Nan – мне кажется что эта статья очень близка к истине, если она может быть достигнута в этом вопросе
И все таки, есть некоторые неувязки
Человеческой жизни придает смысл только достаточно прочная связь с небезразличными ему людьми.
Человек – социальное существо, и его существование не может быть оценено им как значимое с потерей окружения ближайших ему людей или потерей его контакта с обществом вообще – носителем культуры, которая во многом составляет его самого. Не только в здоровом теле – здоровый дух, но в здоровом окружении – здоровое тело.Важность «социальных факторов» для существования человека подтверждается и в достаточно далеких от философии исследованиях. В частности, в исследованиях в области психо-социальных детерминант здоровья (это мой пунктик). Например, относительно недавно начали стремительно поступать данные о том, что продолжительность
жизни человека напрямую зависит от того, в какой социальной среде он проживает, от колличества и качества его социальных связей, и от его социального статуса. Так что зря вы отбрыкнулись от статьи Абдуллина А.Р. Может мысль там выражена неудачно, но научно доказанный факт имеет место быть. Книги социального эпидемиолога Ричарда Вилкинсона очень интересны в этом отношении. Он даже доказывает что вообще уровень долгожительства в развитых странах прямо зависит от уровня «социального капитала» в стране и от социального равенства в обществе. Именно поэтому, по его мнению, в Великобритании и в США люди живут в среднем меньше, чем люди в Швеции. На Кубе люди живут долго (да здавствует Фидель Кастро).Однако здесь есть нюансы, и это также относится к тому что вы написали.
В частности, вы придаете большое значение любви – но это всего лишь одна из многочисленных социальных связей, которые человек образует в течение своей
жизни. Так что механизм здесь может быть общий, относящийся вообще ко всем социальным связям человека, а не только относящийся к Любви, и тем более «совместному участию в
жизни», так, кажется, вы выразились. Второе, он не специфичен для человека. Он характерен также по меньшей мере для приматов. Проводились интересные эксперименты на макаках (Сапольский, 2004) с изменением их социального положения или «статуса» с более выского на более низкий, в результате чего макаки впадали в сильный стресс и начинали болеть
фактически, теряли
смысл жизни
Мне представляется, что в связи с этим возникает много трудностей. Например – как дифференцировать действие именно «статуса» от других переменных социальной среды. Может любовь – одно из проявлений статуса? Тогда это все чисто физиологическое, а не духовное, и тут прослеживается сходство и с другими социальными животными – да теми же обезьянами. Однако человек на то и человек, что он может существовать даже на необитаемом острове. Он может быть одиночкой и изгоем, но продолжать жить. Когда всякая надежда на помощь извне оставляет человека, он черпает силы в самом себе.
Человек – социальное существо, и его существование не может быть оценено им как значимое с потерей окружения ближайших ему людей или потерей его контакта с обществом вообще – носителем культуры, которая во многом составляет его самого. Как интересно! А что вы предлагаете человеку, который потерял ближайших ему людей? Топиться?
Если к вашим словам нарисовать схему, то она могла бы выглядеть так – человек посередине, и от него по горизонтали отходят и входят в него лучи-стрелки – так он контактирует с окружающим социумом, берет от него и дает. А я бы добавила еще и вертикальные стрелочки – прямо наверх от человека, и обратно к человеку,
без посредников, а также еще стрелочка от человека, и к нему же самому. Я не имею ввиду бога, но что-то,
культурой и социумом не ограничивающееся. Может самим обществом взращенное, но давно вышедшее за его пределы, и устремленное ввысь, во вселенную, и в себя, как в микрокосмос
22.01.2008г. 17:08:38