Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Познай самого себя: Дальнейшие уровни развития адаптивности

Относится к   «Список тематических статей»

Продолжаю публикацию глав книги, отредактированных в первом приближении. Буду постепенно их так вот выкладывать для того, чтобы все заинтересованные в качестве конечного продукта, могли вовремя высказать замечания и предложения, чему буду чрезвычайно благодарен.

Относится к разделу Главы книги Познай самого себя

Познай самого себя: Оглавление

 

Ничто не может остановить постоянное бурление вариантов эволюционного развития кроме полного исчезновения самого объекта развития. Поэтому адаптивность продолжает развиваться как в тактическом изменении отдельных механизмов, так и качественно новыми уровнями возможностей приспособления к среде и приспособления среды к себе. И эти тенденции можно выявить, сопоставив уже существующее.

Не дожидаясь будущего и даже не говоря о прогнозах, некоторые теоретики считают, что уже сейчас есть некий общий разум планеты Земля, который академик конца 19-го века В. Вернадский называл ноосферой, а еще более увлеченные теоретики мистического профиля - что вообще во вселенной есть некий Космический разум.

И в самом деле, мировая культура развивается как единый организм, в котором отдельные личности вносят свой вклад. И у этого организма есть обще-взвешенные цели, которые так или иначе достигаются или возникает общее понимание их порочности. Сегодня это - не просто разрозненные, никак и ничем не связанные образования отдельных клеток - человеческих сообществ, а во многом имеющие общие представления и условные символы для их обозначения, чему уже не мешает языковое различие и каждый может понять суть сказанного используя мощные программы-переводчики. Но этот организм все еще раздирают несовместимые интересы, впрочем, и у каждого человека не редко возникает борьба интересов.

Социум во многом организован так же как совокупность отдельных моделей личности в мозге, специализирующихся на своих интересах. Это - немного новое представление по сравнению с ранее сказанным о специализации моделей в зависимости от обслуживающего их контекста и стиля поведения.

Наиболее общие стили поведения называют эмоциями в связи с характерными негативными или позитивными переживаниями, которые сопровождают тот или иной стиль поведения при его осознании. На доосознавательном уровне все это представлено значимостями, мотивирующими определенную направленность действий. В контексте той или иной значимости сужается диапазон возможных реакций, а новые рефлексы вырабатываются в среде текущего баланса нейромедиаторов, определяющего принадлежность этой реакции к данному стилю, а также распределением возбуждения от признаков более частного уровня контекста и торможением от блокирующих последствий неудачных попыток, что выполняет ту же роль выделения реакций, что и медиаторы, но более тонко регулирующие реакции (иначе бы потребовалось гораздо большее число нейромедиаторов). На уровне осознания это проявляется эмоциональными переживаниями и разнообразием прогностических вариантов.

Для каждого из стилей поведения формируется своя мыслительная модель, свойства и поведение которой определяются спецификой данного стиля. И в этом смысле можно сказать, что такая модель проявляет осознанный интерес к этой специфике так же как у специалиста возникает интерес к тому, что связано с его специальностью.

С появлением новых ситуаций и их осмыслении в случае неприемлемости старых стереотипов реагирования, возникает не только новое ветвление старой поведенческой цепочки для этих новых условий, но и мыслительные элементы новой модели личности.

В течении жизни может возникнуть и развиваться множество субличностей, специализирующихся на определённой специфике, и фокус осознанного внимания канала "Я" подключается к той из них, которая наиболее отвечает признакам ситуации или той, активность которой под воздействием воспринимаемого не выходит на передний план актуальности и не переводит на себя фокус внимания. Наиболее развитые модели личности определяют общее поле интересов, способных решать возникающие проблемы в своей специфике.

Необходимая оговорка, чтобы не возникло неприятие от столь уверенной, практически схемотехнической интерпретации, которая вовсе еще не показана исследователями. Возможно, что в природной реализации, в мозге, не сама модель подключается к каналу осознанного восприятия, а она становится активной точно так же, как текущий контекст восприятия-действия. Да и канал сознания, скорее всего, не есть некий интерфейс для связи потоков информации, а лишь "указатель" на наиболее актуальную активность. Это - особенности реализации, не затрагивающие принципа, так что сказанное стоит воспринимать достаточно условно.

Нечто подобное подключению фокуса сознания происходит в социуме, возможно - вследствие отражения структуры организации мозга. Совокупность людей, занимающих социальные ниши и исполняющих социальные роли представляет общее поле интересов и возможностей социума. Фокус общественного внимания переходит к той из них, которая соответствует своей специализации возникшей проблемы или той, у которой возникает суждение, оказывающееся наиболее актуальным среди других. Это оказывается следствием того, что в случае недостаточности специализации личностей у социума, он перекладывает задачу на более подходящую из них, полагаясь на нее в этом, а также обращает внимание на то актуальное, что высказывают другие особи, игнорируя не интересное.

На примере того, как происходит организация подключения общественного внимания, наблюдающего за происходящим, к высказываемым наиболее значимым и новым суждениям какой-то личности, можно провести аналогию с тем, как это, в принципе организуется в мозге. Для связи есть каналы информации, которые обеспечивают подключения всех заинтересованных в теме (находящихся в контексте) личностей к высоко значимому и новому суждению отдельной личности. В принципе нет специального канала или интерфейса, а есть высказывание множества мнений, и есть множество заинтересованных личностей в контексте темы, которые и выявляют наибольшую значимую новизну из всех высказываний и уже отклик этого выделения оказывается доминирующим.

Но, пожалуй, не стоит слишком погружаться в эти глубины, какими бы интересными ни были сопоставления. В рассматриваемой картине, позволяющей прогнозировать динамику развития системы в будущем, они не столь существенны.

 

В более интегрированном обществе, чем группа непосредственно взаимодействующих особей, все это распространяется на большее количество людей, связанных некоей общностью жизненных интересов и взаимного доверия и взаимного использования. Фокус внимания общества перемещается в контекст актуальных общих проблем от одного члена общества к другому в соответствии с актуальностью высказывания и действий. И это - не только в людском социуме.

В сообществах особей животных возникают обще-взвешенные решения, как это проявляется, например, у муравьев, у которых, тем самым, можно говорить об общем социальном интеллекте (в уже определенном значении этого слова): "...система коммуникации муравьев достаточно пластична: они могут, по-видимому, присвоить некое «имя» такой особой «ветке» и тем самым уменьшить продолжительность часто встречающегося сообщения. Анализ времени передачи сообщений на последних этапах эксперимента позволил предположить, что сообщения разведчика состояли из двух частей: информация о том, к какой из особых веток ближе находится ветка с кормушкой, и затем — расстояние от особой ветки до ветки с кормушкой. Иными словами, муравьи, видимо, передавали «имя» особой ветки, ближайшей к кормушке, а потом — число, которое надо прибавить или отнять для нахождения ветки с кормушкой." (fornit.ru/472, fornit.ru/473, fornit.ru/5272). Так что подобный вид взаимодействия, отражающий достигнутый уровень организации отдельных особей, а в целом превосходящий по адаптивным способностям и возможностям отдельные особи, развивается на всем протяжении эволюции.

Такое взаимно дополняющее взаимодействие, только с использованием сознательного уровня адаптивности, формирует коллективный разум так же как организуется разум в голове особи, когда отдельные субличности вступают в игру, получая фокус внимания, а другие в это время вне осознания "Я" обрабатывают доступное им в восприятии и, если возникает значимая новизна идеи, выходят на уровень осознания в виде озарения. В коллективном разуме множества особей возникает большее разнообразие личностей, получивших свой опыт в разных местах и ситуациях так, что распределенный по личностям интеллект такого укрупненного разума во многом имеет большие возможности, чем у каждого отдельного индивида, что, собственно, и привело к социальным видам существования.

Недостаток такого коллективного разума в том, что нет общего представительства доминанты нерешенной проблемы (общего интереса всех личностей), такая неугасимая активность, поддерживающая интерес, может быть только в отдельных головах, где есть одна общая для всех субличностей система значимости. И поэтому в сложных задачах формирование коллективного решения невозможно, основной процесс творчества идет только в одной голове, а синхронизация творческой задачи в разных головах для ее полноценного совместного развития чрезвычайно затруднительна с использованием вербальных символов общения. Поэтому окончательное обобщение модели сложных проблем возникает только в какой-то одной голове, а другие соавторы - лишь в чем-то и как-то этому способствовали.

Обеспечение более полноценного доступа к общей модели качественно бы увеличило возможность коллективного разума.

В программировании придумали искусственные системы для ведения общего проекта, когда файл программы, над которой работает специалист, в этот момент недоступен для модификации другим членам группы разработчиков, которые занимаются развитием других фрагментов программы. Эта попытка объединения разумов отдельных программистов снимает проблему природной недостаточности в общей модели решаемой задачи потому, что эта модель достаточно формализована в виде программного кода. Хотя общая логика всех порознь разрабатываемых кусков, все равно лежит на одном, ведущем разработчике, такое коллективное творчество, пусть для развития формализованных моделей, показывает, как средства технической коммуникации могут объединять разумы.

Кроме этого, стало доступно непосредственное общение людей вне зависимости от места нахождения с помощью электронной почты, мессенджеров и смартфонов. Но и здесь - ограничение только словесным форматом, хотя видеоизображение и добавляет невербальные символы общения в общих контекстах воспринимаемого смысла.  Важность таких средств в том, что они могут образовывать обсуждения людей самых разных культур при условии достаточного владения языком. И эти культуры стремительно увеличивают набор общепонимаемых символов не только слов, но и целых понятий и культурных представлений.

Этому препятствуют только глубоко укоренившиеся разногласия традиций и культурных значимостей, в первую очередь - религиозного и геополитического характера. И те, и другие разногласия поддерживаются и даже навязываются властвующими в культуре авторитетами. Не будь этого, общемировая культура развивалась бы стремительно к пределу возможного взаимопонимания и взаимодействия. И этот предел довольно далеко отстоит от возможности взаимодействия субличностей в мозге из-за ограничения в наборе общеупотребительных символов общения и отсутствия общей модели актуальной проблемы.

Сегодня уже всерьез собираются вживлять импланты, позволяющие обслуживать активности обширных полей групп нейронов для организации взаимодействия бойцов во время боя или контролировать дозирование лекарств в зависимости от специфики мозговой активности. Подключенные к компьютеру или носимому гаджету, такие импланты смогли бы непосредственно передать доступные мысленно образы карты местности, обрабатывать данные и выдавать результат. Мало того, сам такой компьютер можно было бы вживлять в тело. Это обеспечило бы колоссальным дополнительным потенциалом возможности природного интеллекта, образовав новый био-терминал восприятия и действия. Связь между людьми в таком варианте стала бы еще более полной и не ограниченной только словами, жестами и мимикой.

Распространение такого технического дополнения мозга может предельно объединить отдельных людей в новое качество общности, по эффективности почти не уступающее совокупности субличностей мозга. Этот коллективный разум по-новому поставит осмысление феномена эго и представления о личном существовании.

При этом необходимо будет решить проблему индивидуальных особенностей локализации ключевых распознавателей. Возможно, если имплантировать в достаточно раннем возрасте и иметь некий блок регистрации субъективных активностей, делающий соответствие их с более общим набором символов, то разовьется достаточно эффективная, почти телепатическая система общего разума. При этом станет возможным детализовано контролировать наличие образов, необходимых для понимания в их иерархическом порядке усложнения и организовывать своевременное обучение.

Фактически это будет означать ту формальную копию личности, которую станет возможным переносить на другие носители или клоны тела.

Правда, здесь возникнет задача избегания ретроградного интеллекта, но, в отличие от природной реализации, станет возможным гибко обеспечивать необходимое обучение новому, вплоть до вставки недостающих промежуточных распознавателей.

 

 

Дополнительные материалы: fornit.ru/lib29

 

 

Далее



Обсуждение Сообщений: 2. Последнее - 12.03.2017г. 11:55:05


Дата публикации: 2016-02-29

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Алгоритмы распознавания | Безусловная вера | Бог | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Гносеология | книга Марины Шадури Незримое, ... | Методология познания | Мистические теории | Наука | Без веры нет духовности | Журнал Достижения науки, техни... | Непознаваемое | Новости науки и техники | О мистике, ее сути и свойствах | Путь самосовершенствования | Самосознание личности | Познай самого себя: Личная оптимизация психики | Познай самого себя: Философские проблемы | Познай самого себя: Проблемы передачи смысла | Познай самого себя: Адаптивность на уровне сознания | Познай самого себя: Развитие умений | Познай самого себя: Интеллектуальные механизмы | Познай самого себя: Психические явления у животных | Познай самого себя: Что такое эго, и как оно может присваиваться разным моделям | Познай самого себя: Творчество, этические символы общения | Дэир (Дальнейшее энерго-информационное развитие) | Нейробиологические основы суицидального поведения | Отзывы о трансцендендальной медитации бывших медитаторов | Параноидальная шизофрения | Школа Дальнейшего Энерго-Информационного Разрушения? | Внутри и межполушарные связи при разных уровнях сознания | Гранты не для гениев, а для работающих на хорошем уровне ученых»: интервью с экспертом РНФ | Между уровнем развиия интеллекта и верой в бога есть связь | Политика в США и западного мира на всех уровнях основана на лжи | Тестирование уровня сознания | Привлечение вдохновения | Развитие воображения | Развитие гениальности | Творчество и нарциссизм | Аномалии развития головного мозга - причины, симптомы, диагностика и лечение | Вундеркинды отстают в развитии | Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей | Knewton: адаптивное обучение в действии | Адаптивная технология обучения | Адаптивное обучение | Адаптивное обучение - будущее рядом - Дистанционный обучатель | Адаптивные механизмы распознавания
Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания

Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:13107126

Авторские права сайта Fornit