Познай самого себя: Оглавление
Существует немало документированных исследований случаев воспитания детей зверями. Такие дети оказываются не способны понимать слова и произносить их - в точности так же, как и дикие звери. Их прогресс в этом отношении примерно такой же, как у обезьян, которых пытаются обучить речи уже во взрослом состоянии. Такие дети не понимают, казалось бы, очевидных жестов, не могут свыкнуться со многими привычными людям простыми действиями. Это далеко не то, что описывал Киплинг в книге про Маугли. Реальные маугли оказываются не способны интегрироваться в человеческое общество, хотя могут сосуществовать с людьми как другие домашние животные. Это ясно демонстрирует ту часть поведенческих навыков, что привносится социальным окружением с самого раннего возраста, в первую очередь, родителями и близкими.
Оказывается, у человека настолько мало своего, самобытного, что никогда нельзя сказать, что кто-то изобрел или придумал что-то сам, без влияния предшественников. Человек в своей основе состоит из воспринятого и усвоенного окружения, особенно социального окружения, и только незначительно привносит в общую культуру ту часть своей самобытности, которая оказывается в фокусе общественного внимания и, соответственно, актуальной для окружающих. В течение всей жизни происходит обмен имеющихся вариантов поведения и вариантов решения проблем среди особей социума, дополняющихся в каждом случае необходимой адаптивностью к непривычным элементам, то есть сознательно.
В социуме особи взаимодействуют с помощью привычных условных знаков, жестов, звуков, мимики, и все эти символы общения имеют соответствующие им образы ассоциативной зоны мозга, получающие определённый смысл для каждой из особенностей ситуации и стилей поведения. Они условно символизируют этот смысл. Каждая особь с данным образом символа общения связывает свой, индивидуальный смысл, часто не похожий на то, как этот же символ общения воспринимает другая особь. Это, конечно, же затрудняет взаимопонимание.
Нет принципиального различия в организации любых видов образов символов общения, но топологически они располагаются в разных участках мозга, в соответствии с локализацией тех каналов восприятия, на основе которых они сформировались как более сложные распознаватели. Каждый образ восприятия символа общения имеет парный с ним моторный образ, обеспечивающий передачу его другим особям, образ программы действия, формирующий последовательность передачи сигнала.
Вначале в мозге исследователями были обнаружены пары вербальных, словесных образов, ответственных за восприятие и произношение слов потому, что для современного человека зоны таких образов наиболее развиты.
Если бы исследовали народы, лексикон которых содержит всего несколько десятков слов, то обнаружили бы более зримую границу, между привычными многозвучными словами и просто звуками, издаваемыми с разными интонациями. Так что словами можно считать любые сочетания звуков или даже один звук, который условно принят для общения, и такие однозвучные слова сохранились до сих пор для наиболее важных, основных понятий. Сохранилось и значение, придаваемое интонацией, что особенно характерно для некоторых развитых языков, когда одно и тоже звукосочетание может иметь совершенно различный смысл.
До сих пор остается очень высоким значение и роль несловесных символов общения настолько, что они в некоторых случаях оказываются преобладающими, особенно если приходится общаться с носителем другого языка. Многие психологи придают именно словам главную роль в психике, хотя народы с минимумов слов, безусловно, обладают всеми теми же механизмами сознания, демонстрируя проявление всех его уровней. Да и существование вместе с домашними животными, выросшими в доме, обходится без слов, не говоря о глухонемых от рождения, и, хотя это здорово ограничивает взаимопонимание, тем более при совершенно разных изначальных ценностях и возможностях организма, животные хорошо понимают определенные взаимосогласованные правила и реагируют со всем адаптивным потенциалом своего сознания. Они включаются в систему взаимоиспользования, когда получают нужное для жизни, и сами представляют определённую значимость и пользу, ради чего их и держат. Причем кошки ведут себя как хозяева.
До сих пор очень много субъективных представлений не имеют соответствующего слова и, случается, оказывается невозможно передать какую-то нетривиальную мысль. Известные слова так же приводят к трудностям взаимопонимания, когда имеют широкие границы вариаций смысла или их значения, что приводит к многозначительности или, еще хуже, к иллюзии понимания. Бывает нужно сказать очень много слов, чтобы, сопоставляя сказанное и находя правдоподобный смысл, возникло однозначное понимание. Поэтому проблема понимания рано начала озадачивать философов и психологов, став одной из основных проблем психологии. Не понятно было даже, что такое вообще "понимание". Это настолько актуальная и сложная проблема, что ей будет посвящена отдельная глава.
В "точных" дисциплинах нашли выход, используя жесткие определения слов и термины, которые обеспечивают точное понимание смысла, но требуют некоторых предварительных знаний по данному предмету так, что терминология каждой предметной области состоит из базовых и более сложных понятий. Такая взаимная коррекция образов для общения обеспечивает приемлемое взаимопонимание специалистов.
Образование новых слов идет постоянно не только вслед за новыми реалиями жизни и вынужденным использованием тех слов чужого языка, которые отражают наиболее существенные особенности отношений между народами, но и на самом примитивном уровне. Повторяя развитие вида, молодые особи в определенном возрасте, освоив недостаточно общепринятых слов, пытаются быть понимаемыми с помощью каких-то своих знаков, часто искаженных обычных или совершенно новых слов, а в период игровой инициативы намерено придумываются разные слова и целые фразы, наиболее удачные и впечатляющие из которых привлекают внимание других и начинают использоваться. Этот подростковый сленг постоянно меняется от поколения к поколению и очень характерно показывает то, как возникают слова. Самые устойчивые формы переходят глубже в культуру, становясь общеупотребительными.
Можно отметить две основные черты социализации: взаимоиспользование особей и распределение социальных ролей.
Когда животное взаимодействует с внешним миром и нарабатывает адаптивные реакции, то элементы внешнего мира становятся частью общей причинно-следственной системы, в которой следствия определяются свойствами окружающего, нейросетью и особенностями организма. Нейросеть является связующим звеном так, что использует свойства внешнего точно так же, как использует органы самого организма, и в этом нет никакой принципиальной разницы. Человек может потерять ногу и начать использовать протез, который станет частью его системы адаптивности. Человек может брать в руки палку, и она становится частью его самого. Без этой палки, с помощью которой он привык достигать цели, он почувствует недостаточность, инвалидность.
То же самое происходит в отношении окружающих его живых существ и других людей. Каждый человек рядом может быть для чего-то полезен и как-то использоваться, если это не просто вынужденное нахождение рядом с совершенно бесполезным, а то и вредным предметом. И это использование, как правило, оказывается взаимным. Даже матери, которая кормит ребенка, от которой он полностью зависит, ребенок нужен и включается в ее адаптивную систему.
Эволюция пришла к высокой полезности нахождения в стае и взаимоиспользования с распределением ролей. Эта находка реализуется с очень простых организмов, а в случае с человеком достигает высшей эффективности за счет преемственности личного опыта. И в стае вовсе не обязательно бывают только особи одного вида. Муравьи консолидируются с тлей, люди - с домашними животными, которые так же входят в систему распределенного взаимоиспользования.
Нам нужны домашние кошки (не всем, конечно), а кошкам нужны мы. И когда любитель кошек вдруг теряет своего домашнего друга, то у него возникает ощущение потери соответствующей части себя самого потому, что, в самом деле, та его часть, что была приспособлена для взаимодействия с кошкой, оказывается утраченной, все равно, что умершей. Конечно, это не настолько проблемно, как потеря руки.
Даже в отношениях власти и подчинения, человеку власти нужен подчиненный, без него его власть ничего не значит (fornit.ru/243).
Любая потеря взаимоиспользования оценивается системой значимости как отрицательная значимость той или иной силы. Смысл этой отрицательной значимости - в потере ранее имеющейся возможности. Таким образом то множество проблем, что были решены навыком использования данной возможности, теперь снова оказываются в статусе нерешенных проблем, актуальными настолько, насколько стало привычно-необходимым данное использование, - в виде доминанты активностей, требующей нахождения решения.
Попав на необитаемый остров или в любую другую изоляцию, оказывается невостребованной огромная часть личности, потеря которой уже куда важнее, чем потеря руки или ноги.
Инвалидность ощущается при той или иной форме социальной изоляции, порождая наиболее сильное негативное переживание и наиболее актуальную нерешенную проблему - в силу своей высочайшей значимости. Это переживается в форме депрессии с постоянным стрессовым напряжением систем адаптации, поддерживаемым избытком активностей в мозгу. В свою очередь, такое отвлекающее от всего переживание приводит к нарушению уже итак ослабленной связи с обществом и еще большей депрессии так, что процесс оказывается лавинообразным.
В статье С. Савельева о роли энергетических затрат в мозге "Двойственность поведения приматов" (fornit.ru/342) читаем:
У людей чрезмерная активность мозга на протяжении 2-3 недель приводит к известному неврологическому синдрому, условно называемому «нервным истощением». Подобные причины гибели приматов в небольших социальных группах многократно описывались как в условиях дикой природы, так и при искусственном содержании. Животные погибали без видимой физической причины (Chapais, 2004; Evans, Cruse, 2004). Они вначале проявляли гиперактивность, затем контакты с членами группы уменьшались и особь оказывалась в социальной изоляции. Формальной причиной гибели животных становилось отчуждение от группы или хронический конфликт с доминирующими особями. Реальная причина коренится в том же «нервном истощении», которое характерно и для человека. Животное пытается решить всеми доступными способами нерешаемую биосоциальную задачу, что приводит к длительной активизации как головного мозга, так и всей периферической нервной системы.
В этой ситуации обезьяна использует как инстинкты, так и накопленные формы индивидуального поведения. Иногда получается создать настолько необычную ситуацию, что животное возвращается в сообщество и даже меняет уровень доминантности. Однако - это исключение из правил. Обычно среди шимпанзе и горилл результат отчуждения одной особи довольно предсказуем. Тратя 30% всей энергии, мозг такого изгоя быстро истощает организм, что резко снижает шансы животного выжить. Для приматов последствием такого напряжения неизбежно становится гибель, а для человека длительное, но часто безуспешное, лечение.
Хочется предупредить, что здесь важна именно фактическая часть, без довольно необоснованных выводов.
Еще про социальную депривацию (fornit.ru/6556):
Жизнь и профессиональная деятельность в условиях групповой изоляции (например, в экспедициях) оказывает достаточно сильное воздействие на нервную систему человека, вызывая ее астенизацию, что сказывается на общении и поведении. Истощение нервной системы приводит к раздражительности, несдержанности, неадекватной оценке событий, быстрой утомляемости и др.... По данным врачей антарктических станций, с увеличением времени экспедиции учащаются обращения к врачам с невротическими жалобами. В группе учащаются конфликты. Во избежание последних некоторые сотрудники станций стараются меньше общаться, уйти в себя, «инкапсулироваться»; нарастает замкнутость, аутичность. Нередко развиваются неврозы, депрессии, приводящие в ряде случаев к самоубийствам.
Если в молодом возрасте еще нет наработанных связей с обществом и их отсутствие не воспринимается как актуальная значимость без особой мотивирующей причины, то в пожилом возрасте обрыв многих социальных связей и понижение востребованной социальной активности приводит к социальной инвалидности и развитию депрессивного состояния.
Особенно резко и катастрофически это происходит, когда человек всю жизнь специализировался, работал где-то, был востребован, нужен, и вдруг выходит на пенсию и перестает работать. Огромная часть его прекращает активное существование, порождая активности нерешенных проблем социальной коммуникации. Он лавинообразно деградирует в острейшей депрессии, которую не могут смягчить даже семейное общение и встречи с друзьями.
Поэтому можно совершенно уверенно утверждать, что для взрослого, социализированного человека самым важным в его жизни, тем, что придает ей достаточно высокую значимость или смысл, является социальная востребованность, которая отражает социальное взаимоиспользование.
В социальном взаимоиспользовании проявляется распределение социальных ролей, отражающих актуальность решения тех или иных задач. Эта актуальность понимается членами сообщества и тот, кто в наибольшей степени оказывается подходящим для ее решения, занимает социальную нишу, выполняя эту роль. Это касается лидерства, консолидирующего сообщество и определяющего общие цели, это касается изготовления орудий, врачевания, развлечений, даже авантюризма. Психологами замечено: стоит в данном сообществе исчезнуть авантюристу, как его место занимает кто-то другой.
Существует множество работ, описывающих распределение социальных ролей и не требующих погружения в узкую профессиональную специфику (fornit.ru/1641, fornit.ru/1364, fornit.ru/311).
В ходе социализации (fornit.ru/1364) возникают личные интересы, связанные с социальной востребованностью и формируется социальная специализация.
Периоды социализации достаточно хорошо различаются.
Первый - "период доверчивого обучения" характерен безусловным подражанием и приятием того, что говорят родители. Этот период продолжается в виде доверия авторитетам. Особенно, когда родители очень жестко принуждают к полному послушанию, у человека может закончится период социализации только авторитарным периодом. Это чаще всего происходит у религиозных родителей.
Затем на фоне игрового контекста появляется период инициативы, когда ранее полученные сведения начинают подвергаться сомнению, делаются попытки поступить вопреки им или как-то по-своему. Это очень важно для того, чтобы адаптировать преемственность жизненного опыта к новым условиям и особенностям организма. Не все советы оказывается возможным выполнять в точности без получения неожиданного и нежелательного результата. Таким образом, из первоначальных сведений формируются личные, уже адекватные реальности знания.
Инициативность - период личного познания окружающего (fornit.ru/7188), формирование общих представлений о мире и направления собственных предпочтений и интересов. Только попробовав что-то самому, можно узнать, что это означает именно для себя, понять это. Поэтому дети часто совершают много предосудительных, а то и криминальных поступков, на своем опыте убеждаясь в их неприемлемости. Каждый должен побыть мерзавцем, чтобы понять, что это такое. Нужно понимать необходимость такого опыта и не делать из него излишнюю проблему, а всячески способствовать его усвоению. Если ребенок совершил что-то мерзкое, необходимо немедленно так среагировать, чтобы он понял неприемлемость таких действий впредь, даже если это - чужой ребенок, и в таких случаях родители должны сказать спасибо за обучение жизни, а не защищать ребенка. Но сегодня родители очень далеки от понимания этого, нанося огромный вред ребенку на всю его жизнь.
С освоением общих представлений об универсальных взаимосвязях происходящего, причин и следствий в период развития соответствующих слоев ассоциативной префронтальной коры лобных долей, примерно от 10-12 лет и заканчивая 25-40 лет (в зависимости от вложенной сложности распознавателей этой логики), человек получает возможность использования этого в личном творчестве. Хорошо формализуемые предметные области, такие как математика, легко осваиваются в более раннем возрасте, а сложные, многоуровневые представления, например, биология, требуют накопления промежуточных представлений и осваиваются поздно.
Творчество особенно важно в развитии социума и социальных отношений.
Дополнительные материалы:fornit.ru/lib19
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||