Для LUCA
Физик, наблюдая структуру фактов, может сделать более или менее логические выводы в этой системе. Может сделать, но не подтвердить. Для подтверждения своих выводов физику придётся провести эксперимент.
Если представить, что математика ничем не отличается от физики, то от замены физика на математика в этом утверждении ничего не должно поменяться и математику тоже придётся проводить эксперимент.
Если заменить "факты" на "
аксиомы", то и в таком виде тоже ничто не говорит о ненужности реального эксперимента, ведь
аксиома - это тот же факт. И тем не менее, математика неплохо обходится и без эксперимента, ограничиваясь логическими построениями.
Следовательно, дело в том, что за "факты" использует математик, которые позволяют ему обходится одной логикой. И которые, по всей видимости, и приводят к различию в науках, ведь всё остальное у математики и физики одинаково.
Абстрагирование - это "отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта с целью выделения их существенных, закономерных признаков". То есть "уровень" абстракции (идеализации) напрямую зависит от степени познания объекта.
Математические
аксиомы являются полной (на данном уровне представлений о реальности), максимально идеализированной логической моделью реальности, поэтому действия в структуре
аксиом равносильны реальному эксперименту с такими же идеальными сущностями.
(Или эксперименту, где свойства реального объекта не существенны для вычисления идеальных параметров. Например с горошинами можно доказывать числовые закономерности, если они не будут таять или рассыпаться в процессе.)
В этом заключено различие "фактов" в математике и физике, из чего и следует отличие наук. Например, т. к. в реальности нет идеальных объектов, наиболее подходящий математику метод - это логика, которая фактически есть аппарат для работы с идеальными объектами, т. к. сама логика также - идеализация.
Идеализация наблюдаемых фактов выражается в постепенном переходе физики (или других наук) в "чистую" математику. "Чистота" которой, то есть точность идеализации её объектов, может быть только относительным параметром, несмотря на их идеальность. Что приводит к такой же отностительной строгости математических выводов - их соответствие реальности зависит от точности принятых
аксиом.
LUCA
-- Встречный вопрос. Эксперимента в математике не бывает?
Про эксперимент я написал в основном тексте: математический и эксперимент, и метод в целом - это логика.
LUCA
-- А физика не существует в границах
аксиом? Без раскрытия такого положения, утверждение выглядит неопределённым.
Не в
аксиомах исключительность математики, а в максимальной идеализации всех математических объектов, в том числе и
аксиом.
LUCA
-- Открою две страшные тайны, только тс-с:
1. Аксиомы и задаются правилами вывода, то есть
аксиома - частный случай правил вывода
Спасибо. )
Правила логики - это наблюдаемые (субъективизированные) закономерности взаимодействия составляющих объективной реальности, на основе чего мы выделяем события и оперируем ими. Другими словами, логика - это та же система
аксиом, полученная в наблюдении объективной реальности. Поэтому правила вывода являются частью принятой системы
аксиом.
"Математика существует в границах
аксиом, из структуры которых выводятся утверждения. Причём правила вывода, также - часть этой структуры."
LUCA
-- 2. В физических
теориях без явно или неявно подразумеваемых правил вывода не бывает. Потому что тогда логический вывод в физических
теориях невозможен
Я этого нигде не отрицаю.
В физике всё зависит от степени идеализации
теории, от чего зависит применимость логических выводов.
В целом, знание "в пределе" стремится к идеализации, поэтому все
теории всех наук в процессе познания абстрагируются в направлении математических - идеальных, логических - объектов. Чем понятней происходящее, тем полнее математическая составляющая в физической (или любой другой)
теории.
"Но дело в том, что пока логика происходящего в эксперименте не понятна, невозможна и
формализация явления до полноценного математического объекта."
"Физик дейстует в границах всей доступной реальности, изучая природные явления в эксперименте и физико-математической
теории, которая в дальнейшем изучении может стать и "чисто" математическим объектом."
AMARILLO
-- Любое наблюдение окружающей реальности может подсказать новое направление в рассуждении, развитии математической
теории или новую
аксиому.
LUCA
-- Короче, крокодилы летают, но таки низко: эмпирика как-то таки подсказывает, но не совсем так, как в "особой физике".
Совершенно верно - "не совсем так". )
Математика в голове математика не замкнута в отдельном участке, поэтому ассоциации с реальностью возможны даже в самых нереальных
теориях. Учитывая то, что математические
постулаты изначально взяты "из жизни", то такие ассоциации вполне естественны.
Разница с физикой в том, что физик проверит возникшую идею в эксперименте, иначе он не сможет подтвердить её, сколь бы логичной она ему не казалась. Математик же строго обоснует её в логическом доказательстве или примет как
аксиому.
Эмпиричность математики отрицается не на уровне "вообще всё выдумано", а по предмету исследования, который определяет метод. Предмет изучения математики - идеальные объекты. Наиболее подходящий метод - логика. Предмет изучения физики - наблюдаемые факты. Поэтому метод - эксперимент. В части обоснования результатов эксперимента или применения математических
теорий к реальным процессам математика и физика (и многие другие науки) пересекаются, переходя одна в другую.
LUCA
-- А что такое "внутренняя реальность"?
Субъективная реальность зависит от устройства мозга конкретного человека. Изменение устройства происходит каждое осознание из некоторого начального состояния. Вообще стоит поточнее вопрос сформулировать.
LUCA
-- Особая
мистическая форма реальности наподобие "субъективизации"?
Субъективизация - это определённый уровень выделения
рецепторных сигналов (осознание), в соответствии с устройством мозга.
Я пишу "устройство" - чтобы максимально уйти "
мистичности", а вообще "субъективизация" вполне понятное обозначение главного принципа
мышления (плюс ещё автоматизация). )
LUCA
-- Как из эксперимента
эмпирически выяснить, сталкиваюсь ли я в опыте с внешней или особой внутренней реальностью?
Как это влияет на обсуждение? Обсуждение имеет
смысл вести, только если мы
постулируем наличие объективной, а не внешней виртуальной или "снящейся" нам реальности. (Возможно, я не понял, что имеется в виду в вопросе)
AMARILLO
-- Но очевидно, что математика отличается от физики,
LUCA
-- Из декларации очевидности никак не очевидно
Полная цитата: "Но очевидно, что математика отличается от физики, пусть это отличие и чисто внешнее."
AMARILLO
-- принято считать, что математика не является
эмпирической наукой
LUCA
-- Кем принято считать?
Официальная классификация наук в любой энциклопедии, где математика не относится к
эмпирическим наукам. Т. к. это условное разделение, то у меня указано - "принято считать" и дополнено: "Но в целом, конечно, разделение физики и математики может быть только на уровне большей или меньшей отвлечённости от "внешней" сущности исследуемых явлений."
AMARILLO
-- Физик дейстует в границах всей доступной реальности
LUCA
-- Сразу вспоминаю, что физик несколькими строчками назад действовал только в некой загадочной никак не раскрытой внешней реальности, теперь уже всей, да ещё и в некотором, опять же нераскрытом
смысле ДОСТУПНОЙ.
Доступной - то есть осознаваемой, субъективизированной, выделенной из всего окружающего в соответствии с устройством мозга. Внешняя реальность - объективная реальность.
Логическое построение не есть доказательство в физике, т. к. физические объекты не идеализированы до полной логической структуры.
В тоже время, переход от физики к математике не имеет чёткой границы, поэтому нет чистой математики или чистой физики, есть только гипотетические крайние точки - "чистая" математика, которая идеально идеализирована и "чистая" физика, в которой только ставят эксперименты и никак их не
формализуют.
LUCA
-- Связывая логически оба утверждения, надо полагать, что внешняя реальность - "доступная", а некая другая - недоступная. А учитывая, загадочные, не совсем понятные умозаключения, которые мне непонятным образом должны математику различать от физики, значит ли это, что математика занимается НЕДОСТУПНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ? Или НЕРЕАЛЬНОСТЬЮ?
Математика "занимается" идеальными объектами, существующими только в субъективной реальности. Субъективная реальность недоступна для наблюдения стороннему наблюдателю.
LUCA
-- Тогда прошу ответить на изначально заданный вопрос про физические параметры. Ответ оказался проигнорированным, и получается хождение по кругу.
http://scorcher.ru/forum/index.php?board=5&action=display&threadid=216&start=195#msg29202Попробуй в рамках своего ограничения "особых физических" и "чисто математических" параметров прокомментировать данный вопрос.
Из моих постов не следует: "ограничения "особых физических" и "чисто математических" параметров". Из поста в пост я пишу, что разница между математическими и физическими объектами в степени абстрагирования.
Непонятно какой конкретно вопрос из ссылки нужно прокомментировать. Надо уточнить и я прокомментирую. Уверяю. )
В итоге:
Отличие математики от физики в степени идеализации объектов реальности, которая зависит от полноты знания о логической структуре объекта. Что определяет разные методы исследования. Всё большая полнота знания, определяет возможность большего применения математических - логических - методов, вместо эксперимента. Итог процесса - включение объекта в структуру
аксиом и возможность полной замены эксперимента на логические выводы.
Т. к. полнота знания всегда относительна, то точность выводов в любой системе
аксиом, также относительна их начальной точности.