Просматривая текущую почту, я решил, что назрела необходимость
написать некий опус на тему взаимного отношения науки, религии и псевдонауки.
Чересчур часто приходится лицезреть совершенно жуткие утверждения, поданные под
видом очевидных и неопровержимых истин.
Для начала имеет смысл
рассмотреть, почему подобные вопросы возникли именно сейчас. Про Запад говорить
сложно (по крайней мере мне), но и там, видимо, наблюдаются сходные тенденции, а
в СНГовье это, как всегда, дошло с опозданием, но в полной мере. Известно, что,
если можно так выразиться, пик уважения к науке пришелся на 60-е годы, когда
казалось, что до неба можно достать рукой, было бы желание. Однако, последующие
годы показали, что столь необычайных чудес, какими для предыдущего поколения
были атомные реакторы, искусственные спутники, реактивные самолеты, более не
прибавляется (во всяком случае, в глазах широкой публики). В самом деле, никаких
столь принципиальных и зрелищных (сравнимых с атомной энергией) открытий с 50-х
годов не было, происходил только переход количества в качество, что, например,
относится к компьютерной революции. Учитывая то, что привыкание ко всему новому
существенно увеличивается, а способность удивляться падает благодаря масс-медиа,
становится понятно, почему упал общественный интерес и престижность науки - без
этого невозможно по инерции долго поддерживать их. Кроме того, наука и техника
становились слишком сложными и непонятными для среднестатистического человека,
чтобы тот мог воспринять ту или иную новость как нечто выдающееся. Немалую роль
сыграла и психология среднего человека типа: "опять эти яйцеголовые что-то себе
на потеху выдумали, а я вот, простой человек, за это неизвестно что еще и
платить должен". Понятно, что в этом отношении мнения "среднего" человека вполне
совпадает со мнением тех, кто дает деньги на науку и определяет приоритет
развития того или иного направления.
В качестве примера
достаточно вспомнить историю создания и распространения ПК (естественно, на
Западе) - вначале были сообщения о том, что, мол, Apple или IBM начали продавать
компьютеры для широкого потребителя (что не являлось чрезвычайной новостью - к
тому моменту уже были менее известные "бытовые" компьютеры типа TRS-80), и
человек знал об этом, так что когда это появлялось в ближайшем магазине, такого
взрыва интереса уже не было. В дальнейшем происходила весьма плавная эволюция,
постепенно вовлекавшая в свой оборот все больше и больше людей, которая тем
более не могла приводить ко всенародному ликованию (как было, например, в СССР
при запуске первого спутника и полете Гагарина). В Советском Союзе этот процесс
потери интереса к науке и технике был "заморожен", как, впрочем, и многое
другое. По некоторым чертам общественной психологии сознание советского человека
конца восьмидесятых, да и современного СНГовца (нет смысла делить на страны),
очень близко к сознанию, скажем, англичанина или американца 50-х (не надо
воспринимать это как свидетельство ущербности или отсталости "совка" - очень
многие перемены, как, например, распространение наркотиков, были не к лучшему).
Подобная консервативность, разрушившись вместе с "железным занавесом", качнула
чашу весов в обратную сторону, в результате чего резко упал авторитет
официальной науки и возросла популярность разного рода неофициальных теорий, а
также авторитет религии.
Так что абсолютно нет никакой необходимости привлекать
какие-либо дополнительные обьяснения возникновения человека. Эта задача,
конечно, очень непроста, да и вряд ли мы в нашу эпоху получим совершенное
описание эволюции человека, но необходимые моменты она вполне обьясняет. Точно
так же невозможно расписать по секундам то, как вы провели 32 марта в
позапрошлом году, сколько ни опрашивай всех возможных свидетелей, но основные
моменты описать вполне возможно.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||