Общее нервной системы насекомых и позвоночных

Относится к   «Эволюция нервной системы»

Специалисты Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН под руководством академика В. Л. Свидерского, работая со стрекозами, впервые исследовали тонкое строение грибовидных тел — одного из основных отделов головного мозга насекомых. Ученые пришли к выводу, что строение и функции грибовидных тел стрекоз имеют много общего с некоторыми структурами головного мозга позвоночных.

Грибовидные тела ранее исследовались у медоносной пчелы, домашней мухи и американского таракана; получены достаточно противоречивые данные об их структуре и функциях. Но стрекозы, древнейшие на Земле насекомые, да и вообще сухопутные высокоорганизованные животные, до сих пор оставались вне поля зрения ученых. Между тем, стрекозы — уникальный объект исследования. Они обладают, с одной стороны, примитивными, с другой — эволюционно продвинутыми чертами строения.

Российские исследователи считают, что грибовидные тела стрекоз отвечают за зрение и планирование движений. Без хорошего зрения стрекозы бы пропали. Они ловят добычу на лету на большой скорости, поэтому очень важно, чтобы информация о потенциальном объекте охоты поступала в высшие центры как можно быстрее. Если задержка в передаче информации составит всего 2-3 мс, стрекоза за это время переместится в воздухе на 2–6 см, а такое расстояние равносильно промаху.

Выяснилось, однако, что грибовидные тела — не конечный пункт обработки зрительной информации. Исследователи работали с личинками стрекоз последнего возраста, которые имеют уже вполне сформировавшуюся нервную систему. Наркотизированной личинке вводили краситель, через некоторое время вскрывали ее и наблюдали прокрашенные клетки нервной системы. Ученые впервые обнаружили нервные пути, по которым сигналы из грибовидных тел могут поступать в другой отдел нервной системы — подглоточный ганглий.

Это означает, что в управлении движениями у насекомых, как и у других высокоорганизованных животных, существует иерархия. Такое разделение функций внутри центральной нервной системы биологически выгодно, так как освобождает головной мозг для выполнения наиболее сложных функций, связанных с условно-рефлекторной деятельностью, памятью и т. п. Для насекомых это особенно важно, поскольку число нейронов у них ограничено. Поэтому каждый нейрон, каждый нервный узел совмещает несколько функций. Так и грибовидное тело не только обеспечивает насекомое зрительной или обонятельной информацией. По некоторым данным, оно отвечает за память насекомых, позволяет им планировать сложные движения и даже осуществлять интеллектуальные действия. Иными словами, грибовидные тела выполняют функции, которые у позвоночных мы бы отнесли к компетенции высших образований головного мозга. По-видимому, насекомые и позвоночные решали стоящие перед ними эволюционные проблемы сходным образом.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ; его результаты опубликованы в последнем номере «Журнала эволюционной биохимии и физиологии» за 2004 год.

В предметном указателе: Авторитет науки как инструмент манипулятивного влияния на общество. — КиберПедия | Анализ и синтез, идеализация, обобщение, абстрагирование как методы научного познания | Аномия российского общества: четыре раскола | В чем сила и польза религии для общества и воспитания? | Как люди строили идеальное общество, и что у них получилось | КОБ: Концепция общественной безопасности | Краткое обобщение результатов исследований по палеогляциологии и климатостратиграфии антропогена. | Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения | Мистическое влияние в современном обществе | Некоторые общие принципы построения адаптивных систем управления | К. Вили Нервная система | КЛЕТОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В.В. Жуков, Е.В. Пономарева | Нервная система виноградной улитки | Нервная система и органы восприятия пчел | Передача нервного импульса через синапс | Развитие нервной системы в филогенезе | УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРИНЦИПА ДВУСТОРОННИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НЕРВНЫМИ ЦЕНТРАМИ | Физиология высшей нервной деятельности | Физиология центральной нервной системы | Норбеков | Путь дурака | Источники электропитания для д... | Технические системы безопасности | Базовые понятия теории адаптивных систем | Гомеостаз и Система значимости | Диссипативные системы | Зоны Системы значимости | Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник | Fornit Дарвиновский музей, насекомые | Физиология насекомых | Раскрыт механизм установления лево-правой асимметрии у насекомых | Альтруизм общественных насекомых поддерживается полицейскими методами | Самые маленькие насекомые обладают уникальной нервной системой | Интеллект насекомых недооценивался | Развитие нервной системы и иммунитета у насекомых контролируется одним и тем же белком | Обоняние у насекомых и млекопитающих основано на разных молекулярных механизмах | ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ У НАСЕКОМЫХ | Мозг позвоночных возник раньше самих позвоночных
Последняя из новостей: Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.