Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Развитие двигательных функций и действий с предметами

Относится к   «Осознанное формирование поведенческих навыков»

Выделяют прогрессивные движения и действия ребенка (способствующие получению новых впечатлений) и тупиковые (отгораживающие от внешнего мира).

Наиболее важные прогрессивные движения: хватание, манипулирование предметами, овладение активным передвижением в пространстве (удерживание головы, переворачивание на бок, хватание, сидение, ползание, ходьба). Прогрессивные движения и действия рассматриваются как показатели уровня развития ребенка. Они формируются под пристальным вниманием и стимулирующим воздействием взрослого.

Молодая мама приносит на осмотр в поликлинику двухмесячного ребенка. Невропатолог свидетельствует, что состояние здоровья ребенка хорошее, но при выкла дывании на живот ребенок зарывается носом в простынку, голову вертикально не удерживает. «Какой педагогически запущенный ребенок!» — укоряет Действительно, ребенку не нравилось лежать на животе, он начинал кукситься — и мать не делала этого. По рекомендации врача «сеансы» лежания на животике вводятся в режим дня ребенка, и буквально через пару дней ребенок выучивается устойчиво удерживать головку в вертикальном положении и даже начинает получать от нового ракурса видения мира явное удовольствие.

Подчеркнем роль новизны в стимулировании действий ребенка с предметами, новый предмет неизменно привлекает внимание ребенка, хотя бы на короткое время, способствует появлению заинтересованности.



Таблица 17

Развитие двигательной сферы на первом году жизни



Возраст Двигательные функции

в месяцах



1 Лежа на животе

кратковременно приподнимает голову

2 Лежа на животе — удерживает голову, в вертикальном положении — непостоянно



3 Лежа на животе — опирается на согнутые под острым

углом предплечья; в вертикальном положении

хорошо удерживает голову



4 Лежа на животе — опирается на согнутые под прямым углом предплечья;

лежа на спине — при тракции за руки приподнимает голову;

поворачивается со спины на бок



5 Лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку;

на спине — при потягивании за руки тянется за руками,

уверенно поворачивается со спины на бок



6 Лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку;

лежа на спине — при потягивании за руки садится;

поворачивается со спины на живот



7 Посаженный ребенок сидит, опираясь на руки; ползает на животе;

стоит при поддержке; поворачивается с живота на спину

8 Садится и сидит, не опираясь; становится на четвереньки;

ухватившись за опору, становится на колени



9 Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами;

встает, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки



10 Стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой



11 Уверенно стоит без опоры; приседает; ходит, держась одной рукой;

делает несколько шагов без опоры



12 Ходит без поддержки, приседает и встает

Важнейшая линия двигательного развития — формирование умений ребенка обращаться с предметами.
Смещение интереса со взрослого на предмет происходит не спонтанно и не случайно. Взрослый, являясь аффективным центром ситуации, специально переключает внимание ребенка с себя на предмет, мотивирует активность ребенка и придает ей адекватную форму, показывая кон- кретные способы действий с вещами.

Захватывание (доставание) предмета — это первое произвольное целенаправленное действие грудного ребенка. Хватание начинается с обнаружения, ощупывания собственных ручек примерно в 3—3,5 месяца. Формирование и совершенствование захвата происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый не всегда осознанно, но систематически создает ситуации упражнения для ребенка: демонстрирует предмет, вызывая сосредоточение; подносит предмет на такое расстояние, при котором ребенок начинает протягивать к нему руки; прикасается предметом; отдаляет его и снова приближает.

Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. Ребенку трех месяцев нужно вложить игрушку в руку, и он потянет ее в рот. В 5—5,5 месяца ребенок самостоятельно может свободно достать, захватить и удерживать игрушку. Траектория движения руки сначала неточна, много лишних сопутствующих движений, не дифференцирован способ захвата. Во втором полугодии формируется полноценное доставание — уточняется движение руки к предмету, развивается противопоставление большого пальца, удерживание предмета пальцами, захват вещи с учетом ее формы и размера. В 6—7 месяцев у ребенка складываются простые манипулятивные действия с предметами. Предметные манипуляции одинаковы по отношению к любому предмету: малыш сосет его, царапает, размахивает им, стучит, бросает и т.д.

В начале второго полугодия жизни происходит принципиальное изменение качества подражания. Если ранее взрослый брал какое-то движение или звук из спонтанного репертуара младенца и «возвращал» его как образец для имитации (например, открывание рта), то теперь ребенок начинает воспроизводить то, чего еще не было в его собственном опыте. Появляется истинное подражание.

Подражание важно для усложнения и обогащения средств паралингвистической коммуникации. Набор характерных жестов, которым намеренно обучают ребенка: «поздоровайся, покивай головкой», «иди сюда», «попрощайся, помаши ручкой», «пожалей, обними», «поцелуй», «покажи глазки, ротик», «ладушки» и т.п.

Десяти-двенадцатимесячный Андрюша машет рукой («прощание»), разводит руки в стороны («не знаю», «нет — исчез»), дует на горячее, показывает по просьбе взрослых, «как Андрюша плачет», «как Андрюша смеется», «любит маму», «летают птички», «ходят солдаты» и др.



В этот период ребенок начинает копировать специфические движения взрослого по отношению к предмету (качать куклу, укладывать спать мишку).


Условия подражательного обучения движениям и действиям во втором полугодии первого года жизни: многократный замедленный показ, паузы перед началом и концом показа, подчеркнутая мимика, обязательное речевое сопровождение («речевая метка»), эмоционально насыщенное одобрение взрослых за попытку воспроизведения.

В конце первого года жизни предметы окружающего мира перестают быть изолированными в восприятии ребенка, он все чаще сам или с помощью взрослого начинает устанавливать между ними различные отношения и связи. Манипулирование постепенно усложняется, начинают преобладать повторные и цепные действия- манипуляции с предметами. Возникает направленность на повторение и достижение результата. Складывается манипулирование двумя предметами: поставить один на другой, вложить один в другой, снять, вытащить, нанизать, открыть — закрыть (крышку). Малыш научается удерживать и выполнять простые действия одновременно обеими руками (постукивать одной погремушкой о другую), становится возможен перенос знакомых действий на новые предметы и получение косвенных изменений. К концу первого года жизни возникают орудийно- предметные действия — действия с предметами согласно их социальной функции: пить из чашки, укрываться одеялом, копать совочком. Малыш уже умеет обращаться с игрушками, которые заключают в себе специальное правило, способ употребления: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает башню из двух-трех кубиков.

Наличие в конце первого года тупиковых движений (упорное сосание пальца, ритмическое раскачивание на четвереньках, сосредоточенность на рассматривании рук и др.) свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка.


Дата публикации: 2015-03-21

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Без веры нет духовности | Привлечение вдохновения | Развитие воображения | Развитие гениальности | Творчество и нарциссизм | Аномалии развития головного мозга - причины, симптомы, диагностика и лечение | Вундеркинды отстают в развитии | Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей | Двигательные центры спинного мозга | Расшифрован код, управляющий соединениями двигательных нейронов | НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОМЕОСТАЗА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ | Мозжечок и формирование двигательных автоматизмов | Перенос двигательных умений и навыков и его виды | Двигательные программы | Алгоритмы распознавания | Асимметрия мозга | Голографический принцип | Интеллектуальные механизмы | Организация памяти мозга | Принцип функционирования мозга | Психика сознание | Психика человека | Психические процессы | Психические центры | Взаимодействие полей | Knewton: адаптивное обучение в действии | Взаимодействие | Воздействие эмоций на организм | Воздействие эмоций на человека К. Изард | Вспомогательные сенсорные корреляты действительности | Анонс предметной области: «Схемотехника адаптивных нейросетей» | Как завести свою предметную область исследований на сайте Форнит? | Эмпатия как предмет исследований в современной западной философии | Cобака выучила названия более 1000 предметов | Беспредметный мир или как существует мир не осознанный нами
Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Целевая мотивация

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:7972754

Авторские права сайта Fornit