Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Привет! Правила | Свежее | Чат | Подписка
Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Тема форума: «Про математику»

Сообщений: 398 Просмотров: 133241 - показывать мусор | Вся тема для печати
Страницы:    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
 
kak
Имеет права модератора обсуждений - модератор

Род: Мужской
Сообщений: 771

Телефон: +79217162023
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 22106 показать отдельно Февраль 23, 2011, 10:35:31 AM
ответ -только после авторизации
Для LUCA:
«Математика нередко становится очень наглядной, когда мы фактически её используем для изложения физической теории». Есть в физике (химии) понятие «столкновение». Вопрос: Как можно его наглядно описать на примере перехода (столкновение) из молекул водорода (Н2) и кислорода (О2) в молекулу воды (Н2О)? Особенно представляет интерес, на каком этапе (расстоянии) между собой молекулы Н2 и О2 становятся Н2О?

Метка админа:

 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 22109 показать отдельно Февраль 23, 2011, 10:55:42 AM
ответ -только после авторизации
Этот вопрос не ко мне, а к спецам по квантовой химии. Классикой предсталений являются энергетические диаграммы - зависимости высоты фиксированных энергетических уровней электронных орбиталей от расстояния между молекулами.

В случае сближения отдельных атомов энергетические уровни для для каждой из орбиталей расщепляются на низкоэнергетические (связывающие) и высокоэнергетические (разрыхляющие).

При сближении молекул в диаграммах зависимости от расстояний с помощью теплового движения преодолеваются небольшие энергетические барьеры.

Метка админа:

 
kak
Имеет права модератора обсуждений - модератор

Род: Мужской
Сообщений: 771

Телефон: +79217162023
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 22110 показать отдельно Февраль 23, 2011, 11:17:41 AM
ответ -только после авторизации
Для LUCA:
«Этот вопрос не ко мне, а к спецам по квантовой химии». Читаем, «Квантовая химия находится на стыке химии и квантовой физики (квантовой механики). Она занимается рассмотрением химических и физических свойств веществ на атомарном уровне (моделях электронно-ядерного взаимодействия, представленных с точки зрения квантовой механики)» и далее: «С квантовой химией неразрывно связана вычислительная химия — дисциплина, использующая математические методы квантовой химии, адаптированные для составления специальных компьютерных программ, используемых для расчета молекулярных свойств, амплитуды вероятности нахождения электронов в атомах, симуляции молекулярного поведения». То есть, если использовать МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ квантовой химии, то, по-видимому, можно НАГЛЯДНО продемонстрировать такое явление как «столкновение» молекул.
Кроме того, «ква́нтовая меха́ника — раздел теоретической физики, описывающий квантовые системы и законы их движения», использует «уравнения квантовой динамики — уравнение Шрёдингера, уравнение фон Неймана, уравнение Линдблада, уравнение Гейзенберга, и уравнение Паули», а также «уравнения квантовой механики тесно связаны со многими разделами математики, среди которых: теория операторов, теория вероятностей, функциональный анализ, операторные алгебры, теория групп». Как видим, во всех разделах физических теорий используются математические методы, остается только НАГЛЯДНО убедиться, что они соответствуют физике. Прошу продемонстрировать эту НАГЛЯДНОСТЬ.

Метка админа:

 
corowew
Sr. Poster


Род: Мужской
Сообщений: 176

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 22127 показать отдельно Февраль 23, 2011, 11:01:32 PM
ответ -только после авторизации
nan
Слово "конкретное" здесь наверно не очень правильно.
автор: corowew сообщение №22093
Кажется в теме о физическом смысле 2-го закона ньютона прозвучало то, что нан в своих суждениях оглядывается на существование первопричины, а Луке вполне достаточно того что имеется. Тоесть Лука соответственно вполне нормально воспринимает выделение из общего чтото конкретное, а для нана такое вызывает явное противоречие, и во взглядах на математику такая разница во взглядов проявляется как нельзя сильней, та как математика и занимается изучением выделенного и операциями над эти выделенным, причём ни как не связывает это с реальностью, и соответственно полностью дискредитирует себя в глазах нана.
По сути я хотел сказать про
автор: nan сообщение 21795
>> Что за загадочные первоприроды явлений?

ну, если исходить, что есть причины и следствия, то первопричина чего-то - это самая наипервейшая в причинно-следственной цепочке У каждого явления (совокупности признаков его восприятия нами) есть некая реальная причина (т.е. "первоприрода", сорри за генерацию словопонятий , в том числе и в той части этих признаков, которые являются иллюзией (продуцируются субъективно, провоцируясь сочетаниями реально обусловленных признаков).
и выводе Palarm
автор: Palarm сообщение №21796
Наверное Nan хочет сказать, что пока не разберемся с самой нижней черепахой, говорить о полном понимании чего то преждевременно - любое понимание будет лишь проекцией нашего сознания и содержать белое пятно, на радость религиозникам.

А Luca видимо пытается объяснить, что это ни коим образом не мешает находить ему закономерности в каких то границах и строить удачные прогнозы. И этого ему достаточно для утверждения, что "все понятно". Раз нет проблем с продвижением познания - чего мол воду в ступе толочь, рассуждая о каких то абсолютах?

автор: nan сообщение 22094
Похоже, ты далеко не понял
Я собственно только по этой причине и написал, что не понимаю либо самого взгляда, либо причины того взгляда


А про взгляд с точки зрения нейрофизиологию привиду цитату из ссылки данной LUCA " существуют противоречащие друг другу идеи. Однако противоречивость каких-либо идей означает только их принадлежность разным мирам, подобно тому, как в математике существуют противоречащие друг другу теории, например, аксиоматики разных геометрий, непротиворечивые порознь, противоречивы в совокупности. Поэтому, как наличие противоречащих друг другу теорий не означает противоречивости всей математики, так и существование противоречащих друг другу миров не означает противоречивости мира идей. Впрочем, подобную картину можно наблюдать даже в физике, когда разные подходы приводили к противоречивым описаниям одного явления, что отнюдь не означает противоречивости реального мира."Приважу цитату о том что противоречия возникают в зависимости от точки зрения с которой рассматривается проблема, так как сам не обладаю достаточного обширных знаний чтоб привести конкретный пример подобного.


kak
автор: kak сообщение 22096
Проблема понимания других состоит не в правильности выбора инструмента
ладно я это понял, остальное у меня в голове в единую картину не сплелось . Но не противоречит ли это следующему
соответствие зависит в первую очередь от представления обсуждаемого предмета всех участников
разве представления о предметах что реальных что "идеальных" что идейных не зависит от того как на них смотреть. Допустим арбуз на грядки - это один арбуз, - это плод,- это объект мира... Также математики и физики и другим наукам не в домёк что мысли которые их создают это физиологические процессы мозга. И не думаю что математики думают о том что они думаю физиологическими процессами а иначе они небылибы математиками и как следствия излишний взгляд с точки зрения нейрофизиологий создаст больше не понимания чем чтото проясняет.

Здесь не ищут врагов, противников, супостатов.
Если это тоже мне, то это неправильное представление о моих мыслях. Я какраз пытаюсь понять чужую точку зрения, именно по этому попытался высказать свою мысль, чтоб узнать насколько она справедлива.


в мире столько интересного, когда знаешь как на него смотреть
Метка админа:

 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 22128 показать отдельно Февраль 24, 2011, 08:43:56 AM
ответ -только после авторизации
автор: corowew сообщение 22127
Кажется в теме о физическом смысле 2-го закона ньютона прозвучало то, что нан в своих суждениях оглядывается на существование первопричины, а Луке вполне достаточно того что имеется
Ты прав. Я дал на конкретный вопрос (о физ. смысле второго закона Ньютона) такой же конкретный ответ, не выходящий за рамки данной теории. Теорию либо понимаешь, либо не понимаешь.
Третьего не дано.
Кроме того, без всякой философии и "личностного смысла" дал вполне чёткое истолокование физического смысла, как соответсвтие мат. структуры опытно измеряемым физ. величинам (см. прошлая страница или тема о физ. смысле 2-го закона Ньютона).

Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12231


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 22130 показать отдельно Февраль 24, 2011, 09:17:56 AM
ответ -только после авторизации

но " нан в своих суждениях оглядывается на существование первопричины... Лука соответственно вполне нормально воспринимает выделение из общего чтото конкретное, а для нана такое вызывает явное противоречие" - не верно. Вообще не стоит говорить за другого.



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:

 
corowew
Sr. Poster


Род: Мужской
Сообщений: 176

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 22134 показать отдельно Февраль 24, 2011, 08:34:00 PM
ответ -только после авторизации
Вообще не стоит говорить за другого.

Я просто не смогу, даже при всём желаний говорит за другого, так как я не телепат Я просто высказал предположения основанное на выше приведённых мной высказываниях, и наблюдений за развитием спорных тем с LUCA.


в мире столько интересного, когда знаешь как на него смотреть
Метка админа:

 
Айк
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 3768
!!!
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 23377 показать отдельно Май 29, 2011, 03:02:40 AM
ответ -только после авторизации

>>> (LUCA) Существует более тонкая связь реального физического мира с миром абстракций, показывающая как ещё по другому могут быть вплетены математические истины в наш физический мир и как это проявляется в логической непротиворечивости мира. Об этом чуть позднее. Пока лишь внятно выложил тезис: многие физические объекты могут служить символами. Следствие - истины, устанавливаемые для символов (законы шахматной комбинации, например) в физическом мире, верны и для мира математического.

Лука, ты обещался раскрыть свою мысль чуть позднее, но видимо мы отвлеклись и ты не договорил. Я сегодня шёл, думал, вспоминал твои слова. Можешь дорассказать?


Метка админа:

 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 23392 показать отдельно Май 31, 2011, 11:33:15 AM
ответ -только после авторизации
автор: Синь сообщение 23377
>>> (LUCA) Существует более тонкая связь реального физического мира с миром абстракций, показывающая как ещё по другому могут быть вплетены математические истины в наш физический мир и как это проявляется в логической непротиворечивости мира. Об этом чуть позднее. Пока лишь внятно выложил тезис: многие физические объекты могут служить символами. Следствие - истины, устанавливаемые для символов (законы шахматной комбинации, например) в физическом мире, верны и для мира математического.Лука, ты обещался раскрыть свою мысль чуть позднее, но видимо мы отвлеклись и ты не договорил. Я сегодня шёл, думал, вспоминал твои слова. Можешь дорассказать?


Тонкость здесь следующая. Итак, мы говорили об экспериментальной проверке математических гипотез, носящих чисто символический характер (шахматы, домино, закономерности теории графов, словесные конструкции) - короче любые дискретные конструкции. Мы можем экспериментально находить какие-то закономерности и выдвигать гипотезы и можем эти гипотезы проверять экспериментально.
Но только ли гипотезы относительно дискретных объектов мы способны проверить?

Рассмотрим обычную метрику в евклидовом пространстве. Расстояние между точками (подобно массе, скорости и др. физ. величинам) обычно выражается действительными числами. Здесь дискретности нет. Можем ли мы и в этом случае делать экспериментальную проверку каких-то метрический свойств?
Линейка (и её аналоги - радиолокатор, например) способны представлять результат измерения всегда только в виде конечной последовательности символов, то есть результаты измерений не выражают всё возможное множество действительных чисел, а лишь приближённо экстраполируют их. Тем не менее такого рода физическими экспериментами мы можем потенциально опровергнуть множество чисто математических гипотез, касающихся свойств действительных чисел, если будем учитывать точность наших измерений.
Простой пример - мы можем взять любой треугольник (неважно, правит ли нашим миром геометрия Лобачевского или ещё какая) и можем опровергнуть утверждение - сумма длин двух сторон треугольника всегда меньше длины третьей стороны.
Потенциальная опровергаемость гипотез - ключевой признак научности.
Резюме - физическими экспериментами мы можем потенциально опровергать (или косвенно подтверждать) не только утверждение о дискретных объектах, но и проводя измерения опровергать или подтверждать утверждения, касающиеся и других типов множеств (например, действительных чисел), и фактически вести поиск математических закономерностей (эти закономерности безусловно возможны только при нашей эмпирической уверенности в каких-то свойствах физ. мира, например, уверенности в введении метрики обычного трёхмерного пространства - не обязательно евклидовой в общем случае, и я не рассматриваю здесь совсем другую метрику пространства-времени).
Сама геометрия возникла не как дедуктивная наука, а как чисто экспериментальная.
Чисто вычислительный эксперимент аналогичен процедуре оперирования с измеренными физическими величинами также позволяет делать утвверждения о такого рода множествах.
Что я понимаю под логической непротиворечивостью. В логике их дают несколько. Одно из них - запрет на истинность некоторых выражений.
Логическая непротиворечивость физического мира - это запрет на выполнение каких-то свойств математического характера, не обязательно чисто дискретного (как шахматы), но свойств других множеств (например, метрических свойств пространства - при задании евклидовой метрики неравенство треугольника будет выполняться автоматически, то есть существует логический запрет на его невыполнение).

Сходные рассуждения описаны у Г. Вейля, я лишь изложил эти взгляды своими словами.

О том, как дискретный случай может "перекрыть" непрерывный см. обсуждения на элементах http://elementy.ru/blogs/users/rwsh/17325/

Резюме: учитывая потенциальную опровергаемость математических утверждений, возможность выдвижения, подтверждения или опровержения математических гипотез и постановки эксперимента я не вижу причин не считать математику наукой.

Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12231


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 23393 показать отдельно Май 31, 2011, 06:26:04 PM
ответ -только после авторизации

>>учитывая потенциальную опровергаемость математических утверждений, возможность выдвижения, подтверждения или опровержения математических гипотез и постановки эксперимента я не вижу причин не считать математику наукой.

понятие науки исчерпывается лишь критерием опровергаемости? Что такое наука, можно определение (достаточно полный набор свойств и граничных условий их использования)?

>>Существует более тонкая связь реального физического мира с миром абстракций, показывающая как ещё по другому могут быть вплетены математические истины в наш физический мир и как это проявляется в логической непротиворечивости мира.

Однако, тема не раскрыта, а она сильно сакраментально воспринимается (думаю поэтому и было спрошено пояснение :)

Что за мир абстракций, позволяющий иметь связь (взаимодействие), вплетающую нечто в реальный мир? Какая-то ипостась у этого нечто: мат.истин? Т.е. того, что уже имеет положительный результат сравнения предположения и того как оно реализуется с реальностью. Как этот положительный результат вплетается в реальность? Или же вся эта фраза - не более, чем поэтическая аллегория?

Т.е. у меня не вызывает сомнения, что адекватные реальному миру абстракции, позволяют их носителям адаптироваться к реальному миру. Но как-то образ вплетения в мир чего-то представляется лишней абстракцией :)



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:

 
Айк
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 3768
!!!
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 23395 показать отдельно Май 31, 2011, 10:04:31 PM
ответ -только после авторизации

Да, меня как раз-таки интересовала та часть утверждения, на которую в итоге указал Nan. Не спора ради, правда интересно.


Метка админа:

 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
автор: nan сообщение 23393
Однако, тема не раскрыта, а она сильно сакраментально воспринимается (думаю поэтому и было спрошено пояснение
nan, поясню различие в наших способах восприятия.
Ты довольно часто употребляешь такие понятия, вроде "сакраментальный", "каббала" и прочее. Я к ним практически равнодушен. Мне интересна не столько некая внутренняя сущность, сколько функциональность.
На этот раз ты не употребил (очень часто его употребляешь) слово "существует" - я к такого рода словам прибегаю очень редко (если речь конечно не идёт о теоремах существования). Это тобой также часто употребляемое слово я заторону в связи с тем, что большинство собственно математиков - стихийные платонисты, к коим себя также не причисляю, ибо плохо себе представляю конкретику такого раплывчатого универсалия, как "существует" (не путать с известным квантором, или с конкретными интерпретациями в рамках конструктивной математики).
Думаю, что крайне расплывчатую абстракцию "существует" в довольно многих случаях можно заменить более конкретным понятием "объективность" (результата исследования, например), которая выражается в том, что разные люди приходят независимо друг от друга к одному и тому же выводу и могут вырабатывать достаточно однозначные критерии такого рода независимости (например, эксперитза того, является ли данный текст доказательством теоремы или нет).
Дело не в в каких-то сущностях, а во внутренней структуре математики, поиск истинных утверждений в которой основан в том числе и на корректирующихся (опытом!) критериях ясности и строгости формулировок каких-то утверждений.

Судя по той литературе, которую мне приходилось читать, а также из реалий живого общения основные точки зрения на математику можно свести к двум альтернативным:
1)
я утверждаю, что математика есть язык, к которому прибегает наука для выражения тех или иных закономерностей, объективно существующих в окружающем нас мире. И я считаю в принципе невозможным подменять языком ту сущность, которую он выражает. В противном случае можно погрязнуть в бесплодных попытках навязывать природе чуждые ей закономерности и усматривать в математических уравнениях магический смысл, которого в действительности нет.

http://www.veinik.ru/lib/articles/article/230.html
Эта точка зрения довольно распространённая, встречается среди многих людей с математическим образованием, но среди профессиональных математиков очень редко приходилось встречать эту точку зрения (возможно кто-то меня поправит)
2) Математика - экспериментальная наука (впрочем науки без эксперимента не бывает). Этой точки зрения придерживается пожалуй большинство профессиональных математиков (от талантливого математика-эмпирика Эйлера и до наших дней - см. Арнольд, Гельфанд). Многие физики также придерживаются этой точки зрения.
Однако эта точка зрения имеет множество разветвлений:
Математика - наука об универсальных закономерностях, истинных в любом возможном мире. В этом случае её даже рассматривают не как естественную (в противовес гуманитарным) науку, а как принципиально третью ветвь - некую универсальную науку. Это - пожалуй самая распространённая точка зрения.
Математика - раздел физики (Эйнштейн, Арнольд), относится к ествественным наукам.
В любом случае остаётся дискуссионным вопрос о характере математической эмпирики.
Что касается утверждения, что "математика - это философия", пусть даже и с смягчающим эпитетом "продвинутая", то, признаться, эту точку зрения мне больше не приходилось нигде встречать, и мне она не понятна. Здесь должен признаться, что я - довольно плохой философ, поскольку практически не оперирую "сущностями", "первичностями", их просто не понимаю, даже интуитивно, в отличие, скажем от тех понятий, которые связаны, скажем, с физикой. Но те книги, учебники, которые мне приходилось читать по философии никак также относили математику к разделу философии.

понятие науки исчерпывается лишь критерием опровергаемости? Что такое наука, можно определение (достаточно полный набор свойств и граничных условий их использования)?
Я не берусь дать исчерпывающее некое определение науки, поскольку некоторые так называемые критерии носят расплывчатый характер (о расплывчатости чуть ниже). Уверен, что многие критерии научности будут уточнены и конкретизированы, исходя опять же из практики, а сами критерии демаркации в рамках научного метода являются эмпирически корректируемыми.
Однако безусловным считаю ключевым коррекцию эмпирикой, которая более конкретно выражается в возможности находить (фактически экспериментально подтверждать) закономерности, которые могут быть сформулированы в потенциально опровергаемой форме. Главное, что полученные закономерности носят объективный характер. Математика в этом смысле полностью удовлетворяет данному критерию – недаром огромное количество теорем носят имя не одного, а двух или нескольких первооткрывателей: теорема Банаха-Тарского, Больцано-Коши и т.д.

В связи с указанными особенностями диссонансом выглядит (впрочем это вроде как музыкальный термин, значит – звучит) утверждение о том, что такого рода находки носят некий исключительно языковой характер (а что тогда такое языковой?).
Один из факторов расплывчатости понятия науки - это относительная универсальность научных принципов, знаний, утверждений. Так, весьма трудно провести границу между изобретением и научным открытием. Группы фактов можно упорядочивать по степени универсальности (последовательность генов одного организма - частный факт, усреднённая последовательность организмов одного вида - более общий факт и т.д.).
Законы Ньютона мы можем считать универсальными (пусть в ограниченной области), но то, насколько универсальным будет описание явлений, мыслимых как единичные или почти единичные - исторические события, эволюция и т.д. обладает существенной раплвычатостью, хотя мы можем в огромном количестве частных случаев структурировать понятие "универсальность рассуждений" (так же, кстати, как и с многими другими понятями "сложность" и т.д.) частично упорядочённым множеством.

Мы можем находить закономерности не только в фактах непосредственных показаний (а где она, эта непосредственность в показаниях - на сетчатке глаза, в затылочных долях, на стрелке прибора, на выходе после компьютерной обработки телескопа Хаббл) измерительных и регистрирующих приборов (человеческий глаз, ухо, линейка, количество объектов и т.д.).
Относительность понятия "непосредственное измерение" довольно существенна, хотя наверно можно говорить об уровнях измерения (выборка из геномов отдельных особей, усреднения для видов, родов и т.д.).
Мы можем эмпирически связывать не только данные более низких уровней, но и находить закономерности в закономерностях и они носят такой же эмпирический характер. И здесь те же критерии научности срабатывают.
Пример - формулировка того, как могут быть сформулирована одна (очень обширная) группа законов физики в теории физических структур или бинарной геометрофизике.
Вспомните пример с формулировкой 2-го закона Ньютона а11ха22 - а12ха21. ТФС ЗАПРЕЩАЕТ (!) наличие в природе закона относительно определённого круга физических объектов, который можно было бы сформулировать закон как а11ха22 + а12ха21 для множеств двух объектов (типа ускоряемых тел и ускорителей и т.д.).
Это - положение теоретической физики и оно научно в этом же самом смысле - возможность находить закономерности между эмпирическими величинами, фактами, формулировать их в потенциально опроверганемой форме, возможность корреткировать (уточнять, развивать, обобщать) результаты эмпирики на более общие случаи, возможность предсказывать и обязательно что-то запрещать.

Я крайне скептически отношусь к всякого рода "запретам" к научным методам, запрещающих что-то, если сам запрет основан на запрещающих критериях.
Пример - логический позитивизм - "все положения, отличные от тех, которые описывают или предсказывают наблюдения, не только излишни, но и бессмысленны". В соответствии со своим же собственным критерием в этой доктрине отсутствует смысл.
Твои рассуждения о математике и теоретической физике напоминают этот же порочный круг - пренебрегая философией, ты нередко пользуешься такой философской категорией, как "существование", "в основе всего лежит" и т.п., что делает в соответствии с твоими же критериями эти утвреждения научно бессмысленными. Примеры:

Но как-то образ вплетения в мир чего-то представляется лишней абстракцией

Поэтому говорить, что в основе всего лежит строгая закономерность, описываемая математикой - все равно, что говорить, что в основе психики лежит строгий набор формализованных образов- слов, используемых литературой в попытках описать проявления этой самой психики

Здесь, как обычно, используются некие расплывчатые философские критерии - "не вплетена", "не существует" и т.д.
Сам отношусь к философии положительно, но для конструктивного вывода всё-таки необходима опора на более конкретные (менее расплывчатые) абстракции.

Кстати
автор: nan сообщение 4712
ведь в алгебре оперируют только с принципиально вычислимыми величинами, которые поначалу обозначают именем переменной.

В алгебре сплошь и рядом оперируют с принципиально невычислимыми величинами. Пример - десятая проблема Гильберта, которая была решена в 1970 году доказательством принципиальной невычислимости решений диофантовых уравнений определённого вида.

Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: XYZ
 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 23406 показать отдельно Июнь 03, 2011, 08:22:43 AM
ответ -только после авторизации
автор: Синь сообщение 23395
Да, меня как раз-таки интересовала та часть утверждения, на которую в итоге указал Nan. Не спора ради, правда интересно
Насколько я понял, тебя интересует связь (соотношение) физической эмпирики и математической истины.
Если я правильно тебя понял, то сначала вспомним, что такое абстракция.
Нередко под абстракцией понимают то, что связано с выделением одних свойств в объектах и пренебрежением других (абстрактный стул, жёлтый и т.д.).
Такого рода понятие должно иметь более широкое истолкование - не только выделение, но и ПРИПИСЫВАНИЕ.
Мы можем знаку "1" приписать некое свойство "быть единицей", которое уточняется какими-то соотношениями либо с самим символом 1 (синтаксический метод), либо с тем объектом, который мы приписали (семантический метод).
В данном случае не уместно говорить о выделении свойств такого физического объекта, как, скажем, клякса "1", но можно говорить о действительно ВЫДЕЛЕННЫХ свойствах.
Казалось бы - вот оно - торжество этой самой ВЫДЕЛЕННОСТИ в человеческом рассуждении. Да, оно выделено. Но (!) сама по себе выделенность рассуждений НЕ является опровержением научности.

В физических утвреждениях мы видим аналогичную картину.
Приведу пример из СТО.
Одна из формулировок СТО - инвариантность так называемого "интервала" в четрыёхмерном пространстве-времени.
Простым языком эту инвариантность можно выразить так:
Каковы бы ни были два события (смерть Наполеона и взрывом какой-то сверхновой) для двух разных систем отсчёта ОНИ ВСЕГДА БУДУТ СВЯЗАНЫ СООТНОШЕНИЕМ:
∆х2 +∆y2+∆z2-C2∆t2=const, где
∆х2, ∆y2, ∆z2, ∆t2 - квадраты разностей пространственных и временной координат.
Фактически это - тоже связь между событиями - смертью Наполеона и взрывом сверхновой, интуитивно кажущимися нам "совершенно независимыми" и она безусловно выделенная. Но она такая же объективная и это - такой же научный факт, как теорема Пифагора в евклидовой геометрии.
Но на объективность (связь с эмпирикой, к которой люди могут приходить независимо) это - никак не влияет. В той или иной математической форме люди могли бы прийти к аналогичной (или эквивалентной) формулировке о связи между событиями.
Итак, выделенность не означает необъективности.

Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12231


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 23407 показать отдельно Июнь 03, 2011, 08:43:05 AM
ответ -только после авторизации

>>Думаю, что крайне расплывчатую абстракцию "существует" в довольно многих случаях можно заменить более конкретным понятием "объективность" (результата исследования, например), которая выражается в том, что разные люди приходят независимо друг от друга к одному и тому же выводу и могут вырабатывать достаточно однозначные критерии такого рода независимости (например, эксперитза того, является ли данный текст доказательством теоремы или нет).

Вообще-то это претензия не ко мне, а к Оккама :) Но т.к. я полностью разделяю резонность его принципа, то скажу, что абстракция "существует"  - это больше того, что показывается в воспроизводимом опыте многих. Эта абстракция предполагает, что нечто имеет место и время быть в реальности в виде неких процессов, которые по каким-то признакам можно условно выделить как "объект". Вот когда такое предположительное выделение совпадает в опыте с реальностью, то у испытателей появляется некая сила уверенности в реальности сущности.  Но это не значит, что все они не ошиблись в восприятии каким-то образом. Истинность предположения существования чего-то никогда не может быть проверена окончательно в силу невозможности заранее четко ограничить условиями систему признаков распознавания сущности. Поэтому всегда может быть новая итерация познания сущности в несколько дополненных или измененных условиях, для чего нам и нужно сознание. К сожалению, все это продолжает ускользать в твоем восприятии :)

>>Дело не в в каких-то сущностях, а во внутренней структуре математике, поиск истинных утверждений в которой основан в том числе и на корректирующихся (опытом!) критериях ясности и строгости формулировок каких-то утверждений.

Я глубоко резонно убежден, что операция выявления истины - сравнение предположения и того как оно оправдывается в реальности. Поэтому, хотя и могут существовать некие критерии, намекающие на возможную истинность, но ни в коем случае они не могут подменять собой непосредственную операцию сравнения. Ну а критерии ясности и строгости вообще не определены объективно, это - плод чисто субъективного, индивидуального опыта.

>>...я считаю в принципе невозможным подменять языком ту сущность, которую он выражает....http://www.veinik.ru/lib/articles/article/230.html Эта точка зрения довольно распространённая

Я не разделяю довольно вульгарные представления Вейника и он критикуется на сайте: Галерея идей: Виктор Вейник. Но если подходить строго, то да, нельзя подменять сущность ее формализацией, хотя с помощью формализации возможно в некоторой степени полноты описать сущность для взаимопонимания другими людьми.

>>Математика - экспериментальная наука... Многие физики также придерживаются этой точки зрения.

т.е. она настолько не очевидно экспериментальная, что лишь "многие", т.е. довольно большое количество физиков с этим как-то согласны? Да, в математике есть прикладные области, которые непосредственна и созданы для описаний и прогнозов в реальности. Но основа - чистая философия со всеми присущими философии критериями (уже перечислялось). И, легко убедиться, эта часть - несоизмеримо более доминирует и более фантазийна, чем творчески гипотетическая часть любой другой прикладной науки, основой которых является не философия, а - система аксиоматики, в отличие от фантазийно-философской части математики. Вообще прикладная математика настолько отличается качеством от философской части, что лучше бы ее не называть математикой, а относить к той предметной области, которую она обслуживает: "Математика - раздел физики (Эйнштейн, Арнольд), относится к ествественным наукам."

 

>>Я не берусь дать исчерпывающее некое определение науки, поскольку некоторые так называемые критерии носят расплывчатый характер (о расплывчатости чуть ниже). Уверен, что многие критерии научности будут уточнены и конкретизированы...

А если проще: наука - то, что полностью разделяет и использует научную методологию. И вот эта методология  -очень даже конкретна. Используешь ее - ты ученый. Нет - параученый :) И тогда становится ясно, что лишь один критерий опровергаемости не характеризует науку, а может быть присущ и паранауке. Любой принцип научной методологии - важен и пренебрежение любым это уже - не наука.

>>Здесь, как обычно, используются некие расплывчатые философские критерии - "не вплетена", "не существует" и т.д.

это при том, что ты сам использовал слово вплетено, что и вызвало вопрос к тебе:

(LUCA) Существует более тонкая связь реального физического мира с миром абстракций, показывающая как ещё по другому могут быть вплетены математические истины в наш физический мир и как это проявляется в логической непротиворечивости мира.

>>Насколько я понял, тебя интересует связь (соотношение) физической эмпирики и математической истины.

Фраза сама по себе опять сакраментально накручена :) НО НЕТ :) его заинтересовала твоя только что приведенная фраза :) и вопрос, который я конкретизировал тебе так и остался не раскрыт:

Что за мир абстракций, позволяющий иметь связь (взаимодействие), вплетающую нечто в реальный мир? Какая-то ипостась у этого нечто: мат.истин? Т.е. того, что уже имеет положительный результат сравнения предположения и того как оно реализуется с реальностью. Как этот положительный результат вплетается в реальность? Или же вся эта фраза - не более, чем поэтическая аллегория?

Т.е. у меня не вызывает сомнения, что адекватные реальному миру абстракции, позволяют их носителям адаптироваться к реальному миру. Но как-то образ вплетения в мир чего-то представляется лишней абстракцией :)

А собственно связь математических утверждений и того, что они описывают в реальности (когда такое случается) не вызывает вопросов. И ведь ты лучше бы должен знать, что имел в виду, выдав ту сакраментальную фразу, а не делать предположения "Насколько я понял" :)



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Айк
 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 23408 показать отдельно Июнь 03, 2011, 09:02:02 AM
ответ -только после авторизации
автор: nan сообщение 23407
абстракция "существует"  - это больше того, что показывается в воспроизводимом опыте многих. Эта абстракция предполагает, что нечто имеет место и время быть в реальности в виде неких процессов, которые по каким-то признакам можно условно выделить как "объект".
Пока не увидел это "больше", так как не вижу разницу между "процессами, которые можно выделить как объект" и опытом. Где эта разница. Неужели какие -то процессы выделяются вне опыта?автор: nan сообщение №23407
Истинность предположения существования чего-то никогда не может быть проверена окончательно в силу невозможности заранее четко ограничить условиями систему признаков распознавания сущности. Поэтому всегда может быть новая итерация познания сущности в несколько дополненных или измененных условиях, для чего нам и нужно сознание. К сожалению, все это продолжает ускользать в твоем восприятии
Это не так, я никогда не утверждал, того, что истинность предположения существования чего-то не может быть проверена окончательно. Мало того, я уже неоднократно подчёркивал, что избегаю такой универсалии, как "существует". Если я не прав, то процитируй меня.
Конечно я не имею в виду использование конкретного квантора существования в конкретных формальных доказательствах утрверждениий о существовании математических объектов с какими-то свойствами. Здесь ошибочность доказательств ограничена случайной синтаксической ошибкой, обусловленной синтаксической сложностью текста доказательства (в первую очередь его размеров).

автор: nan сообщение №23407
Вот когда такое предположительное выделение совпадает в опыте с реальностью
Ты опять уходишь в тот самый порочный круг. Только теперь вместо универсалия существования оперируешь связью с реальностью. Конкретизируй пожалуйста эту асбтакцию "связь с реальностью". Я не отвергаю применимость этого понятия, однако оно звучит слишком обще, а, значит, не позволяет делать определённые выводы. Если просто воспринимать эту абстракцию интуитивно, то математика как раз и "совпадает в опыте с реальностью", о котором уже и говорил.
автор: nan сообщение №23407
Ну а критерии ясности и строгости вообще не определены объективно, это - плод чисто субъективного, индивидуального опыта.
.
Констркутивность рассуждений и дискуссий основана на конретизации понятий. Если человек вводит понятия сложности алгоритма, то это не значит, что он оперирует понятием сложности вообще, критерии которого "вообще не ясны".
То же самое и с математикой. Я же не говорил о критериях ясности вообще, а говорил о неких ВПОЛНЕ КОНКРЕТНЫХ критериях ясности в математике. Такие действительно оттачивлись со временем (например, непременная алгоритмическая разрешимость понятия аксиомы и целый ряд других и ВЕДЬ МЫ ИХ УЖЕ ОБСУЖДАЛИ - могу и процитировать). автор: nan сообщение №23407
Но основа - чистая философия со всеми присущими философии критериями (уже перечислялось).

Без конкретного раскрытия этого вопроса (в том числе и примерами) ПРИ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СРАВНЕНИИ, допустим с физикой это утвреждение выглядит субъективным. Возникают множество вопросов:
1) Какие такие связи математики с философией (давай назвйм их "порочащими связями") позволяют говорить о том, что вот, здесь же физика НУ НИКАК НЕ СВЯЗАНА С ФИЛОСОФИЕЙ

Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: XYZ
 
Страницы:    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Статистика:
Всего Тем: 1923 Всего Сообщений: 47822 Всего Участников: 5159 Последний зарегистрировавшийся: scorcher123
Страница статистики форума | Список пользователей | Список анлимитов
Последняя из новостей:
Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.
Все новости

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.
Все статьи журнала

Тематическая статья: Эффект Земмельвейса, или Почему отторгаются новые идеи

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Пользователи на форуме:

Из коллекции изречений:
>>показать еще...