Социализация, термин предметной области исследований "Социальная психология". Не только из за его интуитивно самораскрывающегося понятия, но в виду его достаточно корректного, отражающего фактическую сторону развития личности в обществе значения, он непосредственно переносится в другие смежные области, в том числе и психофизиологию, откуда и становится возможным проследить механизмы реализации этого явления. Некоторая размытость определений и утверждений, характерная для психологов, снимается на уровне рассмотрения механизмов психики, и понимание термина становится однозначным.
В статьях сайта о смысле жизни, межличностных отношениях, депрессии и т.п. говорилось о том, что личность в современном обществе оказывается достаточно удовлетворенной своим положением только при условии, если у нее есть социально востребованный личный интерес, который она находит возможности реализовать. В минимальном случае это - предельные близкие отношения с другой личностью. Такое утверждение обосновывалось косвенно, пониманием того, что личность в социуме, представленной одной из современных и преобладающих культур, практически полностью сформирована на основе взаимноразделяемых представлений и стереотипов поведения, и без реализации таких стереотипов оказывается в недопустимо обедненной среде (эффекты сенсорной депривации), с потерей своих наиболее важных составляющих.
В этой статье будет более обстоятельно показаны причины и следствия социализации. При этом, в связи с уточнением понятия снимаются многие вопросы, ставящиеся психологами для термина "социализация" так, что нет необходимости останавливаться на них (во всех таких случаях достаточно корректно и однозначно определить суть термина, как, тем самым, снимаются все споры о его значении и связи с другими подобными терминами).
Определение из социальной психологии:
Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду....человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень
"Другая сторона" социализации предполагает "активное", точнее - творческое использование сформировавшейся первой ее "стороны" и у разных особей это может происходить в разной степени, вплоть до полного отсутствия второй части, что проявляется в различных формах пассивного паразитизма и эгоизма.
Выделенное жирным во второй части - нахождение нового с позиции личной значимости, называется творчеством - в терминологическом для психофизиологии смысле слова. Его механизмы, мотивации и следствия были описаны в статьях: Основные механизмы творчества, Неудовлетворенность существующим и Источники сотворения.
Творчество - определяющая движущаяся сила адаптивности социума, но оно реализуется относительно небольшим процентом людей. Большинство не достигает этого уровня социализации в заметно влияющей на социум степени. Это оказывает на их жизнь специфическое и парадоксальное влияние: в зрелом возрасте они более подвержены негативным переживаниям в результате депрессии и хандры (негативные последствия лени), но и творческие люди постоянно подвержены негативным переживаниям именно в силу особенностей творчества, но муки творчества оптимистично позитивны.
Рассмотрение причин и следствий социализации стоит начать с того, что личности связаны одна с другой через окружающую среду, а не как-то телепатически, что взаимодействие, приводящее к желательному результату для каждой из них предполагает развитие системы взаимопонимаемых сигналов. Нет никакого такого мистического "коллективного разума" вне разумов отдельных особей. Но есть коллективная составляющая всех разумов в виде отдельных личностей.
Существует немало доосознаваемых сообществ, вплоть до сообществ микроорганизмов, где используется согласованное взаимодействие через среду, которое возникло случайной изменчивостью наследуемых реакций и оказалось решающим для увеличения стабильности существования популяции.
Согласованное взаимовлияние в популяции может быть организовано с использованием сознания или без него, это - не принципиально, оно все равно оказывается эффективно, но первое имеет решающие преимущества возможности приспособления к извинившимся условиям "целенаправленно", а не случайно, т.е. с использованием возможностей личных механизмов адаптивности, которые и обеспечивают новое реагирование индивида и могут быть заимствованы другими особями. Самобытная, уникальная реакция на новое личностью становится дополнением установившемуся стереотипу реагирования социума, - если она показывает свое преимущество и не находится за рамками понимания других особей. Вот почему в определении социализации был выделен этот важнейший момент.
Конечно, стихийно-случайные изменение согласованного реагирования продолжают играть свою роль, и если это оказывается действенно, то используются, но уже не столько методом отбора особей, носителей этих случайных изменений, а методом сознательного приспособления своего поведения теми, кто на это способен.
В виду того, что случайно-стихийное воздействие несопоставимо более редко, чем индивидуальное нахождение желательного результата поведения, то именно личная адаптивность играет определяющую роль в развитии реагирования социума, что, в свою очередь, требует изменения в системе взаимных представлений - культуре. Говоря о механизмах, индивидуальное сознание - основа поведенческой адаптивности личности. Сознание всегда сопровождает то, что отличается новизной, требующей приспособления, после чего найденная реакция, приведшая к желательному результату становится неосознаваемым автоматизмом.
Сознание, решающее задачу взаимодействия, взаимопонимания с другими членами общества, формирует модели себя для такого взаимодействия (стереотипы поведения и стереотипы творческих приемов) - на равных как формируются модели себя в отношении взаимодействия с любыми другими объектами внимания внешнего мира. В этом плане понятие "самосознания" уже рассматривалось в статье Самосознание.
Для нахождения желательного варианта необходимо поставить "цель", такую задачу, которую необходимо решить осмыслением ситуации и проверкой предположения о желательности нового варианта поведения. Нерешенную задачу в виде активной доминанты называют целью, см. Целенаправленное поведение. И именно наличие целей, порождающих доминанты нерешенных проблем (в отличие от бесплодной мечты), являются характерной особенностью личности, способной оказывать влияние на общество (вторая сторона социализации, кроме приспособления к системе взаимопонимаемых сигналов и действий).
Особи, не обремененные целями, тем самым даже потенциально не влияют на социум, они могут только потреблять, хотя при этом и выполнять рутинную социально полезную работу, но по своей роли не отличаясь от бессознательных механизмов и приспособлений (см. А не роботы ли мы?).
Итак, социализация - процесс развития адаптации и адаптивности по отношению к объектам социума: индивидуумам, группам, всему социуму.
Этот процесс принципиально не отличается от любой другой поведенческой адаптивности, например, наработке умения владеть ножом, но областью формирования стереотипов поведения оказывается взаимоиспользуемые объекты социума, в отличие от того, что нож, к примеру, не использует владеющего им человека (хотя образно можно говорить о какой-то власти предмета над человеком).
Процесс социализации проявляется в виде признаков взаимного использования, что условно отличает адаптивность при социализации от любого другого. Если человек строит свои отношения с домашним животным, то такие признаки есть, и они говорят об образовании взаимнопонимаемых связей через элементы окружающей среды. Символами взаимопонимания в этом случае являются невербальные сигналы и текущее состояние взаимного использования.
Взаимоиспользование образует систему, обладающую большими адаптивными способностями, чем составляющие индивиды. В этом - преимущества социальной организации популяций.
Каждое значимое социальное событие, затрагивающее человека, вынуждает приспосабливаться к взаимодействию с его участниками в его специфике: учеба в школе, в вузе, служба в армии, семейная жизнь, выход на пенсию и т.п. В детстве это может быть развод родителей, воспитание в детском саду или интернате.
В качестве поведенческой адаптивности социализация как десоциализация (дезадаптация взаимодействия с объектами социума - обязательный параллельный процесс, обеспечивающий эффективность и корректировку адаптивной реакции) продолжается всю жизнь личности (кстати, не только человеческой, но и других животных или смешанного взаимовлияния: человека и животного).
Процесс социализации всегда относится к каким-то определенным объектам социума, выделяемым вниманием социализирующейся личности (от отдельного индивидуума до наиболее обобщенного отношения ко всему обществу). Это - всегда вопрос взаимного использования, взаимной власти. Глубина и особенности нарабатываемых адаптивных связей с каждым из объектов социализации индивидуальна и различная и может условно характеризоваться уровнем социализации.
Рассматривая стадии психического развития, легко можно выделить все то, что относится к социализации - приспособления личности к окружающему социуму. Практически полная зависимость личности от социума показана в статье: Личность и социум.
До некоторой стадии индивидуального развития отсутствие собственной социально востребованной активности никак не отражается на благополучии, не вызывает негативных переживаний.
С момента специализации, особенно трудовой специализации, что в подавляющем большинстве личных судеб совершенно необходимо, формируются и углубляются отношения с той частью социума, которая непосредственно касается трудовой специализации и возвращает блага в эквиваленте оцененной полезности работника. Те, кто сумел достичь удовлетворяющей его полезности и существует за счет заработанного, тем самым создал новую, очень значительную часть себя, систему моделей навыков, понимания, творческих способностей (которые есть в любом виде труда настолько, насколько там есть необходимость приспосабливаться к новому). Эти специализированные модели востребованы большую часть времени суток и жизни, вытесняя многое из того, что уже не удается поддерживать (детские игры и отношения, беззаботность жизни в семье на всем готовом, детские увлечения и интересы). Человек становится профессионалом в какой-то области (классно собирает любые шкафы на мебельной фабрике, разбираясь в любых ребусах их инструкций, осваивая все новые технологии и инструменты).
Дома человек может посвящать оставшееся время своему личному увлечению, специализируясь в нем, используя навыки творчества, приобретенные на работе. Или же он может подсесть на интернет-продукцию, специализируясь в ней. Рабочая специализация во многом пересекается с другими видами жизненного опыта (у некоторых бывает, даже во сне решается важная производственная задача). Большая часть личности оказывается связанной со специализированными моделями, и жизнь во многом определяется уже этими стереотипами. Особенно показателен этот процесс на примере японских принципов корпоративной этики отношений.
Период специализации (а их бывает несколько) - и есть та "другая сторона" социализации из определения социальной психологии.
Внезапная потеря работы и невозможность нахождения замены по своей специальности наносит психотравму, пропорциональную времени и усилиям, затраченным на специализацию, не только и не столько из-за негативных прогнозов последствий, как из-за утраты той большой части себя, которая более никак не используется. Это, в самом прямом смысле - потеря части самого себя, смерть этой части.
Можно с уверенностью утверждать, что если человек, оказавшийся без работы, не испытывает в связи с этим дискомфорт в виду достаточной обеспеченности жизни (неважно каким образом обеспеченной), то у него не была сформирована профессиональная специализации, что это, скорее всего, - своеобразное продолжение детского периода игровой инициативы, что он не имел и не потерял большую часть своей личности, представленной наработанными профессиональными стереотипами поведения и теми, что в той или иной мере были связанны с ними.
Самой значимой из системы оценок, появляющейся в период специализации, является значимость личной полезности социуму, которая прочно закрепляется во множестве отношений с социумом. Эта оценка придает еще больший драматизм в случае, если человек ощущает себя бесполезным. В целом все эти факторы и формируют зависимое депрессивное состояние.
К примеру, уход на пенсию с прекращением работы для тех, у кого не было независимого личного социально востребованного интереса - однозначно приводит к потере наиболее важной части самого себя, которую он развивал практически всю жизнь, это - смерть преобладающей части личности. Это несопоставимо трагичнее, чем была пережита потеря детства (навыки игр и взаимоотношений, увлечения и стереотипы мышления).
Повторюсь, этих проблем нет у тех, кто остается пребывать в периоде игровой инициативы и ограничивается почти во всем "одной стороной" социализации. Очень не многим удается долго оставаться в радужном детстве.
Преимущества повышения уровня социализации можно ярко представить на примере двух типов взаимоотношений между двумя людьми.
1. Отношение не вполне определенные, основанные на некоторых стереотипах, практикуемых в данном социуме, что делает возможным начать поддерживать их практически сразу, без какой-то договоренности и взаимной приспосабливаемости.
2. Отношения уже сложившиеся, основанные на сформировавшихся навыках взаимооиспользования, на взаимном признании того, что в определенных рамках партнер - часть самого себя. Так же как человек формирует навыки использования своей руки и без нее оказывается инвалидом, в точности так же навыки использования партнера становятся частью личности. Потеря партнера ничем в принципе не будет отличаться от инвалидности от потери руки.
Первый тип взаимоотношений основывается на той части социализации, которая в выделенном вверху коричневом определении обозначена как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей: используются готовые и усвоенные стереотипы взаимоотношений. Из-за слишком общего характера, в реальных конкретных условиях такие отношения могут оказываться не соответствующими обстоятельствам, вплоть до явной абсурдности и требовать индивидуальной коррекции. Таким образом, первый вид взаимоотношений - наиболее общий шаблон недостаточно определенных отношений, воспринятый в меру подготовленности понимания.
Второй тип взаимоотношений соответствует необходимости проявлять процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет...активного включения ....человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Эта активность формирования адптивного взаимовлияния и взаимоиспользования устраняет неопределенности общего стереотипа и проявляется в том, что если в первом случае партнеры вынуждены почти все время обманывать друг друга (обычно ненамеряно), чтобы оставаться в рамках взаимопонимания и доверия, несмотря на множество случаев несоответствия стереотипа текущей ситуации (добросовестное умалчивание и ложь), то во втором случае самым естественным образом это так же абсурдно, как пытаться обмануть собственную руку, т.е. самого себя. Это касается буквально всех сторон жизни, в том числе экономической, ведь при втором типе отношений финансы так же оказываются в рамках установившегося взаимоиспользования.
Вопрос о том, быть или не быть тем или иным совместным действиям просто не стоит: эти действия уже входят во взаимный поведенческий стереотип отношений, нет никаких притирок, споров, все уже естественно и согласовано, хотя может и корректироваться в новых условиях, - как и любая другая поведенческая адаптивность, но совместными усилиями.
Сказанное не касается только идеализированного случая, некоей фантастической идиллии отношений, но люди, которые мало развивают второй тип отношения, соответственно, смогут понять это с большим трудом.
Ключевым словом во втором типе отношений становится естественное, а не декларированное "доверие" во всем том, что образовало систему взаимоиспользования.
При этом иллюзия таких отношений может возникнуть у одного из партнеров, в то время как второй остается лишь на уровне первого типа. Что интересно, даже в таком случае доверие оказывается вполне обоюдным: обманывающий партнер уверен в искренности другого и использует ее злонамеренно или в добросовестном неведении этого.
В реальности не все виды взаимоотношений между партнерами ограничиваются только одним типом. В чем-то они строятся по первому типу, а в чем-то - по второму. Социальным идеалом, общеразделяемой ценностью является второй тип, которой реально обеспечивает наиболее продуктивную социализацию и результаты социальной адаптивности. Доверие считается безусловной ценностью, хотя и используется часто для обмана. На самом же деле доверие очень даже условно-зависимо и адекватно только в конкретных, определенных обстоятельствах - как результат развитой социализации второго типа, как уверенность в том, уже хорошо наработано во взаимоотношениях и постоянно подтверждается на практике.
Ценность доверия, доверительных отношений, активного взаимоиспользования наделяет все возможные и совершаемые социальные действия высокой значимостью в случае достижения такого результата или стремления к нему. Эта значимость оказывается критерием желаемости в социальных отношениях, обесценивает то, что не приводит к такому результату. Быть бесполезным в обществе, не оправдывать доверия - очень порицается и те, кто пытается паразитировать оказываются в изоляции неформальных, порицаемых субкультур, но и в рамках таких сообществ поощрение паразитирования в какой-то области вовсе не исключает отношения взаимоиспользования в другой области.
Второй тип взаимоотношений означает неизбежность творческого решения задач взаимной деятельности, поскольку требует развития личных навыков взаимоиспользования вместо применения шаблонов социальных отношений. Это означает наличие доминанты нерешенной проблемы в период адаптации, это означает необходимость и умение проявлять волевое усилие для преодоления ранее закрепленных поведенческих стереотипов, что предполагает определенную социальную дисциплину, умение ставить цели и достигать их.
Второй тип взаимоотношений может возникать в результате вынужденной ситуации взаимоиспользования (в критической ситуации не оказалось больше никого кроме данного человека) или в результате развития первого типа взаимоотношений. Это касается "естественных", необходимых по обстоятельствам причин такого развития, без специально поставленной цели выработать такие взаимоотношения.
Но возможно и целенаправленное, осмысленное решение сформировать такой тип отношений с определенным человеком или группой людей, выбранных по каким-то начальным предпочтениям. Наилучшей средой такого процесса является наделение авансом доверия. Во многих случаях это реально происходит и дает ожидаемые результаты эффективной социализации в конкретных случаях взаимоиспользования. Это - соглашения партнеров для решения важных задач, временных и постоянных, это образование ассоциаций компаньонов и т.п. Во всех этих случаях возможны предательства интересов партнеров, которые в силу декларированного доверия и выработанного стереотипа взаимовлияния оказываются наиболее болезненными для потерпевшей стороны.
Недостаточность социализации характерна для многих людей, особенно по второму типу взаимоотношений. Так же как не назовешь человеком домашнее животное, точно по тем же причинам трудно причислить к полноценным участникам социума тех, кто не привносит своего вклада в формирование социальных стереотипов. Новое в культуре создается буквально единицами и то довольно не часто, остальные просто реализуют существующие и, в какой-то степени, освоенные ими шаблоны.
Другие потери от недостаточности социализации проявляется в бесконечном разнообразии конкретных ситуаций, где углубленная социализация дает преимущества не только социуму, но и личности. Так, одним из последствий слабой специализации оказывается ограниченность личных интересов и, соответственно, ограниченность направлений творчества, что переводит жизнь в стиль уже накатанных стереотипов поведения: однообразность и закостенелость (дезадаптация творческих навыков). Единственным способом избежать хандры у таких людей оказываются путешествия, зрелища, тусовки, но и это становится все большей рутиной потому, что понимать воспринимаемое с большей глубиной, чем дает возможность достигнутый стереотип восприятия невозможно, и быстро исчерпываются все, что может привлекать внимание, все уже не ново.
Путь развития общества на основе углубления второго типа отношений показан в статьe: Общество будущего. Как видно из сказанного, экономическая сторона отношений является далеко не самой важной среди других мотиваций, хотя экономическое положение данной личности чаще всего - ее большая часть, ее потраченное время и усилия на специализацию.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||