Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Привет! Правила | Свежее | Чат | Подписка
Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Тема форума: «Эволюция и развитие целеполагания у человека»

Сообщений: 280 Просмотров: 65344 | Вся тема для печати
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
 
Aglas
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Сообщений: 484

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37627 показать отдельно Май 05, 2013, 03:53:43 PM
ответ -только после авторизации
Задумался над тем, а когда и что способствовало у человека созданию возможности построения внутреннего плана действий и его последовательной реализации.
То есть, возможность к постановке Цели.
Данная задача затрагивает Вопрос о развитии структуры мозга - Лобных долях, которые отвечают в том числе за принятие решение, построение внутреннего плана. О том, когда началось их более активное развитие в эволюционном плане.
Дробышевский (сайт http://antropogenez.ru/) на изучении слепков эндокрана мозга, пришел к выводу: "Подводя основные итоги, можно констатировать, что наиболее активно эволюционирующей областью мозга гоминид была лобная, в особенности её надглазничная часть"
"Длина лобной доли в эволюции гоминид резко изменялась два раза: она росла при переходе от австралопитековых к H. erectus и начала уменьшаться с начала верхнего палеолита. Ширина лобной доли достигла максимума у H. neanderthalensis, после чего начала уменьшаться. Важной зоной эволюции лобной доли была нижнелобная область, в наибольшей степени увеличившаяся в промежуток времени от австралопитековых до H. erectus (возможно, до "ранних Homo", среди малой выборки которых имеются все варианты строения этой доли)"
Уже у Гельдербийского человека (600-200 тыс лет назад) были увеличенные лобные доли.

Здесь же затрагивается вопрос о рабочей памяти. то есть, какое количество элементов может удерживаться одновременно в кратковременной памяти.
Например, для изготовления орудий требуется держать в голове одновременно несколько действий, например: Найти нужный материл, для изготовления, найти вспомогательные, которым обрабатывать, произвести нужные действия для обработки (положить один камень на другой и произвести удар).
Например, человеческие обезъяны, с трудом могут оперировать 3-мя объектами. 2-мя легче: ударить одним камнем о другой камень. А если положить один камень на площадку и ударить другим камнем - это уже дается тяжелее и больше времени.

То есть, без хорошо развитой рабочей памяти, нет и сложного целеобразования.

И вообще, изменилось ли что-то у человека в способностях к постановке Цели и ее реализации в последние десятки тысячлет?

Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12275


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37629 показать отдельно Май 05, 2013, 05:17:45 PM
ответ -только после авторизации

>>затрагивается вопрос о рабочей памяти. то есть, какое количество элементов может удерживаться одновременно в кратковременной памяти

Опять возникает неопределенность того, что называть кратковременной памятью... Обычно ею называют то, что в мозге находится в активном состоянии. При этом только что-то одно может осознаваться, а остальное остается активными, но пока неосознаваемыми образами субъективного восприятия.

Одновременно несколько образов не может осознаваться, не может отслеживаться сознанием (выделяться вниманием) одновременно несколько цепей автоматизмов. Когда совершается несколько одновременных действий, то осознавание переключается поочередно, в соответствии с максимальной актуальностью очередного образа. То, сколько одновременных действий может отслеживаться сознательно, зависит от наработанных навыков в данной области, так начинающий жонглер испытывает серьезные трудности с этим, но с опытом способен следить сразу за многими предметами. С детства мы учимся прерывать осознание какого-то действия для контроля более актуального, чтобы потом опять вернуться к прерванному. Сколько ступеней прерывания в каждом навыке формируется - дело опыта.

Точно так же обстоит дело и с мыслительными автоматизмами - навыками творческого мышления.

Цель же, это - нечто иное, определяемое мотивацией, которая может становиться доминантной на долгое время решения важной задачи. Цель - рабочий вариант пробного поведения (плана системы пробного поведения), формируемого творческим процессом выработки наиболее желательного по результатам нового варианта поведения. Реализованная цель дает оценку того, насколько желаемое получено этим вариантом.



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Aglas, SergioYan, Айк
 
Aglas
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Сообщений: 484

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37630 показать отдельно Май 05, 2013, 06:37:53 PM
ответ -только после авторизации
автор: nan сообщение 37629
То, сколько одновременных действий может отслеживаться сознательно, зависит от наработанных навыков в данной области, так начинающий жонглер испытывает серьезные трудности с этим, но с опытом способен следить сразу за многими предметами

В данном случае, под "рабочей памятью" я как раз и понимал число одновременно отслеживаемых сознательно действий.
Я так понимаю, у человека все-таки это число ограничено 7+-2. Поэтому, если я правильно понял, то учением можно достигнут максимума этого значения (одновременно сознательно удерживать 7+-2 жонглируемых объекта). В принципе, я так понял, можно даже больше, если суметь какие-то объекты сгруппировать в структуры и рассматривать и оперировать ими не по отдельности, а как целым.

То, что цель зависит от мотивации, с этим я согласен. Но есть просто мотивация - "получить Банан", а есть отдельно "рабочий вариант пробного поведения (плана системы пробного поведения)". Я так понял, что это фактически перебор вариантов, которые могут дать результат. И чтобы данный варианты перебрать, мы можем оперировать для решения задачи только тем количеством объектов, которые одновременно мы можем уложить в голове.
Я привел пример человеческой обезъяны (не помню, шимпанзе или орангутанга - прочитал у Маркова "эволюция человека", если нужно найду конкретный текст) для которой задача справится с 3-мя объектами (камень, который обрабатывают, камень которым бьют по первому и площадка) оказывается не всегда посильной.
В этой задаче обезъяне требовалось составить для начала в голове пробный вариант поведения, чтобы уже потом к нему приступить (уложить в голове, я бы сказал), но поскольку, вероятно, их рабочая память ограничена 2-3 объектами, то она не смогла в мысленном варианте поведения использовать третий объект, и поэтому данный пробный вариант так и не сложился у нее.

Может ли мы этот пример рассматривать, как пример постановки Цели и попытке ее реализации обезъяной? И вытекающий отсюда вопрос: можем ли мы этот пример рассматривать как эволюционно промежуточный вариант поведения и целеполагания у человека (человеко-подобных обезъян)?

Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12275


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37633 показать отдельно Май 05, 2013, 07:22:09 PM
ответ -только после авторизации

>>под "рабочей памятью" я как раз и понимал число одновременно отслеживаемых сознательно действий

стоит ли так запутывать понятие "память"? Вот компьютерщики имеют очень хороший аналог этому - стек, но они не называют стек памятью, это - один из видов организации хранения данных. Я не могу сказать как конкретно организован механизм хранения последовательности прерываний, возможно что-то похожее на ассоциативно связанных стек, но м.б. и совершенно не так, раз выборка должна быть не последовательная в очереди хранения, а произвольная, - по мере наибольшей актуальности.

И никто не может точно сказать, есть ли лимит такой организации, и зависит ли он от вида животных (склонен думать, что аппаратного лимита нет, но механизм может нелинейно усложняться с наращиванием числа отложенного). Дело в том, что достаточно тщательных исследований этого не проводилось просто потому, что толком не понятно было что именно исследовать. Попытка считать число одновременно контролируемых действий в тривиальных для данной особи задачах - не даст корректной информации: одно дело - область хорошо развитых навыков, а другое - что-то новое. Вот и у животных надо бы найти то, что для них хорошо отработано и при этом суметь распознавать, что они переключают осознаваемое внимание, и тогда может оказаться, что у людей нет в этом преимущества перед обезьянами. Трудности методологические - огромны даже в отношении людей: фиг его знает, переключает ли он внимание или наловчился что-то делать неосознаваемо, как дышать-потеть-сердцебиться и т.п.

 

>>Я так понял, что это фактически перебор вариантов, которые могут дать результат.

нет, не просто перебор, а навыки формирования нового вида поведения (навыки творчества, приемы, наработанные опытом, свои и перенятые у других), но, конечно, прогностические просмотры возможного результата обязательны.

В общем, может оказаться. что качество эволюционных изменений механизма прерывания сознанием - дальше обезьян :) И чтобы точно в этом определиться нужно точно просечь как организованы эти механизмы. Просто размышлениями этого не достичь, хотя и возможно делать разные предположения.



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Aglas, SergioYan, Айк
 
Aglas
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Сообщений: 484

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37634 показать отдельно Май 05, 2013, 07:42:36 PM
ответ -только после авторизации
автор: nan сообщение 37633
стоит ли так запутывать понятие "память"? Вот компьютерщики имеют очень хороший аналог этому - стек

А когда я писал предыдущее сообщение, мне как раз пришло в голову слово "стек"
Но я не стал его употреблять, чтобы еще больше не усложнять текст.
Я поэтому и употребил термин "рабочая память", поскольку он более интуитивно понятен (хотя и не дает с методолигической точки зрения верного описания явления) большинством.

автор: nan сообщение № 37633
склонен думать, что аппаратного лимита нет, но механизм может нелинейно усложняться с наращиванием числа отложенного

Ну, то есть если рассматривать задачу в рамках некоторой погрешности, то можно сказать, что для Каждого из нас есть некий предел, при котором затраты на поддержания осознанного удержания объектов становится неоправданно затратным.

автор: nan сообщение № 37633
Трудности методологические - огромны даже в отношении людей: фиг его знает, переключает ли он внимание или наловчился что-то делать неосознаваемо, как дышать-потеть-сердцебиться и т.п.

Или как я упомянул, что он разные объекты научился комбинировать в одну структуру и обращается с ней как с единым целым. А там уже и до неосознаваемого контроля недалеко...

автор: nan сообщение № 37633
И чтобы точно в этом определиться нужно точно просечь как организованы эти механизмы. Просто размышлениями этого не достичь, хотя и возможно делать разные предположения.

Да и я так понимаю, что исследователи особо в этом направлении не копали. Хотя, нейроэкономика исследовала вопрос Принятия Решения. может что-то у них есть и с постановкой цели.

Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: SergioYan
 
БУМ
Sr. Poster


Сообщений: 183

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37640 показать отдельно Май 06, 2013, 01:29:20 AM
ответ -только после авторизации
Думаю, для внесения ясности стоит развести процесс неосознаваемого целеполагания и процесс целеполагания как осознаваемый процесс (процесс сознательно управляемого творчества).

Вы с которым из них разобраться пытаетесь?

Если речь идет о процессе осознанного целеполагания, то могу кое-чего про это набросать. Только необходимо договориться по поводу понятия "Цель". О чем мы говорим, когда говорим о "цели"? "Цель" - это что?

Отдельный разговор о способах представления цели в результате процедур субъективации и объективации. Ведь "цель" - это всегда то, чего еще нет в "сейчас". Цель - это, то что еще не "случилось" в реальности, а только может "случиться" при определенных условиях и в результате действий того, кто эту цель измыслил/соорудил в своем воображении.

Еще один отдельный разговор о способах достижения цели, которые важно не смешивать с самой целью и измысливать/сооружать эти способы отдельным тактом своей работы. Обычно, людям очень сложно удержать себя от подобного "смешивания" цели и способа его достижения, особенно на этапе их "придумывания".

Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Aglas
 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12275


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37643 показать отдельно Май 06, 2013, 08:30:46 AM
ответ -только после авторизации

Цель - абстракция для обозначения внешних проявлений психики, характерных для доминирующей (самоподдерживающей своей актуальностью) мотивации нерешенной важной задачи, когда есть намерение найти решение.



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Айк, Клон
 
Aglas
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Сообщений: 484

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37648 показать отдельно Май 06, 2013, 12:26:56 PM
ответ -только после авторизации
автор: БУМ сообщение 37640
Думаю, для внесения ясности стоит развести процесс неосознаваемого целеполагания и процесс целеполагания как осознаваемый процесс (процесс сознательно управляемого творчества).

Интересует именно процесс целеполагания, как осознаваемый процесс. Как творческий процесс получения желаемого результата.

Что я понимаю под Целью. Вообще я понимал, различные аспекты. Например, вот два типа цели:
1) Я хочу научится ездить на машине.
2) Решил смастерить полку на лоджии.

Равноправны ли эти Цели?
В первом случае - присутствует явная доминанта, Цель, которая может поддерживаться в течении долгого времени.
Во втором случае - Цель больше спонтанная, и краткосрочная. И вряд ли она будет поддерживаться в виде доминирующей активности долгое время.


Насчет достижения цели. Я так понимаю, тут уже и следует говорить об удержании в кратковременной памяти информации о том, КАК достигнуть результата. Причем это актуально больше именно для второго случая (с полкой).

Метка админа:

 
БУМ
Sr. Poster


Сообщений: 183

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37655 показать отдельно Май 06, 2013, 03:39:56 PM
ответ -только после авторизации
автор: nan сообщение № 37643
Цель - абстракция для обозначения внешних проявлений психики, характерных для доминирующей (самоподдерживающей своей актуальностью) мотивации нерешенной важной задачи, когда есть намерение найти решение.


Сильно запутанное определение... как для рабочего варианта.

Даже если отбросить "лишние" слова, примерно так: "Цель - внешние проявления психики, характерные для доминирующей мотивации нерешенной важной задачи, когда есть намерение найти решение" - это все равно чрезмерно сложно для понимания. Каким боком в определение понятия "цель" втискивается такая штука как "внешние проявления психики"? Внешние по отношению к чему/кому? С точки зрения кого?... Сложно, ссори, nan.

Пробую понять и отсюда - вопросы:
1) Цель - это то, что "рождается" психикой?
2) Цель "существует" в психике?
Если ответы "да" на оба вопроса, то
3) Цель - это то, что рождается психикой и существует в психике в ситуации, когда психика пытается решить значимую задачу?

Метка админа:

 
БУМ
Sr. Poster


Сообщений: 183

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37656 показать отдельно Май 06, 2013, 04:04:00 PM
ответ -только после авторизации
автор: Aglas сообщение 37648
Интересует именно процесс целеполагания, как осознаваемый процесс. Как творческий процесс получения желаемого результата


Ок. Фиксируем: говорим о целеполагании как об осознаваемом процессе деятельности человека.


автор: Aglas сообщение № 37648
Что я понимаю под Целью. Вообще я понимал, различные аспекты. Например, вот два типа цели:
1) Я хочу научится ездить на машине.
2) Решил смастерить полку на лоджии.


Про "различные аспекты" понятно. Но это аспекты чего именно?

Вот есть человек, у которого в психике присутствует некая "смутно звучащая" мотивация (например, которая названа: "хочу научиться ездить на машине"). Очевидно, что если такой человек будет продолжать "стоять и хотеть", то машину он водить не станет никогда.

Такому человеку нужно "собрать структуру ситуации", в которой он уже "умеет водить машину".
Как это выглядит, когда человек "умеет водить машину"? Что значимое есть в ситуации "человек умеет водить машину"?

Проделав эту работу, человеку остается создать набор "главных шагов" и сложить их в определенной последовательности (первый, второй, третий шаг и т.д.)... Ап! И способ попасть/перейти из "сейчас" в "целевую ситуацию" готов (считай - способ достичь свою цель)!

А дальше - либо человек пошел и сделал все шаги, либо... поменял свою мотивацию и ...

Метка админа:

 
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Род: Мужской
Сообщений: 12275


E-Mail
личная фото-галерея
Оценок: 39
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37658 показать отдельно Май 06, 2013, 04:12:50 PM
ответ -только после авторизации

Да, в самом деле путаницу вносит то, что слово "цель" возникло и получило смыл тогда, когда не было понятно, что именно порождает те внешне наблюдаемые проявления психики, которые дают повод говорить, что у субъекта есть цель. И это - одна из тех поверхностно определенных абстракций, среди всех других, которыми пытались как-то характеризовать проявления психики: эмоции, ощущения, чувства, воля, мотивации и т.п.

А нас же интересует достаточно корректное определение, позволяющие обозначать  вполне однозначные механизмы психики. И для слова "цель" с этим коррелирует доминанта [9] достаточно высокой значимости [15], поддерживающая актуальность нерешенной задачи. Эта доминанта возникает в момент прерывания фазы автоматизма для осознания того, что являясь очень важным, обладает настолько большой новизной (условий, сильно отличных тем, в которых этот автоматизм выработался) [35], что опыт подсказывает критически большие сомнения в желаемости результата, если продолжать вести себя привычным образом. Важность же получения результата настолько высока для данной особи, что даже если нет времени на размышление, то эта фаза остается активной, поддерживаясь высокой значимостью и формируя направленность творческих действий по решению проблемы (мотивацию), достижения желаемости результата.

Первоочередные, самые важные цели формируют одну или даже несколько постоянно активных доминант (они или не гасятся во время сна [95] или очень легко опять активизируются провоцирующими стимулами восприятия).



p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: БУМ, Айк, Клон
 
БУМ
Sr. Poster


Сообщений: 183

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37663 показать отдельно Май 06, 2013, 06:04:21 PM
ответ -только после авторизации
автор: nan сообщение 37658
Да, в самом деле путаницу вносит то, что слово "цель" возникло и получило смыл тогда, когда не было понятно, что именно порождает те внешне наблюдаемые проявления психики, которые дают повод говорить, что у субъекта есть цель. И это - одна из тех поверхностно определенных абстракций, среди всех других, которыми пытались как-то характеризовать проявления психики: эмоции, ощущения, чувства, воля, мотивации и т.п.


Согласен. Но слово "цель", сегодня, стало лишком широко употребляемым, что бы продолжать оставаться "поверхностно определенным". И как минимум, для удобства участников коммуникации на страницах этого уважаемого сайта стоило бы слово ЦЕЛЬ определить "на достаточную глубину".
Твое описание процессов, протекающих в психике, в результате которых человек начинает смотреться как "имеющий цель" - это всё относится скорее к неосознаваемым процессам... Доминанта, появившись, начинает выполнять функцию "центра управления" поведением человека - с этим спору нет. Но проблема в том, что случайно возникшая доминанта может вести человека в сторону действий и их последствий, совершенно чуждых ему на осознанном уровне. Другими словами: не всякая доминанта ведет человека к осознанной цели.
По-моим наблюдениям, чаще бывает всё еще хуже и более точное утверждение звучит примерно так: почти каждая доминанта не ведет человека к осознанной им цели.

автор: nan сообщение № 37658
А нас же интересует достаточно корректное определение, позволяющие обозначать  вполне однозначные механизмы психики.


Определение понятия ЦЕЛЬ важно и для использования в той задаче, которую ты назвал. Но Aglas пытается разобраться с возможностью целеполагаться осознанно, и понятие ЦЕЛЬ ему нужно для решения этой задачи, если я чего не путаю:

автор: Aglas сообщение № 37648
Интересует именно процесс целеполагания, как осознаваемый процесс. Как творческий процесс получения желаемого результата.




Вопрос в том, как эффективно целеполагаться, чтобы получать желаемый результат через какое-то время, а не "пасть жертвой своих доминант".

p.s. Если я - чего напутал, Aglas меня поправит.

Метка админа:

 
skuLL
Infra Real


Сообщений: 1480


Телефон: i.skuLL
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37667 показать отдельно Май 06, 2013, 11:58:45 PM
ответ -только после авторизации
автор: БУМ сообщение 37663:
Вопрос в том, как эффективно целеполагаться, чтобы получать желаемый результат через какое-то время, а не "пасть жертвой своих доминант".

 .....

автор: БУМ сообщение № 37640:
могу кое-чего про это набросать

и? :)



.........жизнь — один из способов борьбы с шизофренией.........
Метка админа:

 
Aglas
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Сообщений: 484

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37668 показать отдельно Май 07, 2013, 12:36:34 AM
ответ -только после авторизации
автор: БУМ сообщение 37663
Но Aglas пытается разобраться с возможностью целеполагаться осознанно, и понятие ЦЕЛЬ ему нужно для решения этой задачи, если я чего не путаю:

Вроде так. Я как раз и хочу понять, для начала каким образом происходит осознанное планирование собственных действий и идей, для того, чтобы в конце этой цели добиться.

Опять же я понимаю, что чем больше я думаю о чем-то, тем больше это переходит в состояние доминанты. И с этим все более менее понятно, точнее величина Доминанты перебивает по силе все остальные психические явления, которые именно при этом процессе происходят.
Тогда я хочу рассмотрать понятие Цели с минимальным влиянием доминанты (но при этом не отрицаю, что в данный момент мысли об этой цели будут иметь доминирующую активность ).

То есть, хотя бы рассмтреть на примере: Читая книгу, я вдруг наткунулся на интересный фрагмент и ссылку откуда он взят. Меня заинтересовал этот фрагмент и я поставил себе Цель попытаться найти электронный вариант этой книги в интернете и пробежать глазами, рассматривается ли там что-то более подробно по данному вопросу.

Я понимаю, что я не даю никакого определения понятию Цель. Я имею какое-то интуитивное понимание, которое выражаю пока в виде примеров (надеюсь они о чем-то говорят).


автор: ÁÓÌ сообщение № 37656
Что значимое есть в ситуации "человек умеет водить машину"?

Проделав эту работу, человеку остается создать набор "главных шагов" и сложить их в определенной последовательности (первый, второй, третий шаг и т.д.)... Ап! И способ попасть/перейти из "сейчас" в "целевую ситуацию" готов (считай - способ достичь свою цель)!

БУМ, но ты же сам предлагал не путать Цель и пути ее достижения.
Значимое в ситуации "человек умеет водить машину" может быть, что "теперь я смогу сам выезжать за город на выходные", "добираться на работу и с работы быстрее"
Сложить последовательность шагов для достижения - это замечательно. Я бы сразу задал вопрос, который уже задавал вначале: что для этого нужно, "рабочая память" ? Насколько развито подобное построение последовательных мыслительных шагов у других животных, на сколько шагов вперед они могут думать? Но я пока не буду задавать эти вопросы, чтобы не отвлекаться от основного вопроса

Метка админа:

 
БУМ
Sr. Poster


Сообщений: 183

Оценок: 3
список всех сообщений
clons
Сообщение № 37670 показать отдельно Май 07, 2013, 02:41:21 AM
ответ -только после авторизации
[size=12]автор: skuLL сообщение № 37667
и?


Что "И"?

Уже набросал. Или мало набросал?

Метка админа:

 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Статистика:
Всего Тем: 1925 Всего Сообщений: 47850 Всего Участников: 5200 Последний зарегистрировавшийся: kghkgklg
Страница статистики форума | Список пользователей | Список анлимитов
Последняя из новостей:
Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на статью

Топик ТК: Главное преимущество модели Beast
Пользователи на форуме:

Из коллекции изречений:
>>показать еще...