Наука (вот что это такое) не возникла сразу, внезапно, у нее были свои переходные формы и поэтому было бы неправильно пытаться одним словом "наука" определить все то, что в какой-то мере обладает свойствами науки, по которым ее обычно различают. У науки была долгая история ее формирования до той степени, когда она в полной мере и бескомпромиссно может быть названа наукой: История Научной Революции. В конце XVI столетия типичный хорошо образованный европеец (Вуттон ради определенности говорит о британском джентльмене) почти наверняка допускал существование ведьм и оборотней и не сомневался в надежности алхимии и астрологии. Он верил, что природа боится пустоты, магниты теряют силу под действием чеснока, труп кровоточит в присутствии убийцы, кометы предвещают бедствия, а правильно понятые сновидения предсказывают будущее. Он принимал как аксиому, что Земля неподвижна и пребывает в центре мироздания (хотя, возможно, кое-что слышал о Копернике). Он считал Аристотеля величайшим интеллектуальным авторитетом во всей истории человечества, а его познания о природе ограничивались изучением трудов Плиния Старшего, Галена и Птолемея или, что вероятней, их популярных изложений. У него была и личная библиотека — два-три десятка книг.
В течение времени становления все более целостно и системно формировалась модель методов науки, и с какого-то момента эта модель становится достаточно взвешенной и формализованной так, что доступна всем людям в виде текстов. С этого момента можно говорить о науке без натяжек, а до этого стоило бы называть это явление протонаукой.
Итак, наука
- то, что использует научный метод познания с целью расширения аксиоматической базы с ее корректной формализацией. Понятно, что такой сущности нет в природе, что знания метода в виде навыков его использования составляют личную адаптивность, т.е. носителями науки являются ученые, - в отличие от формализованных научных сведений.
Вы видели какой-нибудь фильм, читали ли книгу, где ученые не выглядели бы довольно опасными и непредсказуемыми полудурками? :) Или, в крайнем случае, забавными чудиками? Может быть, кто-то сможет вспомнить телепрограмму, которая не создавала бы такой образ? Со времен передачи Капицы Очевидное-невероятное такого не случалось.
Вместе с тем, мы абсолютно зависим от этой самой науки, мы плотно подсели на все ее достижения и обойтись без них часто чревато безвременной кончиной.
Несмотря на это, науку большинство недолюбливает, опасаются или вовсе не понимает. Расхожее мнение о ней застилает глаза. Почему? Да потому, что всегда хочется найти легкий путь, или посулить кому-то легкий путь, и не важно, насколько он окажется правильным.
Мистика сегодня предлагает путь романтической идиллии. Это раньше йоги посвящали жизнь изнурительной практике. Сейчас, чтобы вознестись к высшей истине, достаточно совсем немного и множество мистических теорий предлагают самые разные рецепты.
А наука - это слишком сложно, слишком непонятно и занудно. Она не прощает неточностей и малейшей небрежности. Но почти все мистические теории называют себя научными.
В чем разница?
Вот то, что видно без всякого анализа: в науке постоянно есть новости, почти каждый день совершаются открытия или публикуются значимые достижения (см. журнал Достижения науки, техники и культуры). Мистика и религия живет вчерашним днем, историей, мифами. Тут ничего не происходит и не совершается кроме очередных скандалов :)
Соприкасаясь с действительностью, мы приобретаем знания о ней - свой жизненный опыт. А наука призвана научить эффективно делать этот опыт достоверно воспроизводимым, чтобы использовать его практически, и описать этот опыт для того, чтобы, используя эти сведения, каждый мог бы прикинуть в каком месте и как соприкоснуться с действительностью, чтобы на опыте приобрести обещанное знание. В том числе наука формализует и опыт наиболее эффективного приобретения опыта - наука о науке.
Наука основывается на методе познания, строго использующем принципы научной методологии: fornit.ru/66449. Эта методология основывается на аксиоме, что в определенных условиях конкретный процесс будет строго воспроизводимым, если только свойства этого процесса (исходные воздействующие факторы) ограничены рамками выбранных условий. Другими словами, в пробирке, при данной температуре, радиации и тяготении, два вещества всегда будут приводить за определенное время к определенному результату, если только нет чего-то, что сможет повлиять извне (например, изменяющееся электрическое поле).
Важно, что это определение научной методологии не зависит от решения вопроса субъективности или объективности мира. Просто весь опыт наблюдений показывает, что эта воспроизводимость всегда строго соблюдается, иначе невозможно было бы существование жизни на Земле (биохимические системы - очень тонко сбалансированные системы нескончаемых цепочек реакций). Поэтому можно говорить о такой вот базовой аксиоме науки.
Воспроизводимость экспериментов оценивает конкретный экспериментатор. Если мама в детстве говорила, что, переходя дорогу, нужно посмотреть по сторонам, не проезжают ли слишком близко тачки, то, всякий раз, ты должен бы оценить действенность сведений о таком способе не попасть под колеса и убеждаться в том, что какой бы личностной ни была твоя картина реальности, но тачки в ней до того нафиг реальны, что тут лучше не шутить и забыть хотя бы на время всю мистическую лабуду.
То, что исследуется с опорой на конкретный эмпирический опыт для выработки адекватных действительности поведенческих реакций в данных конкретных условиях - это наука. Когда ребенок пытается разобраться как устроена игрушка и потом даже ее переделывает, добиваясь новой функциональности, это - наука. Когда же ребенок просто мечтает о классной игрушке, толком даже не в силах представить, какой именно, но чтобы такой больше ни у кого не было, - это - мистика. Когда стучишь по клаве, набирая текст, кушаешь витаминные комплексы, летаешь в самолете, пользуешься пластмассами, тефлоновыми сковородками, микроволновками, мобилами и т.д. и т.п. - это - использование плодов науки, которая развивается не без фантазии, подчас мистической, но приведенной к совершенно практическому результату, настолько согласующемуся с реальностью, насколько технические достижения не подводят нас.
При этом все, что использует научную методологию исследований, не может опровергать предыдущие результаты столь же корректных исследований. В книге С. Вайнберг Мечты об окончательной теории: ...можно вообразить категорию экспериментов, которые опровергают давно принятые теории, ставшие частью стандартного физического мировоззрения. Я не могу поместить в эту категорию ни одного опыта за последние сто лет. Конечно, можно привести примеры, когда выяснялось, что теории имеют более узкую область применимости, чем считалось до этого. Ньютоновская теория движения неприменима при больших скоростях. Четность, симметрия между правым и левым, нарушается в слабых взаимодействиях. И так далее. Но в ХХ в. не было такого случая, чтобы теория, принятая мировым физическим сообществом как правильная, вдруг оказывалась просто ошибкой, как это в свое время случилось с птолемеевской теорией эпициклов, придуманной для объяснения движения планет, или с теорией, что теплота есть калорическая жидкость. Однако в ХХ в., как мы видели в случаях общей теории относительности и электрослабой теории, признание физических теорий часто достигалось на основе эстетических суждений, прежде чем появлялись по-настоящему убедительные экспериментальные свидетельства в их пользу.
В отличие от расфантазировавшегося мистика, самозабвенно полюбившего свою идею и готового быть фанатично верным ей до конца, исследователь, взявшийся за данное научное направление, обязан сначала сам убедиться во всех его звеньях, проведя нужные эксперименты. Он должен любить не свою идею и быть преданным ей, а сам процесс приобретения нового личного и значимого для него опыта. Поэтому настоящий исследователь обязан тщательно рассмотреть все варианты других возможных объяснений, противоречащие его предположению, и привести все эти доводы вместе со своими рассуждениями, почему эти варианты им отвергнуты, чтобы все могли убедиться в этом так же.
Если исследователь просто будет верить своим предшественникам, даже многочисленным, то будет основываться не на лично приобретенных знаниях, даваемых только личным опытом, а на вере в публикуемые сведения (так, к сожалению, бывает очень часто). Носителем же науки как и языка является не научное сообщество, а отдельный человек.
Подробнее о тесных взаимоотношениях мистики и науки читайте в статье Мистика и наука (здесь же существенное дополнение представлений о науке, включая описание сути научной методологии).
Иследователь может оказаться самой невысокой квалификации и, приступив к проверке чьих-то опытов строго по приведенной методике (вот это и есть главное в публикациях), получает то, что о них пишут и его уверенность возрастает. Или не получает и становится противником. Но это - его личные знания, правильные или нет, его личный опыт, с которым он продолжает исследовать выбранное направление. Публикует результаты. Другие проверяют, если они их заинтересовали их значимостью. И так постоянно в данном направлении.
И потому как наука - дело очень личностное, в отличие от ее формализации в виде публикаций, рядом с наукой постоянно соседствует весь жизненный опыт человека, каким бы он ни был, в том числе и неизбежная его религиозная составляющая. Мистика – неотъемлемая часть развития любого индивида, повторяющего развитие вида. Только многие так и застревают на этой детской стадии. Еще там оказываются слабые и сломленные, которые нашли такой способ ухода от суровой действительности. (см. О религии).
Значимость научного направления напрямую определяется личной системой значимости исследователя и его творческими способностями. В этом отношении исследователей условно можно подразделить на тех, кто очень хорошо научился ставить корректные эксперименты с методиками, обеспечивающими их воспроизведение, и тех, кто очень хорошо научился сопоставлять результаты таких экспериментов, формализуя их в общей картине описания действительности. И те и другие должны еще обладать прогнозирующим творческим воображением, позволяющим предполагать возможные направления получения нового жизненного опыта, вплоть до самых необузданных фантазирований в выборе вариантов и путей (подробнее о нейрофизиологических механизмах психики и творчества: О системной нейрофизиологии и Творчество и вдохновение).
Наука потому надежна, что начинает развитие своих представлений не с сотворения мира, не с решения основного вопроса философии, а с достоверно проверенных аксиом, т.е. направленность изучения мира противоположна мистике.
Для каждого процесса можно выделить (абстрагировать) те условия, которые влияют на его протекание. И потому как невозможно описывать явление, рассматривая все вообще условия во вселенной сразу, то наука прибегает к методу абстрагирования: выделения только тех условий, которые влияют на данное явление. Так, для классической механики общим ограничением является "нерелятивистское" значение относительных взаимных скоростей объектов и пространственно-временные промежутки - несоизмеримо большие, чем субатомные.
Понятно, что если игнорировать принцип строгой воспроизводимости явлений, то ничто не может быть познано, ведь все, что мы узнаем тогда было бы неверным по прихоти этой невоспроизводимости. Вот почему только научная методология может обеспечить познание, и, если разобраться, именно она реализована в биологических системах восприятия-действия.
Итак, что же такое наука? Это - система проверенных личным опытом знаний (а не сведений!), формализуемая в виде публикаций (сведений), которая пополняется методами, определяемыми научной методологией.
Методология науки - тоже является системой знаний, но уже специфической, о методах исследования мира. Это самая базовая система, наиболее выверенная опытом все предшествующих исследователей. Она не проста для понимания с лету и о ней я сейчас говорить не буду.
Знания могут принадлежать только личности, в отличие от сведений, которые формализуются в виде записей. В записях - не наука, а лишь ее формализация, т.е. максимально возможное приближение к общепонимаемому, которое позволяет использование слов.
Поэтому носителями науки, как носителями языка, могут быть только люди, а не справочники. Но справочники (а точнее, формализация научных сведений) необходима для общения носителей науки (научников :) ) между собой.
Строгость формализации призваны обеспечивать термины - полностью и до конца определенные понятия. Если термин определен частично, то он может пониматься по-разному и не содержит строгого смысла. Это "виртуальные шаблоны понятий", которыми и пользуются мистики, в отличие от терминов, которыми пользуются научники. Мистики в общении могут пользоваться и терминами, но в научной формализации пользуются ТОЛЬКО терминами, иначе это уже не будет строго формализованными сведениями.
Итак, чтобы понять предмет науки, нужно понять, что такое знания. Упрощенно можно сказать, что знания - это личные представления о свойствах и законах мира.
Т.е. наука - это система личных представлений о свойствах и законах мира, построенная в строгом соблюдении научной методологии.
Часто к науке относят гипотезы. Однако, это - лишь творческие предположения, нуждающиеся в проверке реальностью и пока не являющиеся научными знаниями.
Точно так же постулаты, на основе которых могут развиваться проверочные гипотезы, нуждаются в проверке реальностью. И такая проверка - неотъемлемая часть научного метода познания.
Веками все считали, что у мухи восемь ног, только потому, что никто и не подумал усомниться в книге Великого Аристотеля. А ведь достаточно было проверить сведения опытным путем. Многие иллюзии даже опытным путем проверить очень трудно и поэтому люди веками думали, что Земля плоская, а Солнце и звезды вращаются вокруг. Для таких случаев нужно суметь выйти за рамки действия этих представлений и взглянуть более широко. Тогда возможен следующий уровень понимания. А без этого, без практической проверки и убежденности, что в данных условиях все всегда воспроизводится, невозможно судить о мире и не обжигаться.
Хотя Земля - не шар, и поверхность ее не ровная как глобус, но в определенных случаях можно и нужно считать Землю даже просто материальной точкой, имеющей массу. И тогда можно считать взаимное слияние планет.
В общем, здесь не так все сложно, как можно напридумывать. Правило одно: соответствие мыслимым абстракциям проверяется только в рамках, ограничивающих эти абстракции. И тогда закон Ньютона все еще окажется очень полезным и нисколько не противоречит теории относительности. Закон имеет смысл, только если определены границы его использования. Примерно так же как слово приобретает смысл только в границах обсуждаемого, в контексте обсуждаемого.
Наука (точнее ученые - носители науки) занимается описанием наиболее общих закономерностей причинно-следственного характера. Как неизбежное зло, приходится делить это общее на более частные описания, ограниченные предметными областями исследований. В рамках предметных областей такие описания способны иметь определенный смысл у каждого, кто способен воспринять формализованные описания, а вне таких рамок становятся некорректными.
Поэтому наука не занимается объяснениями - т.е. описаниями, предназначенными для какого-то определенного случая: объяснением причины и каким образом эта причина порождает данное следствие. У объяснения слишком узкий круг условий применимости: для несколько других условий оно может оказаться порочным.
Так, в статье Понимание. Умение понимать. Общение. приводится пример из книги А.Брудного:
Главный кораблестроитель британского флота сэр Уильям Уайт, который "открыл эру кораблей волнующей красоты и мощи", докладывал о постройке гигантских линкоров типа "Маджестик". Адмирал Бересфорд все выслушал, "посмотрел морским глазом" и сказал:
— Мы будем тонуть на этих кораблях, а сэр Уильям будет объяснять, почему мы потонули.
В первом же бою "Маджестик" получил пробоины, опрокинулся и затонул.
Бересфорд понимал. Уайт объяснял. Разница весьма велика. Бересфорд чувствовал, что "Маджестик" опрокинется. Он не умел объяснить, почему. Но он знал!
Такое знание - или понимание более общих причинно-следственных связей, в которых данный случай оказывается частным явлением, - всегда результат личного опыта, результат проверки жизнью множества раз. Оно может и не быть формализовано в словах, способных объяснить, но оно есть в виде более общих и более глубоких, чем любые слова, личных представлений. Такого опыта не было у Уайта. Объяснив конкретный случай конкретной причиной, он вовсе не обязательно мог бы обеспечить непотопляемость всех других кораблей того же типа. Рамки применимости его объяснения ограничились бы только данным случаем.
В науке есть множество удивительных свойств, вытекающих из главных принципов. Но, самое главное - вполне определенная польза от применения ее теорий. Они напрямую рассчитаны именно на такое описание законов мира, на которое можно положиться при использовании этих законов. Мистические же теории в этом плане принципиально бесполезны (те чисто эмпирические практики, что сопутствуют этим теориям, к самим теориям отношения не имеют, кроме голословного утверждения об обратном).
Как во всем этом можно разобраться? Например, начать с ознакомления с некоторыми статьями этого сайта.
На сайте любому предоставлена техническая возможность побыть ученым-исследователем. Для этого создана Система ведения личной аксиоматики, которая позволяет не просто оформить обоснования своим теоретическим утверждениям, но и предоставляет возможность оптимизировать обобщение с помощью корректировки мнением сообщества, конечно, при условии, что его работа вообще кого-то заинтересует (Пример).
>>вопреки традиционной пространственной парадигме причинного анализа массовых болезней с неизвестной этиологией, я сделал вывод, что общепринятая методология может быть также субъективной и, в конце концов, уступить место новой методологии.
Если говорить о парадигме, т.е. понятии, введенном мистическим философом Т.Куном, то да: как бы существует множество авторских концепций, которые эволюционируют. Представления о парадигме опроверг основатель классической научной методологии И.Лакатос (про это). На самом деле научная методология опирается на системы аксиоматики предметных областей, которые опровергнуть принципиально невозможно, а можно лишь расширять границы описания (ну как классика Ньютона расширена до СТО). Поэтому принципы научной методологии как раз и предназначены для того, чтобы отсеять неадекватную реальности субъективность (как именно - об этом).
>> «критерием безупречности» могут быть только результаты природосообразной практики
А эмпирические данные тоже необходимо корректно обрабатывать, чтобы оценить ошибки и верифицировать результат, для этого существует целая система последовательности формирования модели явлений и их формализации до уровня общепризнанной аксиомы.
>> Кун никогда не был мистическим философом
Он был философом. Философия бывает опирающаяся на реалии причин и следствий материального мира (материалистическая) и философия, основывающаяся на недоопределенных, несуществующих в природе субъективных образований (идеалистическая или мистическая). Концепция парадигмы - как раз такое самопридуманное, несуществующее в реальности образование.
Лакатос писал в работе «Фальсификация и методология программ научного исследования» (1970): "согласно теории Куна, научная революция иррациональна, в ней можно увидеть лишь материал приспособления к психологии толпы. В мистическом обращении от одной парадигмы к другой, по Куну, нет рациональных правил, и потому Кун постоянно попадает в сферу социальной психологии открытия. Научные мутации начинают походить на разновидность религиозного обращения."
И в самом деле, парадигмы бы не были столь популярны, если бы идею не подхватили миистики, обрадовавшиеся, что вот, смотрите, ученые сами говорят, что нет незыблемых научных знаний, они постоянно опровергаются, нужно просто подождать, когда текущая парадигма прокиснет и будет отброшена. В огромном числе текстов мистических философов и просто мошенников идея парадигмы была использована именно для такого отрицания научных представлений.
Так что не по названию, а по сути, парадигма Куна - мистическое, антинаучное образование. Поэтому с ней и боролись научные методологи.
>> >>> На самом деле научная методология опирается на системы аксиоматики предметных областей, которые опровергнуть принципиально невозможно, а можно лишь расширять границы описания (ну как классика Ньютона расширена до СТО
Я не могу точно сказать о Лакатосе. Но этот взгляд совершенно точно раскритикован другими философами науки. Я очень удивлюсь, если Лакатос его придерживается. Тк это инструментализм.
Это, по-сути, как просто обозвать кого-то дураком, без пояснения, в чем именно он дурак :) Но от названия, каким бы оно ни было суть утверждения не меняется. Если ты видишь, что утверждение неверное, то нужно не просто обзываться, а показать почему именно ты так считаешь, в крайнем случае привести чужие такие обоснования. Так что именно не верно в моем утверждении? Ты далее много написал, но так и не сказал, что именно не так.
>> это не одна аксиоматика, а целая группа взглядов, в том числе теория измерений, методология.
А я утверждал, что в науке нет ничего кроме аксиоматики? А общепризнанная часть методологии или теории измерений не является аксиоматически выверенной?
>> Это жесткое ядро фактически не может быть фальсифицированно
Аксиоматика - именно то в науке, что может быть и должно быть фальсифицируемо. Это то общее среди самых разных программ исследований, что и делает науку общей в ее фальсифицируемых выводах.
>> Тезис Дюэма — Куайна — утверждение о невозможности окончательного определения истинности научной теории
Теория, включающая в себя систему предположений, основанную на надежной аксиоматике, может оказаться в чем-то неверной и будет скорректирована в части дополнительных исследования предполагаемого. Теория - модель системы взаимодействующих причинно-следственных факторов и важно выявить все такие факторы, взаимно влияющие в этой системе, ограниченной ее самодостаточностью в данных условиях. Но в других условиях эта самодостаточность описания взаимодействий может оказаться неполной и тогда возникает необходимость расширения теории. Но верно ограниченная область системы уже не будет опровергнута принципиально потому, что она является описание реально существующих взаимодействий в данных условиях.
>> Любое утверждение может рассматриваться как истинное, несмотря ни на что, если мы сделаем достаточно решительные корректировки в каком-то ином фрагменте системы.
Ты можешь предположительно посчитать за истину любую свою идею, какой бы идиотской они ни была, это называется постулирование. Но реальность может фальсифицировать эту идею как неадекватную существующему в рамках заявленных границ применения. Ну а если ты еще не заявил граничные условия, то просто сделал некорректную, бесполезную формализацию, т.е. ты - просто фантаст.
>> Например, концепция парадигмы, на мой взгляд, это тонкое понятие, если не интересоваться теорией сознания, не думаю, что можно понять эту концепцию правильно.
Идея парадигмы - типично мистические, субъективно продуцированное, оторванное от реальности понятие. Конечно, не бывает никаких субъективных идей, не основывающихся на элементах реальности (откуда бы они могли взяться), но тут - полный отрыв от реальности в пользу своей красивой объяснительной теории - чистого улета фантазии. Можно красиво смаковать ее элементы и это будет даже эстетично, но реальностью от этого она не станет.
>> У Лакатоса всё-таки о другом, он не стремится изобрести методологию, это пытался сделать Поппер. ... только у Поппера были какие-то представления о том какой должна быть методология
Никто не может сказать за них, что они хотели следать, куда именно стремились, даже они бы не смогли это сказать :) Но факт, что в результате появилась система взаимодополняющих и согласованных представлений научной методологии. Причем, Лакатос осмысливал уже то, что было сказано Поппером, т.е. сделал более высоркоуровневые сопоставления и обобщения и создал более взвешенную методологию исследовательских программ. Конечно, они оба в своих рассуждениях совершали множество неточностей и ошибок, что всегда сопутствует любым рассуждениям. Но модель представлений обрела черты уже не философствования, а системы непротиворечивых иерархически взаимосвязанных утверждений. Поэтому его можно называть основателем, классиком научной методологии.
>> Нас не должно вводить в заблуждение то обстоятельство, что, когда одна теория сменяет другую, используются одни и те же термины или слова; из этого вовсе не следует, что более поздняя теория является улучшением предыдущей. Например, такие выражения как масса, импульс, скорость, время, пространство фигурируют как в современной физике, так и в прежних физических теориях, однако, означают они совершенно разные вещи, что связано со всем теоретическим контекстом, будь то картезианская, ньютонианская или эйнштейновская физические концепции.
Термин массы у Ньютона имел функцию обозначить то, что входило в систему его аксиом и было ограничено рамками дорелятивистских условий. Термин массы у Эйнштейна расширял эти представления до релятивизма, но не не квантовой механики. Сегодня этот термин обозначает систему представлений еще более расширенную. Но нигде нет описания сути того, что такое масса. Термин - всего лишь абстрактный символ для обозначения системы представлений. И всякий раз мы видим, что система корректно расширяемых представлений не отрицает предыдущую, а включает ее в себя. И не нужно здесь напускать философского тумана там, где философия уже не нужна как ранняя стадия осмысления чего-то.
>> ты пытаешься выдать этот подход за общеразделяемый
Откуда ты это взял? Я описываю свою модель представлений, не выдавая ее за признанную всеми и не говоря от имени науки. Я даже тебя не намерен убеждать, хотя заинтересован в том, чтобы ты правильно понял суть моей модели. К сожалению, этого пока не удается сделать. На деле получается, что ты выхватываешь что-то тобой узнаваемое и спешишь объявить это одним из философских течений. Это удручает потому как я вижу, ты не говоришь по существу.
Все же, попробуй сказать конкретно в чем именно не верны утверждения: "На самом деле научная методология опирается на системы аксиоматики предметных областей, которые опровергнуть принципиально невозможно, а можно лишь расширять границы описания (ну как классика Ньютона расширена до СТО". Я это утверждение еще разъяснил дополнительно с учетом твоих замечаний. Опровергни без ссылок на авторитеты, своими словами, именно по существу, чтобы не нужно было бесконечно разбирать завалы уже прошлых исторических споров. Мы ведь на вершине истории и можем использовать это преимущество. Не разбавляй смысл фразами типа " В реальности это не работает", а конкретно говори, что именно и почему не работает в реальности, учитывая, что в моей модели науки аксиоматика, как уже говорил, не является единственной составляющей. Не спеши, если нужно спроси про особенности моей модели прежде с наскока ее пытаться опровергать.
Другой вопрос, если ты имеешь основания защищать идею парадигмы Куна, невзирая на ту ее отрицательную роль, которая она привнесла через мистические философии, с которой боролись методологи науки, то так же нужно четко высказать, почему ты считаешь верным, что наука может опровергаться следующим ее развитием. Я уже показал почему твоя попытка сослаться на высказывание "такие выражения как масса, импульс, скорость, время, пространство фигурируют как в современной физике, так и в прежних физических теориях, однако, означают они совершенно разные вещи" несостоятельна.
>> Я указал лишь на то, что твой подход едва ли можно соотнести с Лакатосом.
Его едва ли можно соотнести еще и с Аристотелем :) или любыми другими высказываниями того времени, ведь те мыслители не обладали теми знаниями, которые есть у меня. Они толком не понимали, что такое творчество, в частности научное, но очень много рассуждали невпопад об этом. Они, соответственно, не понимали толком, что такое наука и как она представительствует в головах ее носителей. Мне неинтересно сопоставлять их устаревшие представления с моей современной моделью, но было бы интересно сопоставить то, что есть в твоей голове. Поэтому я предлагал тебе говорить своими словами.
Другое дело, если бы мне вдруг загорелось проследить как развивалась исторически то или иное философское направления вплоть до того, как оно обрело черты научно выверенных систем представлений. Вот тогда пришлось бы копать все древние высказывания и их взаимное влияние. Тем более мне пофиг на мистические заскоки Фейерабенда, Бехтеревой и кого бы то ни было. С мистикой уже на сайте разобрались достаточно плотно и давно.
Ты сказал, что за Куновскми парадигмами есть что-то полезное сегодня. Я не понял, что именно, а с этого начались твои рассуждения. Я считаю их сугубо вредным для науки образованием, отрицающим саму основу науки.
>> На примере этих материалов хорошо видно, насколько базовое ядро научных теорий оказывалось несовместимым между собой, насколько сложно было продвигать новые взгляды.
Не видно, если не посчитать Аристотеля и Платона учеными, а не донаучными мыслителями (философами). Вот этот тот случай, когда нужно строгое определение науки. В моей системе представлений наука - то, что строго следует научной методологии. База научных теорий - это выверенные между передовыми носителями науки аксиоматические истины. Они никогда никем не опровергались и в своем принципе не могут опровергаться потому, что непосредственно описывают систему причинно-следственных зависимостей в определенных условиях, а такие зависимости не меняются, если не изменились условия.
Но если ты дашь альтернативное определение науки, то и выводы могут оказаться другими. Как назовешь, так и поплывет.
>> На мой взгляд, наука - это социокультурный феномен, который характеризуется намерением некой группы лиц получить и разделить с другими объективные представления о мире.
Тут нет различия между философией и наукой и даже просто детским любопытством.
Можно ли то, что попирает научную методологию назвать научным? Нет безусловно. Все же, методология - самая важная характеристика научности. Смотрим утверждения, его контекст (условия применимости), смотрим, что оно ни в чем не противоречит научной методологии, делаем вывод о научной корректности и неважно кто автор, пусть хоть кот ученый или марсианин или гениальное озарение аундеркинда. В противном случае это - ненаучно. Этот критерий годится не только для отдельных утверждений, но и для целых предметных областей творческой деятельности (художественное творчество, философия, математика и т.п. - не научны).
Это четко разграничивает донаучные размышлизмы и научные теории.
Достаточно очевидно?
>> у тебя тогда выпадают Эйнштейн, Бор, Галилей, Кеплер да и ты сам.
Не выпадает ничего, что согласуется с научной методологией. Но у любого человека не бывает так, что все его мысли согласуются с ней. И еще есть существенная разница между теми, кто случайно делает корректные утверждения и теми, у кого есть своя модель представлений системы принципов научной методологии. первые оказываются в согласии с требованиями науки случайно, вторые - произвольно и намерено. Первые - не ученые, возможно крутые и интересные философы. Вторые - носители научной методологии - ученые. Бывают ученые только по корочке, по званию, но нифига не носители модели методологии. От того, что их называют учеными их суть не изменится.
Так же как методология подразделяется на методологию исследования (получения данных), методологию обработки результатов исследований, на метрологию сопоставлений и обобщений, на методы корректной формализации, - так же подразделяются научные специализации ученых (редко бывает те, у кого в моделях представлений научная методология представлена в полном виде).
А те "ученые", у которых нет ни одной выверенной части таких представлений, просто дурачат коллег и себя, в том числе философствованием о парадигмах, о мистике и просто выдавая брак в своей работе.
В целом возникает взаимодополняющее научное сообщество предметных областей.
Любая область научной методологии ориентирует на объективность полученных результатов.
>> При этом методология получения знаний, стандарты, могут меняться со временем и определяются текущей проблематикой общества
Готов до конца оспаривать это утверждение в части научной методологии. Она в основе имеет свою аксиоматику - формализацию причинно-следственных связей реального мира в действиях исследователя и его прагматических выводов. Это не меняется так же, как не меняются физические законы мира.
>> Хорошим примером разного содержания определяемого историческим контекстом служит парадокс с теоремой Эйлера, когда теорема доказанная в начале столетия оказалась неверной в конце столетия.
Теорема Эйлера не является аксиоматическим представительством какой-то части объективной реальности, а оперирует с абстракциями. Это - субъективное образование, со всеми присущими возможностями быть неверным. Такого никогда не может случиться с выделенными объектами причинно-следственных явлений типа законов Ньютона.
Конечно, и в области предположительных обобщений бывают ошибки так, что сначала многие из научного сообщества даже подтверждают неверные предсказания, но быстро восстанавливается объективность (например, с заявлением о превышении скорости света).
При этом все аксиомы являются, все же, выделенными абстракциями, произвольно оцененными как верные объективной действительности. Поэтому всегда есть ненулевая вероятность ошибки, а субъективная уверенность поддерживается все новыми проверками. Но то, что на самом деле описывает объективную реальность, не меняется в данных условиях, так что задача науки - как можно большее соответствие аксиоматической базы предметных областей объективной реальности чтобы на это можно было уверенно полагаться.
>>Ты описываешь критерии, которые каждый понимает "кто во что горазд".
Вот прикинь, хороший математик, у которого есть развитая модель понимания математической логики, моментально увидит методические ошибки в построениях и скажет: "Нет, это - не математика". Но нет книги, в которой бы описывалась вся математика, и, тем более, нет книги, в которой бы описывалась методология мат.логики так, чтобы можно было бы любому формально применить это, не раздумывая и делать верные суждения. Модели понимания мат логики нарабатываются индивидуально, и они развиваются вместе с развитием самой мат.логики так, что последующее не опровергает предыдущее, а эволюционно все более совершенствует и дополняет. Поэтому математика несомненно развивается и прогрессирует, а не просто попирает старые догмы.
Точно так же обстоит дело с научной методологией. Хороший методолог сразу видит грубые ошибки. Если тебе покажут данные, в которых взято только удачно подтверждающиеся результаты и игнорируются "плохие" (ну или другие примеры грубого нарушения принципов научной методологии), ты скажешь, что это - не наука. На сайте есть тест, позволяющий оценивать ненаучность по некоторых основным критериям.
Не "кто во что горазд", если не говорить о диванных экспертах, а сегодня среди ученых есть общепризнанные аксиомы соответствия научности. Но есть такие пока не очевидные принципы и их системы, которые все еще что туманно воспринимаются многими учеными и те совершают соответствующие ошибки. Общее представление и культура применения методологии в науке прогрессирует и развивается, а не отрицает старые догмы.
>> Вот описание реального научного открытия у Даниэла Кинимана
Давай не путать применение научной методологии и творческий процесс исследования. Это - совершенно разные вещи. Чем более ученый владеет системой принципов научной методологии, тем меньше грубых ошибок он совершает. Для этого и нужна эта методология. А "интеллектуальные миры" ученых в самом деле разняться очень сильно, в том числе и представительство научной методологии в разных головах.
>> мы начали с тщательной проверки собственных интуитивных предпочтений
Потенциал понимания и подготовленности людей различается настолько, что результатом интуиции может быть совершенно разные выводы при одном и том же наблюдении. Это еще не методология или аксиоматическая база. Это начинается с первичных распознавателей и систем значимости, с рефлексов и предпочтений - до уровня осмысления. Некоторым долго не приходит в голову совершенно очевидное для другого и нет сил им это показать, пока не будет наговорено много слов и проделано много действий или вообще никогда. У каждого своя очевидность.
>>Твой подход примерно никак не описывает процесс этого открытия, разработанный авторами метод исследования и этапы / причины принятия гипотезы другими учеными. Ровно наоборот, если бы ученые пытались двигаться по описанному тобой методу, они бы получили когнитивные искажения ... движение к научному открытию и его принятие в научной среде, идёт нетривиальным образом.
Я не понял, о каком именно моем подходе ты говоришь. Мы говорили о неопровержимости аксиом, и я показал, почему именно они неопровержимы в случае их соответствия объективной реальности. У меня нет подхода, регламентирующего как делать научные открытия или как вообще заниматься наукой. Но у меня есть статьи, показывающие механизмы эвристических откровений.
Если ты хочешь сказать, что если бы ученые строго следовали научной методологии и не опирались бы на аксиоматику, то получали бы когнитивные искажения, то это - серьезное заблуждение.
Что касается аксиом, конечно, не следует безусловно верить в аксиомы, тем более подсказанные другими в качестве сведений, которые еще не стали твоими знаниями и поэтому их постоянно перепроверяют. Следует избегать полагаться на пока еще слабо верифицированные аксиомы, - это вопрос личного опыта ученого, научной психогигиены. А методология создана для того, чтобы минимизировать иллюзии и ошибки, которые возникают у любых исследователей, чего бы они ни исповедали.
>>Три сложности: 1) Показать существование объективной реальности. На сегодня это никем не доказано и является предметом личного убеждения.
По отношению к каждому из нас объективность, безусловно, есть и с этим нужно считаться и приспосабливаться к ней, какой бы она ни была. Утверждение об отсутствии чего-то вне твоей субъективности - бессмысленно, что показано в статье про реальность.
>> 2) Сейчас в литературе вопрос о том, что мы живём в виртуальной реальности или симуляции широко рассматривается.
Ну и пусть эмуляция, за тысячелетия физические законы ни в чем не поменялись (а изучение последствий существующего говорят, что за миллиардолетия). Вообще теория эмуляции столь же глупа, высосана из пальца и не обоснована, как и любая другая теория сотворения всего. Она ставит столь же много вопросов типа, а что там до эмуляции - ведь должна быть порождающая реальность. Она ни в чем не определенна и поэтому ее нельзя исследовать - как нельзя исследовать бога или несуществующее, т.е. такие теории - вне науки. То, что ее муссируют, причем иногда авторитетные люди не делает ее ни в чем более обоснованной, а причины такой увлеченности - самые разные, вплоть до желания связать свое имя с сенсацией. Возможно ты возбудишься такой оценкой, но можем подробно это рассмотреть в отдельной теме. Эмуляция не рассматривается сегодня никем на уровне науки и даже на уровне серьезной философии. Все примеры рассмотрения и обсуждения - авантюристичны, а обоснования - нелепы и абсурдны (1, 2, 3 ...).
>>3) "в случае их соответствия" - критерий соответствия.
Есть такой критерий. Он не дает сразу окончательное значение, а приближает к нему с каждой новой верификацией независимым исследователем. И когда постоянные перепроверки доказывают постоянность и незыблемость, то что еще нужно? Раз постоянство, то нет никакого резона и возможности ему не довериться. Да вообще нет альтернативы.
>> верификация является субъективным процессом и никак не показывает конечную истину.
Процесс верификации совершается в объективной реальности, а интерпретация результатов - в субъективной. Верификацией ты затрагиваешь причины и следствия физического мира. А методология должна обеспечить адекватную ему интерпретацию. И с этим в науке все лучше и лучше, если отбросить явные шизо-философии, от которых никогда не было практического толка. Наше существование и способность приспосабливаться доказывает верность принципов индивидуальной адаптивности, выработанных природой и незачем им противопоставлять философский абсурд всяких псевдо-теоретиков.
Об авторе:Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.