В статье рефлексы называются автоматизмами, это неверно!
Рефлексы представляют собой определенные (стереотипные, ожидаемые) реакции организма на воздействие раздражителей. Контролируются такие реакции нервной системой. Помимо нервной системы в их образовании участвуют также кожные рецепторы и мышцы.
Все рефлексы можно разделить на две большие группы — врожденные и приобретенные. Врожденные рефлексы присущи организму с самого рождения, тогда как приобретенные требуют определенного научения.
Зная, какими именно должны быть реакции здорового новорожденного на тот или иной раздражитель, врач-невролог легко может заподозрить патологию и вовремя направить маленького пациента на дополнительное обследование и, при необходимости, на лечение.
Только что появившийся на свет малыш еще ничего не умеет, у него присутствуют лишь безусловные рефлексы. Но уже в течение первых месяцев жизни на базе этих безусловных рефлексов начнут формироваться сложные произвольные рефлекторные реакции. К году нервная деятельность малыша эволюционирует настолько, что он окажется способен к выполнению сложнейших для его возраста задач.
Существует несколько классификаций физиологических рефлексов новорожденных. Мы остановимся на одной из них.
Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двусторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС (центральной нервной системы).
Важно
Этот рефлекс лучше проверять у голодного ребенка. Особенно ярко он проявляется за полчаса до кормления.
Важно
Рефлекс должен быть с двух сторон симметричен (то есть одинаков). Проявление рефлекса лишь с одной стороны говорит обычно об одностороннем поражении лицевого нерва. Полное отсутствие рефлекса — двусторонний парез лицевого нерва или поражение ЦНС. Ребенок с такими нарушениями должен быть в срочном порядке углубленно обследован детскими неврологами.
Важно
Сосательный рефлекс отсутствует при одно- или двустороннем поражении лицевых нервов, поражении ЦНС, тяжелых соматических патологиях, у глубоко недоношенных младенцев.
Важно
При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, при поражении ЦНС может быть усилен. Сохранение рефлекса у детей старше 5 месяцев говорит о поражении ЦНС.
Важно
Отсутствие рефлекса с одной стороны может говорить о периферическом парезе руки или лицевого нерва. Симметричное отсутствие или вялость рефлекса может говорить о поражении ЦНС.
Важно
При периферическом парезе руки рефлекс может быть асимметричным. Ослабление или усиление наблюдается при поражении ЦНС. Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно в совокупности с оценкой остальных рефлексов.
Важно
Появление рефлекса Бабинского во взрослом возрасте указывает на тяжелое поражение ЦНС.
Важно
У ослабленных и недоношенных новорожденных, а также у новорожденных с родовыми черепно-мозговыми травмами рефлексы опоры и ходьбы могут быть ослаблены и/или отсутствовать полностью. У детей с поражением ЦНС рефлексы сохраняются намного дольше положенного срока.
Важно
У детей с поражением ЦНС рефлекс может отсутствовать. За положением головы нужно непрерывно следить, чтобы ребенок не задохнулся.
Важно
У ослабленных детей ползание может быть не выражено. При травмах спинного мозга рефлекс может быть асимметричен. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.
Важно
Рефлекс отсутствует или слабо выражен при поражении спинного мозга. При поражении ЦНС сохраняется намного дольше положенного срока.
Важно
Проверка этого рефлекса болезненна для младенца, поэтому нужно его исследовать только в том случае, если есть реальная необходимость.
Как можно понять из всего вышеизложенного, проверка рефлексов имеет крайне важное значение в комплексной оценке неврологического статуса новорожденного. Конечно, провести такое исследование под силу только неврологу, специализирующемуся на работе с детьми первого года жизни и детьми раннего возраста. Своевременное выявление нарушений позволяет вовремя предпринять меры по их устранению. Вот почему так важно не игнорировать плановые неврологические осмотры, даже если на родительский взгляд кажется, что с ребенком все в порядке.