Думаю, что сказав, что
смысл создаётся сам в результате взаимодействия личности с миром в целом и социумом, конкретными людьми в частности, сама проблема
смысла не решается и не может быть решена в принципе. Более того, мне кажется что прав В.Ф.Турчин,
отмечая что человек имеет свободу управлять своим собственным ассоциированием (ассоциации управляют ассоциациями (в каких-то пределах) -
рекурсия), и таким образом в отличии от амёбы, он не плывёт по градиенту концентрации съедобных углеводородов, а проявляет очень сложное поведение, и образцы этого сложного поведения, такие как философствование и религии в том числе, нельзя назвать противоестественными, да и сама "естественность" теряет
смысл. Что должно, и не должно, подобает и не подобает - находится в индивидуальном и общественном сознании, можно лишь с личного уровня оценить всё это.
Отказ от поиска
смысла и от попыток его формалиации невозможен, вот это утверждение упомянутого автора мне кажется справедливым (хотя возможно еще не достаточно сгладилось впечатление от прочтения
)
Думать о смысле жизни — значит создавать высшие установки и это высший вид творчества, доступный человеку. Этот вид творчества нужен всегда, ибо высшие установки должны меняться в процессе развития и всегда будут меняться. И каждый должен для себя этот вопрос как-то решить, раз уж природа предоставила ему такую возможность. Уверения, что этот вопрос надуман или неразрешим, — ложь, которую сознательно используют одни и на которую попадаются другие по умственной лени и малодушию. Он, разумеется, неразрешим на уровне чистого знания, он обязательно включает элемент свободного выбора, но одно дело — сознательный выбор, сопровождаемый изучением предмета и размышлением, и другое дело — слепое подражание навязанному кем-то образцу. Так или иначе, кто-то создает высшие установки, ибо вне общества — «в природе» — их нет. Каждый наделен этой способностью в той или иной мере; добровольно отказаться от ее использования — все равно, что здоровому животному добровольно отказаться от физического движения, от использования мышц.
|
Во фразе "И каждый должен для себя этот вопрос как-то решить" я хотел бы заменить реш
ить на реш
ать, подчеркнув текучесть процесса, с другой стороны перед нами стоят конкретные задачи и существенно ограниченные временные рамки, поэтому всегда нужно реш
ить.
конечно, с точки зрения науки приведенная цитата - это релетявисткая каша без верха и низа, без точки привязки, и мы можем лишь описывать
как формируется
смысл (ион калия вылез из
синапса...
), для самого же понимания индивидом личного
смысла, это не может дать никакой информации ("на уровне чистого знания"), просто потому что относится не к тому объекту
Зато эта информация полезна для
прогнозирования. Например, понятно, что если искать
смысл жизни непрерывно втечение недели, можно заработать нервное истощение, астению
Говорят еще, что человек испытывает сенсорные потребности. Ему всегда необходима новизна ощущений |
вот этим соблазняет интернет, в нём всегда есть что-то новое
13.06.2010г. 0:44:25