Книги сайта: «Мировоззрение», «Познай себя», «Основы адаптологии»,
«Вне привычного», Лекторий МВАП и «Что такое Я».
 
 

Критические периоды развития у человека и вундеркинды

Относится к   «Основы адаптологии»

В статье сопоставляются доступные данные по наиболее известным вундеркиндам – детям, у которых были нарушены критические периоды развития (смещены и при этом гипертрофированы). Делаются определённые обобщения, коррелирующие с моделью представлений об организации механизмов психики МВАП.

Известны немало случаев необычайно быстрого развития детей, проявляющих повышенные способности, которых назвали вундеркиндами. Сопоставим доступные истории о судьбах таких детей чтобы сделать обобщающие выводы о результатах такого преждевременного и сокращенного развития.

В теории  МВАП  критические периода развития мозга обеспечивают последовательное формирование все более сложных и эффективных механизмов индивидуальной адаптивности. Причем прослеживается однозначная корреляция: чем более высокие адаптивные способности проявляет особь (что выражается в дееспособном потенциале творческого решения проблем) тем более продолжительный общий период развития мозга. У людей он продолжается до 25-30 лет, у высших обезьян – 12-10 лет.

Чем дольше длится данный критический период, тем более богаче в нем формируются распознаватели данного уровня восприятия и тем вывереннее, точнее оказываются они.

Каждый из таких периодов означает созревание определенного слоя коры мозга и его специализацию, а затем, под воздействием определенных признаков этот период завершается и начинается следующий. Начало каждого нового слоя закладывается в результате экспрессии генов под влиянием определенных условий, но завершение его происходит уже вследствие определенных характеристик специализировавшихся структур. Это значит, что, меняя условия возможно как досрочное начало развития, так и затягивание развития данного периода.

В статье Развитие ребенка и влияние родителей рассказано о периодизации развития детей. А в статье Дети и политика показано что попытка решать проблемы без достаточного развития структур мозга, требующихся для уровня таких задач. приводит к феномену стадности с авторитарным управлением потому, что сами дети еще не способны понимать сложные ситуации и принимать решения адекватные им.

Ранее всего дети способны решать хорошо формализуемые проблемы характерные для математики, музыки (исполнительное мастерство) шахмат, программирования и т.п. но совершенно не готовы еще к пониманию социальных взаимоотношений (политика, экономика и т.п.) и сложных предметных областей таких как биология, психология, медицина.

Технология искусственных “нейросетей” (в кавычках потому, что они не имеет никакого отношения к природным нейросетям) которая имитирует развития отдельных и даже сразу нескольких функциональных зон мозга, способна достичь высочайших результатов в точности и детализации отдельных актов распознавания. Но, во-первых, такое обучение задается определенным алгоритмом извне, а не внутренними мотивациями и, во-вторых, само по себе не имеет отношения я к организации и механизмам творческого процесса решения проблем, которые выходят далеко за специфику каких-то отдельных зон мозга, и являются сложнейшей системой произвольности понимания и действий в новых ситуациях по сравнению с привычным.

 

Итак, вот доступные материалы по самым известным вундеркиндов. Из-за того, что материалы не могут считаться достаточно строго достоверными и во многом носят сенсационный характер ссылок на источники не даются хотя в интернете легко найти и более подробно изучить заинтересовавшие случаи. Предлагается обратить внимание на то, что истинно "вундеркиндовское" смещение периодов развития и их гипертрофирование схоже по эффекту с деятельностью искусственных "нейросетей".

 

Ким Ун Ён - один из самых умных людей на планете. В четыре месяца он научился говорить. А в пять лет уже знал пять языков и увлекался высшей математикой.

В шесть лет он засветился на японском телевидении - в прямом эфире мальчик ловко решал примеры по высшей математике. И после этого его заметили американцы.

В восемь лет его взяли на обучение и стажировку в NASA и в 10 лет он получил повышение до старшего научного сотрудника. В 14 лет защитил кандидатскую диссертацию.

К 15 годам он добился уровня, который не каждый научный сотрудник осилит и за всю жизнь. Он накопил огромное количество академических наград, получил хорошую прибавку к зарплате и неожиданно....уволился.

... Ким заявил, что все, что было с ним эти годы - это не его собственное решение

После этого он пошел по пути обычного человека. Закончил местную школу, потом университет, где получил диплом инженера-строителя. Стал профессором в университете Синхан. Сейчас Киму 58 лет и он счастлив, что занимается любимым делом.

В 80-е годы прошлого века газеты восторгались феноменальными способностями мальчика Паши Коноплева. Уже в 3 года он умел читать и даже производил в уме сложные вычисления, в 5 освоил игру на пианино, а в 8 — справился с физикой! В 15 лет юный гений уже был зачислен в столичный вуз, а в 18 поступил в аспирантуру. Но блестящего будущего не получилось... Феноменальные способности повлекли за собой и не менее феноменальную нагрузку, которая в прямом смысле свела юношу с ума. В 29 лет он скончался в психиатрической клинике.

Насчет сведения с ума это – про зависимые состояния, которые и есть основная причина всех психопатологий (кроме органических поражений).

Имя Ники Турбиной, девочки-поэтессы, гремело по всему миру. Уже в 4 года она писала совсем не детские стихотворения, а в 9 выпустила первый сборник, который был переведен на 12 языков! Под свою опеку девочку взял Евгений Евтушенко. В 12 лет она получила «Золотого льва» на поэтическом фестивале в Венеции: до этого такой награды удостаивалась только Анна Ахматова.

В 16 лет Ника вышла замуж за итальянского профессора психологии, который был старше ее на 60 лет... Спустя полгода она вернулась в Москву. Легендарная поэтесса так и не смогла найти свое место в жизни. Ника, злоупотреблявшая алкоголем, неоднократно пыталась покончить с собой.

Полину Осетинскую  музыке обучал отец, который мечтал, чтобы хотя бы кто-то из его детей прославился. С третьей попытки ему это удалось: его младшая дочь Полина стала юной знаменитостью. Но когда девочке было 14 лет, все резко оборвалось. Полина отказалась поехать на гастроли в США, где ее ожидал гонорар в 50 тысяч долларов за каждый концерт. Переходный возраст сыграл свою роль, девочка ушла из дома, а с тех пор больше не общалась с отцом.

Как выяснилось, именно он и заставлял Полину часы и сутки проводить за занятиями музыкой, не оставляя времени больше ни на что.

В 2007 году имя 10-летнего Андрея Хлопина попало в Книгу рекордов Гиннеса! Мальчик стал автором трех научных гипотез на тему астрономии. Впрочем, сейчас Андрей учится на юриста и предпочитает заниматься боксом, а не интересоваться планетами.

Женя Кисин стал известен тоже в 10 лет, мастерски сыграв концерт Моцарта с оркестром, а уже через год он собирал залы на собственные концерты. И по сей день музыкант продолжает с успехом гастролировать по миру.

т.е. он остановился на достигнутом совершенстве и удовлетворился им.

Отношения со сверстниками у мальчика-вундеркинда складывались не слишком гладко. Чтобы сын мог избежать насмешек, родители приняли решение поменять ему фамилию Отман на материнскую фамилию Кисин, более привычную для русского языка. В семье мальчик всегда находил понимание и поддержку.

В отличие от многих чудо-детей, которые, став взрослыми, утратили свой необыкновенный дар, Кисину удалось не только сохранить свой необыкновенный талант, но и приумножить его.

Кроме музыки у него есть еще одно увлечение – он читает поэзию на идише и на русском языке, выступая с поэтическими вечерами.

Небольшая армия специалистов провела исследование, чтобы раз и навсегда определить, действительно ли вундеркинды перешагивают через свою гениальность, оставляя ее в прошлом, или все же сохраняют свое умственное превосходство во взрослом возрасте. Эти специалисты — интервьюеры, статистики, врачи и психологи — исследовали около 1500 вундеркиндов… и узнали, что происходит с ними дальше: как они растут, какую работу получают, как устраивают личную жизнь. Исследование фактически началось за 30 лет до предоставления результатов и было признано одним из самых захватывающих и значительных исследований в психологии: оно предоставило данные, которые в конечном итоге могут привести к радикальным изменениям в системе государственного образования. А заодно пошатнуло многие вековые убеждения, дорогие сердцам родителей, врачей, преподавателей и общественности в целом.

Исследователи опровергли одно из самых заветных суеверий, когда обнаружили, что в представлении о том, что не по годам развитые дети являются жалкими существами, слишком серьезными, сутулыми, неуклюжими, напряженными и невротичными, совсем мало правды.

Более того, ученые сообщили, что не по годам развитые дети обычно не являются маленькими исчадиями ада: у большинства из них отсутствуют проблемы с поведением. И они также обнаружили, что ребенок, который изучает греческий в 4 года и математический анализ — в 6 лет, не становится к 30 годам болваном. Скорее всего, он станет исполнительным вице-президентом, будет зарабатывать приятную круглую сумму и женится на самой красивой девушке в городе

 

Однако, выясняется, что исследователи в своей выборке имели дело не с вундеркиндами, а с просто одаренными детьми:

Типичный одаренный ребенок был ребенком родителей с уровнем образования выше среднего, которые также имели аналогичный доход выше среднего. Как правило, отец такого ребенка был профессионалом — врачом, юристом, профессором или бизнесменом. В его домашней библиотеке было в среднем 328 книг. Он быстро научился читать в возрасте 5 или 6 лет. К 10 годам он пропустил один класс, начав учебу выше своей возрастной группы, и тщательные тесты показали, что он уже освоил школьную программу на два или три класса сверх того, в который он был зачислен.  Он был эмоционально устойчивым, ненасытно любопытным и схватывал все на лету. У него была выдающаяся память, большой словарный запас, и он необычайно интересовался такими вещами, как соотношения чисел, атласы и энциклопедии. 

А это – совсем другая история.

 

Говард Лавкрафт считается праотцом всей мистической литературы, но мало кто знает, что этот писатель был вундеркиндом и свои первые серьезные произведения создал в возрасте 6 лет. К слову, чтением он овладел в два года, в этом же возрасте читал стихи наизусть.

Впечатлительный ребенок решил заняться созданием собственной пугающей вселенной и спустя некоторое время стал одним из самых известных писателей США. Известно, что фантастические события, описываемые в его книгах, мальчик брал из своих снов. Все детство Лавкрафт просыпался в панике с бешено бьющимся сердцем и не мог пошевелиться — его охватывал ночной паралич. Творчество Лавкрафта уникально настолько, что его произведения принято выделять в отдельный поджанр — так называемые лавкрафтовские ужасы.

 

Грегори Смит появился на свет в 1990 году в Америке. Он научился читать в два года и, как многие одаренные дети, поступил в университет в 10 лет, где обучался точным наукам.

Грегори Смит, в отличие от большинства вундеркиндов, не испытывает проблем в общении с кем бы то ни было. 

В возрасте 12 лет Грегори организовал международное движение, которое по сей день занимается достижением понимания между детьми всего мира. Будучи его главой, Смит беседовал с Михаилом Горбачевым и Биллом Клинтоном и в юном возрасте даже выступил с речью на заседании совета ООН. С тех пор его уже четырежды номинировали на Нобелевскую премию мира. Грегори Смит является доктором наук в области вычислительной биологии.

Сейчас юноше 23 года, и его карьера явно только начинается. 

Это, конечно, не тупая Гретта Тунберг, которую незаслуженно превознесли в схожие реалии, но трудно сказать (нет данных) о качестве его политических воззрений и утверждений.

 

Говоря о вундеркиндах, нельзя не вспомнить историю человека, который до сих пор считается самым умным из когда-либо живших на Земле. Речь пойдет о Нью-Йоркце, сыне эмигрантов из России, Уильяме Джеймсе Сайдисе. По самым скромным подсчетам уровень его IQ варьировался между 250 и 300 пунктами. Гений планеты появился на свет в 1898 году. Это кажется невероятным, но в возрасте полутора лет (когда обычные дети только начинают выговаривать слова и пытаются строить предложения) Уильям читал газету The New York Times! В три года он прочел Гомера в оригинале (внимание: на дневнегреческом), а до своего восьмилетия написал четыре книги, одна из них — монография по анатомии.

В 11 лет мальчик поступил в Гарвард, окончил его с отличием и до наступления 20-летия успел стать профессором. В зрелом возрасте Уильям свободно владел 40 языками, хотя некоторые исследователи утверждают, что это число достигало 200. Известно, что один язык — Vendergood — гений изобрел сам, взяв за основу греческий, латынь и современные языки романо-германской группы.

Несмотря на выдающиеся успехи Сайдиса, родители гения сомневались в рассудительности его решений. Например, Уильям осознанно отказался от половых связей. Он умер девственником от внутримозгового кровоизлияния в 1944 году.

 

Настоящая мода на вундеркиндов появилась в СССР в середине восьмидесятых, примерно одновременно с модой на барабашек.

Как ни прискорбно, природа устроена так, что за все "данное свыше" приходится расплачиваться. Сейчас в прессе очень популярны истории выросших вундеркиндов — о том, как обошлась с ними жизнь.

Существуют, конечно, примеры счастливо сложившихся судеб одаренных детей, такие, например, как судьба великого Вольфганга Амадея Моцарта, чьи способности проявились еще в раннем детстве и не угасали всю жизнь. Но чаще встречаются статьи о том, как ломаются и даже уходят из жизни гениальные дети. 

Окита Содзи жил в XIX веке в Японии и не отличался большим интеллектом или способностями к творчеству. Его гений был в другом – к 12 годам он стал непобедимым фехтовальщиком, в совершенстве овладев несколькими видами холодного оружия. Официально мастером боевых искусств его признали в 18 лет. Этот легендарный юноша – один из основателей военной полиции Синсэнгуми, на истории о которой до сих пор обращает внимание японский кинематограф и создатели комиксов.

В данном случае был сильно гипертрофирован критический период развития специфических моторных реакций, основанный на распознавателях зрительных примитивов и поддержанный высочайшей мозжечковой координацией.

Майкл Кевин Кирни родился в Америке, в 84 году прошлого столетия. Он невероятно быстро развивался. Уже в четырехмесячном возрасте начал разговаривать. Когда Майклу исполнилось пол года, его родители посещали врачей. Именно там он и сказал врачу о том, что у него имеется заболевание в ухе, что действительно оказалось правдой. В возрасте 10 месяцев ребенок научился не просто читать по слогам, а бегло и быстро. Но на этом удивительные вещи только начинаются. Уже в шестилетнем возрасте Майкл окончил учебу в школе. Не заставила себя ждать и учеба в колледже. Майкл окончил его спустя четыре года. Еще одним интересным фактом является то, что в 2008 он участвовал в одном известном шоу. Но важно то, что он смог выиграть миллион. Кирни был также участником шоу «Пароль на миллион долларов», которое транслировалось 14 июня 2009 года, но не прошёл отборочный тур после поражения в тай-брейке.

В 1990 году, когда Майклу было шесть лет, он закончил школу и поступил в колледж. К восьми годам Майкл закончил колледж с дипломом по специальности «геология». В 14 лет Майкл получил научную степень доктора наук по биохимии, закончив фундаментальное исследование под названием «Кинетические эффекты изотопов тимидин-фосфорилазы». В Книге Рекордов Гиннеса Майкл Кирни записан и как самый молодой в мире аспирант.

Аким Камара был рождён в 2000 году в Берлине. У мальчика имеются африканские и европейские корни. Родители утверждают, что сын начал проявлять способности достаточно рано и воспринимал музыку с младенчества. Играть на скрипке Аким начал в 2 года. Мальчик обладал невероятным слухом и благодаря этому быстро всему учился. В 3 года состоялось его первое публичное выступление, где он исполнил пьесу на Рождественском концерте. Юным гением заинтересовался известный скрипач из Голландии, который пригласил Акима в свою студию. В 2004 году он был включен в программу выступления, где выступал дуэтом с Андре Рьё. После навалившейся славы он немного пропал из виду. На данный момент Аким продолжает развивать свой талант и несколько раз был приглашён на телевизионное шоу.

 

Марк Вишня  родом из Екатеринбурга, которого прозвали мальчик-калькулятор. В 2 года мальчик умел считать быстрее, чем набирали цифры на калькуляторе. В 2007 году талантливый мальчик принял участие в шоу «Минута славы», где продемонстрировал свои способности быстрого сложения в уме. Получил голоса судей, но победителем так и не стал. В 3 года он знал наизусть математические таблицы. Его родителями было принято решение переехать жить в США. По словам матери причиной переезда послужило отсутствие реализации потенциала сына. В Хьюстон семья переехала в 2018 году, где Марк отпраздновал своё четырнадцатилетие. Сейчас учится в школе, где обучение ведётся на английском и испанском языках. Юноша владеет хорошо ими обоими.

Тимофей Цой - мальчик с невероятным знаниями географии. Тимофей был одарённым ребёнком. В 2,5 года научился считать, а в 2 года 10 месяцев уже вовсю читал. В 3,5 года мог читать по-английски и имел большой словарный запас. Географией интересоваться он стал только в 4,5 года. Всё началось с глобуса-ночника. После путешествий в некоторые страны Тимофей начал проявлять интерес к глобусу и искать на нём страны. Он выучил все названия и их местоположения. Потом уже мальчик приступил к изучению столиц. После чего заметил, что не все государства указаны на глобусе и попросил купить политическую карту с флагами. В возрасте 5 лет ему удалось всех удивить своими знаниями на шоу детских талантов «Лучше всех!», а также поразил самого президента РФ, который общался с ним лично.

Пабло Пикассо рисовать начал раньше, чем научился говорить. Как гласит легенда, он сам жестами попросил своего отца вложить ему в руку кисть и научить азам рисования.

Хотя другие школьные предметы давались ему с трудом, а систему счёта он, кажется, так и не осилил до конца долгой жизни. К 12 годам он настолько мастерски и реалистично воспроизводил натуру на холсте, что считался уже зрелым художником со своим неповторимым почерком, в то же время читая по слогам и допуская многочисленные орфографические ошибки при письме. Но экзамены в Школу искусств подросток сдал блестяще за один день, хотя обычно у начинающих художников на это уходил целый месяц. В 16 лет состоялась его первая выставка, а в 20 он был всемирно знаменитым.

Существуют трудности того, как выделить именно вундеркиндов среди самостоятельно увлеченных и, значит естественно развивающихся детей, которых называют одаренными.

Эффект вундеркинда чаще всего похож на эффект специализации искусственной нейросети тем, что так же использует отдельные зоны мозга, гипертрофически развитые и используемые, а не систему субъективной произвольности, которая начинает полноценно функционировать только после 25-35 лет.



Обсуждение Сообщений: 2. Последнее - 18.12.2020г. 10:50:24


Дата публикации: 2020-12-13

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Критика Тихоплавов | Книга Махариши Путеводный свет гималаев Критический анализ | Рецензия на Критический обзор сайта scorcher.ru Кириллом Алферовом | Чтобы академические ученые спохватились и стали менее доверчивыми нужны критические причины | Критический эффект Казимира может быть ответствен за каждый чих | Критический обзор сайта scorcher.ru от общества скептиков ) | Нужен критический взгляд на книгу | Пропущенный критический период? | Обсуждение Критические периоды развития у человека и вундеркинды | Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий | Периоды развития умственной деятельности собаки | Роль академических журналов: период неопределенности | О философии - как периоде развития личности | Период доверчивого обучения | Критические периоды развития | Критические периоды развития в формировании психической специфики | Без веры нет духовности | Привлечение вдохновения | Развитие воображения | Развитие гениальности | Творчество и нарциссизм | Аномалии развития головного мозга - причины, симптомы, диагностика и лечение | Вундеркинды отстают в развитии | Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей | Дэир (Дальнейшее энерго-информационное развитие) | Интеллект и экономическое развитие. Ричард Линн | Безусловная вера | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Головной мозг | животное человек | Личность человека | Мозг | Мышление человека | Не изученное человеком | Вундеркинды: сестры Князевы
Последняя из новостей: Делаются определённые обобщения, коррелирующие с моделью представлений об организации механизмов психики МВАП: Критические периоды развития у человека и вундеркинды.

Если ты такой умный, то почему не богатый?
Богатейший человек мира рассказал о перевернувшем его жизнь моменте.
 посетителейзаходов
сегодня:66
вчера:55
Всего:125156

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика