Познай самого себя: Оглавление
То, что человек относится к животным сегодня уже не нужно доказывать тем, кому претит такое сравнение, это - их проблемы, прежде всего, понимания. Сходство человека с высшими животными не ограничивается сходством наличия анатомических органов, включая хвост, который у большинства заканчивается небольшим выступом позвоночника, но у некоторых - вполне даже выдающимся, вплоть до самого настоящего хвостика - как проявление атавизма. Сходство поражает исследователей и на уровне организации мозга, при том, что форма мозга и отдельные анатомические особенности могут сильно отличаться. Но и у людей бывают довольно сильные различия, которые обнаруживаются после смерти при вскрытии. У людей и высших животных совершенно одинаковые функциональные отделы мозга. Мало того, не найдена такая психическая функция человека, которую бы затем не обнаруживали у высших животных, вплоть до самосознания (fornit.ru/1584).
Но традиционно попытки разделить животных и людей остаются настойчивыми (впрочем, и людей пытаются разделить всякими типологиями). Будь это не так - оказалось бы этически неприемлемо содержать их в клетках, убивать на охоте и на фермах для получения мяса - так же как неприемлемо людоедство.
С одной стороны, невозможность отказаться от мяса, с другой - религиозные представления, оставляют отношение к животным примерно на том же унизительном уровне, который еще относительно недавно был по отношению к неграм: казалась очевидным их глупость и неспособность понимания высших проявлений культуры, в общении с ними обходились приказами.
Но любой человек, оказавшись в чужой культуре, с трудом понимает не только слова, но и смысл сказанного, попадая в нелепые ситуации, производит точно то же впечатление недалекости, вызывая неприязнь. Да и среди современной культуры немало особей, демонстрирующих примитивизм, тупость и абсурдность повадок. Есть люди, так и не научившиеся вбивать гвоздь просто потому, что им это не нужно, ну а животным просто не нужно то, что характерно для человека, у них свой психический мир, они - другие, что во многом еще определяется особенностями строения тела. Мы для кошки - странные, неуклюжие существа, живущие в одной плоскости, не лазающие по занавескам и шкафам, не прыгающие в форточку и не способные пройти по тонкой веточке на высоте. Правда она вряд ли утруждает себя мыслями об этом, хотя кто его знает. А для волка мы вообще наивные, глупые, шумливые дети в диком лесу.
Различия между человеком и другими животными в уровне развития индивидуальной адаптивности, конечно же, есть, - те, что определили настолько более богатую психику у людей. Различия не в основных характеристиках психики, которые одинаковы (вплоть до уровней осознания), а в том, насколько эти качества развиты, усложнены и используются.
Между людьми так же можно заметить очень немалую разницу именно в таком качестве, и она обусловлена теми же факторами, что и у высших животных - наследственно определенной продолжительностью критических периодов развития, включая время до рождения, за которые успевают наработаться коллекции распознавателей и связанные с ними системы в ассоциативных зонах, а также качеством социального окружения, которое использует наследуемую базу предрасположенностей.
Адаптивные возможности видов на уровне отсутствия социального влияния напрямую коррелируют с длительностью периодов развития, причем, чем более поздний период, тем он в большей степени определяет конечные возможности личной адаптивности или развитие интеллекта - как сформированного набора автоматизмов для определенного вида адаптивности.
Ближе всего к человеку оказываются периоды развития крупных антропоидов: гиббоны, орангутанги, шимпанзе (в том числе бонобо), гориллы, у которых развитие психических функций достигает максимума примерно в 8-11 лет, а у человека 20-25 лет. Стоит обратить внимание на то, что за столь долгий период формирования психики (а тело может быть окончательно сформировано очень рано, что и происходит у многих животных) постепенно и последовательно образуются все рассмотренные нами механизмы адаптивности, а длительность срока определяется именно частотой внешних воздействующих факторов, требующих адаптивности и перестающих иметь значимую новизну. Развитие моторных распознавателей примитивов действия так же следует за развитием примитивов восприятия в силу их взаимосвязанности, и поэтому развитие тела в наибольшей степени задерживается у людей.
Но равноценность систем индивидуальной адаптивности касается не только высших животных, а всех имеющих соответствующие механизмы, которые однозначно могут быть обнаружены: гиппокамп с характерными циклами активности, определяющими наличие самоподдерживающихся образов, сновидения, выполняющие функцию информационной доработки оставленных днем активностей, ориентировочный рефлекс привлечения внимания значимой новизной, проявление характерных эффектов работы различных уровней сознания. Такие животные обладают психикой - системой отвлечения от реальности путем отслеживания наиболее актуального и корректировки поведения для новых условий, в которых старый стереотип поведения не приводит к достаточно позитивным результатам.
Многие люди в результате психопатологии, временной или постоянной могут терять функциональность уровней сознания, но в случае людей наработанная коммуникабельность позволяет это определить достаточно уверенно. Для этого существуют различные тесты, в том числе и предлагаемый на сайте Форнит (fornit.ru/tc).
Какими же внешне наблюдаемыми явлениями проявляют свою психику животные? После 2005 года как прорвало и начало появляться особенно много целенаправленных исследований, фиксирующих самые различные психические проявления начиная с рыб. Кстати, статья, в которой аккумулируются наиболее интересные такие исследования, и которая дополняется появляющимися новыми сведениями до сих пор, под названием "Человек среди животных" была опубликована в 2005 году (fornit.ru/1584).
Какие же конкретно психические проявления у животных документированы в исследованиях? Об этом можно судить по опубликованным статьям:
Речь:
Эти бонобо знают английский получше нас! fornit.ru/1677
Понимают ли птицы значение слов? fornit.ru/6543
Cобака выучила названия более 1000 предметов fornit.ru/2442
Ученые приблизились к пониманию речи орангутангов fornit.ru/2213
Гориллы дают учёным ключи к тайне появления языка fornit.ru/1936
Мартышки строят из своих криков предложения fornit.ru/1962
Коммуникативные возможности лягушки сопоставимы с навыками людей, дельфинов и слонов fornit.ru/2520
Птичьи трели поддаются расшифровке fornit.ru/1953
Язык животных fornit.ru/1694
Характерные черты условнорефлекторной деятельности дельфинов fornit.ru/640
Птиц обучили простейшей грамматике fornit.ru/2048
Открыт возможный механизм эволюции речи у людей fornit.ru/2605
Исследовательское поведение:
Работы Эдварда Ли Торндайка fornit.ru/426
Попугаи способны разгадывать последовательность замков без предварительного обучения fornit.ru/2381
Умные колюшки продемонстрировали человеческое поведение fornit.ru/2482
Творчество:
Творчество животных fornit.ru/1409
Биологи раскрыли секреты песен гиббонов http://scorcher.ru/thems/7/Biologi-raskryli-sekrety-pesen-gibbonov.htm
Использование орудий:
Попугаи какаду могут создавать и изменять орудия труда fornit.ru/2395
Открыто семейное обучение птиц применению инструментов fornit.ru/2446
Установлено превосходство капуцинов над человеком fornit.ru/2735
Грачи продемонстрировали интеллект высокого уровня fornit.ru/2487
Шимпанзе сознательно улучшают свои инструменты fornit.ru/2496
Меньшие братья по разуму fornit.ru/6566
Обезьяны думают о будущем fornit.ru/925
Орангутаны Борнео проявляют удивительные способности fornit.ru/2522
Ученые полагают, что у новокаледонских ворон логика развита лучше, чем у обезьян fornit.ru/2508
Есть ли интеллект у животных? fornit.ru/6567
Права животных и неправда о них fornit.ru/6564
Разум:
Обезьяны превзошли людей в простой стратегической игре fornit.ru/2361
Голуби оказались умнее трёхлетних детей fornit.ru/2514
У обезьян обнаружены метакогнитивные способности fornit.ru/2566
Культурная преемственность (передача опыта) :
Интеллектуальная горилла fornit.ru/476
Серый попугай впервые познал ноль fornit.ru/1314
Шимпанзе хранят и чтут культурную традицию fornit.ru/2253
Характерные черты условнорефлекторной деятельности дельфинов fornit.ru/640
Альтруизм:
Шимпанзе способны к бескорыстной взаимопомощи fornit.ru/1630
Агрессия Конрад Лоренц fornit.ru/116
Эволюция механизмов примирения у приматов и человека fornit.ru/1642
Умение мириться унаследовано человеком от обезьян fornit.ru/2057
Абстрактные задачи и представления:
У крыс обнаружили способность к абстрактному мышлению fornit.ru/2525
Бабуины, компьютеры и абстрактное мышление fornit.ru/6568
Животные способны логически мыслить fornit.ru/2625
Рыбы умеют рассуждать, как пятилетние дети fornit.ru/2577
Люди не единственные разумные существа на Земле fornit.ru/671
Крупные инженерные сооружения:
Плотину бобров видно из космоса fornit.ru/2121
Взаимопонимание между человеком и другими животными:
Между человеком и волком fornit.ru/698
Первая демонстрация способности животных интерпретировать голос и выражения лица представителей другого биологического вида fornit.ru/6554
Другие психические проявления:
У рыб тоже есть "личность" - они учитывают жизненный опыт и меняют свое поведение fornit.ru/2585
Обезьяны развиваются все быстрее fornit.ru/926
Смех собак fornit.ru/1338
На Земле смеются уже 16 миллионов лет fornit.ru/2485
Как и почему животные врут друг другу fornit.ru/2579
У шимпанзе и орангутанов нашли автобиографическую память fornit.ru/2378
Мыши чувствуют чужую боль fornit.ru/a6
Обезьяны тоже способны представлять будущее fornit.ru/1949
Животные воспринимают свои отражения fornit.ru/409
Фотографическая память шимпанзе превосходит человеческую fornit.ru/2535
Крысы оценивают свою уверенность в принятии решений fornit.ru/2511
Ученые нашли доказательство планирования определенных действий в будущем у обезьяны fornit.ru/2495
У голубей обнаружили любовь к азарту fornit.ru/6569
Дельфины образуют социальные сети fornit.ru/2206
Предрассудки — неотъемлемая часть познания fornit.ru/2436
Осознание себя у шимпанзе fornit.ru/2438
Американские учёные выяснили, что мыши умеют петь хором fornit.ru/6565
В главе про психические явления будут показаны их механизмы и станет понятно, почему это все так же затрагивает и других животных, обладающих психикой.
Так что, учитывая материалы главы про суть эго, остается учесть равноценный статус высших животных в отношении к ним и взаимоотношениях с ними.
Люди, которые долгое время общаются с животными прекрасно знают, что это - не автоматы, что у каждой особи - своя индивидуальность, свои личные особенности понимания и приспособительного поведения.
Почему же животные такие разные? Потому, что каждый вид специализировался для оптимального соответствия к условиям его существования и если он сегодня существует как конечное звено цепочки эволюционных преобразований, которая не прервалась ни разу со времени зарождения клетки (и ранее), то, значит, его адаптивность достаточно эффективна.
Но различия условий существования затрагивают не только разные виды, но и разные условия жизни подвидов. Люди живут в разных частях света в очень различных условиях, и они во многом тоже разные настолько, что раньше одни народы считали всех других на уровне глупых, но коварных животных. Но и среди людей одного места очень много различий, обусловленных той изменчивостью, которая оказалась жизнеспособна. Насчитывают около 50 видов гемоглобина крови и условно по совместимости подразделяют кровь на 4 группы. А белки тканей вообще оказываются несовместимыми у разных особей.
Ну и у каждого вида есть различия в специфике существования и функциональности полов, настолько существенные, что это отражается на различия в органах и особенностях тела. Мужчины и женщины - очень разные животные. В детстве и не только они себя относят к разным расам.
Дополнительные материалы: fornit.ru/lib22
Имея кардинальные функциональные различия, которые приводят и к распределению социальных ролей, мужчины и женщины, соответственно по-разному адаптируются к реальности и это отражается на особенностях их психических проявлений. Эволюционным преимуществом оказалось значительно более слабое тело женщины при не меньшей, чем у мужчины выносливости и стрессовой адаптивности. Более слабые особи в социуме занимают иные ниши и для компенсации физически меньших возможностей по сравнению с другими вынуждены развивать более гибкие формы получения необходимого и желаемого. Такие различия (далее - гендерные различия) порождают неминуемое противостояние, приходящее к некоторому социальному балансу.
Женщины и мужчины - как две расы, принужденные к совместному проживанию, они очень различны во многом, но более общая и жизненно важная задача выращивать потомство объединяет их.
Различия, которые начинают проявляться почти с самого рождения, связанные с подготовкой к своей физиологической и социальной функции, порождают во многом совершенно разные интересы и формируют различные адаптивные способности. Но общий принцип формирования и коррекции поведенческих навыков в условиях общего уровня требований к адаптивным способностям, требующих использования всех уровней сознания, развивается настолько схоже, насколько этого требуют общие задачи взаимопонимания и общая система коммуникабельности. Причем, с учетом того, что женщины в меньшей мере могут полагаться на физическую силу, они гораздо более глубоко и гибко развивают коммуникативные навыки и навыки взаимоиспользования. При этом доля интеллекта восприятия у женщин преобладает над долей интеллекта действия, что делает субъективность женщин более подверженной иллюзиям и неадекватности непроверенных реальностью предположений, в то время как действия мужчин более тесно корректируются реально получаемым результатом.
У разных видов животных, обладающих психикой, очень по-разному распределяются роли, кроме самой общей - рождение потомства, так что и особенности развития психики у них несопоставимы с людьми.
У людей во все времена и во всех культурах различия гендерных ролей и интересов порождали самые разные формы противостояния, от патриархата до матриархата и даже полного разделения мест обитания. В современной культуре крайние проявления противостояния проявляется в различных субкультурах феминизма, актифеминизма и маскулизма. Крайние проявления всегда достаточно абсурдны и вызывают иронию. Так, сегодня существует "Мужское движение" против "баборабства", где обосновывается полное доминирование хитрых и умелых женщин над доверчивыми увальнями мужчинами (fornit.ru/1790). Этим как бы признается более гибкий и практичный интеллект женщин, но тут же обосновывается глупость и никчемность интересов женщин.
В самом деле, при совместной жизни мужчины нередко испытывают жесткое или очень деликатное, но не менее продуктивное давление, которому им бывает сложно противостоять и это вызывает оборонительные реакции и попытки предполагать неправильный интеллект, женскую логику и вообще далекость женщин от жизни и годность их только для кухни и вынашивания детей. Это настойчиво продвигается некоторыми теоретиками, имеющими научную степень по биологической дисциплине, например, профессором С. Савельевым (fornit.ru/1410).
Дополнительные материалы: fornit.ru/lib35
Проявления механизмов, формирующих интеллект (которому посвящена следующая глава), условно можно выделить по признаку особенностей решаемых задач адаптивности. Различные типы таких психических явлений развиты у тех животных, у которых востребована адаптивность этого типа. По совокупности проявляемых психических явлений возможно косвенно, но вполне однозначно идентифицировать наличие соответствующих механизмов психики у данной особи, и это будет куда более адекватный и объективный тест на наличие интеллекта, чем тест знаменитого и не раз опровергнутого эгоцентричного теста Тьюринга на разумность.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Побочный эффект отслеживания актуальных моментов восприятия и результатов поведения или эффект гомункулуса - неизбежно возникает, когда в фокус осознанного внимания попадают элементы собственного тела и связанные с ними переживания, что формирует мыслительную модель собственного Я, наравне с подобным же формированием всех других наблюдаемых моделей живого и неживого, а так же самого себя в различных ситуациях. Этот процесс уже рассматривался ранее и не требует дополнений.
У животных самосознание обнаруживается в эксперименте, и об этом публикуется все больше работ, таких как:
Животные узнают себя в зеркале fornit.ru/671
Крысы оценивают свою уверенность в принятии решений fornit.ru/2511
Осознание себя у шимпанзе fornit.ru/2438
Об уверенности уже говорилось раньше. Вкратце, уверенность возникает как прогностическая оценка для имеющегося варианта поведения, который отработан в привычных условиях и сохранившиеся цепочки последних проб при мгновенном проходе опережающего возбуждения приводят к получению желаемого.
Уверенность осознается, конечно же, только в ситуациях значимой новизны, иначе просто реализуется наработанный автоматизм, в чем и проявляется прогноз успешности действий в новой ситуации.
Если признаки новизны не соответствуют привычной ситуации и нет прямых позитивных прогнозов, то получаемые волевым усилием по расширению внимания прогностические варианты осознаются как уверенные настолько, насколько новые признаки не связаны с негативным исходом.
Варианты, привнесенные в качестве авторитарных сведений для подражания, имеют связь с предельно высокой значимостью непререкаемости авторитета и называются уже не уверенностью, а верой. Менее авторитетные сведения вызывают осознание некоторого предположительного доверия.
Так возникает шкала от неверия, недоверчивости, полного отсутствия оценки успешности (неопределенность), доверия, уверенности - к вере.
Степень уверенности осознается, когда есть время на осознание и когда есть необходимость обратить внимание именно на эту оценку, что больше присуще человеку, чем другим животным. Но колебания в выборе поведения при недостаточно уверенных вариантах присуще всем.
Еще одно ранее рассмотренное явление - воля, которое порождается произвольностью изменения границ внимания (фокус внимания), произвольностью придания оценки значимости и произвольностью в удержании (преследовании) поставленной цели.
У животных с психикой имеет надежные экспериментальные подтверждения.
В философском плане значимость осознания роли произвольности выражается в проблеме "свободы воли" и, что интересно, чисто эвристически Ф. Энгельс высказал верную формулу: "Свобода - осознанная необходимость", которая на самом деле отражает принцип осознанного выбора среди рассматриваемых вариантов, что отличает эту формулу корректностью по сравнению с такими перлами как: "Жизнь - форма существования белковых тел".
Есть прекрасный видеоролик (на странице fornit.ru/1584 в разделе "Сила воли"), демонстрирующий проявление воли (осознанной произвольности выбора поведения) у собаки, на нос которой кладут один за другим тонкие ломтики мяса, но собака сидит, скосив глаза на горку мяса и только после разрешающей команды съедает ее.
И еще одно из ранее рассмотренных понятий, отражающих наличие активности нерешенной проблемы и предположительно найденного пути ее решения. Очень коротко можно было бы сформулировать, что основой явления оказывается целеобразующий прогноз в контексте нерешенной проблемы.
Выбор варианта опережающего действия прогноза зависит от силы его позитивной значимости и уверенности в его достижении той цепочкой действий, которая заканчивается таким результатам.
Для начала действия необходимо волевое усилие по преодолению преобладающей негативной значимости стереотипа автоматического реагирования, - возможных негативных промежуточных последствий: требуемых усилий, прогнозируемой боли, потерь, возможных неудач и любых других. Чем больше уверенность и чем меньше сопутствующая действиям негативная значимость, тем меньшее волевое усилие требуется.
Наличие доминанты нерешенной проблемы определяет то, что называют "интерес", что, в отличие от рефлекторной ориентировочной реакции, поддерживается на все время актуальности проблемы. Склонность к проявлению интереса к определенным объектам внимания зависит от того, какие значимости были сформированы на раннем этапе развития и как на этой основе сформировалась система оценки того, что важно в жизни. Это определяется уже в возрасте от 2-3 лет, когда начинаются произвольные действия в отношении того, что ранее воспринималось как есть и в зависимости от реакции окружающих или собственных эмоциональных переживаний, сопровождающих эти действия. Об этом подробнее будет сказано в главе Воспитание и обучение.
Еще одним сопутствующим явлением субъективно воспринимается "очевидность", выражающаяся в оценке уверенности понимания чего-либо. Эта оценка формируется и развивается как опыт, сначала от доверчивого принятия сказанного авторитетами, а затем в зависимости от признаков, сопровождающих сравнения предположений с истинным положением вещей (навык определения истинного и ложного).
Очевидность - всегда субъективна, хотя ее и декларируют как конечную оценку своего мнения, отсюда - само слово. Очевидность - не результат осмысления, а результат неосознаваемого автоматизма использования навыка оценки истинности. Чужие доводы могут представляться очевидными, если они вызывают соответствующую оценку, что было подготовлено прежним жизненным опытом. Такая подготовка может возникнуть, когда сообщается не только конечный довод, а вся система связей, делающая довод очевидным для данного человека.
Очевидность - очень важное явление при обсуждении тем, интересных для обсуждающих и позволяющая убедить другого в чем-то, когда достигается ситуация очевидности для него. В то же время очевидность может приводить к обману и иллюзиям понимания, если система субъективных представлений оказывается недостаточной, и отсутствующие компоненты не вызывают отрицания очевидности. Поэтому чем более проста система представлений, тем легче достигается состояние очевидности.
Яркий пример осознанного эмоционального переживания, которого нет вне фокуса осознанного внимания на нем. Стоит отвлечься от боли и ее нет, но это бывает трудно сделать в силу ее высокой значимости.
Эту значимость возможно произвольно понизить, не придавать столь высокого значения и тогда избавиться от переживания боли становится легче.
Но боль бывает невыносимой, когда поток болевой активности настолько высок, что мешает осознанному вниманию и произвольности. Внимание все сильнее отвлекается ориентировочным рефлексом, становится все более эпизодичным, вплоть до потери возможности что-то осознавать кроме самой боли, что так же понижает возможность ее переживания в шоковом состоянии.
У человека и обезьян переживание боли можно распознать по характерной мимике. Более надежно это явление можно распознать, если отвлечь особь чем-то более актуальным (что само по себе не просто) - за счет придания высокозначимомому новизны, чтобы вызвать выраженную ориентировочную реакцию. Смена элементов поведения, сопровождающих боль на элементы, характерные для привлечения внимания, означают, что боль переживалась как осознанное эмоциональное состояние.
Предшественником обиды является получение травмирующих воздействий, которые сопровождаются характерными поведенческими реакциями. Отзеркаливание таких реакций другими особями позволяют им понять внезапно возникшее негативное переживание и попытаться как-то облегчить его. Но если футболист после столкновения на поле с соперником начинает кататься по полю, демонстрируя множество характерных реакций, то это вовсе не означает, что он и в самом деле получил серьезные повреждения. Ему важно убедить в этом судью.
С самого детства, замечая, что проявление негативных переживаний вызывает приток поблажек и позитива от родителей, дети учатся пользоваться этим, просто демонстрируя ложные переживания. Это развивается в условный комплекс мимики и стиля действий уже без демонстрации в полной мере острых болезненных переживаний потому, что этого часто оказывается достаточно. Способ целенаправленно вынудить к уступкам, оказав такого рода давление называют проявлением обиды.
Обида направлена на объект внешнего внимания, но иногда - даже на неодушевленные предметы, например, уголок стола, о который человек больно ударился, но ему хочется отомстить этому предмету (особенности становления моделей внешнего, в которых одушевленность не имеет принципиального значения). Обида - всегда - попытка оказать давление на другого. Ее наиболее выраженной формой является оскорбление. Но никого невозможно обидеть или оскорбить, или унизить, если только он сам не склонен отреагировать обидой.
Кошки очень ярко демонстрируют стиль поведения обиды после того как их физически накажут, и это может продолжаться очень долго, несмотря на то, что последствий воздействия давно уже нет. Они могут годами и даже вообще на всю жизнь запомнить обиду, и это - не просто реакция избегания опасного, ведь после этого было много и полезного для них от объекта их обиды. Некоторые кошки обижаются даже после таскания их за шкирку, если это не было в игровой ситуации. Кошачья обида часто не остается пассивной, а приводит к мстительным ответным действиям.
Специфическая социальная форма обиды, направленная не на одного человека, а открыто высказывающая недовольство существующим с целью оказания давления.
Смех - еще одна реакция, имеющая коммуникативное назначение и сопровождающая игровой контекст. Ее адаптивное назначение состоит в условном сигнале, что действия совершаются не всерьез, а в качестве игры. Самым первым проявлением смеха в раннем возрасте бывает улыбка, означающая, что все хорошо. Смех настолько высокозначимый символ общения, что развивается во многие другие формы, в том числе юмор, присутствие признаков которого в тексте придает ему несерьезный, игровой характер. И этой несерьезностью отношения смех в некоторых случаях, когда демонстрируется именно серьезность намерений, может вызывать обиду вплоть до оскорбления.
Часто бывает, что игра начинается с испуга имитацией атаки и только смех в последний момент переводит все в игровой режим участников. И такой контраст часто используется в описываемых юмористических ситуациях.
Очень многие животные демонстрируют игровое поведение, но только у некоторых видов люди распознают что-то похожее на улыбку и смех, хотя общий стиль поведения проявляет игривость. Выделить и распознать признаки условных сигналов общения, обозначающих игровой стиль у разных животных было бы очень интересно.
Важнейшая поведенческая адаптивность, которая развивается в самом раннем возрасте и нацелена на получение желаемого от другого. Обман, хитрость, ложь имеет те оттенки эмоциональной значимости, которые отражают, с какой из заинтересованных сторон они оцениваются: коварная ли это ложь врага или наша военная хитрость. Ложь бывает в словах и поступках и даже в молчании. Удачная ложь воспринимается с позитивом желаемого результата варианта поведения, а распознанная ложь другого - явный негатив попытки причинить какой-то ущерб. Так что и нравственная оценка лжи - относительна сторон ее оценки.
Но оценка лжи в социуме сторонними наблюдателями уже более сложная: существует общепринятые в культуре границы допустимого в использовании лжи, как - некое взаимно согласованное этическое правило. И когда эти границы преступаются, возникает осуждение другими, а осознание того, что эти правила были преступлены, вызывает специфическое переживание, называемое совестью. В остальном же ложь очень глубоко и повсеместно проникает в культуру буквально во всем, и каждый человек совершенно добросовестно бывает неискренним множество раз. Проводимые исследования выявили зависимости количества допускаемой лжи разными социальными группами. Оказалось, что чаще всего лгут философы и проповедники.
Искусство лжи совершенствуется всю жизнь, как и методы противодействия. Применение лжи требует волевого усилия для преодоления негатива социального неодобрения и возможных негативных последствий.
После окончания периода доверчивого обучения возникает следующий этап развития - игровая инициатива, где полученные сведения начинают подвергаться сомнению и делаются попытки переступить авторитарные ограничения, что и называется наглостью. Отдельные моменты такой ситуации возникают всегда при попытке освоить новую область поведенческой специфики. Вначале вынуждено принимаются во внимание сведения от авторитетов, а потом проявляется наглость и самое важное и востребованное в выбранном направлении перепроверяется. Так, после освоение первых уроков вождения оказывается необходимым проявить наглость и попробовать самому, но что-то не вполне то, что было показано и рекомендовано - просто потому, что все нюансы и варианты передать в виде сведений невозможно.
Наглость выражается в попытке действий не строго согласно полученным сведениям и даже вопреки им в условиях недостаточности собственного опыта. При этом как раз такой опыт и приобретается. Наглость - специфическое волевое усилие для преодоления неуверенности.
Это - совершенно нормальное и естественное состояние при отсутствии необходимости что-то делать, а эта необходимость возникает именно в соответствии с высказыванием: "свобода - есть осознанная необходимость", когда осознанная значимость нерешенной проблемы превышает текущий фон существующих мотиваций и прогнозируемый негатив при попытке решения проблемы. Так как значимость нерешенной проблемы при осознании перекрывается произвольно своей оценкой важности, то равновесие бездеятельности является продуктом субъективности и может быть изменено волевым усилием.
Активное противопоставление интересов, которое проявляется в любой форме, в том числе и в форме противопоставления понимания чего-то, называют спором. Активность противопоставления проявляется совершением различных действий для того, чтобы реализовать свою позицию. Развитие адаптивных навыков в виде умения оспаривать свою позицию может происходить всю жизнь с учетом все новых особенностей условий, в первую очередь, социальных. При этом спорить можно даже с самим собой, если в разных моделях поведения возникают разногласия: делать так или нет (в том числе и думать так или нет).
Необходимой компонентой спора является волевое усилие для преодоления негатива, сулимого другой стороной и рисков своей позиции так, что без воли нет и спора, как у случайно сталкивающихся предметов.
Диапазон этически допустимых средств спора ограничивает формулу: "цель оправдывает средства". Научная методология регламентирует корректные формы дискуссий и обсуждений для оптимального высказывания обоснованных доводов, и эти принципы так же эффективно возможно использовать в любых ситуациях выяснения истинности и ложности, в отличие от ситуаций, нацеленных на достижение желаемого.
Способность почувствовать, в каком эмоциональном состоянии, точнее, стиле поведения находится другая особь эффективна настолько, насколько хорошо сформирована мысленная модель этой особи - на уровне осознания и - насколько хорошо развиты распознаватели признаков совокупности проявлений данного стиля поведения - на уровне доосознательных механизмов.
Первое позволяет предположить состояние, исходя из условий, в которых находится объект внимания и знания его характерных реакций, а второе - мгновенно подсказывает решение непосредственно как функция распознавания.
Встречаются люди, которые способны с помощью совокупности этих двух методов с высокой верностью предположить не только эмоциональное состояние, но и мысли другого.
Бывают настолько определенные ситуации, что такое становится очевидным даже менее искушенным в этом людям, позволяя заранее предварять возможные действия, в чем и заключается адаптивное преимущество эмпатии.
Из этого понятия века сделали невообразимое многообразие вариантов понимания от самого примитивного "сделать любовь" до любви к искусству и жизни так, что сегодня никто не скажет, что имеется в виду, когда произносят: "я люблю". Но само слово имеет высочайшую значимость до невольной осторожности произносить его всуе, и в случае определённого объекта любовного внимания обозначает некое высшее проявление своего позитивного расположения, будь то любимые макароны или любимая женщина.
Кстати, одно из последних исследований выявило, что люди чаще всего выбирают себе партнера точно так же как выбирают нужную вещь.
Привязанность одного человека к другому, сопровождающуюся позитивными переживаниями, называют любовью. Она имеет высокое адаптивное значение тем, что в такой взаимности возникает большее доверие и большая безопасность, в том, что в социальном окружении возникает единый субъект общих интересов вместо двух порознь, что во много раз увеличивает возможности совместного преодоления проблем.
Такая любовь, в отличие от первоначального полового влечения, - продукт произвольного наделения высокой позитивной значимостью в результате осмысленного решения, не просто почувствованных предпочтений, исходящих от распознавания признаков симпатичности. То, что называют "любовь с первого взгляда" - так же продукт такой свободы выбора - как необходимости, которая уже имелась в виду и ожидалась, а с появлением в восприятии набора желаемых признаков у объекта внимания, включается уже заготовленный шаблон и стиль поведения - как пусковой стимул, активирующий поведенческую последовательность.
В принципе, можно произвольно наделить любовью любой объект, который кажется походящим, и если это будет проделано не декларативно для других, а для самого себя в качестве предельно высокого убеждения, то и любовь окажется "настоящей".
Важнейшее звено совершенствования личных навыков - ошибка, позволяющая понять неверность выбранного пути решения задачи и не биться головой о стекло (не наступать больше на грабли). Это максимально ускоряет обучение по отношению к рефлекторному механизму множества повторений (fornit.ru/5160), и эта способность поддерживается как на структурном уровне (fornit.ru/5298), так и на уровне формирования примитивов восприятия (fornit.ru/5449).
Осознание совершенной ошибки задерживает принятие последующего решения у всех животных, обладающих психикой и порождает актуальность нерешенной проблемы, которая может существовать очень долго в виде доминанты.
В научном фольклоре есть высказывание: "Отрицательный результат - тоже результат". Для задач адаптивности именно негативный результат имеет решающее значение, и именно он неизменно сопровождает творчество в отличие от ремесленничества.
Неудовлетворенность существующим
Мысли о возможном более эффективном и желательном решении проблемы могут оказаться в статусе новой нерешенной проблемы, если их значимость окажется достаточно высока. Возникающие предсказательные варианты могут иметь настолько большой негатив, требующий преодоления при даже большом сулящем позитиве, что такие варианты отвергаются без актуальной необходимости, и возникает афоризм: "Лучшее - враг хорошего", неплохо оправдывающий бездействие. Рано или поздно приходит время, актуализирующее проблему с достаточной решимостью и тогда случается прорыв в новое качество.
Адаптивность неудовлетворенности существующим настолько велика, что существуют именно такие типы людей, возможно, как-то наследственно предрасположенные к этому, а, может быть, дело и не в наследуемых качествах, т.к. поговорка о том, что природа отдыхает на потомках великих деятелей слишком часто оказывается справедливой. Но и количество великих деятелей относительно невелико. Мало того, в отсутствии деятельного человека в социальной группе эту нишу обычно занимает другой, начинающий выполнять социальную роль творца нового.
Множество других проявлений психики может быть условно выделено из адаптивных реакций, присущих существу, обладающему механизмами индивидуальной адаптивности к значимому новому, и все они обладают адаптивной функцией, что и определяет их назначение и эффективность.
Адаптивность проявлений психики возникает по отношению к значимой новизне, и с использованием уровней вовлечения сознания формируется подходящий вариант поведения, пополняя систему контекстно-зависимых автоматизмов, а, с другой стороны, дополняя мыслительную модель объекта внимания, позволяющую прогнозировать его свойства и поведение.
Поэтому в любых проявлениях психики можно выделить его динамично корректируемую творческую часть и уже привычный автоматизм. Это нужно учитывать в случае тестирования особи на наличие психических явлений потому, что многие автоматизмы носят рефлекторный характер и не являются продуктом психической адаптивности.
Дополнительные материалы: fornit.ru/lib23
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Альтернативные механизмы процессов осознания |
| ||||||||||||