Познай самого себя: Оглавление
Исследователи провели очень интересный эксперимент, в котором выяснилось, что тот ответ на вопрос, что сразу приходит в голову, без раздумий, в большинстве случаев оказывается более верным, чем результат кратковременного обдумывания ответа. Если ответ пришел в голову не сразу, то приходилось задумываться и такие варианты не учитывались потому, что означали отсутствие опыта в этом вопросе, да и не с чем оказывалось сравнивать, раз нет ответа без раздумий.
Это объясняется тем, что моментальные ответы были уже заготовлены прошлым удачным опытом, когда вставал подобный вопрос, и в то время было найдено верное решение, которое и запомнилось как успешный вариант. Неверные ответы ассоциировались с отрицательной оценкой успешности и поэтому в голове не возникали в качестве правильного ответа. Неверным бессознательный ответ может оказаться только если в чем-то изменились условия, а для привычных ситуаций они всегда успешны принципиально, потому, что раньше они были признаны успешными. Это, конечно, не избавляет от иллюзий понимания успешности (про иллюзии понимания - впереди), но в случае, когда такая иллюзия вскрывается и становится очевидно ошибочной, то она связывается с негативной значимостью и более не используется.
То, что уже составило набор автоматизмов, оказывается выверенным для условий, в которых было найдено приемлемое решение, и эти автоматизмы готовы для моментального использования. Поэтому для тех профессий, где нужно реагировать сразу, без раздумий и не допускаются ошибки, важны предварительные тренинги и набор опыта в нужном направлении. И тогда формируется типичный боец. Но чтобы наработать выверенные, верные действия для всех возможных ситуаций и сделать их автоматическими, без раздумья, требуется очень много времени, при этом возникает много неизбежных, полезных ошибок и требуется огромное количество усилий, требующих воли.
Таких людей, которые тут же дают верный ответ, называют интеллектуалами, экспертами. А тех, кто постоянно задумывается, оказывается в неуверенности, ищут верное решение, как-то не принято называть интеллектуалами, скорее - рассеянными чудаками. Такими бывают даже те ученые, которые глубоко погрузились в свою предметную область, но, казалось бы, на простой вопрос не спешат дать быстрый и четкий ответ. Это - типичные исследователи - творцы новых решений.
В быту их постоянные сомнения и задумчивость раздражают нормальных людей, в том числе и близких. Они часто по жизни оказываются неудачниками потому, что не вырабатывали те бойцовские качества и навыки, которые расчищают путь, тесня конкурентов.
Жизнь творцов, несмотря на увлеченность непонятными для нормальных людей идеями, наполнена муками постоянных неудач и поисков. А вот бойцы, использующие решения, связанные с позитивом, беззаботно реализуют их, с наслаждением импровизируя. Вот это оказывается особенно разительное различие: муки творчества и радость ремесленничества. Становится очень просто распознать, кто истинный творец, а кто - лишь ремесленник, какое время кто посвящает творчеству, а какое - импровизации, комбинируя уже заготовленные шаблоны привлекательности.
Творцам требуются очень большие волевые усилия, а у бойцов нет такой проблемы потому, что период мучительного самосовершенствования у них позади, остается лишь поддерживать форму в привычном режиме. Если боец постоянно не совершенствуется, то в результате естественной дезадаптации он может во многом потерять навыки волевых усилий и даже относительно небольшая неудача оказывается способна выбить из привычного русла.
Вот так противопоставляется сознательное и бессознательное. Те, кто думает, что они могут развить какие-то свои навыки без волевых усилий и доминанты нерешенной негативной проблемы, заблуждаются.
Но есть один заготовленный в самом раннем периоде развития способ достигать желаемой цели без мучений, а с радостью. Это - игровой контекст, который может сопровождать любую задачу, облегчая приложение воли за счет немалого заряда позитивной значимости этого древнего эмоционального контекста. Про роль игры уже было сказано в предыдущей главе.
В культуре игра традиционно и совершенно неоправданно резко отделяется от "серьезных" дел, и, чаще всего творцы, в полной мере черпают весь негатив от неудач, поисков и необходимости предельных волевых усилий для преодоления негатива, сопровождающего поиск верного решения. А ведь позитив игры уже выполняет такую компенсирующую роль и поэтому требуется гораздо меньше преодолевающих усилий.
После такого общего описания особенностей творчества, важно понять механизмы его реализации и то, что к механизмам творчества непосредственно не относится.
Про ремесленничество уже было сказано. Есть еще одно явление, которое связывают с творчеством - интуиция, интуитивные озарения, эвристика. Это - разные стороны описания процессов, протекающих вне сознания.
Многое из того, что привлекало внимание днем, остается в виде самоподдерживающейся активности, сохраняя оказавшийся актуальным образ на время, когда он снова может понадобиться. Очень многое может временно отвлечь от актуального, силой своей значимости забрав на себя осознанное внимание, и активность проблемы остается изолированной, но не угасшей. Появляется время, и отложенная проблема выходит на первый план и продолжает решаться. Особенно это характерно для очень важных проблем, тех, которые образуют упоминаемые раньше доминанты нерешенной важной проблемы (fornit.ru/5158). Такие активности доминируют над остальными, приоритетно забирая сознание на себя, как только оно освобождается от еще более насущного.
Но бывает немало других отложенных активностей или просто тех, которые уже не актуальны, но в силу достаточно высокой значимости остаются не погашенными боковым взаимным торможением. После активного дня таких накапливается так много, что они уже сильно мешают, рассеивая внимание на себя, мешая сосредоточиться и поэтому нужен сон, чтобы избавиться от этого шумящего хора (fornit.ru/a5).
Так вот, все эти активности не просто так вхолостую циркулируют по кольцам своих замкнутых связей. Все каналы, связывающие их со всеми распознавателями всех образов органов чувств доступны в рамках текущего установившегося контекста стиля поведения и более частных контекстов специфики ситуации. И если что-то появляется в восприятии, то соответствующие распознаватели реагируют, могут активироваться новые ассоциативные образы, не привлекая пока внимание из-за недостаточно высокой актуальности. Возникают и взаимно тормозятся ассоциации между образами в самых причудливых сочетаниях ранее проторенных связей, но с новыми комбинациями.
Психологи давно заметили это бурлящее вне сознания море бреда, который в моменты болезни может начать осознаваться из-за понижающего пороги нейросети влияния токсинов и повышенной температуры. Некоторые люди могут произвольно понижать пороги, расширяя фокус внимания и тогда начинают изрекать этот бред в более или менее связанной, наспех импровизированной форме. Такие болтуны не слишком котируются в трезвой компании, но это иногда бывает забавно.
Иногда в контексте нерешенной проблемы возникают такие флуктуации описанной природы, которые по актуальности вырываются в канал сознания и появляются в виде мысли, которая тут же дополняется прогностическими вариантами, и тогда уже возникает вполне готовая идея - вариант решения, сулящий успех. Это и есть интуитивное озарение или то, отчего закричал Архимед: "Эврика!" - эвристический вариант решения. Это - непредсказуемая подсказка, возникающая как результат воздействия каких-то внешних раздражителей на текущее состояние активностей. Она случается и ночью, во время сновидения, но уже не в результате случайного воздействия, а в результате просто контрастирования совокупности активностей, выходящих в результате в осознание. Аристотель любил разглядывать узоры трещин в штукатурке, которые наводили его на разные мысли.
Некоторые исследователи имеют основание полагать, что стадия сновидения специально подготавливает подобное своеобразное осмысление случившегося днем и оставленного до сна из-за нехватки времени на осмысление днем, выявляя значимую информационную составляющую. Как именно это проделывается мозгом пока остается только предполагать, но принцип понятен для возможности искусственной реализации такого информационного процесса, что и будет рассмотрено в главе про сон и сновидения.
Итак, в результате осознанного внимания возникла доминанта нерешенной проблемы, требующая нахождения подходящего варианта действий, который не удается подобрать прогностически из уже существующих, и ничто не подсказывает решение, чтобы его можно было отзеркалить или эвристически ухватить из неосознаваемого бреда. Нужно найти нечто новое.
В таких случаях обычно обращаются к своим навыкам выработки нового варианта из заготовленных шаблонов таких действий (обнаруженная недостаточность таких навыков так же порождает контекст нерешенной проблемы). С развитием структур четвертого уровня сознания, возникает иерархия усложняющихся методов решения проблемы в виде мыслительных автоматизмов, которые корректируются в точности по тому же принципу, что и двигательные, т.е. с помощью подключения к ним канала осознанного внимания.
Простейшим методом является бессистемный метод проб и ошибок или "метод научного тыка".
Большое значение в понимании базовых исследовательских способностей организмов и вообще принципов начального формирования личного жизненного опыта, имеют работы Эдварда Ли Торндайка (fornit.ru/426):
Поведение животных было однотипным. Они совершали множество движений: бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его и т.п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось меньше времени, чтобы найти выход, пока наконец оно не научалось действовать безошибочно.
Свои наблюдения Торндайк обобщил в нескольких законах:
- закон упражнения - согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе. Этот закон совпадал с принципом частоты повторений в ассоциативной психологии;
- закон готовности - упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов;
- закон ассоциативного сдвига - если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.
Хотя это все характеризует самую примитивную форму адаптивного реагирования, но метод становится доступным и произвольно осознанным.
Раньше науку, которая использовала такой прием называли алхимией. Алхимики сливали, смешивали, размельчали и другим самым невероятным образом испытывали вещества минерального и животного происхождения, произносили заклинания, пробовали это делать в разное время и в разном месте. В результате ими было открыто немало интересных составов и свойств, совершенно случайно, хотя цель была в получении вполне определенного философского камня или, хотя бы золота.
Сегодня метод случайного воздействия так же не чужд науке в случаях, когда вообще пока не понятно, как подступиться к явлению, хотя сегодня "метод научного тыка" (названный шутливо, но справедливо) не столь безрассуден, и дополнен как уместными методиками, так и технологиями. Мистика и явно абсурдные тыки отсекаются, увеличивая частоту и вероятность появления интересного.
Все, кому дарят набор "Юный химик", пробуют это метод, когда исчерпываются рекомендованные для повторения реакции. Метод проб и ошибок - основной метод познания мира в раннем и не очень детстве, ограниченный правилами и запретами взрослых.
Метод получения дополнительной информации используется для формирования представлений об объекте внимания, обычно явлении, связанного с контекстом нерешенной проблемы, в предельном случае - с целью чисто познавательной, что так же является нерешенной задачей в отношении заинтересовавшего чем-то объекта внимания. Каждое новое выявленное свойство дополняет представление формирующейся модели свойств и поведения объекта наблюдения. И в каждый такой момент эти сведения могут оказаться достаточны для того, чтобы возникла мысль об искомом варианте решения целевой проблемы, в том числе и мысль о том, что узнал уже достаточно много и более это не интересует. В детстве актуальность всего вокруг имеет предельно высокое значение, что проявляется в детском любопытстве ко всему.
Простейшим вариантом этого метода является пассивное наблюдение. Многие животные демонстрируют удивительную произвольность удержания внимания на заинтересовавшим их объекте наблюдения. Кошки часами могут наблюдать за букашками, рыбками, птичками, особенно, когда сразу не могут дотянуться и использовать метод непосредственных проб и ошибок.
Целенаправленное воздействие реализуется, когда есть уже некоторое предположение об ожидаемых свойствах и оно проверяется на практике таким воздействием, которое может провоцировать ожидаемый результат. В науке это описывается как построение предположения - гипотезы, которая претендует на важный для решения проблемы вывод, а проверка гипотезы на деле - эксперимент. Таким образом, гипотеза оказывается непосредственно вытекающей из уже сложившегося уверенного знания об объекте внимания и после (не)подтверждения в ходе целевого воздействия, пополняет системную модель представлений об объекте. Это отличает гипотезу от фантазии, которая основывает предположения на далеких от известных свойств объекта, строя целую цепочку последовательных предположений.
Целенаправленное воздействие возможно уже после предварительного сбора данных об объекте, достаточном, чтобы они непротиворечиво сопоставились в общую модель явления. Здесь уже используется навык сопоставлений различных полученных данных так, чтобы отсеивать случайное и иллюзорное и полагаться только на повторяющееся в данных условиях в системе взаимосвязей элементов исследуемого явления. Это приводит к тем более верным (адекватным реальности) результатам, чем больший опыт сопоставлений и обобщающего построения модели наработан.
Как уже упоминалось, множество правил и методов, обеспечивающих эффективность и успешность такого процесса формализовано в виде системы представлений научной методологии: исследования или метрологии, обработки результатов, сопоставления результатов, обобщения, экспериментальной проверки, формализации окончательных выводов в виде, доступном для других исследователей.
Конечным результатом каждого из рассмотренных методов оказывается эвристическое нахождение того в прежнем опыте, что представляется удачным вариантом решения проблемы, но ранее было недоступно для прогностического выбора из-за узости контекста рассмотрения вопроса. Но такой эвристике предшествует определенная работа сознания. Просто расширением границ внимания это невозможно было бы обнаружить из-за огромной конкуренции возникающих образов, порождающих море бреда, хотя многие философы, особенно мистические, считают именно расширение внимания главным методом познания. Именно специфическое, произвольно осмысленное и при этом достаточно узкое раскрытие нужной части ассоциативных зон с очевидностью выделяет искомое. При этом использованный метод исследования обеспечил некоторое обучение, формирование дополнительных образов в виде модели явления в границах нерешенной проблемы, что привносит ранее не имеющееся.
Без работы структур вне осознания ничего из перечисленного не происходит так, что конечный результат возникает практически всегда эвристически. Никакого такого "логического мышления", способного строго по формализованным правилам найти решение, требующее предварительных стадий исследования, не существует. И только потом, уже после того как решение получено, многие пытаются восстановить "ход рассуждений" и описывают это в назидание последователям.
Таким образом, решение может быть обнаружено только в области уже имеющихся представлений, а не в совершенно новом. Это напрямую подразумевает прямую зависимость между накопленными знаниями в области нерешенной проблемы и вероятностью нахождения верного варианта. Не просто сведения (включающие только восприятие и первичное отношение к восприятию), а только знания (восприятие, связанное с собственной реакцией на него) - материал для поиска решений. Поэтому можно сколько угодно прочесть книжек по выживанию, но без личного наработанного опыта, оказавшись в лесу, использовать эти сведения не получается.
Обучение, активное познание с постоянной проверкой его элементов на практике может оказаться единственным способом найти решение проблемы. Новое, не имеющее еще связей в ассоциативной зоне, оказывается просто не замечаемым - как оказались невидимыми корабли европейцев аборигенами (fornit.ru/830).
Однако, многие до сих пор полагают, что решение, особенно технических вопросов может быть найдено чисто логическим путем, если имеется некая система оптимального решения задач. Это - явная преемственность метода Аристотеля, утверждающего необходимость и достаточность чистой логики (только того, что уже известно о взаимосвязях в явлении).
Попытки создания таких логических решателей разной степени сложности, конечно же, упорно предпринимались. Одна из них - ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, которую придумал изобретатель и фантаст Г. Альтшуллер, известный еще советским читателям под псевдонимом Альтов. Практическое применение этой системы представлений оказалось неэффективным, несмотря на кажущуюся очевидность при ознакомлении с ней. Чаще всего все сводилось к простому перебору возможных вариантов, т.е. к методу тыка (даже сформулировать список всех вариантов невозможно), зависящего от личных качеств тыкающего. Если нет опыта, то и вариантов тыкания мало. Создать алгоритм решения невозможно просто потому, что не все необходимое для решения присутствует в данный момент в голове решателя.
Если заведомо известно, что все элементы явления ограничены изученными свойствами и нет чего-то сверх того, то во многих случаях становится действительно возможным найти решение, используя формальные методы, которые и предоставляет прикладная математика. Достаточно подставить в формулу известные параметры явления, сделать вычисление и получить решение.
Математика постоянно совершенствует и расширяет область использования формальных методов, для чего приходится прибегать сначала к единственно доступному методу: не формализуемому осознанному творчеству, в котором еще нет никаких таких формул и логики. Поэтому сначала возникает субъективное, часто не вербальное, понимание сути решения и только потом ищутся пути его формализации, если только они сразу не оказываются ясны в голове математика в силу достаточности его опыта. Но до сих пор существуют, казалось бы, простые задачи, для которых нет вычислительного решения, например, "задача трех тел": невозможно рассчитать взаимосогласованную траекторию трех тел, влияющих друг на друга силами тяготения. Существуют только методы приближенного вычисления их траекторий и методы компьютерного моделирования, когда все влияющие параметры задаются как свойства объектов программы, запускается их динамика изменений по времени и смотрится результат.
Метод компьютерного моделирования очень сильно расширяет возможности мысленного моделирования и во многих случаях достаточно быстро дает верные результаты. И только в слишком сложных системах взаимодействующих элементов становится трудно быстро найти решение, например, прогнозировать погоду.
У многих математиков возникает иллюзия некоей первопричины формальных зависимостей, как бы уже определяющих свойства природных явлений, нечто - до уровня даже фундаментальных взаимодействий, что порождает мистические представления о первичности информации во вселенной (fornit.ru/693).
Анри Пуанкаре про "Математическое творчество" (fornit.ru/694):
Оно заключается не в создании новых комбинаций с помощью уже известных математических объектов. Это может сделать мало ли кто; но число комбинаций, которые можно найти этим путем, было бы бесконечно, и даже самое большое их число не представляло бы ровно никакого интереса. Творчество состоит как раз в том, чтобы не создавать бесполезных комбинаций, а строить такие, которые оказываются полезными; а их ничтожное меньшинство. Творить — это отличать, выбирать.
... Среди комбинаций, на которые падает выбор, часто наиболее плодотворными оказываются те, элементы которых взяты из наиболее удаленных друг от друга областей.... В поле сознания появляются лишь действительно полезные комбинации, да еще некоторые другие, которые он, правда, отбросит в сторону, но которые не лишены характера полезных комбинаций.
... Прежде всего, поражает этот характер внезапного прозрения, с несомненностью свидетельствующий о долгой предварительной бессознательной работе.... Часто, когда думаешь над каким-нибудь трудным вопросом, за первый присест не удается сделать ничего путного; затем, отдохнув более или менее продолжительное время, садишься снова за стол. Проходит полчаса и все так же безрезультатно, как вдруг в голове появляется решающая мысль. Можно думать, что сознательная работа оказалась более плодотворной, благодаря тому, что она была временно прервана, и отдых вернул уму его силу и свежесть. Но более вероятно, что это время отдыха было заполнено бессознательной работой... по поводу условий такой бессознательной работы; а именно: эта работа возможна или по меньшей мере плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за нею следует период сознательной работы. Никогда (и приведенные мною примеры достаточны для такого утверждения) эти внезапные внушения не происходят иначе, как после нескольких дней волевых усилий, казавшихся совершенно бесплодными, так что весь пройденный путь в конце концов представлялся ложным. Но эти усилия оказываются в действительности не такими уж бесплодными, как это казалось; это они пустили в ход машину бессознательного, которая без них не стала бы двигаться и ничего бы не произвела.
... Надо пустить в действие результаты этого вдохновения, сделать из них непосредственные выводы, привести их в порядок, провести доказательства; а прежде всего их надо проверить. Я говорил вам о чувстве абсолютной достоверности, сопровождающем вдохновение; в приведенных примерах это чувство меня не обмануло, и так оно бывает в большинстве случаев; но следует остерегаться мнения, что так бывает всегда; подчас это чувство нас обманывает, хотя оно и в этих случаях ощущается не менее живо; ошибка обнаруживается лишь тогда, когда хочешь провести строгое доказательство. Это, по моим наблюдениям, особенно часто имеет место с мыслями, которые приходят в голову утром или вечером, когда я лежу в постели в полусонном состоянии.
... Таковы факты; они наводят нас на следующие размышления. Бессознательное или, как еще говорят, подсознательное «я» играет в математическом творчестве роль первостепенной важности... все комбинации создаются благодаря автоматизму подсознательного «я», но только те из них, которые могут оказаться интересными, проникают в поле сознания.... среди всех раздражений наших чувств только самые интенсивные остановят на себе наше внимание...
...мы приходим к следующему заключению: полезными комбинациями являются как раз наиболее изящные комбинации, т. е. те, которые в наибольшей степени способны удовлетворять тому специальному эстетическому чувству, которое знакомо всем математикам, но которое до того непонятно профанам, что упоминание о нем вызывает улыбку на их лицах.
Среди тех крайне многочисленных комбинаций, которые слепо создает мое подсознательное «я», почти все оказываются лишенными интереса и пользы, но именно поэтому они не оказывают никакого воздействия на эстетическое чувство, и сознание никогда о них не узнает; лишь некоторые среди них оказываются гармоничными, а следовательно, полезными и прекрасными в то же время; они сумеют разбудить ту специальную восприимчивость математика, о которой я только что говорил; последняя же, однажды возбужденная, со своей стороны, привлечет наше внимание к этим комбинациям и этим даст им возможность переступить через порог сознания.
Это не более как гипотеза; но вот наблюдение, решительно говорящее в ее пользу: когда ум математика испытывает внезапное просветление, то большей частью оно его не обманывает; но иногда все же случается, как я уже говорил, что пришедшие таким образом в голову идеи не выдерживают проверочных операций; и вот замечено, что почти всегда такая ложная идея, будь она верна, была бы приятна нашему естественному инстинкту математического изящества.
Таким образом, именно это специальное эстетическое чувство играет роль того тонкого критерия, о котором я говорил выше; благодаря этому становится понятным и то, почему человек, лишенный этого чувства, никогда не окажется истинным творцом.
Понятно, что "эстетическое чувство" - нечто сугубо индивидуальное и не формализуемое. Кроме системы значимости, базовые структуры которой непосредственно отражают задачи жизнеобеспечения, возникают предпочтения в виде признаков "симпатичности" - в моментальной оценке привлекательности для тех условий и ситуаций, в которых оцениваемые объекты внимания ранее сформировали оценку значимости. Эта более высокоуровневая значимость так же мотивирует, определяет направленность как моторных, так и мыслительных реакций с участием привлекательных объектов.
Так что мыслительные реакции, несмотря на то, что они как бы сторонние в отношении моторных, наследуют в качестве своих методов то, что уже было обеспечено на уровне восприятия и оцененной значимости.
В первую очередь это - способность анализировать, которая непосредственно поддерживается всей иерархией последовательно усложняющихся распознавателей образов так, что каждый более сложный образ, при сужении внимания способен разделяться на те более простые, которые его составляют. А внимание на уровне ассоциативных образов управляется сознанием, волевым усилием, и навыки такого управления совершенствуются и углубляются с опытом.
Сам по себе каждый из распознавателей совершает выделение среди всего воспринятого своего образа, совершая то, что называется абстрагированием. Но только на уровне осознания происходит построение общей модели свойств в виде взаимодействующей системы и поведения объекта в разных условиях, и возникает умозрительная абстракция, с которой возможны мыслительные действия.
Каждый последующий распознаватель проявляет операцию синтеза элементов предыдущих в более сложный образ.
Выбор предпочтительного обеспечивается механизмами опережающего прогноза. Широта границ внимания контекста выборки так же управляется сознательно, обеспечивая область охвата явления. Увидев шар, можно присмотреться и увидеть шероховатость его поверхности, разбить его и увидеть из чего он состоит внутри, проследить, как и откуда вообще появляются такие шары, - это разные области охвата или границы, выделяющие объект внимания. Такой выбор определяется и мотивируется значимостью нерешенной проблемы.
Сопоставление объектов внимания по общим признакам, по схожести, возникает в достаточно широком контексте внимания, в котором прогностические оценки позволяют сопоставлять по значимости, а сам контекст и анализируемые его составляющие - по признакам восприятия. Такая мыслительная операция требует достаточно высокого уровня развития структур, подключаемых каналом осознанного внимания.
Примерно с 10-12 лет обнаруженные эффекты сопоставления уже не просто отдельных объектов внимания, а общих для разных ситуаций причин и следствий - формируют абстрактные представления общих закономерностей, что составляет ту саму логику, на которую мышление может опираться для построения вариантов возможных решений возникающих проблем. С каждым новым опытом все более обобщаются уже имеющиеся данные и становится все более целостной и непротиворечивой модель явления. Поэтому обобщение - наиболее сложная и длительная операция, адекватность которой реальному положению вещей должна проверяться на каждом элементарном этапе.
Условия сходимости модели в развитии к адекватному реальности состоянию, что обеспечивает ее непротиворечивость, могут быть формализованы математически, - в зависимости от своевременности учета ошибок, для всех граничных условий, в которых эта модель развивается. С некоторого накопленного числа неучтенных ошибок модель может терять способность верного соответствия реальности и дальнейшее ее развитие будет порождать только еще большую неадекватность. Это - частый итог нагромождения последовательных выводов в рассуждениях без постоянной выверки истинности каждого промежуточного утверждения.
Не для каких-то "творческих" задач, созидания нового, а именно для адаптации к жизненным условиям возникли все эти механизмы на базе канала отслеживания наиболее актуального. Так что любой человек, нашедший свое положение в социуме, обладает своим специфическим набором таких методик, о которых, обычно, даже не задумывается.
Специализировавшись в каком-то направлении деятельности, человек (как и другие животные, обладающие теми же механизмами), тем самым развил коллекцию распознавателей, начиная с детского возраста, определяющую оперативность его восприятия и возможности реагирования, а также и всю ту часть индивидуальных методик, что возникает на стороне структур, проявляющихся сознанием. И только очень небольшая часть этого оказывается формализована в виде символов общения и слов, которыми можно передать некоторую поверхностную часть своего опыта, но не сам опыт.
Попытки создать систему, аккумулирующую опыт специалистов для автоматизации экспертной деятельности, предпринимались, начиная с середины прошлого века. Казалось бы, это - просто: нужно собрать базу знаний, скажем, врача (инженера, экономиста и т.п.), которая при решении проблемы начнет задавать проясняющие вопросы, в нее будут вводится данные аппаратного обследования и на выходе получаем заключение. В России такую экспертную систему упорно развивал Д. Поспелов, но все попытки практического использования оказывались разочаровывающими: в большинстве случаев ответы авто-эксперта были удивительно неудачными, настолько, что ими практически нельзя было пользоваться. Самые опытные врачи, которые пытались формализовать свой опыт, уверенно составляющие матрицы решений системы, удивлялись нелепостью ее заключений в реальных случаях диагностики. Они понимали, почему в данном конкретном случае получился неадекват, корректировали матрицу, но это касалось только данного частного случая, с которым разобрался сам опытный врач, а в других случаях возникали те же недоразумения.
Понятно, что весь тот опыт, что врач накапливал с рождения, потом специализируясь в течении многих лет, совершая ошибки и корректируя их, заложить в алгоритм решателя проблем оказывается невозможно.
Бывает невозможно даже просто передать другому свою мысль, что имеется в виду - из-за неподготовленности воспринимающего или отсутствия тех слов, мимики и жестов, которые бы верно передали смысл сообщения. Описанная в книгах жизнь в другой стране живо и ясно, воспринятая вроде бы совершенно однозначно, оказывается разительно иной в личном впечатлении после посещения этой страны. Кулинарные рецепты даже, казалось бы, простых блюд не удаются у людей, которые еще не делали что-то подобное. Они совершают ошибки, находят решение и их вариант блюда оказывается уже другим. Есть национальный пирог, который называют гата. Его рецепт очень прост, но никто не может сделать такую гату, которая получается у опытных ее изготовителей, да и у них у каждого - своя самобытная гата.
Поэтому нужно очень хорошо понимать разницу между передаваемыми сведениями и знаниями, которые человек обретает только собственным опытом на основе этих сведений. В том числе и при попытке скопировать чужое поведение.
Насколько интенсивно используются механизмы творчества в среднем у людей? Насколько они оправданы и востребованы? Недавно главный психиатр Минздрава, гендиректор Центра психиатрии и наркологии имени Сербского Зураб Кекелидзе опубликовал результат исследования: "У 80 процентов российских школьников обнаружились проблемы с психикой". Тесты, так или иначе определяющие адекватность реакций реальности показали сенсационный результат.
Всех в больничку?.. Вовсе нет, это - норма для развивающегося организма, активно адаптирующегося к окружающему. Все пробные реакции, как правило, не идеальны, чаще всего просто неверны, но, по мере их востребованности, они будут успешно корректироваться жизненным опытом. И в сложнейшем современном социальном и техническом окружении методы такого приспособления - творческие.
И не только школьники демонстрируют необходимость психокоррекции. Другое исследование выявило: "У 65% российских врачей проблемы с психикой". Даже во взрослом состоянии постоянно возникают сложные жизненные проблемы, требующие решения.
Страшны не ошибки и проблемы, без которых нет развития, а их игнорирование или невозможность коррекции. Вот тогда в самом деле возникают психопатологии, требующие индивидуальной помощи именно в методах решения проблем, а не галоперидолом. Конечно, если это не органические, необратимые изменения самой нейросети.
Дополнительные материалы: fornit.ru/lib17
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Альтернативные механизмы процессов осознания |
| ||||||||||||