Содержание
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Период младенчества (первый год жизни)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.
Безусловные рефлексы новорожденного
Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой
Восприятие. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Восприятие и действие ф—та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3—4месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7—8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.
Здоровье
Природа снабдила новорожденных малышей целым арсеналом врожденных рефлексов. Проверяя эти реакции, можно судить о том, как идет развитие нервной системы, и своевременно устранять сбои.
врач-педиатр, доктор медицинских наук
На первый взгляд кажется, что новорожденный совершенно беспомощен, но это не так. Едва появившись на свет, ребенок тут же начинает искать ртом мамину грудь, а захватив сосок, принимается активно ее опорожнять. Так что «добыть» себе еду он точно в состоянии. Но это далеко не единственный жизненно важный навык.
Врожденные рефлексы — это наследие, доставшееся нам от далеких предков по воле эволюции. Они закладываются в первые недели беременности в период внутриутробного развития и проявляются в первые часы, дни или недели после рождения. Все врожденные рефлексы считаются безусловными, то есть возникают помимо нашей воли и не поддаются осознанному контролю. По сути же это непроизвольные реакции нервной системы на раздражение, возникающее либо внутри самого организма, либо снаружи. Регулируются они прежде всего средним мозгом, который развивается в первую очередь. Когда же начинает развиваться кора головного мозга (более совершенное серое вещество), то она берет под свой контроль основную часть нервной системы. Как только это происходит, врожденные рефлексы уступают место условным. Причем угасание большинства непроизвольных реакций происходит уже на первом году жизни.
Зная сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, родители могут вовремя заметить отклонения от нормы и обратиться за помощью к врачу. Но устраивая малышу экзамен, надо соблюдать некоторые правила. Многое зависит от того, голоден кроха или сыт. В первом состоянии он будет реагировать на раздражение энергично, а во втором — вяло. Так что тестирование лучше устраивать не раньше чем через полчаса после кормления, при естественном освещении, то есть в первой половине дня. Желательно, чтобы температура в комнате была 22−24°С.
Сосательный рефлекс начинает угасать ближе к году, а полностью исчезает к 1,5–2 годам. По мнению специалистов, таким образом природа определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.
Сосательный. Стоит только дать новорожденному грудь, как он начинает делать ритмичные сосательные движения. Такая же реакция будет на собственный или чужой пальчик, соску, игрушку. Рефлекс проявляется чуть ли не с первого часа после рождения и проходит к 12−18 месяцам.
Хоботковый. Если быстро и легко прикоснуться к губам крохи пустышкой или пальцем, он выпятит губки трубочкой.Такая реакция проявляется в первые часы жизни и исчезает к концу 2−3-го месяца.
Поисковый. Осторожно и нежно погладьте малышу уголок рта или дотроньтесь пустышкой до щечки рядом с губами — и он мгновенно повернет голову в ту сторону, откуда шел стимул. А если соской немного надавить на середину нижней губы, ротик откроется, шея согнется, и малыш попытается захватить пустышку губами. Этот рефлекс свидетельствует о слаженной работе глубоких структур мозга. На его основе формируются мимические реакции. Навык проявляется в первый день жизни и сохраняется до 3−4 месяцев.
Ладонно-ротовой. Если уложить малыша на спину и, взяв его ручку, слегка надавить большим пальцем в центр ладошки, он откроет ротик и нагнет головку вперед. Проделайте то же самое с другой ручкой. Реакция должна быть с обеих сторон одинаковая. Рефлекс подготавливает базу для осознанных движений рта и рук, с помощью которых кроха совсем скоро начнет исследовать мир. Такая способность появляется у малыша в первые 2−3 дня жизни и угасает к 3 месяцам.
Спинальные рефлексы — это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве. Проверив силу этих «реакций», врач может оценить двигательную активность ребенка.
Хватательный. Вложите в ладошку малыша платочек, и он тут же бессознательно сожмет ее в кулачок. Порой захват настолько крепкий, что, если ребенок возьмется за пальцы мамы или папы, его можно будет поднять в воздух. Рефлекс способствует развитию мелкой моторики и речевой деятельности. Проявляется в первую неделю жизни и после 3−4 месяцев исчезает.
Некоторые энтузиасты тренируют новорожденных «ходить по столу» или «стоять» на ладони у мамы или папы. Однако во время таких экзерсисов возникают запредельные нагрузки на незрелую костную систему ребенка, что может вызвать проблемы с формированием опорно-двигательного аппарата (неправильную осанку, косолапость).
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Поверните карапуза лицом к себе, возьмите под мышки, фиксируя головку пальцами. Если приподнять его, он подожмет ножки. Если опустить на пол — будет стоять, опираясь на стопу. Если наклонить вперед — начнет «переступать» ножками. Это и есть автоматическая ходьба. Если ножки ребенка перекрещиваются, ничего страшного: в первые 1,5 месяца жизни это нормально. Рефлекс подготавливает к ходьбе. Проявляется он в первые недели жизни и к 3 месяцам угасает.
Рефлекс ползания. Положите кроху на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед. Рефлекс активизирует практически все зоны головного мозга, развивая координацию движений. «Ползать» так дети начинают на 3−4-й день жизни, а после 3−4 месяцев выходят на уже осознанный уровень.
Рефлекс Галанта. Положите ребенка на животик и проведите пальцем вдоль позвоночника, отступив слева от него 1 см и двигаясь сверху вниз. В ответ кроха выгнет спинку вправо. Проделайте то же самое с правой стороны. Ребенок должен выгнуть спинку влево. Рефлекс готовит нервную систему к осознанной координации движений и укрепляет связь между полушариями головного мозга. Проявляется с 5−6-го дня и проходит к 3−4 месяцам.
Защитный. Положите кроху на животик — и он тотчас повернет голову в сторону и попытается ее приподнять. Рефлекс помогает удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания (а во время родов позволяет малышу не захлебнуться). Он выражен уже в первые часы жизни и угасает к 1,5 месяца.
Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга. Проявляется на первой неделе жизни и испаряется к 3−4 месяцам.
Рефлекс Моро. Проверяется разными способами. Можно положить ребенка спиной на стол и внезапно ударить ладонями прямо по столешнице на расстоянии 15 см справа или слева от его головки. В ответ кроха сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. Через 2−3 секунды руки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Первая и вторая фаза рефлекса могут быть выражены с разной силой — это считается нормой. Он вызывается с первых дней жизни и пропадает к 4−5 месяцам.
Подошвенный. Надавите большим пальцем на подошву малыша у основания указательного или среднего пальца — и они прижмутся к ступне. Если так же простимулировать наружный край стопы, двигаясь от пятки вверх, то большой палец ноги разогнется, а остальные разойдутся веером. Рефлекс подготавливает основу для осознанного управления пальцами ног. Проявляется в первые дни жизни и угасает к 12−14 месяцам.
Шейно-тонические рефлексы отвечают за способность мышц фиксировать и удерживать нужное положение тела. Они позволяют оценить мышечный тонус малыша и развитие продолговатого и среднего мозга.
Асимметричный. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу. Рефлекс помогает малышу «найти» и разглядеть ручки в первые месяцы жизни, координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата. Проявляется в первые дни жизни и проходит к 3−4 месяцам.
Симметричный. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Такая «цепная реакция» подготавливает ребенка к осознанному ползанию. Проявляется в первые дни жизни и угасает к 3−4 месяцам.
Лабиринтный. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание. Рефлекс помогает тренировать мускулатуру, чтобы впоследствии ребенок мог сесть и встать на ножки. Проявляется в первые дни жизни и исчезает к 3−4 месяцам.
Важно обращать внимание на общее состояние малыша. Если при проявлении рефлексов происходят изменения, но при этом нет других неврологических патологий, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и можно не опасаться отрицательного влияния на его дальнейшее развитие. Самое главное, это вердикт врача — в нем после осмотра должно быть заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме».
Врожденные рефлексы врач проверяет у малыша на каждом осмотре и в обязательном порядке. Эта рутинная процедура позволяет просто и эффективно отслеживать развитие центральной нервной системы: отклонения от нормы становятся заметны сразу. Так, рефлексы могут быть слабыми, слишком сильными или асимметричными. В группу риска чаще всего попадают недоношенные малыши; дети, перенесшие гипоксию, асфиксию, внутриутробную инфекцию или родовую травму; младенцы с некоторыми наследственными заболеваниями (миопатией, фенилкетонурией и др. ).
У ребенка, перенесшего любое заболевание в первые недели жизни, рефлексы, как правило, временно ослабевают: в этом возрасте каждый сбой вызывает снижение активности нервной системы. В качестве лечения во всех трех случаях неврологи назначают классический лечебный массаж и гимнастику, а при необходимости прописывают ноотропы — препараты, улучшающие мозговую деятельность. Та же тактика применяется и при позднем угасании безусловных рефлексов.
Больше полезных и интересных материалов о здоровье новорожденных — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Анна Борисова
Примитивные рефлексы; Рефлексы у младенцев; тонический шейный рефлекс; рефлекс Галанта; искривление туловища; Рефлекс укоренения; парашютный рефлекс; Хватательный рефлекс
Рефлекс — это мышечная реакция, возникающая автоматически в ответ на раздражение. Определенные ощущения или движения вызывают определенные мышечные реакции.
Инфантильные рефлексы проверяются и наблюдаются медицинскими работниками для оценки неврологической функции и развития. Отсутствие или аномальные рефлексы у младенцев, сохранение рефлекса после того возраста, когда он в норме утрачен, или повторное развитие инфантильного рефлекса у ребенка старшего возраста или взрослого могут свидетельствовать о значительных проблемах со стороны центральной нервной системы, нервного ствола или периферических нервов.
Рефлекс Моро является нормальным рефлексом для младенцев, когда они вздрагивают или чувствуют, что падают. Младенец будет иметь испуганный вид, и руки будут раскинуты в стороны с ладонями вверх и согнутыми большими пальцами. Отсутствие рефлекса Моро у новорожденных является ненормальным и может указывать на травму или заболевание.
Наличие и сила рефлекса является важным признаком развития и функционирования нервной системы.
Многие младенческие рефлексы исчезают по мере взросления ребенка, хотя некоторые сохраняются во взрослом возрасте. Рефлекс, который все еще присутствует после того возраста, когда он обычно исчезает, может быть признаком повреждения головного мозга или нервной системы.
Младенческие рефлексы — это реакции, нормальные для младенцев, но ненормальные для других возрастных групп. К ним относятся:
Другие младенческие рефлексы включают:
ТОНИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ РЕФЛЕКС
Этот рефлекс возникает, когда голова ребенка, который находится в расслабленном состоянии и лежит лицом вверх, отклоняется в сторону. Рука со стороны, обращенной к голове, отводится от тела с частично открытой ладонью. Рука со стороны от лица согнута, а кулак плотно сжат. Поворот лица ребенка в другую сторону меняет положение на противоположное. Положение шеи в тонусе часто называют положением фехтовальщика, потому что оно похоже на стойку фехтовальщика.
ИЗГИБ ТУЛОВИЩА ИЛИ РЕФЛЕКС ГАЛАНТА
Этот рефлекс возникает при поглаживании или постукивании по боковой части позвоночника младенца, когда он лежит на животе. Младенец будет дергать бедрами в сторону прикосновения в танцевальном движении.
РЕФЛЕКС ХВАТА
Этот рефлекс возникает, если вы кладете палец на открытую ладонь младенца. Рука сомкнется вокруг пальца. Попытка удалить палец приводит к тому, что хват ужесточается. У новорожденных сильные хватки, и их можно почти поднять, если обеими руками схватить ваши пальцы.
КОРЯЩИЙ РЕФЛЕКС
Этот рефлекс возникает при поглаживании щеки ребенка. Младенец повернется в сторону, которую погладили, и начнет делать сосательные движения.
ПАРАШЮТНЫЙ РЕФЛЕКС
Этот рефлекс возникает у младенцев немного старшего возраста, когда ребенка держат в вертикальном положении и быстро поворачивают тело ребенка лицом вперед (как при падении). Младенец вытягивает руки вперед, как бы пытаясь предотвратить падение, хотя этот рефлекс появляется задолго до того, как ребенок начинает ходить.
Примеры рефлексов, сохраняющихся во взрослом возрасте:
Младенческие рефлексы могут возникать у взрослых, которые имеют:
Медицинский работник часто обнаруживает аномальные рефлексы младенцев во время обследования, которое проводится по другой причине. Рефлексы, которые сохраняются дольше, чем должны, могут быть признаком проблем с нервной системой.
Родители должны поговорить с поставщиком услуг своего ребенка, если:
Медработник проведет медицинский осмотр и спросит об истории болезни ребенка.
Вопросы могут включать:
Чавес-Гнекко Д. , Фельдман Х.М. Развивающая/поведенческая педиатрия. В: Zitelli BJ, McIntire SC, Nowalk AJ, Garrison J, ред. Атлас детской физической диагностики Зителли и Дэвиса . 8-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2023:гл.3.
Щор Н.Ф. Неврологическая оценка. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник Нельсона по педиатрии . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 608.
Уокер RWH. Нервная система. В: Глинн М., Дрейк В.М., ред. Клинические методы Хатчисона . 24-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2018: глава 16.
Последнее рассмотрение: 10.12.2021
Рецензию сделал: Нил К. Канеширо, доктор медицины, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицины, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Многие движения вашего ребенка в первые недели жизни выполняются рефлекторно. Это означает, что это происходит непроизвольно или происходит без усилий вашего ребенка. Если вы кладете им палец в рот, они рефлекторно сосут. Они плотно зажмуривают глаза от яркого света.
Некоторые рефлексы сохраняются у новорожденных в течение нескольких месяцев, а другие исчезают в течение нескольких недель. Вот некоторые из них, которые вы можете наблюдать у своего ребенка:
В некоторых случаях рефлексы переходят в произвольное поведение. Например, ваш ребенок рождается с рефлексом укоренения, который побуждает его поворачивать голову к вашей руке, если вы гладите его щеку или рот. Это помогает ему найти сосок во время кормления. Сначала он будет копаться из стороны в сторону, поворачивая голову к соску, а затем в сторону по уменьшающимся дугам. Он просто повернет голову и рот в положение для сосания.
Сосание — еще один рефлекс выживания, присутствующий еще до рождения. На самом деле, если вы делали УЗИ во время беременности, вы, возможно, видели, как ваш ребенок сосет большой палец.
После рождения, когда сосок и ареола находятся глубоко во рту ребенка, он автоматически начинает сосать. Это движение фактически имеет две стадии. Сначала он обхватывает ареолу губами, а сосок находится далеко позади рта, указывая на стык твердого и мягкого нёба, и сжимает грудь между языком и нёбом (так называемое «выражение», это действие вытесняет молоко). ). Во второй фазе, или доильном действии, язык движется от ареолы к соску. Всему этому процессу помогает присоска, которая прикрепляет грудь ко рту ребенка.
Координация этих ритмичных сосательных движений с дыханием и глотанием является относительно сложной задачей для новорожденного. Таким образом, несмотря на то, что это рефлекторное действие, не все дети поначалу сосут эффективно. Однако с практикой рефлекс становится навыком, с которым все они хорошо справляются.
Копание, сосание и поднесение руки ко рту считаются сигналами кормления в первые недели после рождения. Позже, после того, как грудное вскармливание установится, ваш ребенок начнет использовать эти движения, чтобы утешить себя, и его также можно успокоить соской или когда вы поможете ему найти большой палец или пальцы.
Ниже приведены некоторые нормальные врожденные рефлексы, которые вы увидите в первые недели. Не все младенцы приобретают и теряют эти рефлексы в одно и то же время, но эта таблица даст вам общее представление о том, чего ожидать.
901 45
Рефлекс Моро
Шаг | Рождение | 2 месяца |
Укоренение | Рождение | 4 месяца |
Ладонный захват | Рождение | 5–6 месяцев |
Рождение | 2 месяца | |
Тонический шейный рефлекс | Рождение | 5–7 месяцев |
Подошвенный захват | Рождение | 9–12 месяцев |
Рефлекс Моро в течение первых нескольких недель является драматическим рефлексом. Если голова вашего ребенка резко меняет положение или падает назад, или если он напуган чем-то громким или резким, он вытягивает руки, ноги и шею, а затем быстро сводит руки вместе. Он может даже громко плакать. Рефлекс Моро, который присутствует в разной степени у разных детей, обычно достигает пика в течение первого месяца и начинает исчезать примерно через два месяца.
Более интересной автоматической реакцией является тонический шейный рефлекс или поза фехтования. Вы можете заметить, что когда голова вашего ребенка поворачивается в одну сторону, его соответствующая рука выпрямляется, а противоположная рука согнута, как будто он фехтует. Однако вы можете не увидеть эту реакцию, поскольку она едва уловима, и если ваш ребенок встревожен или плачет, он может не выполнить ее. Он исчезает в возрасте пяти-семи месяцев.
И шейный, и тонический рефлексы Моро должны присутствовать в равной степени с обеих сторон тела. Если вы заметили, что рефлекс кажется другим с одной стороны или что ребенок двигает одной стороной тела лучше, чем другой, сообщите об этом своему педиатру.
Вы увидите еще один рефлекс, когда погладите ладонь ребенка и увидите, как он тут же схватит ваш палец. Или, если вы погладите подошву его ступни, вы увидите, как плотно сжались пальцы его ног. В первые несколько дней после рождения хватка вашего ребенка будет настолько сильной, что может показаться, что он может удерживать собственный вес, но не пытайтесь этого делать. Он не контролирует эту реакцию и может внезапно отпустить.
Помимо силы, еще одним особым талантом вашего ребенка является шагание. Он, конечно, не может удержать свой вес, но если вы держите его под мышки (стараясь также поддерживать его голову) и позволяете его ступням коснуться плоской поверхности, он поставит одну ногу перед другой и «ходить.»
Этот рефлекс поможет новорожденному подползти к груди сразу после родов, когда он лежит на животе матери. Этот рефлекс исчезнет через два месяца, а затем снова появится к концу первого года жизни в виде выученного поведения при ходьбе.