Это - продолжение статьи Развитие ребенка и влияние родителей, в которой рассматривались особенности этапов развития психики и то, что на это влияет. Здесь не будет повторятся сказанное, в том числе в обосновании важных для обучения принципов и поэтому очень стоит сначала ознакомиться с предшествовавшей статьей.
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Оглавление
О сути адаптивности в обучении
Попытки создать системы "адаптивного обучения"
Адаптивное обучение - довольно распространенное сегодня понятие с довольно неопределенным смыслом, но в данной статье под этим понимается обучение в соответствии со спецификой текущих периодов развития и использование методики обучения, соответствующей этой специфике. Главное отличие - адаптивность, формирующая нужный потенциал ученика для обучения, а не адаптивность методов обучение под сложившиеся особенности ученика.
Таким образом, адаптивность обучения выражается в приспособлении к условиям существующего уровня развития структур мозга, адаптирующих индивидуальное поведение.
Учитывая то, что некоторые первичные структуры мозга специализируются еще до рождения (распознаватели слуховых примитивов, тактильные, первичные моторные и т.п.), то процесс оптимизации обучения долен начинаться, не пропуская эти этапы развития. Это не зависит от того, формируются ли физические или мыслительные навыки (два вида автоматизмов: моторные и мыслительные), - принцип один.
То, что необходимо ограничить специализацию, а не пытаться развить все одинаково для любых направлений поведенческой деятельности - вполне очевидно: 1) из-за множества взаимоисключающих требований как к телу, так и стилю поведения для многих навыков 2) из-за постоянного оптимизирующего процесса дезадаптации, требующего поддерживать актуальные навыки в заданной актуальной форме. Поэтому, первым делом, необходимо определить главные направления развития навыков и всего того, что является промежуточными звеньями для их реализации - целевой контекст адаптивного обучения.
Для каждого конкретного ребенка и существующих особенностей окружающей его культуры (с достаточно уверенным прогнозом динамики этих особенностей) необходимо задавать такой целевой контекст обучения. Особенностями окружения ребенка является как социальное положение родителей, так и специфика социального окружения, в котором он будет развиваться.
Важно как можно адекватнее предусмотреть то, чем именно будет наиболее эффективно заниматься этот человек в возрасте после 25 лет, когда будут сформированы основные структуры мозга вплоть до префронтальной коры.
Это невозможно определить точно, и речь идет о некотором диапазоне впрок наработанных заделов, обеспечивающих эффективность понимания и развития навыков. Но как будет ясно позже, впрок нарабатываются только наиболее общие, элементарные составляющие сложных навыков.
Для воплощения конкретных этапов адаптивного обучения в зависимости от текущего этапа развития, необходимо обладать методикой определения времени начала и конца каждого критического периода развития. Нужно учитывать, что многие периоды последовательности созревания и специализации структур мозга проходят с перекрытием по времени с другими структурами. Так что необходим способ независимого тестирования каждого из таких этапов. Что, конечно же, подразумевает, что уже есть список примерной временной последовательности всех важных критических этапов развития, чтобы вовремя начинать проводить тестирование начала включения очередных из них (такой приблизительный список был представлен в предыдущей статье).
Достаточно надежно такие периоды могли бы определяться аппаратурой визуализации активностей зон мозга. Это - как если сводить ребенка на УЗИ. Это было бы очень надежным методом в сочетании с методикой распознавания внешне проявляемых признаков созревания очередного слоя зон мозга.
Если список всех созревающих функциональных структур сегодня еще можно составить с достаточной точностью, то методики индивидуального тестирования активизации каждой из них пока не существует в необходимом качестве. Это - вопрос к исследователям, и пока они не обеспечат создание таких надежных методик, адаптивное обучение оказывается возможным лишь очень ограниченно, что не отменяет целесообразность рассмотрения вопросов такой адаптивности в обучении и попыток сделать то, что возможно. Ведь без этого вся система воспитания и обучения оказывается без какой-то опоры, что характерно для существующего множества бессистемных теорий. Это на практике приводит к известной неэффективности и печальным последствиям в существующей системе образования.
Как могла бы выглядеть в идеале система адаптивного обучения?
Огромную роль в том, кем человек станет (если он последует своим интересам) и чего достигнет - зависит от влияния родителей (и в меньшей степени от других авторитетов), от социального положения родителей и их возможностей.
Ребенок академического ученого вряд ли сможет претендовать на успешную карьеру в престижных видах спорта или ключевых направлениях бизнеса или высоких местах в политике. Усилия в развитии таких направлений окажутся неподъемными и, часто, просто невозможными потому, как очень важно в определенном раннем возрасте быть полноценно погруженным в такую среду.
Хотя (если говорить про идеал) родители, пожелавшие дать такое направление, должны просто финансово и организационно обеспечить такое обучение, а как оно будет осуществляться - дело наставника. Но в таком случае большую часть времени ребенок должен будет проводить в отрыве от родителей и их влияния - в специально организованной среде.
В любом случае необходимо заранее за ребенка определить его направление специализации, задолго до того, как у того возникнут собственные интересы и предпочтения.
Это не значит, что тем самым заранее определяется судьба человека или люди сортируются по способностям (церебральный сортинг). Просто невозможно спросить у будущего человека, кем бы он сам захотел быть, да и мало кто сможет корректно ответить на такой вопрос даже будучи взрослым, это - очень сложно даже вообразить, а не то, что сформулировать.
Рождаясь в определенной семье в определенной стране, в гораздо большей степени определяется возможная судьба. В случае адаптивного обучения, как раз наоборот, становится возможным во многом избегнуть жестких рамок судьбы. Но то, как именно будет развиваться ребенок, конечно, во многом определит его потенциал.
Вопрос о том, что дети обладают наследственно разными способностями, как физическими, так и умственными, сегодня выходит из области гипотез и становится вполне определен. Даже в более общем случае рассмотрения наследственного различия животных, сегодня исследователи приходят к выводу о том, что у высших животных, обладающих системой личной произвольности, нет качественных различий в потенциале реализации этой произвольности. Сравнение творческих способностей животных приводит к корреляции их от продолжительности критических периодов развития. Т.е. животные, созревающие быстрее, оказываются менее когнитивными, что противоположно мнению многих родителей о том, что чем раньше их ребенок заговорит и будет проявлять другие признаки когнитивности, тем он более гениален, несмотря но множество случаев так и не реализовавшихся вундеркиндов, которые, как и более примитивные животные, раньше проявляют когнитивные качества, но не способны их развить.
Поэтому адаптивное обучение не должно ориентироваться на наследственные различия, но способно нормализовать влияние различий индивидуальных периодов развития так, что все дети оказываются в достаточной степени подготовленными к целевой специализации.
Не секрет, что родители мало что понимают в воспитании и образовании, максимум, что они могут сделать это - попытаться повторить самого себя в новом варианте, передав ребенку то, что они достигли. Но при этом будет совершено множество подчас непоправимых ошибок, будут периоды катастрофического взаимного непонимания и множество психотравм и психопатологий у ребенка, с которыми ему потом придется справляться или уживаться.
Поэтому в культуре должна возникнуть этическая норма воспитания профессионалами, учитывая, что таковыми родители почти никогда не являются.
Это не значит отлучение ребенка из семьи в какую-то закрытую резервацию. Это означает минимизацию попыток наивного воспитания по тем понятиям, что сложились у родителей и зависимость воспитания от настроения и случайностей.
В этом плане уже есть задел: cегодня дети надолго уходят в школу и школьные задания и требования считаются авторитетно не оспариваемыми. Но школа сегодня - точно так же не является носителем адекватных представлений о воспитании и образовании. Люди заканчивают школу, потом институт, но в голове остаются лишь смутные впечатления о промелькнувшем времени, и только начав работать по специальности возникает в самом деле актуальное понимание и знания.
Именно поэтому возникают попытки создать альтернативные системы.
В статье Адаптивная технология обучения:
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока.
Педагогические проблемы
Среди них автор технологии выделяет следующие:
— при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;
— при проверке тетрадей — большая трата времени, а ученика интересует оценка;
— безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи;
— регулярная самостоятельная работа не проводится;
— низкая контролируемость результатов деятельности учащихся;
— плохая обратная связь;
— сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;
— нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;
— дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;
— эффективность индивидуальной работы сводится на нет;
— психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающее падение веры в собственные силы;
— нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливают перегрузки, а если ученик больной? Или у него ослабленное здоровье……);
— ежедневные перегрузки учителя;
— не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего, а остальные — слабые, сильные?..
Это - довольно наивные, бессистемные представления, но важно то, что демонстрируется необходимость качественной реорганизации имеющейся системы обучения.
В статье Knewton - адаптивное обучение в действии:
Все постичь невозможно, особенно если ты не подготовлен к восприятию каких-то блоков этой информации. Адаптивное обучение – та модель, основной идеей которой является «подстройка» под способности, знания, умения и даже настроение каждого ученика. Это тот элемент, который когда-то утратила система образования, потеряв вместе с тем связь с учениками.
Принцип природосообразности обучения, который был провозглашён в XVII-м веке Яном Амосом Коменским и говорил о необходимости соответствия новых знаний способностям ученика и уровню его развития, почти утратил всякую силу сегодня.
Стоит заметить, что перепады настроения ученика, мешающие обучению, уже говорят о том, что было упущено то, что обеспечивает оптимальный стиль обучения и необходимую заинтересованность. Так что адаптироваться нужно не к капризам ученика, а заранее готовить ученика к процессу образования во всех его необходимых компонентах, в том числе его самодисциплину и волевые качества.
... Мы хотим создать мир, в котором каждое обучающее приложение априори является адаптивным. Но это не так-то просто.
Это не то, что не просто, это - невозможно, если были упущены критические периоды развития, во время которых должны были сформироваться необходимые для освоения данного материала промежуточные навыки понимания и действия. Ни одна программа не способна выявить такие недостающие элементы и, тем более, эффективно восполнить их потому, что время созревания нужного слоя в мозге прошло и это возможно восполнить, лишь косвенно, на более высоком уровне, и с меньшей эффективностью, как если бы попытаться научиться определять синий цвет по каким-то сопутствующим ему признакам, а не распознавая его непосредственно.
В статье Адаптивное обучение – будущее рядом:
Понятие “Адаптивное обучение” сформировалось в 70-ых годах благодаря набирающему в то время популярность направлению искусственного интеллекта. В те года считалось, что компьютеры рано или поздно, как и человек, научатся адаптироваться к окружающей среде. Новый подход пришелся по душе противниками классической системы обучения считавшими, что игнорирование уникальных способностей каждого ученика и поголовное пичканье одинаковыми материалами всех студентов даст о себе знать в будущем. Главной задумкой адаптивного обучения стало предположение, что системы смогут адаптироваться к предпочтительному для студента методу обучения и за счет этого можно будет добиться более качественного и эффективного обучения. Основными барьерами в развитии данного направления стали высокая стоимость и размеры компьютеров, а также отсутствие вменяемых и дружелюбных к ученикам пользовательских интерфейсов.
... New Media Consortium, начиная с 2004 года, выпускает ежегодные независимые отчеты “Horizon Report”, посвященные технологиям и тенденциям в сфере высшего образования. По последним прогнозам, опубликованным в NMC Horizon Report 2017 уже в ближайший год нас ожидает бурное технологическое развитие адаптивных систем обучения. Умные аналитические системы уже умеют отслеживать прогресс продвижения студентов и основываясь на собранных данных менять в реальном времени программу обучения и содержание электронных курсов.
Главная задача адаптивного обучения – логическое выстраивание программы обучения для каждого студента, усиление его развитых сторон и контроль факторов, имеющих влияние на успех ученика.
Т.е. имеющиеся на сегодня системы "адаптивного обучения", такие как: Knewton, CogBooks, Acrobatiq и McGraw Hill Education, начинают что-то пытаться делать с уже готовым, сформированным потенциалом ученика вместо того, чтобы заранее обеспечить все необходимое для процесса обучения.
Главная претензия к системам адаптивного обучения – хранение персональных данных. ... Возникает логической вопрос – хотим ли мы как родители, чтобы персональные данные о наших детях собирались в школах, колледжах и университетах? Не навредит ли это ребенку в будущем и не даст ли слишком много приватной информации третьим лицам?
Конечно же, если ученик имеет особенности развития, которые делают его уязвимым для анализа, оценки и отбраковки, то такие персональные данные будут нести опасность. Другое дело, если никаких индивидуальных слабостей и изъянов нет потому, что вовремя выполнялись нормализующие адаптирующие воздействия. Даже в случае серьезных соматических различий, инвалидностей и особенностей при рождении, это в рамках целевой специализации может быть 1) вовремя учтено и 2) вовремя скомпенсировано. Вопрос об уязвимости персональной информации оказывается снятым.
Футурологи обещают нам, что в ближайшие 12 лет мир образование перевернется с ног на голову и все, с чем мы были знакомы до этого перестанет быть актуальным. Роботы будут обучать детей через интернет, наступит новый бум искусственного интеллекта (ИИ) и он станет неотъемлемой частью адаптивного обучения.
Конечно же, будут появляться все более эффективные возможности обучающего воздействия, но ничто не отменит главного принципа: строгого следования индивидуальным срокам последовательности критических периодов развития.
Индивидуальные периоды развития могут значительно различаться, порождая расслоение по потенциалу возможного обучения потому, как люди с укороченными периодами развития получают при прочих равных условиях меньше стимулирующих факторов, воздействующих на образование промежуточных структур. Это различие в мире животных выделяет виды с большим потенциалом индивидуального совершенствования и виды с гораздо менее интеллектуальными способностями. У людей - самые продолжительные периоды, но они так же имеют немалый разброс. Вот почему нужны методики тестирования начала и конца созревания всех таких критических периодов развития. В таком случае станет возможно вовремя сориентироваться в случае укороченного периода и искусственно обогатить его стимулирующим факторами и оптимальной их последовательностью, что способно нивелировать индивидуальные различия и уровнять потенциалы всех людей в каждой категории целевого результата развития.
Такая возможность способна вообще значительно обогатить каждый из периодов развития так, что не понадобится вся его наследственно предопределенная продолжительность. Но разумно сделать запас по времени, в том числе и на то, чтобы обеспечить одинаковость эффекта обучения у людей во всем диапазоне различий индивидуальных сроков развития.
Именно на уровне реорганизации школ и вузов реально возможно создать эффективную систему не общего (впрок, неизвестно для чего), а специализированного по основным категориям обучения. Но в дополнение к этому нужны специалисты, которые начнут заниматься конкретным ребенком незадолго до его рождения и, в первую очередь, обучать родителей тому, что именно нужно делать во всех периодах развития ребенка. Как это может быть организовано выходит за рамки этой статьи и требует немалой социальной эволюции. Важно представить как это вообще может сопровождать развитие ребенка в принципе.
Итак, еще до рождения должно быть сформировано главное: реальная цель развития ребенка - диапазон востребованных его ролей в обществе. Это определяет то, как именно будут специализированы самые первые примитивы восприятия и примитивы действия (прежде всего моторные, но кроме них и особенности развития внутренней организации тела).
Если предполагается, что ребенок будет заниматься музыкой то необходимы специфичные раздражители слуховой первичной коры и последующие уже усложняющиеся их сочетания во всем предполагаемом диапазоне музыкальной специфики. В том числе и развитие абсолютного слуха.
То же самое - в отношении других целей развития. Т.е. для каждой из целевых предназначений нужны перечни текущего состояния необходимых навыков и всех тех промежуточных звеньев, которые эти навыки обеспечивают. Это - уже очень немалая работа, как и необходимость поддержания такой формализованной системы в актуальном состоянии соответствия современным требованием с учетом возможного прогресса.
Во что выльется общество с такой развитой системой образования, сегодня сказать трудно. Хочется надеяться, что вместе со множеством психотравм и псих проблем, которыми характеризуются современное воспитание и образование, исчезнут и конфликты так, что выросший человек не станет укорять родителей и общество в том, что ему неправильно выбрали категорию специализации, а будет счастлив максимально развившемся своим творческим интересом и полноценностью социальной востребованности.
Человек учится сам, точнее, его учит насущная необходимость в адаптации. Только он сам определяет, что и насколько ему необходимо, ставит цели и пытается их достичь, решая множество промежуточных проблем понимания и формирования навыков. Поэтому человека нельзя научить тому, что он не видит как актуальную необходимость.
Но в школах именно так пытаются учить и все усилия попусту уходят в песок. Отличники учатся чтобы сдать экзамены и успешно достигают этой цели, те же, для кого это не представляется первостепенно важным, учатся как попало, и хорошо, если какой-то увлеченный учитель умеет увлечь детей какими-то интересными особенностями своего предмета.
Пытаться реорганизовать школу, не выполняя оптимизацию всех периодов развития с заданной целью, невозможно. Все, чему люди сегодня по-настоящему хорошо усваивают, это - продукт их личного интереса и самообразования. При этом редко используют школьных учителей. Раньше искали нужные книги, теперь ищут в интернете нужные материалы. Обычно такие новообразования как программная система "адаптивного образования" используются редко в самообразовании в силу, опять же, навязанной программы, а не того, что именно нужно человеку.
Как правило, человек принимается за увлекшую его цель, сразу практически пытаясь ее реализовать, понимая, что первые попытки - очевидно наивные и несовершенные, но очень быстро формируя нужные навыки. Обычно в этом бывает главная трудность - поиск нужных решений, которые уже есть, но настолько запутано представлены или вообще потеряны в массивах смежной информации, что тратится огромное время и почти счастливой случайностью делаются маленькие открытия. Об этой лимитирующей особенности написано в разделе Проблема экспертов.
Процесс самообразования сводится к постижению уже имеющихся решений в ходе попыток личного освоения навыков с формированием личной модели понимания специфики данной предметной области. Чем больше практических проектов будет таким образом освоено, тем полнее, целостнее и эффективнее будет модель понимания. Каждый элемент такой модели будет доступен в контексте аналогичной проблемы так, что станет возможным все более легкое решение смежных задач и проектов. Профессиональные навыки при этом развиваются не линейно, а лавинообразно, быстро достигая предельной компетенции достигнутого в культуре и выводя на передний край творческих проблем.
Отсюда прямо следует самое главное правило самообразования: сразу нужно начинать практически выполнять проект в рамках актуальной темы целевой специализации, а не пытаться освоить что-то "теоретически" впрок в данном направлении. Попытки осваивать впрок, не закрепленное практическим приложением, окажется оторванным от реальной действительности, во многом недопонимаемым и даже ложно понимаемым (книжные знания). В режиме решения практических задач то теоретическое, что окажется недостающим в ходе выполнения проекта, будет осваиваться несопоставимо более эффективно. При этом будут залатаны дыры недостающих звеньев понимания.
Еще более общее и важное условие: цель самообразования должна основываться на предельно высоком интересе к предмету. И такой интерес не возникает просто по сиюминутному желанию. К этому готовилась огромная часть личной жизни. Или не готовилась - в зависимости от того, как развивался данный человек. Интерес, который поддерживает доминанту нерешенной проблемы, должен быть практической необходимостью, что, в свою очередь, является следствием особенностей развития личной произвольности.
Отсюда следует важнейшая роль всех предварительных этапов развития в формировании личности. Поэтому сегодня самообразование хотя и может быть более эффективно в силу понимания механизмов личной адаптивности и того, что порождает доминанты нерешенной проблемы, но будет сталкиваться с немалыми трудностями из-за недостаточно эффективно реализованных (по сути случайно, как получится) этапов развития.
Это была стратегия адаптивного обучения. Методом же тактического развития личных навыков является осознанное решение поставленных проблем, см. Осознанное формирование поведенческих навыков.
Была показана необходимость оптимизации всех критических периодов развития для достижения цели специализации в заданной категории (целевой контекст адаптивного обучения).
Была поставлена задача исследования и выработки методики распознавания начала и конца индивидуальных критических периодов развития.
Описано то главное, что позволяет самостоятельно развить целевые навыки в условиях отсутствия нужных сведений по сопровождению критических периодов развития.
Регламентируется необходимость становления этической нормы воспитания профессионалами, а не родителями.
Возникает картина необходимости кардинальных изменений социального обеспечения образования, начиная с новой этики отношения к прогнозированию наиболее реальной цели обучения по основным категориям.
| ||||||||||||