сознания. А возникает двухчастная активность сознания примерно в двухмесячном возрасте, говорят исследователи.

    В целом их выводы подтверждают общепринятую точку зрения в детской психологии, которая строилась в основном на эмпирических данных и простых экспериментах без сканирования нейронной активности. Так, психологи давно предполагали, что новорожденный еще неспособен отделять себя от внешнего мира, то есть самосознанием как таковым не обладает. Примерно с двух-трех месяцев, говорили они, у малышей постепенно формируется осознание границ своего тела. Параллельно с этим они начинают выделять во внешнем мире некоторые объекты. Прежде всего дети, конечно, отличают маму. Они начинают улыбаться ей, гулить при ее появлении, протягивать ручки — словом, реагируют эмоционально. Затем малыши начинают различать и других близких — папу, бабушку, дедушку, а также любимые игрушки и заинтересовавшие их предметы.

    Читайте также: Дети учатся грамматике с пеленок

    Подражание взрослым и освоение простейших норм поведения начинается у малышей примерно с шести месяцев, а внешний "образ себя" — узнавание себя в зеркале, на фотографии — формируется примерно к восьми месяцам. А "сознательные эмоции", то есть те, что включают компонент осознания своих действий — гордость, стыд, вина, смущение, как раз формируются к первому году.





    Источник: Грудные младенцы вполне сознательны
    Дата создания: 15.12.2023
    Последнее редактирование: 19.12.2023

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Развитие первых реакций ребенка":
  • Развитие зрительных реакций у детей
  • Ранний визуальный опыт и его роль в развитии ребенка
  • Стимулируем зрительное восприятие ребенка с нарушениями зрения
  • Реакция новорожденных детей на зрительные стимулы
  • Развитие восприятия младенца
  • Становление зрительных функций и развитие зрительного восприятия в онтогенезе
  • Когда дети учатся видеть: 5 стадий развития зрения
  • Методическая разработка по развитию зрительных ориентировочных реакций у детей от 0 до 6 месяцев
  • Развитие зрения напрямую связано с развитием мозга
  • Закономерности раннего эмоционального развития
  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
  • Эмоциональное развитие до года
  • Младенческие рефлексы и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденного: норма и патология
  • Проявления безусловных и условных рефлексов новорожденного
  • Условные рефлексы ребенка и более сложные реакции
  • Рефлексы новорожденных малышей до года, СПИСОК
  • Формы и функции подражания в детстве
  • Развитие подражательной деятельности
  • Формирование инициативности в игре детей раннего возраста
  • Развитие инициативы и самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности
  • Как формируется сознание ребенка с рождения
  • ученые нашли доказательства осознанности младенцев
  • Нужно ли с младенцами говорить всерьез?
  • Когда и как начинает мыслить ребенок?
  • Можем ли мы думать, не используя слова?
  • Мышление без слов
  • Творчество малышей до 1 года
  • Творчество детей раннего возраста как образное познание мира
  • Почему воспоминания раннего детства не сохраняются
  • Первые осознанные воспоминания
  • Ориентировочные реакции у детей
  • Развитие лобных долей в онтогенезе
  • Развитие лобных долей мозга у детей до 3 лет
  • Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка
  • Периодизация развития гиппокампа
  • Увеличивающийся гиппокамп младенцев помог связать расстройство аутистического спектра и проблемы со сном
  • Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)
  • Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка
  • Развитие внимания
  • Этапы развития произвольных движений в онтогенезе
  • Формирование произвольности поведения у детей
  • Критические периоды развития в формировании психической специфики
  • Когда появляются жесты
  • Мимика в общении
  • Развитие невербальных средств общения в онтогенезе
  • ИМИТАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
  • Мысленные образы у человека возникают уже к 7 месяцам
  • Мозжечок
  • Развитие мышления в раннем возрасте
  • Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах
  • Развитие реакций ребенка, обобщение раздела
  • Инстинкты. Зоопсихология и этология.

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя