С чем же приходит дитя в нашу жизнь? Каковы зачатки его сознания? Оказывается, он вступает в этот мир почти слепым и глухим и проявляет чисто рефлекторные реакции на раздражители. Первыми из них являются ощущения на осязание температуры (прохладу, жару) и вкусовая чувствительность. Громким криком выражает он это чувство.
К счастью, различные системы в организме младенца быстро перестраиваются и приспосабливаются к новой внешней среде. Он познает мир через три рецептора: осязание, вкус, обоняние. С первых же дней может различить горькое и сладкое. Если мать смажет соски груди мазью, личико ребёнка искривится от неприятного вкуса.
Чувствительность новорожденного к звуку и свету очень незначительна, но к сильному запаху намного выше. Он рефлекторно запоминает запах материнской груди и находит сосок по нему.
Если перейти к зрению, дитя «слеп» психически. Зрачок реагирует на свет и мрак, на движение предметов — поэтому глаза активно двигаются. Пока он не управляет движением глаз — они блуждают.
Потом мы начинаем замечать неподвижный взор и думаем, что он видит и осознает предмет. Нет, это он учится держать взгляд и развивает мускулатуру зрения. Усваивает управление движением глаз в пространстве, постепенно переключая взор на другие объекты и удерживая его на них. Стадия называется «рефлекторная установка глаз».
Далее развивается стадия «смотрения». Малыш по голосу или звуку находит зафиксированный в памяти предмет и начинает на него смотреть и узнавать. Вот первые плоды работы сознания! Такое состояние формируется к третьему месяцу. Он начинает смотреть на узнаваемый предмет вблизи и с дальнего расстояния, тренируя мышцы глаз.
В этот период мы активно развлекаем ребёнка погремушками. Услышав звуки, он отвлекается от плача, переходя на процесс зрительной работы с ярким предметом.
Начинает связывать этот образ со своими движениями, протягивая к нему руки. Взяв его, он подносит рефлекторно ко рту и пробует на вкус, закрепляет эти движения в сознании. Так взаимодействуют различные функции восприятия, которые способствуют в «видении» целостного образа.
К 6-8 месяцам эти умения можно считать сформированными. Дитя начинает согласовывать функции органов чувств с деятельностью. Изображения, получаемые от обоих глаз, соединяются в одно целое, то есть бинокулярное зрение. У него формируется восприятие глубины пространства.
Опыт закрепляется и он уже владеет необходимыми движениями, мотивирующими на осознанные действия. Берет бутылку, подносит ко рту, держит её, когда опустошает — выбрасывает. Уже не хватает всё подряд, а выбирает то, что его чем-то привлекло. Поднадоевшие звуки погремушки не действуют.
Дитя всеми силами устремляется вперёд для исследования неизведанного пространства и новых интересных объектов. Он видит предметы издали и ползком добирается до них. Чтобы взять то, что его влечёт, начинает проявлять способности. Старается тянуться, хвататься за опоры и приподнимать туловище — вот так бурно происходит психомоторное развитие.
А что касается слуха в первые месяцы, то это сугубо индивидуально. До 6 месяцев даже врачи без специального обследования не могут сказать, что ребёнок глух. В первые недели младенец реагирует на шумы вздрагиванием, дрожанием. С третьего месяца реагируют на звуки поворотом головы, взглядом. А различение тембра голоса формируется к 5-6 месяцам.
Дольше всего идёт развитие тонкости слуха в восприятии словесных звуков, поэтому речь полностью складывается к 3-4 годам. При сравнительно слабой слуховой памяти дети испытывают трудности в произношении звуков и слов до 7-8 лет.
Можно сказать, что между 6-11 месяцами проявляются такие важные сознательные процессы как ассоциации, полным ходом идёт работа памяти, закладывается эмоциональное внимание.
Малыш учится расчленять поток информации, льющийся через органы восприятия, узнавать отдельные слова, выражать через них конкретные чувства и потребности. Он осознает, что есть в этом мире, анализирует свои ощущения, ищет пути для самовыражения и общения.
Во Франции проводились исследования, выясняющие период появления сознания у ребёнка. И установили минимальный возраст — 5 месяцев. С этого времени младенцы начинают воспринимать окружающую действительность.
В течение первого года жизни дитя научается видеть, слушать, ориентироваться в пространстве, самостоятельно держаться. Понимает немного, что хочет он и чего хотят от него.
Он стоит на пороге раннего детства, пройдя этап младенчества, который был введением в настоящую жизнь. Есть ли у него представление о мире, где он живёт и даёт ли он отчёт о своём психическом опыте? Можем сказать, что сформировались начальные представления об окружающем мире и о себе.
У него уже есть осознаваемые явления: ощущения, чувствования, ассоциации, имеется первый психический опыт страхов и удовольствий. Значит у него наблюдается сознание бытия.
Считается, что младенец — чистый лист бумаги, он морально нейтрален, по природе чист и добр. Но учёные установили, что каждый индивид рождается с генетическими предрасположенностями и склонностями, с присущими ему моральными началами. На моральное сознание влияет социальный опыт,
Есть теории о социальном геноме, то есть в структуре сознания возник такой слой, где заложены знания, выработанные в эволюции человека и в социальном опыте человечества. Поэтому каждое новое поколение обладает генетическими представлениями и чувствованием о социальных явлениях мира.
Сознание современного человека быстрее оперирует с помощью кодов и
Значит, современный ребёнок — не чистый лист бумаги, а индивид с уже приобретёнными способностями к прогрессивному
Родители часто упрекают маленьких детей в бесчувственности, безответственности, неотзывчивости. Бывает же так, что они, заигравшись, забывают свои обязанности, «потерявшись» надолго не думают об их переживаниях, не понимают как им тяжело.
Надо понимать, что в детском возрасте медленно развивается интерес к себе и почти нет любви к самому себе. Он больше любит мир детства: игры, развлечения, общение.
Самосознание ещё не сформировано, но есть самомнение в результате оценок взрослых. Кого больше хвалят, тот считает себя хорошим, а тот, кого критикуют — слабым. Только в период переходных возрастных изменений приходит время интереса к самому себе.
Всё это говорит о том, что правополушарное мышление не используется наравне с левополушарным. Направленность сознания к своей личности порождает множество вопросов, связанных с идентификациями самого себя с половыми, этническими стереотипами.
Начиная со школьного возраста отрок растёт сознательность в коллективной среде. У части детей внутренняя картина мира опережает реальность и предугадывает адекватные изменения. Это одарённые дети.
Благодаря творческому мышлению, высокому уровню интеллекта и познавательных процессов, они понимают то, чего не могут другие. Мозг высокоразвитой личности стремится к осознанию изучаемой проблемы и ищет эффективные решения.
Но многие учёные, последователи В.И. Вернадского, обеспокоены тем, что в образовании нарушены механизмы гармонизации Природы, Общества и Вселенной. В результате усиленной эксплуатации левополушарного мышления школьников произошло нарушения экологического принципа восприятия.
Сознание теряет моральные, духовные функции, становится более дискурсивным, иррациональным, программированным. Происходит разрыв интеллекта и духовности, теряется осознание ценности природы, культуры. Возможно, в худшем сценарии, наших детей ждёт будущее, где компьютерный разум превзойдёт человеческий мозг, бездушные роботы вытеснят людей из сферы трудовой деятельности. Произойдёт глобальный цивилизационный кризис.
Дорогие родители! Нельзя допустить такое, чтобы зачахло моральное сознание, закрылись все природные каналы восприятия окружающего мира в результате бездумного стремления только к знаниям. Развивайте в ребёнке целостное мышление, образное восприятие, творческие способности, чувственность и душевные порывы.
Стимулируйте познание природы и мира, чтобы выработалось понимание смысла жизни, то есть осознание её ценности. Тогда человеческое сознание переместится за пределы знания в сферу убеждений, целей, ценностей.
С Уважением автор блога Наталия Миновская