Тема 16. Практические следствия
Теперь знаний должно бы быть достаточно, чтобы можно было начать разрабатывать искусственный интеллект в нужной модификации :)
На самом деле моя совесть не чиста: я понимаю, что по каждому занятию нужно было бы провести несколько практических и дискуссионных закреплений (что я оптимистично намеревался проделывать), но это оказалось невыносимо для участников, что стало ясно сразу после первых же занятий.
Это – не шутка: если занятия добросовестно нарабатывались в личные навыки, то стиль схемотехнического мышления придает достаточный потенциал для того, чтобы всерьез размышлять о вариантах искусственной реализации адаптивных принципов или критически воспринимать такие варианты для верификации их возможностей.
Самое главное: при восприятии новостей, публикаций по психическим явлениям и их интерпретации, становятся ясно видны случаи недостаточности методов исследования, не учитывающих важнейшие принципы и даже попирающие их, сразу понимается недостаточная обоснованность утверждений, или, наоборот, в исследованиях сразу замечается то, что хорошо вписывается в систему других эмпирических фактов исследований, составляющих МВАП (или, рассматривая вне формализма МВАП, не противоречит другим надежным данным, а дополняет их), хотя такие публикации, естественно, встречаются гораздо реже.
Становится понятно, где тормозят Яндекс и Гугл в потугах внедрить интеллектуальную выдачу поисковых запросов.
Становится очевидно, где тормозят авторы тех или иных теорий разума.
Во всяком случае, легко и ясно обнаруживаются несоответствия и противоречия, которые уже можно предметно верифицировать.
Также становится возможным как угодно корректировать детализующие представления о МВАП, если для этого окажется достаточно веских оснований, согласующихся с общей стратегией критериев полноты и верности теории.
Рассказанное в лекциях при неизбежных вероятностях отдельных неточностей, дает главное: понимание того, без досконального исследования чего невозможно решить проблему организации психики, т.е. все без исключения упоминаемые элементы модели должны быть взаимно согласованы потому, что они жестко следуют из воспроизводимых данных исследований, образуя взаимодействующую систему принципов, отражающую реальные причины и следствия. Возникает понимание механизмов каждого из таких принципов в их взаимодействии с другими. Становится очевидной необходимость схемотехнического, а не какого-то другого подхода, в том числе и безуспешность попыток математического моделирования, которые столь же неуместны, как в случае целостного математического описания работы компьютера или даже микроволновки – это практически совершенно бесполезная, зато модная затея.
Это занятие – ознакомительная тема, которую просто невозможно ограничить какими-то рамками и здесь будут показаны только самые важные практические следствия и обобщения, следующие из концепции МВАП. Вовсе не обязательно пытаться прочесть все предлагаемые статьи и книги как можно скорее, на этом занятии нет вопросов для обратной связи, так что тут каждый сам решает, как ему лучше поступить со списком. Но если найти время на эти тексты, в которых с самой разной позиции и точки зрения и используются принципы организации психики, то темы занятий окажутся более полно раскрыты.
Далее примеры практического использования будут распределены по тематическим разделам.
Фраза из занятия: “Произведение новизны на значимость – формула привлечения (осознанного) внимания”.
Фраза из занятия: “При наблюдении выделяются те свойства объектов внимания, которые 1) важны (интересны) наблюдателю, т.е. он уже находится в распознанном контексте объекта внимания, определяющей его возможные свойства и 2) у наблюдателя уже есть собственные реакции, схожие с тем, что проявляется объектом внимания (иначе он просто не увидит это). Для педагогики это имеет самое прямое отношение: совершенно бесполезно пытаться чему-то научить, если ученик не находится в заинтересованном состоянии узнать свойства для какой-то свой практический цели.”
Фраза из занятия: “...красавчики смолоду заняты общением с девочками и друзьями, это для них главная мотивация, а те, кому это не светит, заняты развитием других навыков и в этом получают неоспоримые преимущества. Красавчик и умник в одном флаконе – лишь мечта девочек, на самом деле у красавчиков хорошо развиты навыки производить впечатление умников и не лезть в карман за словом. Потом жизнь ставит все на свои места в реальных проявляемых возможностях. Так что родителям стоит принижать уверенность своих детей в неотразимости у противоположного пола до минимума неуверенности в попытках отношений, пусть больше учатся другому интересному”.
Статьи по теме:
Развитие ребенка и влияние родителей
Педагогика и механизмы психики
Фраза из занятия: “Нужно дробить цель (моторного) движения на более элементарные с коррекцией каждого их них, давая возможность мозжечку освоить координацию тела для обеспечения такой цели”.
Фраза из занятия: “...во сне реализуется альтернатива осмысливанию при бодрствовании, которое случается редко и не все к этому склонны. Когда читаем книгу, обычно тоже не отвлекаемся на ее осмысливание, чтобы не потерять нить повествования, а все, что нас зацепит остается в виде актуальных активностей, которые нельзя терять, иначе зачем мы вообще читали книгу. Вот почему после прочтения трудного текста очень желателен сон, что оптимально сохранит полученную информацию.”.
Фраза из занятия: “ Чем больше домысливания по сравнению с использованием уже проверенных данных (привычных автоматизмов), тем больше ошибок предположений возникнет и закрепляется в памяти. А любое субъективное предположение должно проверяться в реальности, чтобы появилась адекватная оценка и уверенность очевидности. Так что явно у нас есть какое-то ограничение склонности фантазировать наяву, которое может довести до серьезных психопатологий. Это ограничение легко преодолевается многими людьми, особенно в молодости, т.е. ограничивает жизненный опыт негативных последствий фантазирования.
В этом есть очень важный практический вывод: если возникает необходимость построить теорию, то не следует использовать волю в размышлениях потому, что тогда подставляется то направление мыслей, которое в чем-то важно именно нам, нравится нам, а не то, что должно бы следовать безучастно. Не следует давать себе волю строить теорию, она должна сама построится на основе достаточного количества сопоставляемых данных, ведь именно на этом и заточено наше сознание, наши модели понимания. Нужно строить формальную модель, описывающую естественно складывающуюся модель понимания причин и следствий, отражаемых реальность. Ни в коем случае не следует любить твою теорию и потакать ей хоть в чем-то, это обязательно как-то вылезет боком.
И здесь возникает противоречие с функциональностью четвертого волевого уровня сознания, которое прививает волевые усилия для реализации решений. Т.е. понимание возникает до использования четвертого уровня, но результат проверки верности предположений получается на волевом уровне, когда нужна определенная воля для учета этого результата как бы ни была дорога идея. ”.
Статьи по теме:
Осознанное формирование поведенческих навыков
Адаптивная методика метания ножей
Здоровье и счастливое долголетие
Научная методология против иллюзий восприятия
Гениальность или Об эффективности поведенческой адаптации
Фраза из занятия: “Использование интуиции для нахождения подходящих вариантов действий называется эвристикой. Можно натренировать навык задавать задачу своему подсознанию и не думать о ней специально, пытаясь решить “логически”. Важно убедительно осознать важность и необходимость решение, можно еще научиться задавать желаемое время получения ответа, с учетом того, что для подсознательного решения нужны новые ассоциации, т.е. достаточное богатство восприятия и мыслей, а на это нужно время. Поэтому задавать срок нужно как можно подальше, может быть не один раз подступая к решению, и в это время заниматься чем-то близким к оставленной задаче, думать о сходном, читать о попытках решений других людей. Если решение будет найдено оно само привлечет к себе осознанное внимание. Нужно вовремя зафиксировать его, не рискуя отвлечься на что-то и забыть.”.
Фраза из занятия: “Если возникает необходимость построить теорию, то не следует использовать волю в размышлениях потому, что тогда подставляется то направление мыслей, которое в чем-то важно именно нам, нравится нам, а не то, что должно бы следовать безучастно. Не следует давать себе волю строить теорию, она должна сама построится на основе достаточного количества сопоставляемых данных, ведь именно на этом и заточено наше сознание, наши модели понимания. Нужно строить формальную модель, описывающую естественно складывающуюся модель понимания причин и следствий, отражаемых реальность. Ни в коем случае не следует любить твою теорию и потакать ей хоть в чем-то, это обязательно как-то вылезет боком.
И здесь возникает противоречие с функциональностью четвертого волевого уровня сознания, которое прививает волевые усилия для реализации решений. Т.е. понимание возникает до использования четвертого уровня, но результат проверки верности предположений получается на волевом уровне, когда нужна определенная воля для учета этого результата как бы ни была дорога идея.
Это верно как для научного, так и реалистичности художественного творчества. Но совсем другое дело творчество, намеренно искажающее реальность и провоцирующая совершенно неожиданные предположения. Они заведомо воспринимаются с большим интересом из-за своей значимой новизны, но так же как мутации очень редко оказываются полезными, так же и из “психоделических” идей возникает что-то практически полезное. Они довольно быстро приедаются потому, что мир субъективных фантазий (и даже компьютерного моделирования) не сравнимо беднее мира объективных явлений, и идеи лучше черпать из реального мира, чем и пользовался Леонардо Да Винчи, разглядывая узоры штукатурки, наводящие его на мысли заданной темы”.
Статьи по теме:
Математическое и эвристическое мышление
Неудовлетворенность существующим
Фраза из занятия: “Произведение новизны на значимость – формула привлечения внимания”.
Статьи по теме:
Модели понимания и зависимость
Роль религии в современном обществе
Фраза из занятия: “У простых термостатов есть некоторый гистерезис: включение нагревателя вызывает перегрев пока на это отреагирует датчик потому как у нагревателя есть инерция (он не может сразу нагреться и сразу остыть). Поэтому температура в таких термостатах постоянно колеблется, т.е. возникает генерация колебаний температуры. И чем больше инерция нагревателя или других элементов отрицательной обратной связи, тем больше будет амплитуда колебаний. Если задержка окажется настолько большой, что вместо отрицательной обратной связи возникнет положительная (т.е. момент воздействия окажется противоположным тому, что нужно бы для компенсации), то колебания станут максимальными по амплитуде. Но если сделать некий сглаживающий фильтр, например на выходе термометра, который не позволяет быстро менять показания, а отслеживает некий средний уровень по времени, заведомо больший, чем период колебаний температуры, то колебания прекратиться и установится равновесное состояние на заданной температуре.
Это – наиболее общее условие генерации колебаний в системах с обратной связью, в независимости от природы колебаний.
В организме оно так же работает. Например, нужно удержать руку в каком-то положении, делается усилие поднять ее. Это усилие зафиксируют рецепторы положения руки (или зрительные рецепторы через все системы мозга, распознающие это положение) и когда рука достигнет нужной высоты, дается команда на уменьшение усилий до уровня сохранения нужной высоты. Но если есть какие-то задержки в реагировании, то момент нужного уровня будет пропущен и нужно будет опускать руку. Возникнет дрожание (тремор).
При сильном волнении, когда на плавность движения привлекается максимум внимания и движение контролируется буквально на всех стадиях, часто возникает тремор потому, что осмысление требует времени и возникает задержка. Это может закрепиться в автоматизмах. Или тремор может возникнуть из-за патологии каких-то промежуточных стадий, например, прекращения действия некоторых рецепторов положения руки и тогда момент нужного положения будет пропущен.
В быту люди с повышенным давлением склонны принимать сбивающий давление препарат когда давление поднимается. А это бывает при стрессе, физической нагрузке и т.п. ситуациях, когда организму нужно поднять давление для обеспечения функциональности. В результате давление довольно быстро снижается и даже намного ниже, чем нужно, возникает болезненная вялость, сонливость, нарушения координации, в общем, давления организму очень не хватает. Тогда гипертоник принимает препарат для повышения давления (пьет родиолу, крепкий чай и т.п.). Давление подскакивает. И т.п.
Если же не торопиться с решением противодействовать, а выждать время, то вообще бы не потребовалось принимать препараты потому, как последствия стресса бы довольно скоро закончились.
Бывает при сильной жажде так хочется пить, что выпивается огромное количество воды. Сигналы о восстановлении водного дефицита возникают намного позднее, когда на борт заливается слишком много воды. Это может нанести определенный вред (как с лекарствами от давления) и это стоит учитывать, не торопясь выпить побольше до того, как жажда не исчезнет.
Во всех случаях подобного восполнения жизненных параметров стоит помнить об этом и не переедать до вредных последствий, не перепивать, не переохлаждаться в жару и т.д.”.
Статьи по теме:
Математическое и эвристическое мышление
Системное мышление и формализация
Психическое явление Интерес или Инициатива наказуема?
Психическое явление Превосходство
Осознанное формирование поведенческих навыков
Статьи по теме:
Особенности социальной адаптации
Роль религии в современном обществе
Иллюзия счастья или Стратегическая ошибка сапиенсов
Для размышления о разуме и психике появляется хороший философский потенциал понимания, способный адекватно интерпретировать воспринимаемые сведения по теме и самому рассуждать в контексте такой специфике проблем на уровне непосредственного подхода к научной стадии исследований. Курс тематики позволяет планировать целевые, а не случайные исследования в рамках имеющейся модели.
На последних занятиях напрямую тематика касалась чуть ли не эпатажных выводов про суть Эго, то, во что развивается тенденция все большего усиления технической коммуникации. Это напрямую изменяет сложившееся в современной культуре отношение к смерти. Да, во многих известных культурах смерть не считается трагедией, но это – в силу религиозного убеждения в вечной жизни души и неважно, что это будет за жизнь, страшно уже не было даже тем, кому за грехи сулили посмертные страдания. Но совершенно иная картина возникает с пониманием сути субъективных переживаний, сути абстракции субъективной реальности, которая уже не является принадлежащей к материальному миру, хотя стремящейся адекватно отражать его. Такое отношение к смерти отдельной личности конкретизируется в статьях Непостижимая исключительность бытиЯ и Смерть и адаптивность.
Статьи по теме:
Неудовлетворенность существующим
Протест очевидности или почему люди спорят?
Как объяснить, что такое ложка?
Мировоззрение - та основа, которая обеспечивает качество возможностей человека, соответствие желаемого им и получаемого. Неадекватное мировоззрение не дает получить желаемое потому, что представления оказываются неадекватными реальности и поведение, полагающееся на такие представления, конечно же, не приводит к ожидаемому.
Модель описывает явления психики на основе обобщённых механизмов, исследованных на примере природной реализации. В результате того, что сопоставлялись фактические данные исследований, воспроизводимые у независимых исследователей, обобщение оказывается на надежной аксиоматической базе, открывая пути для конкретных исследовательских задач.
Сборник историй, где много непривычных эпизодов и мыслей. И это - не улетное фантазирование, а жизненная основа бытия, провоцирующая неудовлетворенность существующим. Вне привычного - область функциональности сознания, когда даже в монастыре колеблется вера, возникают сомнения, борьба и новые решения. Все в сборнике представляет художественно-литературное качество представлений, описанных в научно-популярной книге "Познай себя".
Про взаимодействие души и тела. Про абстрактную суть сознания, реализующего произвольность отвлечения от привычного. Попытаемся представить себе наглядно суть самоощущения своего Я. Это стоит того, чтобы более подробно выделить самое главное.
Субъективный мир - не материальный, а условный или абстрактный и поэтому может сколь угодно значительно отличаться от объективного мира по свойствам и зависимостям. У него есть свои особые завораживающие свойства, описаны в статье про эго: fornit.ru/12787. Субъективное лишь приблизительно отражает объективное, по-своему произвольно интерпретируя происходящее.
Существует двойственность: собственно механизмы организации адаптивного поведения, реализующие произвольность по отношению к привычному и то, как эта произвольность переживается субъектом. Это порождает вопросы о взаимодействии души и тела у тех, кто не понимает каким образом материальная система процессов управления порождает абстрактное проживание Я.
Эго или "Я" - то, что осознает и переживает происходящее от собственного лица и, в то же время, совершенно не отделимое от других структур мозга, теснейшим образом связанное с ними, впрочем, как неотделимо и от всего того из окружающего, что включено в систему реагирования тела, наравне с собственными конечностями. Эта двойственность до сих пор не укладывается в головах многих ученых, вызывая вопросы о взаимодействии души и тела, а также о сути сознания и его функций.
Главное резюме: "Словом "сознание" обозначают наличие субъективной произвольности в оценке значимости новых элементов воспринимаемого, что приводит к интерпретирующему пониманию смысла происходящего (в процессе осмысления) и позволяет реализовать новый смысл в произвольно выполняемых (силой воли) обновленных вариантах поведения по отношению к привычному".
Произвольность - способность интерпретировать воспринимаемое с позиции текущего смысла понимания происходящего и использовать этот смысл для корректировки поведения в новых условиях, вопреки привычному, для чего необходимо "волевое усилие" (произВОЛЬность). Произвольность - преодоление привычного новым пониманием и реагированием.
Cамое главное в статье - возможность понять суть Я, суть психического не просто с позиции механизмов организации, а "изнутри", в также суть внутреннего языка организации психики - абстрактных образов, имеющих личную значимость.
Понять - значит упростить. В самом деле, с опытом приходит все белее точное распознавание и игнорирование второстепенного, а в действиях - все более точные реакции, без лишнего, с минимумом затрат. Это отражает критерий оптимизации интеллекта восприятия и интеллекта действия (fornit.ru/7049). Но такая характеристика лишь описывает свойства понимаемого, а не принцип осуществления понимания.
Понимание как процесс - формирование личного смысла воспринятого в контексте субъективных моделей, которые интерпретируют смысл происходящего в определенном контексте.
Понимание как психическое явление - состояние уверенного распознавания контекста происходящего, придающее этому происходящему определенный смысл, что является осознанной и произвольной оценкой.
Произвольность - способность интерпретировать воспринимаемое с позиции текущего смысла понимания происходящего и использовать этот смысл для корректировки поведения в новых условиях, вопреки привычному, для чего необходимо "волевое усилие" (произВОЛЬность).
Произвольность - преодоление привычного новым пониманием и реагированием.