...когда мы и другие авторы стали исследовать, а что же происходит в мозге в момент извлечения такой старой памяти, то неожиданным фактом оказалось, что в мозге в момент извлечения старой памяти активируется зачем-то очень похожие молекулярные механизмы, похожие на те, которые активируются в момент запоминания.
Значит, на что это похоже? Если бы память была похожа на компьютерную память, на некий CD-rom, на который мы записываем информацию, то запись информации требует интеграции ее в оптическую среду диска – это консолидация. После этого информация хранится на этом диске и не подвержена каким-то влияниям, интерферирующим с моментом записи, то есть, диск стабилен, и вы можете извлекать эту информацию по мере необходимости.
Представьте себе ситуацию, каждый раз, когда вы считываете информацию с этого CD-rom`а, она у вас меняется по своему содержанию, и там происходят процессы перезаписи, в общем, не зависящие от интересующего вас считывания. Вот обнаружение активации работы генов в мозге у животных в момент извлечения старой давно сформированной памяти очень похоже на эту необычную ситуацию. Получается, что каждый раз, когда память извлекается или в значительном числе случаев, когда память извлекается, на нашем диске происходят какие-то изменения, там происходит некая перезапись.
Каково значение этой перезаписи? Мы можем использовать тот же самый прием, который использовали исследователи 60-х годов, мы можем попробовать не дать вновь синтезирующимся белкам – продуктам работы тех или иных генов – образоваться, потому что будем вводить блокаторы синтеза белка, и посмотрим, а что происходит со старой памятью? Предсказания, которые, прежде всего, приходят в голову, что ничего не должно произойти. Может быть, эти изменения в работе нервных клеток, которые мы видим у животного, извлекающего память, связано с тем, что оно запоминает что-то дополнительно, поверх старой памяти, самое вероятно.
Но, посмотрим, что происходит в эксперименте? Вот здесь показаны два эксперимента. В одном цыплята учились задаче, где им давалась бусинка, они с радостью клюют эту бусинку как потенциально съедобный предмет, она горькая, она покрыта веществом типа хинина. Они отплевываются от нее и никогда больше не хотят ее клевать, если им давать эту бусинку. Они прекрасно ее помнят, и отличают от других бусинок, которые они с радостью клюют.
А дальше мы делаем следующее. Мы через некоторое время, когда память уже консолидировалась, когда она перешла в прочное хранение, вновь возвращаемся к этой ситуации, и в этот раз только показываем бусинку ту самую, которая была в момент обучения. Они ее, естественно, не клюют. Почему? Потому что они ее вспоминают, и с негодованием отвергают, то есть, они извлекают память. Никакого нового обучения и нового клевка здесь не происходит. Но извлечение происходит. И этот момент, или немножко раньше мы вводим цыплятам вещества, которые нарушают возможность синтезироваться новым белкам. Так что, если происходил всплеск экспрессии генов, такой, какой вы видели на предыдущем слайде, мы его снимем. И нас интересует, каковы будут последствия?
Оказывается, что, если мы протестируем этих животных через некоторое время, через сутки, например, то цыплята, которые получали только инъекцию ингибитора синтеза белка, но не извлекали память, - это одна контрольная группа, они все прекрасно помнят. У них уровень воспоминания на уровне 90 процентов, то есть, действительно, память, кажется, консолидировалась. Цыплята, которые получали только бусинку, но не получали блокаторы синтеза белка, также все прекрасно помнят, это естественно, извлечение памяти никак не должно повлиять. Если вы считываете CD-rom, то это никак не должно повлиять, кажется, на то, что там хранится.
Но, вот ситуация совмещения. Цыпленок вспоминает то, что было связано с этой бусинкой на фоне невозможности заново синтезировать белки. Посмотрите, что происходит с памятью? Это комбинация этой группы и этой группы, они вместе приводят к тому, что животное теряет память, которая, казалось, давно сформировалась. И то же самое происходит в других моделях. Сейчас таких исследований в мире очень много. И они показывают, что это универсальный феномен, он существует у нас с вами. Иначе говоря, если вы вспомните что-то старое и в этот момент будет интерференция с процессом запоминания, - то это шанс вам забыть это старое. Это совершенно нетривиальная вещь, совершенно не интуитивная.
Почему мы должны забывать старое, или почему, собственно говоря, каждое новое воспоминание должны перезаписывать, то, что происходит и заменять старый след памяти? Специалисты в изучении памяти сейчас работают над изучением того, что это за механизм, но ясно, что он имеет фундаментальное значение для памяти, которая была открыта с помощью этих методов. Открыта кем, нейробиологами.
На самом деле, это показывает, как часто исследователи одного и того же предмета не знают или не обращают внимания на то, что делается в изучении этого предмета другими специалистами. На самом деле, психологи, изучающие свойства памяти, знали о чем-то подобном, пускай не в терминах «нервных механизмов», очень давно.
Выдающийся английский психолог Фредерик Бартлетт, работавший в Кембридже в начале 20-го века, делал опыты по изучению как раз процессов воспоминания. Он, например, показывал своим испытуемым разные картинки и просил их через интервалы времени, недели, например, нарисовать то, что они помнили в прошлый раз, и аккумулировал такие картинки, одну, вторую, третью, четвертую… или давал сложную историю, которая была трудно интерпретируемая, и просил ее пересказывать с интервалом в неделю.
Оказалось, что в результате таких перерисовок или рассказов, история в голове испытуемого или изображение в голове испытуемого с каждым следующим извлечением может радикально трансформироваться, заменяя предыдущую. И, как в случае с этими изображениями, так и в случае с такими историями, испытуемый совершенно уверен, что историю, которую он рассказывает или картинку, которую он рисует, и была та история или то изображение, которую он видел в первый раз. Бартлетт писал, завершая свою книгу, что я настаивал на протяжении всей это книги на том, что описание воспоминаний как фиксированных и безжизненных, есть всего лишь ошибочная фантазия. И, как видите, он дальше пишет, что воспоминание не является повторным возбуждением неисчислимых фиксированных фрагментов следов, оно всегда творческое воссоздание или конструирование, складывающееся из нашего отношения ко всей активной массе реакции и опыта прошлого.
Исследования нейробиологии последних лет показывают, что это не только каждое следующее извлечение памяти, это активная реконструкция версий того, что было, но и перезапись новой версии, которая может подавлять или угашать предыдущую. Процесс, который получил название «реконсолидация памяти».