В опытах ио запоминанию слогов психологи Дж. Мюллер и А. Иильцекер еще в 1911 г. обнаружили, что заучивание второго ряда ухудшает запоминание первого. Такое тормозящее влияние одного обучения на другое объясняли нарушением реверберации процессов, развившихся после первого заучивания. Дж. Мюллер и А.Пильцекер применили эту идею для объяснения ретроактивного торможения, а позже она стала основой гипотезы консолидации следа памяти (Д. О, Хебб). Временная концепция памяти возникла па основе этой гипотезы.
Временная организация следа памяти подразумевает последовательность развития во времени качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта. Основные понятия, которыми оперируют теория консолидации и другие теории, созданные в рамках концепции временной организации памяти, следующие: консолидация — процесс, приводящий к физическому закреплению энграммм, и реверберация — механизм консолидации, основанный на многократном пробега!ши нервных импульсов но замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации — интервал времени, необходимый для перехода следа иамяти из кратковременного храпения, в котором он находится н виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное, обеспечивающее длительное существование эпграммы.
Основными в концепции временной организации являются понятия о кратковременной и долговременной памяти. Подразумевалось, что при фиксации происходит смена одной формы существования эпграммы на другую. Представления о кратковременной и долговременной форме существования следа базируется на предположении о разных нейрофизиологических, молекулярных, биохимических и морфофупкцнональиых основах диграммы па разных стадиях се жизни. Предполагалось, что след памяти в своем становлении проходит два этапа — этап кратковременной памяти и затем этап долговременной памяти. В кратковременной памяти след находится в течение ограниченного отрезка времени (предполагалось, что не более нескольких минут), а в долговременной — в течение времени, соизмеримого с продолжительностью жизни данного живого существа. Физиологическим механизмом следа в кратковременной памяти является реверберация электрической активности по замкнутым цепям нейронов. Согласно Хеббу, в обучение вовлекаются определенные нейроны. При многократном действии одного и того же стимула происходит формирование замкнутого «клеточного ансамбля». По цепи нейронов многократно проходит — реверберируетп — электрическая активность. Продолжаясь определенное время, реверберация приводит к морфофункцпональным и биохимическим изменениям в синапсах. Это и есть консолидация, которая составляет основу долговременной памяти. Многократное использование одних и тех же синоптических контактов улучшает проведение импульсов и приводит к формированию специфических белков.
Существование следа памяти в виде реверберирующих электрических импульсов — необходимое условие для перехода эпграммы в долговременную память. Прерывание или предотвращение реверберации должно приводить к физическому разрушению следа памяти и его исчезновению.
Чтобы проверить правильность этой гипотезы, проводили опыты с использованием методов экспериментальной ретроградной амнезии. В первой фазе (кратковременной памяти) эпграмма была неустойчива, ее можно было разрушить действием амиестического агента (например, электрошока). Эта ее неустойчивость и уязвимость объясняется тем, что реверберирующую активность легко прервать. Но тогда не произойдет и перехода следа в долговременную память. Предполагали, что переход следа из кратковременного в долговременное хранение осуществляется за несколько секунд или минут. Полученные результаты в целом подтвердили генеральную идею: действительно, ампестический агент (например, электрошок), примененный через короткий интервал времени после обучения, вызывал нарушение памяти в форме ретроградной амнезии. Однако появились факты, которые не могли быть объяснены в рамках временной концепции. Самыми важными являются данные о восстановлении памяти, потому что они резко противоречат тезису о физическом уничтожении следа, если он до амнестического воздействия не прошел стадию консолидации.