Род: N_A - админ Сообщений: 444 ICQ: 191-87-85-92 |
Смотрел недавно интересную, на мой взгляд, передачу про синестезию. Что-то вроде смешения разных каналов или реакция на каналы восприятия. Например, в тексте буквы кажутся цветными, или определенные слова вызывают соответствующие вкусовые ощущения и т.п. «глюки». Меня заинтересовал эксперимент, когда синестет быстро выделял в монохромном массиве из буквы “H” объекты «нарисованные» буквой “F”, по причине того, что он воспринимал их отличными по цвету. Забавно если кто-нибудь из посетителей сайта признается в каком либо явном «синестетстве», и возможно ли придумать какие-либо полезные варианты применения таким навыкам?
|
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
Здесь два разных механизма. Создание навыков распознавания буквы в самых разных ее проявлениях в тексте формирует детекторы, непосредственно и мгновенно откликающиеся, когда в восприятии оказывается то, на что они настроены. Работу таких детекторов хорошо моделируют искусственные сети - персептроны. Это не зависит от того, с чем еще ассоциирован образ (с цветом или запахом и т.п.). Если в момент созревания определенного слоя нейронов (критический период обучения) начать учиться распознавать количество рассыпанных предметов первым же взглядом (обычно более 3-9 не распознается), то развиваются детекторы, способные моментально "считать", а точнее просто распознавать до 100 и более предметов (спичек, гороха и т.п.). В фильме Игры разума хорошо показали как Неш визуально распознает образы в тексте. А вообще все воспринимаемые образы ассоциируются со многими сопутствующими им. И обязательно ассоциируются с личным эмоциональным отношением в текущем моменте восприятия. Это и определяет тип формируемой долговременной памяти. Ассоциироваться могут образы и настолько парадоксально, что обычно такое вызывает у других удивление: текст с цветом. Но это может выработать у себя любой (за счет некоторого ухудшения адекватности восприятия). |
Род: N_A - админ Сообщений: 444 ICQ: 191-87-85-92 |
Да, я тоже предполагал, что такие явления очень хорошо объясняются с позиции нейронных сетей. Продолжая рассуждения можно предположить, что различные методы "тренировки" мозгов, а также их "программирование" отлично моделируется, как обучение (настройка) нейронной сети того или иного типа. Я охотно соглашусь, что "мучая" себя специальным образом (особенно в детстве) можно начать видеть цветные буквы и слышать цветную речь. Но, не готов принять факт однозначного ухудшения адекватности восприятия. Т.е. адекватность в смысле привычной связи цвета ТОЛЬКО с длинной волны (с учетом индивидуальной спектральной кривой), несомненно, ухудшится, но что, если есть возможность регулировать такие способности, "включая" их в необходимые моменты (например, для активации повышенного объема запоминания деталей, скорости нахождения решений в определенном классе задач, или эффективное распознавание опасности в критических ситуациях)? На работу со зрительным каналом отведена очень приличная часть мозга, да и люди привыкли получать основную инфу через зрение, отсюда можно сделать предположение, что эффективность, приоритетность и "мощность" данного отдела мозга весьма высока и способна очень тонко настраиваться. О чем это я?... А! Я хотел сказать про то, что нельзя исключать ситуацию, в которой необычные люди с какими либо "искажениями" в восприятии могут иметь преимущество перед среднестатистическим человеком. Например, решая в уме незатейливое уравнение типа x=2x-1 я представляю его запись на бумаге и мысленно привожу к виду x-2x=-1 (можно даже "траекторию" от перелетающих "2x" заметить и появление "-" в момент перехода "границы" в виде знака "="), затем x(1-2)=-1, а потом понимаю, что x=1. А если бы у меня была развита способность строить в голове визуальные образы графиков вида у=N*x, то решение я бы просто "увидел", как точку пересечения двух линий, (после визуального сдвига на единичку вниз одной из линий). Я не готов сказать, какой из способов быстрее, но наличие альтернативы очевидно. Пример не показательный, но какой уж придумал. В передаче говорилось о людях, которые, якобы, постоянно наблюдают перед собой в пространстве числовые последовательности натуральных чисел (в том числе и 3D), и мол, простые операции над числами можно делать наглядно. Или прогуливаясь по городу, они одновременно в голове визуально "перемещаются" в каком-то подобии координатной сетки сопоставляя числа на ней объектам реального мира. Вопрос в том, какие еще необычные (полезные?) "способности" можно развить путем нарушения привычного (среднестатистического) порядка обучения нашего мозга? И можно ли это сделать любому человеку до действительно заметно уровня? З.Ы. Фильм "Игры разума" мне очень нравиться, но, признаюсь, я тогда принял, например, способность рисовать пальцем фигуры на небе за художественный прием режиссера. |
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
Имел в виду, что "адекватность восприятия" в смысле соответствия реально воспринимаемым признакам, а не дополнения их еще ассоциированными. Конечно на адекватности поведения это скажется куда в меньшей степени, потому, что оно будет оптимизироваться с учетом неадекватности восприятия. Но вероятность иллюзий увеличивается (их несколько механизмов) и, соответственно, могут возникнуть трудности с распознаванием адекватной программы действия. Т.е. и на адекватности поведения это тоже может отразиться. Пример с математиками удачен Действительно, у тех из них, что часто имеют дело с числами, конкретно наблюдается, что большой ряд чисел становится для них "знакомыми". Т.е. вокруг них нарастает опыт использования в разных ситуациях с образование детекторов быстрого распознавания этих ситуаций. И такие числа уже представлены в виде моделей таких же, как всего того, что хорошо знакомо. Полезные способности нужно развивать в точности угадав нужный для этого критический период обучения, когда созревают нейроны именно в нужном слое. Там и будут создаваться наборы детекторов, с помощью которых скорость распознавания неизмеримо выше, чем если это делается на уровне активности целых образов восприятия с еще нераспознанными элементами. Результаты видны на примере того, что если не развить речь в этот период, что уже не сможешь никогда говорить и понимать эту речь более самого простейшего. В общем-то те или иные таланты во многом (но далеко не во всем) проистекают из базы наработанных детекторов. Тут виноваты родители А в фильме я зацепился не за способность рисовать пальцем фигуры на небе, а то как визуально показали его криптографическое распознавание |
Род: N_A - админ Сообщений: 444 ICQ: 191-87-85-92 |
Полезные способности нужно развивать в точности угадав нужный для этого критический период обучения, когда созревают нейроны именно в нужном слое. Эх..(грустно вздыхает), чувствую, что мои слои уже давно сформировались. ) Теперь понимаю, почему детей так нагружают в школе, везет же им. ) Но все же, надо будет найти время и прочитать много чего. Детали, про которые ты упоминаешь, я еще не осилил. (Хорошо, что речь успел )))). В общем, вопрос по поиску среди форумчан людей с необычными способностями не закрываю (пусть даже не конкретно синестетическими), а любыми более менее редкими. |
Род: daxon71 - админ Сообщений: 175 |
Я чуть было не диагностировал у себя синестезию. Случайно повернул ноутбук под углом и увидел цветные буквы при чтении местного форума. Потом сделал шрифт зеленым цветом и посмотрел под тем же углом, и как будто ничего не изменилось – различные буквы отчетливо воспринимаются все теми же соответствующими цветами…
Ну, как оказалось, это браузер так цветасто все отрисовывает. Даже одни и те же буквы одного и того же цвета отрисовывает фактически разными цветами – в этом я опытно убедился, открыв скриншот в фотошопе и ткнув в пиксели пипеткой. |