>>мотивация - это различные проявления в поведении ориентировочной деятельности?
Если имеется в виду “ориентировочный рефлекс”, то – категорически нет потому, что мотивация – уровень психики, а не рефлексов. Если имеется в виду исследовательская деятельность, то тоже нет потому, что мотивация – более общее, чем один из поведенческий контекстов.
Мотивацией называют то, что вызывает осмысленные попытки действий (а не просто автоматизмы или, тем более, рефлексы), это как причина поведенческих следствий. Если нет такой причины, то можно считать, что поведение было машинальным или даже вообще случайным, что учитывается в юриспруденции в вопросе, а виноват ли преступник или это было по неосторожности, случайности, рефлекторно.
Понятно, что любая мотивация имеет основы на самом низком уровне организации мозга, вплоть до регуляции гомеостаза (мотивация преодолеть негативные жизненные состояния). Но это – не просто значимость, а осознанная оценка значимости – смысл происходящего с учетом последствий ситуации и последствий возможных действий. Т.о. мотивация – осознанная оценка необходимости волевого усилия в ситуации новых, непривычных обстоятельств, требующих действий, без которых прогнозируется более негативные последствия, с пониманием необходимости достижения более позитивного. Это – основа произвольности.
>>приведенные в книге де Боно "Teachyourchildhowtothink" примеры показывают, что его эмпирические методы развития мышления де Боно – успешны
Любой автор, от авантюриста до добросовестного приводит такие примеры и так, чтобы это казалось очевидно убедительным. Это вовсе не гарантирует их в самом деле адекватность и корректность, возможно сознательно или нет, но не были приведены неуспешные случаи или вообще успешных был 0,1 процент случайного выпадения. Только верификация независимыми исследователями, на уровне аксиоматической воспроизводимости в заданных рамках условий может говорить о верности примеров.
>>"Без мотивации невозможно учить чему-бы то ни было, в т.ч. мышлению...”
Тут недоопределенно слово “учить”. Учить методом отзеркаливания можно еще в доосознавательном возрасте в силу авторитарности, т.е. мотивация заменяется на чужую.
>>Мышление само по себе должно быть живым, развлекательным, удовольствием, почти что игрой. Детям нравится думать.
Путается мышление и его контекст, что несопоставимо. Мышление – совокупность срабатывания мыслительных автоматизмов при отслеживании сознанием текущего состояния и вмешательством в это на одном из требующихся уровней. Это как сказать: действия должны быть живыми и развлекательными. Разница - лишь в моторных или мыслительных автоматизмах при постановке тех или иных сознанием или прерывании для осознания и творчества при неимении подходящего автоматизма.
>>Давать детям что-то непосильное или скучное противоположно мотивации.
Просто возникнет другая мотивация – избавления от нудного раздражителя.
>>Надо избегать суждений «верно» или «неверно». Мышление – это как представление - иногда прав иногда не очень. Можно играть в теннис хуже или лучше, но это всегда игра в теннис.
Эта фраза буквально во всем не верна.
>>Большая часть мотивации происходит от практических тем или упражнений.
Попытка говорить о причинности явления не имеет шансов, если нет понимания его механизмов и организации.
24.07.2018г. 8:45:13