Айк - админ Сообщений: 3768 |
На днях довелось прочитать книгу Жака Ле Гоффа "История и память" (книга 70-х готов прошлого века). Одна из глав книги была посвящена исследованию культуры работы с памятью в рамках исторического процесса (исследование скорее научное).
Цитаты:
… в бесписьменных обществах объективные трудности были связаны не только с запоминанием в целом и слово в слово, но имелись так же свидетельства, что «такой род деятельности редко воспринимался как необходимый»; «продукт точного припоминания» рассматривается в этих обществах как «менее полезный, менее ценный, чем плод неточного воспоминания» . Поэтому в подобных обществах чрезвычайно редко фиксируется использование мнемотехнических приемов
И в тоже время Цезарь пишет в «De Bello Gallico»:
«Как говорят, они там заучивают наизусть большое количество стихов, поэтому некоторые остаются в своей школе по двадцать лет. Они полагают, что религия запрещает доверять эти тексты письму, тогда как для всего остального, для публичных и частных отчетов, они обычно пользуются греческим алфавитом. Как мне кажется, они установили такой обычай по двум причинам: они не желают ни разглашать свою доктрину, ни видеть, как их ученики, полагаясь на письмо, пренебрегают собственной памятью; ибо почти всегда бывает так, что следствием использования текстов оказывается меньшее рвение к заучиванию наизусть и ослабление памяти»
[...]
Фома Аквинский, подобно Альберту Великому, в «Сумме теологии» («Summa Theologiae») рассуждает об искусственной памяти как о добродетели осмотрительности и так же, как и Альберт Великий, пишет комментарий к трактату «De memoria et reminiscentia». Исходя из классического учения о местах и образах, он сформулировал четыре мнемонических правила.
1. Нужно отыскивать «символы, присущие тем вещам, которые хотят вспомнить». И Фрэнсис Йетс [Yates. Р. 87] комментирует: «В соответствии с этим методом, необходимо придумывать символы и образы, поскольку простые духовные намерения легко покидают душу, или хотя бы, так сказать, находиться в связи с телесными сим волами; это нужно потому, что человеческая способность познания более сильна в том, что касается sensibilia90 . Вот почему способность к запоминанию расположена в чувствительной части души». Память связана с телом.
2. Затем нужно расположить «вещи, которые хотят вспомнить, в определенном порядке, таким образом, чтобы, припомнив одну какую-то черту, можно было бы легко перейти к следующей». Память есть рассудок.
3. Нужно «тщательно изучить вещи, которые хотят вспомнить, и отнестись к ним с интересом». Память связана с вниманием и намерением.
4. Нужно «размышлять о том, что хотят вспомнить». Именно поэтому Аристотель говорит, что «размышление сохраняет память», ибо «привычка подобна природе».
В книге указывалось на то, что всего несколько столетий назад существовала совершенно другая культура работы с памятью. Память и мнемотехники культивировались и культура работы с памятью развивалась вплоть до развития книгопечатания, после чего на смену зазубриванию в образовании стали приходить идеи необходимости понимания пройденного материала.
В XVI в. «кажется, что искусство памяти как бы удаляется от главных нервных центров европейской традиции, чтобы стать маргиналь ным» [Yates. Р. 119]. Хотя небольшие разработки на тему «Come migliorare la tua memoria» («Как усовершенствовать твою память») не переставали издаваться (что продолжается и в наши дни), классическое учение о памяти, сложившееся в эпоху греко-римской античности и преобразованное схоластикой, которая в эпоху Средневековья занимала центральное место в сфере образования, литературы (достаточно вспомнить еще раз о «Divina Commedia») и искусства, постепенно почти полностью растворилось в гуманистическом движении, однако герметическое течение, одним из основателей которого был Луллий, 114 а окончательный вид которому придали Марсилио Фичино и Пикоделла Мирандола, успешно развивалось вплоть до конца XVII в.
В герметической традиции особенно запомнился Джордано Бруно:
Тем временем оккультные теории памяти нашли своего наиболее крупного теоретика в Джордано Бруно (1548-1600), и эти теории были главной причиной преследования, осуждения церковью и казни знаменитого доминиканца. О деталях этих теорий, которые изложены главным образом в трактатах «De umbris idearum» (Париж, 1582), «Cantus Circaeus» (1582), «Ars reminiscendi, explicatio triginta sigillorum ad omnium scientiarum et artium inventionem, dispositionem et memoriam» (опубликован в Англии в 1583 г.), «Lampas triginta 115 statuarum» (написан в Виттемберге в 1587 г., впервые опублико ван в 1891 г.), «De imaginum, signorum et idearum compositione» (Франкфурт, 1591), можно прочесть в прекрасной книге Фрэнсиса Йетса. Здесь же удовольствуемся замечанием о том, что, согласно Бруно, колеса памяти функционируют с помощью магии и что «такая память должна была быть памятью божественного существа - Мага, одаренного божественными способностями благодаря воображению, связанному с действием космических сил. Подобная попытка должна была бы основываться на герметической идее о том, что человеческий mens божествен, что его происхождение связывает его со звездными правителями мира и что он способен одновременно отражать и контролировать вселенную» [Ibid. Р. 241-242].
Здесь и в некоторых других местах исследовательской работы содержатся неявные указания на иначе организованные когнитивные процессы у людей, которые смогли развить свою память. В частности есть указания на способность создавать и удерживать в воображении яркие образы.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
Мне представляется, что в современном мире, когда появляется всё больше свидетельств о поколении Google и всё более ухудшающейся памяти, вопрос о мнемонике и профилактике нейродегенеративных заболеваний становится снова актуальным.
Понятно, что мы не можем вернуться к тупому зазубриванию, как это практиковалось в средневековье, но представляется очевидным, что отказ от развития навыков волевого запоминания и слабая работа с собственной памятью (ориентация на поисковые системы и внешние документы), может отрицательно сказываться на здоровье мозга, профилактике тех самых нейродегенеративных заболеваний по средством выработки большего числа ассоциаций, связей, между различными участками нейронной сети.
ПС: Тезис о том, что профилактика нейродегенеративных заболеваний через фитнес мозга возможна на сегодняшний день является открытым и всё ещё нуждается в убедительных доказательствах.
В качестве одного из шатких обоснований приведу цитату о широко известном эксперименте из книги "Мозг VS Разум" Роберта Бертона (сама книга посвящена критике смелых спекуляций в нейронауках):
Сестра Мария принадлежала к Школе сестер из Нотр-Дама, широко изученной и описанной группе монахинь из г. Манкато в штате Миннесота. Примечательные своим долголетием, они известны также полным отсутствием среди них болезни Альцгеймера. Этот феномен был единодушно приписан пожизненной привычке быть когнитивно активными. Монахини постоянно упражняли свои умы загадками, карточными играми, обсуждением текущей политики и другими умственными занятиями. Более того, монахини, окончившие колледж, которые преподавали и систематически участвовали в других требующих умственных усилий активностях, в среднем жили дольше, чем менее образованные монахини. Эти наблюдения когнитивного здоровья монахинь оказались столь убедительными, что было запланировано посмертное исследование для изучения отношения между когнитивной стимуляцией и дендритным разрастанием.
В случае монахинь защитный эффект когнитивных упражнений мозга был кумулятивным, действующим на протяжении всей их жизни. В архивах были найдены автобиографии монахинь, написанные ими в возрасте от 20 до 30 лет. Когда было изучено отношение между этими ранними сочинениями и преобладанием деменции в поздние годы, возникла поразительная картина. Те монахини, которые в своей юности писали более грамматически правильные и концептуально богатые эссе, сохраняли свою умственную бодрость значительно дольше в жизни, чем те монахини, которые писали простой фактуальной прозой, когда были молодыми.
Эти находки вызвали в популярной прессе спекуляции о том, что при деменции речь идет о заболевании, длящемся всю жизнь, которое начинает воздействовать на некоторых людей субклинически на раннем этапе их жизни, вынуждая их писать более простую прозу. Но столь же вероятно, что те же аспекты организации мозга, которые делают некоторых людей «умнее» других, также наделяют их защитным эффектом в отношении деменции на позднем этапе жизни. Возможно также, что монахини, которые рано развили в себе привычку напрягать свой ум и, по-видимому, сохранили эту привычку, приобрели защиту для своего мозга, которая оказалась столь важной в их поздние годы.
Возможно, нужно рассмотреть отдельно различные виды памяти в связи с разной её нейрофизиологической организацией и различными процессами "запоминания" в зависимости от вида памяти, но тогда это сообщение станет ещё более длинным. Так же открытым остаётся вопрос насколько удачным является использование слова "память" для описания когнитивных процессов и соотнесения их с мозгом.
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К. Анохин / Лекции
Лекция 1. Вводная. Что такое память и зачем она?
https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=PyTtTTiVFao
Лекция 2. Механизмы памяти
https://m.youtube.com/watch?v=WDLQTpIKDK0
Лекция 3. Память как след в мозге
https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=aSQS3i9Jo2k
Лекция 4. Проблема механизмов извлечения памяти.
https://m.youtube.com/watch?v=ravkDbjrlI8
Лекция 5. Забывание и угашение памяти.
https://m.youtube.com/watch?v=t0gnf9jw2Sg
Лекция 6. Память в мире живого
https://m.youtube.com/watch?v=DfMi_JVWsIM
Лекция 7. Амнезия. Окно в мир памяти и мозга.
https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=hxFWKudBVCc
Лекция 8. Сверхпамять и усиление памяти
https://m.youtube.com/watch?v=S-q2H-ApvP8
Лекция 9. Развитие памяти в детстве. Амнезия. Импринтинг
https://m.youtube.com/watch?v=1PaBlF3PpIQ
Лекция 10. Память наблюдателя и полевая память.
https://m.youtube.com/watch?v=dJZIF0TpbCM
Лекция 11. Память в обществе. Социальная память.
https://m.youtube.com/watch?v=ocJxU3rLHqY
Лекция 12. Обзор присланных работ.
https://m.youtube.com/watch?v=unKH5Dbs_xQ
|
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
Здесь затронуто "образование", т.е. то, что посчитают учителя нужным быть запомненным учеником. Огромное количество материалов, особенно в виде заучивания устных текстов, да еще и поддерживаемое в актуальном состоянии чтобы можно было блеснуть своим образованием, - далеко от того, что человеку нужно для его естественной адаптивности, для решения его насущных проблем (хотя блеснуть образованием может быть очень важным в обществе). >> 3. Нужно «тщательно изучить вещи, которые хотят вспомнить, и отнестись к ним с интересом». Память связана с вниманием и намерением. Вот этого при образовании впрок как раз и не хватает. >>неявные указания на иначе организованные когнитивные процессы у людей, которые смогли развить свою память Организация остается все той же, на тех же принципах адаптивности к значимому новому, другое дело, что различие условий порождает и различие проявления адаптивности. Я никогда не запоминанию как пишутся функции в программировании (кроме нескольких коротких и очень актуальных), а всегда копирую их. Точно так же как копирую свои же переменные, а не пишу их по памяти. Я копирую целые шаблонные конструкции, которые уже хорошо отработаны, и я уверен в них (пока в какой-то момент не проявится лажа и тогда я ее устраню в шаблоне). У меня огромное количество памяти - в виде указателей того, где взять точную информацию, и это здорово освобождает от лишнего, что особенно полезно при обобщениях, когда нет лишних мусорных ассоциаций. И мне не нужна мнемоника потому, что организация указателей в моделей понимания происходящего - полностью обеспечивает запоминание, причем за один раз, без образования побочных искусственных элементов, а связанных как раз с тем, для чего этот элемент предназначается. Мнемоника - прямой путь к загаживанию. памяти и уменьшению творческого потенциала. Но я завишу от внешних хранилищ информации и меня это не беспокоит, как и то, что я зависим от чая по утрам, от квартиры (хотя могу жить и в палатке), от компа. Современные люди в огромной степени состоят из внешних элементов, без которых они теряют большую часть себя. Не стоит завидовать натренированности запоминать огромные массивы мусорного текста при отсутствии эффективной систематизации в виде моделей, позволяющих легко сопоставлять и обобщать, а не тонуть в текстах. >>Возможно, нужно рассмотреть отдельно различные виды памяти в связи с разной её нейрофизиологической организацией Есть только два вида адаптивной к новому памяти: условные рефлексы и произвольное осмысление того нового, что важно. Второе - чрезвычайно универсальная и эффективная организации для именно важного, а не мусорного. Благодарность от: Клон |
Айк - админ Сообщений: 3768 |
CREB - активатор / CREB - репрессор
В еще одной прорывной серии экспериментов исследователям удалось вывести линию плодовых мушек с «фотографической памятью», а также линию мышей, страдающих амнезией.
[…]
Ученые обнаружили, что существует два важных гена – CREB-активатор, стимулирующий формирование новых связей между нейронами, и CREB-репрессор, подавляющий формирование новых воспоминаний.
Доктора Джерри Инь и Тимоти Тулли из лаборатории в Колд-Спринг-Харбор проводили серию интересных экспериментов с плодовыми мушками – дрозофилами. Обычно им, чтобы чему-то научиться (к примеру, распознавать какой-нибудь запах или избегать удара), нужно десять попыток. Мушки с дополнительными CREB-репрессорами вообще не могли формировать сколько-нибудь продолжительных воспоминаний, но настоящее удивление исследователи испытали, когда взяли мушек с дополнительным геном CREB-активатора. Они запоминали то, что нужно, с первой попытки. «Это говорит о том, что у этих мушек фотографическая память», – говорит доктор Тулли. Он сравнил этих дрозофил со студентами, «которые способны один раз прочитать главу в учебнике, увидеть ее мысленно и сказать вам, что ответ можно найти в третьем параграфе на семьдесят четвертой странице».
Этот эффект демонстрируют не только плодовые мушки. Доктор Алцино Силва из Колд-Спринг-Харбор экспериментирует с мышами. Он выяснил, что мыши с дефектом в CREB-активаторе гена практически не способны формировать долговременные воспоминания. Они страдают амнезией. Но даже эти забывчивые мыши могли бы что-нибудь освоить, если бы их занятия были организованы как короткие уроки с возможностью отдохнуть между ними. Ученые предполагают, что в мозгу присутствует ограниченное количество CREB-активатора; именно этим, возможно, ограничен объем информации, который мы можем усвоить за заданное время. Занимаясь зубрежкой перед экзаменом, мы очень быстро истощаем доступный объем CREB-активатора и перестаем усваивать информацию, по крайней мере до тех пор, пока не сделаем перерыв и не восстановим объем CREB-активатора.
«Мы теперь можем точно сказать, по какой биологической причине не работает судорожная зубрежка перед экзаменом», – говорит доктор Тулли. Лучший способ подготовиться к экзамену – мысленно повторять материал периодически в течение дня, пока он не станет частью долговременной памяти.
Этим можно объяснить также, почему эмоционально заряженные воспоминания часто бывают такими живыми и сохраняются десятилетиями. CREB-репрессор действует как фильтр, устраняя бесполезную информацию. Но воспоминание, связанное с сильными эмоциями, может либо устранить CREB-репрессор, либо повысить уровень CREB-активатора.
NR2B
Доктор Цянь начал с анализа гена NR2B, действующего как переключатель и контролирующего способность мозга связывать одно событие с другим. (Ученые знают о нем, потому что, если этот ген дезактивировать, мыши теряют все свои способности.) Все обучение держится на NR2B, потому что этот ген контролирует связь между клетками гиппокампа. Первым делом доктор Цянь создал линию мышей, у которых копий гена NR2B больше, чем у обычных особей, и выяснил, что такие мыши обладают повышенными ментальными способностями. Обычная мышь, брошенная в неглубокий чан с водой, начинает плавать случайным образом. «Умная мышь» с первой попытки направляется к скрытой под водой платформе.
С тех пор исследователи не раз подтвердили эти результаты и вывели еще более умные линии мышей. В 2009 г. доктор Цянь опубликовал статью, в которой объявил о создании еще одной линии умных мышей, получивших прозвище Хобби-Джей в честь героя китайских мультиков. Эти мыши способны помнить новые факты (такие как расположение игрушек) втрое дольше, чем предыдущая линия генетически модифицированных мышей, которая раньше считалась самой умной. «Это дополнительное свидетельство того, что NR2B – универсальный выключатель формирования воспоминаний»
[...]
некоторые линии «умных мышей» получились очень робкими по сравнению с обычными мышами. Исследователи подозревают, что слишком мощная память позволяет помнить также все неудачи и потери, и это заставляет ее обладателей колебаться
Это из “Митио Каку / Будущее Разума”. Попалось в процессе чтения. |
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
Есть оптимум скорости (опрометчивости) фиксации ассоциаций в происходящем с собственными отвесными действиями. Природе было бы достаточно легко вывести популяцию со сколь угодно моментальным запоминанием, но такие не выживают. Так же и с излишними тормозами. Можно представить себе достаточно немало факторов, которые определяют оптимум, возможно, разных в разных условиях. >>Лучший способ подготовиться к экзамену – мысленно повторять материал периодически в течение дня, пока он не станет частью долговременной памяти. Это - эксплуатация рефлекторной памяти, как у мушек и это - неверная тактика для получения знаний. >>Этим можно объяснить также, почему эмоционально заряженные воспоминания часто бывают такими живыми и сохраняются десятилетиями. А это - уже далекие предположения, не учитывающие, что кроме рефлекторного механизма есть более совершенный: осознанная произвольность, что позволяет запоминать новое в самом деле оцененное как очень актуальное за один раз и очень надолго (точнее, до следующего воспоминания этого, которое скорректирует память для более новых условий). |
Айк - админ Сообщений: 3768 |
>>> Природе было бы достаточно легко вывести популяцию со сколь угодно моментальным запоминанием, но такие не выживают.
На человека далеко не только естественный отбор влияет последние несколько десятков тысяч лет. Равно как с уходом от собирательства и охоты в сторону земледелия и появлением иерархической структуры общества о какой природе может идти речь?
То что наша ДНК имеет больше своих копий чем пару десятков тысяч лет назад, вовсе не говорит о том, что очередная её итерация обязана чувствовать себя лучше, выживать дольше.
Мне нравится, как этот момент описал Юваль Ной Харари в "Sapiens. Краткая история человечества":
Большинство гуманитариев относятся к меметике свысока, но привечают ее родного брата – постмодернизм. Постмодернисты называют кирпичи культуры несколько иначе – не «мемы», а «дискурсы». Но и они полагают, что культуры размножаются сами собой, не заботясь о благе человечества.
[...]
Сходные рассуждения звучат и в сфере социальных наук, уже под эгидой теории игр. Теория игр объясняет, как в системе со многими участниками ухитряются распространиться взгляды и типы поведения, вредоносные для всех игроков. Знаменитый пример – гонка вооружений. Многие государства, вовлеченные в гонку вооружений, разорялись, но так и не добивались изменения баланса сил. Пакистан покупает самолеты нового поколения – Индия тоже. Индия создает ядерное оружие – Пакистан не отстает. Пакистан наращивает флот – Индия отвечает ударом на удар. В результате баланс сил сохранен, а миллиарды долларов потрачены не на здравоохранение и образование, а на оружие. Как же индийцы и пакистанцы этого сразу не поняли?
[...]
Как это ни называй – теория игр, постмодернизм, меметика – исторический вектор отнюдь не направлен на процветание человечества. Нет никаких причин считать, что наиболее успешные культуры были лучше для Homo sapiens. История, как и биологическая эволюция, не заботится об индивидууме. А люди в свою очередь обычно слишком невежественны и слабы, чтобы повлиять на ход истории себе во благо.
По-моему, прекрасно и хорошо отрезвляет от априорной веры во всеобщий прогресс :)
>>> Это - эксплуатация рефлекторной памяти, как у мушек и это - неверная тактика для получения знаний
Тут нужно обсудить разницу между автоматизмом и тем, как он может быть закреплён в нервной системе. Знание можно зафиксировать в ЦНС самым разным образом, начиная от ссылки на Google, заканчивая глубоким пониманием и ассоциациями со множеством пережитого.
Насколько ты помнишь, я предлагал обсудить влияние памяти и видов научения на Альцгеймер, Паркинсона, и так далее. Мне кажется очевидным, что чем больше в мозгу будет сформировано ассоциативных цепочек, тем меньше шансов у нейродегенеративных процессов. Кажется очевидным, что "ссылочная память" характерная для поколения Google и отсутствие навыков закрепления в памяти будут давать меньше ассоциативных цепочек, а значит риск нейродегенеративных заболеваний возрастает.
Что касается наработки адекватных автоматизмов, то это всё-таки другое, их можно нарабатывать и без профилактики нейродегенеративных заболеваний. |
Айк - админ Сообщений: 3768 |
Если попробовать описать эту проблему в рамках адаптологии, то она возникает в следующем:
Системы, которые описывает адаптология, при формировании автоматизмов ориентируются на внешнюю среду и внутренние параметры гомеостаза. В таких системах в краткосрочной перспективе для оптимизации действий, минимизации энергии, может быть эффективным быстрое решение задачи.
Мнемоника возникала для оптимизации такой системы на среднесрочной и долгосрочной перспективе. В среднесрочной перспективе мнемоника обеспечивала большее число ассоциаций, развитую концентрацию, развитую способность удержания сложных образов. В долгосрочной перспективе - это была профилактика нейродегенеративных заболеваний, которые характерны для биологической реализации такой системы.
Если формировать свои навыки в лоб, не учитывая специфику реализации своей адаптивной системы, то на среднесрочном и на долгосрочном этапе возникнут проблемы.
В частности, когда мы с daxon в последний раз были на лекции Анохина в лицее, то учителя жаловались на изменившийся когнитивный аппарат современных детей, они говорили, что у них явные проблемы с памятью и концентрацией. Одна из спикеров говорила о том, что у современных людей при попытке решения сложной задачи активируется так называемая нейронная цепочка Google, то есть человек пытается сначала загуглить, а уже потом разобраться самостоятельно, про это "поколение Google" говорит Черниговская на своих семинарах. Такие когнитивные процессы у современных детей, на мой взгляд, отражаются самым печальным образом на биологическом мозге.
Благодарность от: daxon71 |
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
>>На человека далеко не только естественный отбор влияет последние несколько десятков тысяч лет. Обязан заметить, что понятие "естественный отбор" касается и всего человеческого, включая его игры с "искусственным отбором", т.е. отбор идет по вектору выживаемости наиболее успешного. >>Тут нужно обсудить разницу между автоматизмом и тем, как он может быть закреплён в нервной системе. Фраза непонятна... Автоматизм - продукт осознанной произвольности, в отличие от рефлекса. Автоматизм может быть образован на основе имеющихся рефлексов (и всегда использует более низкоуровневые рефлексы), это показано на схеме в статье Система произвольной адаптивности. Механизм фиксации осознанной произвольности совершенно не такой, как механизм условного рефлекса, они даже формируются в различных зонах мозга. Так что в первую очередь нужно прикидывать, какой именно из этих двух имеющихся механизмов задействуется в тех или иных случаях. >>Мне кажется очевидным, что чем больше в мозгу будет сформировано ассоциативных цепочек, тем меньше шансов у нейродегенеративных процессов. Думаю, что причины нейродегенеративных процессов - не касаются уже имеющегося уровня адаптации. Хотя поддержание в тонусе необходимости все время приспосабливаться к новому и может в некоторых случаях (причинах) замедлить развитие патологии. Но шансы у этой патологии 100% для определенного возраста данного индивида, хотя некоторые сохраняют ясность ума и в 100 лет. >> В долгосрочной перспективе - мнемоника была профилактика нейродегенеративных заболеваний поэтому вряд ли мнемоника в качестве тренинга тонуса годится для этого: запоминание не нужных вещей только для тренировки на мой взгляд - неверная стратегия. Мнемоника вообще захламляет память, приводя к неявственным ассоциациям (которые создал час человек). Для поддержания психо-тонуса нужно все время постигать что-то новое и интересных для тебя направлениях, без этого наступит дезадаптиция механизмов осознанной произвольности со все большим использованием привычных автоматизмов, в том числе и автоматизмов мышления. >> на семинаре Анохина в лицее учителя жаловались на изменившийся когнитивный аппарат современных детей Это - большая многоплановая тема, если интересно ее бы нужно обсуждать отдельно. Благодарность от: Айк |
Айк - админ Сообщений: 3768 |
>>> Автоматизм может быть образован на основе имеющихся рефлексов (и всегда использует более низкоуровневые рефлексы), это показано на схеме в статье Система произвольной адаптивности.
Да, я сейчас разбираю эту статью, отличная работа!
>>> Мнемоника вообще захламляет память, приводя к неявственным ассоциациям (которые создал час человек)
Вот этот момент меня тоже смущает, но тут можно спорить о роли этих ассоциаций. Обсудим чуть позже, я пока не готов.
|
usr Scorcher God Сообщений: 521 |
Я не понимаю смысла этой фразы.
Указатель --- это знание, где взять ту или иную информацию. Но что такое "указатель в модели понимания происходящего"? И как он обеспечивает запоминание, если это лишь знание о том, где взять информацию? |
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
Да, слишком с наскока применил понятие "указатель", не учитывая, что у многие не достаточно программисты :) сорри. Предположим, есть область памяти, где размещен большой массив информации, причем совершенно не имеет значения насколько большой потому, что у нас есть адрес в этой памяти, где начинается этот массив (и, еще, может быть, есть представление об этом размере, если нет другого признака, сообщающего о конце области памяти с этой информацией). Назовем мнемонический символ, который определяет этот начальный адрес указателем, ну, чтобы не запоминать и вообще не думать о представлении адреса. Просто система уже обеспечивает то, что, обратившись к некоему указателю, тот открывает доступ к массиву обозначаемой им информации. Например, адрес fornit.ru в протоколе http приводит к массиву данных сайта скорчер, он является его указателем.
Так, активировав в памяти вербальный символ "КПРФ" мы обращаемся к модели понимания всего связанного с этой аббревиатурой, и т.п. Можно сказать просто: ассоциация, но тогда не будет этого условного соответствия малого образа большому массиву информации. Указатель - такая ассоциация, которая делает доступным сколь угодно большие массивы по ней. И тогда нет необходимости включать буквально все в образ восприятия-действия, он может быть сколь угодно коротким символом большего и когда нужно раскрываться произвольным изменением границы внимания к нему. Достаточно закольцевать такой символ, чтобы удерживать в актуальности весь массив и выбирать из него то, что нужно. При осознанном восприятии как раз возникает закольцовка, связывающая новое (обязательно сопровождающее осознание) с уже имеющимися представлениями. Благодарность от: usr |
Айк - админ Сообщений: 3768 |
На днях смотрел нобелевскую лекцию за 2014 по исследованию работы гиппокампа. Лауреаты: Джон О`Киф (John O'Keefe), Эдвард Мозер (Edvard I. Moser) и Мэй-Бритт Мозер (May-Britt Moser)
Сама лекция:
Обратило на себя внимание последнее выступление May-Britt Moser. Помимо того, что она очаровательна. Она рассказывала о том, что в одной из последних работ её группе получилось найти убедительные нейробиологические обоснования мнемоническим техникам метода Локи (запоминание с помощью воображаемых пространств) и ассоциации памяти с запахами.
Ссылка на исследование: http://www.nature.com/nature/journal/v510/n7503/abs/nature13162.html
В лекции она подробно рассказывает какая работа была проделана .
|
Айк - админ Сообщений: 3768 |
Решил отвлечься на "романтическую науку", вчера посмотрел несколько документальных фильмов о повреждениях мозга, аутистах, савантах и людях с абсолютной памятью.
Особенно зацепил фильм о человеке (Clive Wearing) с памятью в 7 секунд. Этот случай широко описан в литературе.
Я обратил внимание, что он всё ещё способен к обучению. При этом отнюдь не к тому, которое традиционно относят к имплицитному, простой памяти на навыки, а в том числе к семантическому и сопряженному с эмоциями. Удивило то, что со временем он научился вести дневник и дневник его стал более осознанным. Если первые годы там были записи вида "я только что пришел в сознание", которые шли одна за другой, то теперь в них появилось что-то вроде декларативной линии (aka декларативная память).
С одной стороны, у него отсутствует декларативная память (гиппокамп частично или полностью уничтожен в результате попадания вируса герписа в мозг), но концепции и эмоции как-то проникают в него. Нечто подобное описывается и у H.M.
Так же, интересно то, что несмотря на то, что он не помнит содержание разговора, который вёл пару минут назад, на одни и те же вопросы он может отвечать совершенно по-разному, хотя контекст сильно не изменился. Этому можно дать множество объяснений, но, по-моему, факт всё-равно весьма примечательный.
В целом, осталось ощущение, что в этой истории содержится много больше, чем сказано в фильме. Сами его переживания, то как он мыслит, говорят о чём то, что ускользает от документалистов и его родственников. Мне помнится, что Оливер Сакс, когда описывал подобные случаи, тоже ощущал движение духовной жизни у некоторых людей со схожими проблемами. |
Айк - админ Сообщений: 3768 |
Сегодня вышла неплохая статья, в которой напоминают о феномене гипермнезии.
Источник: https://tjournal.ru/62084-perfect-memory «Помню, когда мне было семь дней, меня обернули в розовое хлопковое одеяло. Я всегда осознавала, когда мама держала меня на руках. Инстинктивно я чувствовала, что она была самым дорогим человеком для меня», — вспоминает 27-летняя писательница Ребекка Шаррок. Может показаться, что описанные воспоминания фантомны, или же девушка перепутала их со сновидением. Однако это не так: уроженка австралийского города Брисбена родилась с редким синдромом — гипертимезией. Это уникальное неврологическое состояние, которое позволяет человеку помнить всё когда-либо произошедшее с ним. Историю девушки рассказало Би-би-си.
На эту тему делали несколько документальных фильмов:
В литературе по этой теме наиболее известен рассказ Борхеса "Фунес памятливый" ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Фунес_памятливый ). Анохин на своих лекциях уделяет много времени этому рассказу.
И, наверное, можно вспомнить книгу Лурия "Маленькая книжка о большой памяти" ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Шерешевский,_Соломон_Вениаминович ). Хотя, возможно, это феномен другого рода.
|
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
Гипертимезия описывает подробную память не со столь раннего возраста, а с нескольких лет. Нет достоверного способа определить, что память относится именно к определенному давно прошедшему возрасту, ведь никто не документировал события того времени, а число больных всего несколько десятков в мире. "Девушка рассказала, что не помнит, как врачи доставали её из матери и перерезали пуповину. Впрочем, это один из тех эпизодов, которые она не хочет помнить." Она уже точно ненормальная и бредит. В возрасте до пары лет еще нет таких структур мозга, которые ответственны за эпизодические воспоминания. Так что она точно врет. >> Анохин на своих лекциях уделяет много времени этому рассказу. Интересно, что именно он говорит по этому поводу.
|
Род: Клон Infra Real Сообщений: 1175 |
Нан : поэтому вряд ли мнемоника в качестве тренинга тонуса годится для этого: запоминание не нужных вещей только для тренировки на мой взгляд - неверная стратегия. Мнемоника вообще захламляет память, приводя к неявственным ассоциациям (которые создал час человек). Мне кажется "захламление памяти" это "шумовые эффекты" , которые сопровождают обучение. Т.е если мы будем пытаться запоминать больше необходимого для естественной адаптации - будет больше "шума", который будет только мешать нормальному обучению. из ФЦНС Каналы – это, прежде всего, аксоны Glu- нейронов, образующие синапсы, а также дающие отростки-коллатерали . По этим колла- тералям сигнал способен «растекаться» на соседние каналы, что снижает точность передачи информации, но зато создает возможности для обучения (формирования новых каналов проведения сигналов). Вместе с тем, это «растекание» необходимо держать под контролем, что и делают нейроны ядер шва, отростки которых выделяют обладающий тормозящим действием серотонин. В результате поток информации «контрастируется», слабые сигналы («шум») отсекаются, многие психическое процессы (мышление, анализ сенсорных стимулов) протекают чётче и эффективнее.
Возможность для обучение есть - но будет ли это реализовано ? "Хлама" много , а толку от него никакого. "Шум продолжает мешать, прохождению сигнала. Хотя 5 НТ притормаживает "шум" Но у людей со слабой серотонинергической системой могут быть проблемы с притормаживанием "растекания". Ту и до шизы( "неявственные ассоциации" недалеко. "Захламление " это примерно как воздействие наркотиков на организм в раннем возрасте : Действие кокаина было изучено на крысах. У крысы с сформированной кокаиновой зависимостью нейроны, опосредующие действие кокаина, имеют больше синапсов, чем у нормальных крыс. То есть, кокаин оказал на крыс такое же действие, как обучение. То есть, человек или крыса, которая пользовалась наркотиком, прошел «обучение», чтобы реагировать на наркотик, и у него сформировались патологические нервные связи, которые делают для него полученный опыт легко восстановимым, потому что нервные связи уже есть. А другие нервные связи, которые бы в норме обеспечивали ему приятные ощущения от полезных для здоровья переживаний, из-за конкурентного формирования оказываются ослабленными. То есть использование наркотиков, особенно в раннем возрасте, меняет морфологию и анатомию нейронов, структуру коры головного мозга, и уклоняет развитие с нормального пути. http://bio.fizteh.ru/student/files/biology/biolections/lection23.html |
Айк - админ Сообщений: 3768 |
Клон, во-первых, спасибо за то, что включился в обсуждение. Теперь по тексту:
>>> (Клон) если мы будем пытаться запоминать больше необходимого для естественной адаптации - будет больше "шума", который будет только мешать нормальному обучению
Насколько я понимаю, сегодня достаточно остро стоит проблема потери навыков волевого запоминания информации. Проблемы "не запоминать" у современного человека нет. Во всяком случае я с такой проблемой не сталкиваюсь.
Ты пишешь о некой "естественной адаптации". На твой взгляд наличие смартфона, книгопечати, культуры письма - это естественно? Грамотность, развитое книгопечатное дело и тем более смарт-фоны - достижения последних столетий - если обратиться к твоей риторике, то никакого отношения к естественному они не имеют.
Я выше уже приводил цитату из записок о Галльской войне Цезаря: «Как говорят, они там заучивают наизусть большое количество стихов, поэтому некоторые остаются в своей школе по двадцать лет. Они полагают, что религия запрещает доверять эти тексты письму, тогда как для всего остального, для публичных и частных отчетов, они обычно пользуются греческим алфавитом. Как мне кажется, они установили такой обычай по двум причинам: они не желают ни разглашать свою доктрину, ни видеть, как их ученики, полагаясь на письмо, пренебрегают собственной памятью; ибо почти всегда бывает так, что следствием использования текстов оказывается меньшее рвение к заучиванию наизусть и ослабление памяти»
То есть образованным людям прошлого даже письмо не казалось естественным, я уже не говорю о скепсисе по отношению к книгопечати и, что не мало важно, во всех этих случаях память ухудшалась и это осознавалось в рамках культуры. Современные педагоги тоже замечают серьёзный сдвиг в культуре запоминания и ухудшения памяти учеников.
>>> Но у людей со слабой серотонинергической системой могут быть проблемы с притормаживанием "растекания"
В работах Рамачандрана (один из самых известных когнитивных психологов) внимательно исследуется механизм свободных ассоциаций у людей с различными формами синестезии. Показано, что люди с синестезией удачно реализуют себя во многих творческих профессиях. Мнемонист Шерешевский, которого уписывал Лурия, был выраженным синестетом. В общем и целом, можно сказать, что у людей с синестезией есть некоторые сложности в адаптации, но серьёзных непреодолимых проблем они не испытывают. Более того, среди них много талантливых социально реализованных людей.
Что касается шизофреников. То это для меня крайне сложная тема, не знаю, как для тебя. Я её не изучал. Насколько я знаю, у многих шизофреников есть сложности в понимании метафор. Развитое понимание метафор скорее говорит о высоком IQ, способности выстраивать сложные ассоциативные ряды.
Что касается рассуждений о том, что мнемотехнические приёмы могут менять морфологию мозга у детей, да, могут, как и вообще любая деятельность. Тут важно соблюдать осторожность, не давать сложных навыков и паттернов мышления, пока не сформировались необходимые для эффективного усвоения навыка участки мозга. |
Род: Клон Infra Real Сообщений: 1175 |
Айк, мой ответ касался тупого заучивания текстов и не только. Твоя цитата : "Понятно, что мы не можем вернуться к тупому зазубриванию, как это практиковалось в средневековье, но представляется очевидным, что отказ от развития навыков волевого запоминания и слабая работа с собственной памятью (ориентация на поисковые системы и внешние документы), может отрицательно сказываться на здоровье мозга, профилактике тех самых нейродегенеративных заболеваний по средством выработки большего числа ассоциаций, связей, между различными участками нейронной сети.
ПС: Тезис о том, что профилактика нейродегенеративных заболеваний через фитнес мозга возможна на сегодняшний день является открытым и всё ещё нуждается в убедительных доказательствах."
"Гимнастика для мозга " с монахинями сёстрами , за которыми велось наблюдение, которые долго прожили и у одной при посмертном вскрытии выяснилось , что её мозг сражённый болезнью Альцгеймера, восстановился "новым мозгом" - это описывается у Элхонона Голдберга, "управляющий мозг".Можно посмотреть на Форните. Якобы когнитивные упражнения способны предотвратить инсульты , деменции, Альцгеймер. Т.е. разгадывай кроссворды , запоминай тексты , решай задачки и нейродегенерация тебе не почём. Но существует такая наблюдаемая картина: Постепенная гибель DA-нейронов черн. субстанции – паркинсонизм (б-нь Паркинсона), одна из самых распространенных нейродегенераций (после 60 лет – 3-5 человек на 1000). Симптомы: тремор (дрожание рук, головы), акинезия (затруднения в запуске движений), ригидность (непроизволь- ное напряжение мышц). В основе лечения: повышение активности DA-нейронов; наиболее адекватно и эффективно использование L-дофа (левадопа). Причины: возрастные изменения, травмы, отравления, загрязнение окружающей среды, ишемии. Доказана также важная роль генетических факторов: мутации генов синуклеина и паркина приводят к заполнению клеток «плохими» белками и их дегенерации (в случае болезни Альцгеймера – также заполнение клетки и межклеточночной среды «плохими» пептидами и белками).
Уже нарушение нейромедиаторного баланса между глутаматом(самый главный возбуждающий медиатор ЦНС) и Гамма-аминомаслянной кислотой (ГАМК), (в противоположность глутамату, является основным тормозным медиатором коры головного мозга.) - это уже начало нейродегенерации , которую зубрилками -запоминалками не остановишь. Здесь уже необходимо терапевтическое вмешательство, и Нан, давал ссылку на лечение нейродегенераций в спец. учреждениях. Профилактика инсультов "мозговым штурмом" может только привести к этому инсульту - если наступила переадаптация организма при уклонении от физических нагрузок . Поэтому мне кажется лучше запоминать то , что необходимо для естественной адаптации: или если это твоя работа на сцене в шоу - чудо-счётчика. Например я запоминаю окончание тел. номеров своих клиентов и вспомню даже через несколько лет если позвонят. Хотя особой памятью на имена даже известных актёров и многих своих знакомых - не отличаюсь. То . что мне необходимо для естественной адаптации , я хорошо помню. "Мусор" , который мне не нужен выбраковывается во время сна ( гашение активностей накопленных за день) остаётся наиболее значимое и важное для меня лично. Но по мере ухода от актуальности и это забывается за исключением некоторых "штрихов", "меток" - по которым я смогу в случае надобности с возвратом актуальности - восстановить хотя и в модифицированном виде.
|
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
То, что поддержание тонуса не только мышц, но и ума позволяет удерживать потенции в лучшем качестве, ясно, иначе дезадаптация того, что не используется практически гарантирована. Но это же не значит напихивать в голову все что попало. Достаточно просто время от времени с нужной интенсивностью напрягать те или иные свои возможности, как мышечные, так и умственные. Я вообще не запоминаю ничего, кроме того, что мне может понадобиться, ну к примеру, пинкоды, свой номер телефона, но никогда другие номера, никогда функции в программировании, даже названия фильмов, -все это легко восстановить по поиску. Но если что-то нужно запомнить, да, применяю пресловутую мнемонику - как крайний случай. Никто не же не таскает с собой в рюкзаке кирпичи постоянно чтобы поддерживать тонус, достаточно полчаса в день нагружать чуть больше, чем обычные нагрузки (подтвержденный медицинский факт). В плане поиска и работы с текстами у меня развита большая эффективность. Но стишок зубрить мине все равно что стошнить. Не помню наизусть гимна России :)
Благодарность от: Клон, Айк |
Айк - админ Сообщений: 3768 |
>>> (Клон) мне кажется лучше запоминать то , что необходимо для естественной адаптации
Да, мы с Nan и, кажется, Palarm это уже обсуждали. Не могу сказать, что мне такой подход близок. Мы спорили.
В этом рассуждении в неявном виде содержится тезис о том, что ты заранее знаешь, что тебе нужно для "естественной адаптации", или же это заранее знает твоя биологическая нервная система. На деле всё сложнее:
1) Наша нервная система сейчас функционирует в неестественных условиях, к которым она эволюционно не была адаптирована (про эту проблему я написал тебе выше);
2) Мы заранее не знаем, как дальше будет развиваться наша культура и какие навыки пригодятся нам в будущем.
В любом случае, спасибо тебе за уточнения. Мне нужно разобраться в этой теме для работы. Это не праздный интерес, а сфера актуально значимого для меня. Голдберга посмотрю. Про его книги знаю. Он ученик Лурия, а я поклонник советской школы.
>>> (Nan) Не помню наизусть гимна России :) :) |
Род: Клон Infra Real Сообщений: 1175 |
Но стишок зубрить мине все равно что стошнить. Не помню наизусть гимна России :) В мои студенческие годы в театральном , нам вообще запрещали учить тексты наизусть. Работа над ролью - сначала действие( как внутреннее самочувствие "для чего") , потом слово. Такова "система Станиславского". Когда после учёбы пришли с другом в драм-театр на роли: то были удивлены , что режиссёр заставляет всех актёров учить роли наизусть, а потом - сценическое действие. Потом стало понятно , что Станиславский ( искусство переживания) пройденная эпоха, которая уступила место "искусству представления" т.е ремеслу с заучиванием текстов и представлением без внутреннего переживания роли.Хотя учить продолжают якобы по системе. Сейчас актёры учат роли наизусть.Например С.Садальский,говорил , что его выбирают чаще на роли, потому что хорошо учит тексты и с ним меньше волокиты. Что интересно текст когда проникаешься ролью( по системе Станиславского), исследуешь поведение героя: и учить не надо. Действие, само приводит к слову - в предлагаемых обстоятельствах или эмоциональном контексте. Именно эмоциональный контекст в предлагаемых обстоятельствах и есть основа системы Станиславского , которую уже почти забыли - за исключением м.б.Олега Табакова , последнего представителя системы.
Благодарность от: Айк |
usr Scorcher God Сообщений: 521 |
Нашел школу некоего Николая Ягодкина, который обещает достичь огромных результатов в изучении языков (и не только). В качестве основы используется мнемотехника. Скачал его аудиозаписи. Из понравившегося: рекомендация интенсивов, когда человек неделю (или более) полностью посвящает одному предмету по 9 часов, из-за чего знания откладываются в долговременную память. Вместо школьной системы, когда проходят сразу много предметов, из-за чего по каждому из них почти ничего не остается. Но вот по части мнемотехники у меня возникли сомнения. Видео с примером метода: Ради эксперимента я запомнил с третьего раза без ошибок: "пень - дрель", "кукушка - автобус", "комната - гора" и т.д. Там же есть пример заучивания корейских слов. nan говорил, что подобные вещи представляют некоторый вред для психики. Прошу пояснить подробнее, так как рекламируются эффектно. |
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
Есть же статья о вреде мнемоники: https://scorcher.ru/art/mnemonica/mnemonica.php Благодарность от: usr |