Отчет по реализации третьей версия прототипа. Описаны результаты схемотехнической реализации действующего прототипа природной организации эволюционных механизмов индивидуальной адаптивности на основе жизненных параметров гомеостаза.
Краткое описание сути сделанного, просто и ясно, доступно на отдельной странице fornit.ru/65133 - очень рекомендуется начать с него.
Реализована действующая в реальном времени модель живого существа (см. терминологическое определение живого: fornit.ru/64924) с потенциалом адаптивности, характерном для 3-5-летнего возраста ребенка, но с ограниченными каналами восприятия: только словесный ввод и пара десятков раздражителей условного значения. У существа, названного Beast (тварь), есть собственный гомеостаз с 8-ю жизненными параметрами, откуда и начинается вся индивидуальная система адаптации. В журнале ВАК опубликованы основные принципы реализации Beast: fornit.ru/vak2.
Показано, что любые природные и искусственные реализации функциональности мозга (fornit.ru/67252) являются схемотехническими реализациями, о чем опубликована статья в журнале ВАК: fornit.ru/vak1.
Уточнена модель гомеостаза с основными принципами индивидуальной адаптивности и опубликована статья в журнале ВАК: fornit.ru/vak3.
Выявлены ключевые особенности воспитания слепоглухонемых: fornit.ru/vak5.
Проект не эмулирует, а представляет собой живое существо (fornit.ru/64924) несуществующего в природе вида и может реализовать любые другие виды живых существ.
Схемотехническая реализация на языке ГО прототипа воплощает эволюционную иерархию адаптивных функций от системы гомеостаза и безусловных рефлексов до циклов мышления, включая доминанты нерешенной проблемы. Основой реализации прототипа является теоретическая модель
Главной задачей проекта была верификация теоретической модели
Основой реализации был взят эволюционный принцип использования механизмов предшествующего уровня адаптивности для функционирования более эффективных последующих. Было прослежено, что количество отдельных функций различных видов данного уровня адаптивности, растет лавинообразно в зависимости от порядкового номера уровня и к пятой стадии развития (в проекте задействовано 5 стадий качества усложнения) достигает неопределенно большого количества и соответствующих возможностей. Так, если на ранней стадии доступны только механизмы отдельных безусловных рефлексов (реакции типа стимул-ответ), то на пятой стадии, кроме выросшего разнообразия наследуемых механизмов (использованных природой в лобных долях), появилось множество принципиальных качеств адаптивности, лавинообразно расширяющих достигнутые предыдущие. Наследуемые функции составляют разнообразие возможностей отдельных особей, а принципиальные качества присущи для всех особей данного уровня эволюционного развития.
Были унифицированы такие понятия как образ восприятия, образ действия и образы промежуточных данных. Это дает преимущество использовать не всю совокупность активных данных, а только их уникальные числовые идентификаторы, символизирующие всю совокупность данных (как говорят в нейробиологии – кодирование номером связи детектора, а не всем профилем активности на его входе). Такое решение – основа построения последовательных слоев природной нейросети, где каждый нейрон символизирует всю активность его рецепторного поля, на которое он настроен, и сигнал нейрона символизирует распознаваемую активность на его входах (номер нейрона идентифицирует его функцию распознавания образа).
Для определения значимости текущего объекта восприятия (Стимула) в данных условиях использовались структуры в форме дерева контекстов условий с использованием уникальных идентификаторов образов для распознавания активной ветки дерева.
В проекте реализовано множество видов деревьев - как единственно универсального способа организации иерархии структур и максимального быстрого доступа к каждой структуре. Показано, что для мозга характерна организация иерархий в виде деревьев: fornit.ru/66797. Деревья эффективно образуют последовательности категоризации, использующиеся для обобщения.
Были предложены и верифицированы конкретные механизмы адаптации, позволяющие на каждой стадии проходить специфическое обучение новому. Тестирование наглядно показало, почему адаптация должна происходить последовательным переходом по этапам созревания и почему не возможно сразу получить готовую самоадаптирующуюся систему, сколь бы сложно она не была реализована. Это в корне меняет представление об обучении искусственных интеллектуальных систем делая процесс их поэтапной адаптации подобный развитию и взрослению биологических существ. Такие существа невозможно полноценно программировать как машины, только воспитывать и/или дрессировать. Так же логически следует вывод, что реализация искусственных живых существ неизбежно поднимет вопрос об их социализации как в человеческом социуме, так и между собой, который стоит начать уже сейчас, не дожидаясь, когда вопрос встанет критически остро.
Важнейшими достижениями данной версии являются:
· выявление и оптимизация структуры дерева эпизодической памяти как в семантической ипостаси, так и для фиксации правил (fornit.ru/6756)
· переработанная и оптимизированная модель циклов мышления, описанных в книге Субъективность (fornit.ru/68364)
· разделение процесса мышления на активное (целевое) и пассивное (бесцельное) с реализацией пассивного режима мышления
Попытки начать воспитание Beast столкнулись с серьезными проблемами множественного характера: если даже ребенка воспитать очень непросто и этим никто толком не желает заниматься, то становление и воспитание слепоглухонемого Beast, обладающего только каналом восприятия текстовых символов и некоторых специфических воздействий, потребовало углубления в имеющиеся методики такого воспитания и была написана научная статья об одной из важных особенностей: fornit.ru/vak5.
Проект выявил безальтернативность выбранного способа исследования механизмов, определяющих субъективные явления и демонстрации базовых принципов построения систем индивидуальной адаптивности. Это не модель именно человеческой психики, а пример программной реализации природной нервной системы без привязки к конкретному виду живого существа. Прототип, фактически, представляет собой новый инструмент для моделирования как отдельных механизмов управляющих функций мозга, так и их совокупной работы. Этот инструмент позволяет исследовать модели адаптивных систем в их целостном виде, а не только изолированные отдельные механизмы.
Необходимость такого подхода отмечал К.В.Анохин:
“Как мы уже видели, одной из существенных тенденций современной нейрофизиологии является изоляция отдельных механизмов мозга для удобства экспериментирования над ними в целях изучения их свойств. Этот аналитический прием, общий для многих биологических наук, уже дал значительные результаты. Однако прием этот полезен и хорош только на определенной стадии научно-исследовательского процесса: при сборе первичных материалов и в период подготовки к широким обобщениям”.
Самое важное утверждение для всех исследователей систем индивидуальной адаптивности:
Представляемая система показала себя, прежде всего, как эффективный инструмент для исследования систем индивидуальной адаптивности. Он не имеет альтернатив среди всех других существующих инструментов и методов и позволяет реально оперировать понятиями, определяющими субъективные явления.
Инструмент реализует схемотехнику взаимосвязей функциональных элементов, не зависящую от особенностей реализации принципов адаптивности.
Инструмент позволяет моделировать любые адаптивные системы на основе заданных жизненных параметров и верифицировать результат по соответствую ожидаемой функции. Так что каждый может проверять свои представления об этом.
Чем отличается данная реализация от всех других попыток моделировать адаптивное поведение?
1. Наличием собственного гомеостаза, определяющего собственные потребности, цели и направленность поведения.
2. Моделированием эволюционной последовательности и преемственности уровней адаптивности, что соответствует природной системе адаптивности живых существ сложнее насекомых, хотя и с предположительными особенностями механизмов высокого уровня ввиду практически полного отсутствия фактических данных исследований по ним.
3. Целостной организацией всей иерархии механизмов адаптивности.
Система не дается в готовом виде, ее необходимо поэтапно развивать, как развивается природный организм, начиная с эмбриона, проходя все стадии развития вида. В проекте различаются следующие стадии:
0. До рождения – формируется система Гомеостаза, задаются начальные параметры, формируется база безусловных рефлексов.
1. Рождение – формируется база условных рефлексов, развивающая поведенческие навыки.
2. Модификация – на основе безусловных и условных рефлексов формируется база автоматизмов.
3. Подражание – добавляются скопированные действия Оператора как авторитарный вариант реагирования.
4. Осмысление – формирование у Beast модели понимания выполняемых действий, их значимости, собственного самоощущения, первые попытки поиска решений.
5. Инициатива – активация творческой инициативы, развитие методов поиска решений, провокации Оператора на нужные Beast действия, формирование доминант нерешенных проблем
Каждый этап строится на основе предыдущего. Нельзя перескакивать этапы и не желательно откатывать их обратно – это чревато каскадным обрушением накопленных поведенческих навыков с непредсказуемыми последствиями.
Поэтапное развертывание системы имитирует ее эволюционное развитие, где очередной виток спирали это - всегда продолжение предыдущего.
Если при разработке механизмов разных видов рефлексов и автоматизмов есть очень много фактических данных исследований и картина вполне ясна, то уровень механизмов психики оказывается в почти полном тумане противоречивых и вообще не определенных понятий.
Новое в принципе невозможно создать именно потому, что это – еще не известное. Человек в подавляющем числе случаев использует переданные ему от других людей понятия и его опыт в основном построен на такой преемственности. Очень мало случаев, когда удается найти что-то новое и сформировать свое собственное, самобытное представление. Обычно это бывает случайно или по аналогии, не зря Леонардо Да Винчи любил черпать идеи, рассматривая узор трещинок на штукатурке.
Cтрого говоря, создание нового адаптирующего действия это либо субъективное обобщение прошлого опыта, своего и чужого, с разной глубиной абстрагирования, либо бездумное отзеркаливание чужих действий.
Другая сложность – ограниченность возможности провести масштабное тестирование на больших объемах данных. Проведенные для текущей версии тесты были поверхностными и показали лишь возможность работы реализованных механизмов в определенных условиях. Вопрос как они поведут себя в более сложных и приближенных к естественным условиям, остается пока открытым.
Еще одна сложность – трудность восприятия самой идеи, что психические явления можно воспроизводить в виде каких то взаимосвязанных механизмов. Это противоречит устоявшемуся представлению, что психические явления это нечто настолько сложное и непостижимое, что их в принципе невозможно воспроизвести ни в каких механизмах (fornit.ru/67331). Эта, казалось бы, формальная проблема в действительности оказывается мощным блоком для восприятия проекта Beast даже несмотря на то, что никаких серьезных аргументов, подтверждающих такую невозможность в обсуждениях так и не удалось получить.
Формировать систему механизмов психики оказывается по-настоящему мучительное и скользкое занятие. С нуля это сделать вообще невозможно.
В самом начале проект делался как эмуляция нейронной сети, но почти сразу стало очевидно, что программная реализация, обладая своими особенностями, вовсе не требует эмуляции нейронов и их связей, что делало бы схему неоправданно избыточной. Да и мощности персонального компьютера не хватило бы даже для реализации простейших рефлексов. Главное в прототипе – не повторение способа реализации, а соблюдение принципов развития природной эволюции адаптивных механизмов.
В случае, если бы прототип делался как электронное устройство, без дискретных элементов (нейристоров и синаптических коммутаторов) было бы не обойтись. И сами приемы схемотехники были бы совершенно иными.
Попытка скомпилировать программную реализацию в виде электронного устройства тоже была бы чрезвычайно нелогичной. Если схему делать программно, она должна быть выполнена оптимально используемыми средствами языка, а если делать на дискретных элементах – то вся конструкция с самого начала была бы реализована совершенно по-другому. Но в обоих случаях эти реализации демонстрировали бы одни и те же принципы последовательного усложнения механизмов адаптивности.
Поэтому функциональность отдельного нейрона остается за рамкой проблематики данного вида реализации. Но в случае схемы на нейристорах она бы стала основой. Мы готовы к дискретной нейристойной реализации прототипа, на это требуется большие финансовые и трудовые ресурсы, которых сейчас нет. В базовой теории
Понятие “Разум” определено в статье “ Жизнь -> Самоощущение -> Разум” (fornit.ru/64924).
Разработка прототипа достигла того, что необходимо для творчества: реализованы циклы осознания и мышления, а также поддержка Доминанта нерешенной проблемы. Уровень текущей реализации Beast позволяет говорить о том, что в проявлениях ее адаптивных действий есть то качество, которое проявляется в психике человека как творчество.
Стимулы с Пульта, начиная с 4-й стадии развития, уже осмысливаются в качестве объекта привлечения субъективного внимания в контексте модели понимания свойств и возможности взаимодействий с этим объектом внимания. До 4-го уровня развития фразы Beast отражают непосредственное реагирование такое же как и несловесные действия, реагирование в контексте специфики текущего состояния Beast, и даже с основами базовой произвольности (замена стандартного реагирования более подходящим). Но каждая фраза зависит от текущего контекста, т.е. на один и тот же стимул Beast может реагировать совершенно по-разному. Такой способности нет у игровых “ИИ” и любых других искусственных систем, не имеющих своего гомеостаза (не живых систем).
Уже есть искусственные системы, проходящие тест Тьюнинга (например: fornit.ru/65062), но в них нет произвольности, определяемой гомеостатическими потребностями (и, тем более целевой произвольности) и никакая из них не демонстрирует даже контекстной обучаемости (без гомеостаза не может быть собственной системы контекстов). Такие устройства создают иллюзию разума настолько убедительную, что даже сотрудник google начал утверждать наличие разума в их программной разработке.
Целеобразующая значимость выделяемых вниманием образов есть у Beast, и она зависит от текущих условий и текущего собственного состояния, у которого так же есть определенная значимость. Если согласиться с тем, что термин “смысл” (fornit.ru/66643) означает субъективно (внутренне, с точки отсчета самой адаптивной системы) оцененную значимость в контексте текущей ситуации, то у Beast есть самоощущение. Контекст ситуации формируется постоянно, с каждым Стимулом, изменяя текущую информационную картину (fornit.ru/487), в которой Стимул приобретает определенную значимость и понимание смысла возможных взаимодействий.
Так же, как копаясь в живом мозге (что имеют возможность делать исследователи для подготовки к оперативному вмешательству), никто никогда не видел некоей сущности, отвечающей за самоощущение или сознание, так же никто не увидит это при исследовании программной реализации потому, что самоощущение – это информационное отражение значимости воспринимаемого самой адаптивной системой, это фантом, иллюзия, порождаемая внешне наблюдаемыми реакциями и это – иллюзия, порождаемая самонаблюдением той сложной организации взаимодействующих значимостей объектов внимания, которая сложилась к моменту, когда вообще становится возможно самонаблюдение. Достаточно легко провести мысленные опыты над собой, пытаясь проследить за конкретно ощущаемой (учитываемой в реакциях) значимости простейших объектов внимания, таких как, например, зеленый цвет (fornit.ru/5170), который будет иметь разительно разную значимость в разных условиях: трава, ядовитая слизь, ягода, сигнал светофора и т.п.
Работа над Beast позволила выявить субъективный аспект самоощущения fornit.ru/50394, а значит и сознания.
Проект в настоящее время полностью открыт для всех желающих соучастников или для самостоятельного продолжения разработки, коды схемы Beast и Пульта связи – доступны в виде архива: fornit.ru/b_code. Инструкции по работе c Пультом и воспитанию Beast с примерами тестов описана в fornit.ru/best_h.
Можно скачать коды Пульта и Beast в архиве (fornit.ru/b_code) и самим все скомпилировать. Код Пульта реализован в виде сайта и может быть развернут на любой системе локальной эмуляции (Денвер или OpenServer). Линуксоидам придется изменить настройки проекта golang, но т.к. они все крутые, то сами организуют сайт и сами положат исполняемый на линуксе файл в корень сайта.
Чтобы посмотреть готовую реализацию, нужно запустить Пульт в виде локального сайта с исполняемым файлом, и в адресной строке браузера набрать http://go/
Соучастники очень нужны в качестве воспитателей Beast и это не требует понимания кода, но нужно хорошо понимать, что и как формируется на каждой стадии развития Beast.
Самый первый отчет о реализации прототипа системы адаптивности был опубликован (fornit.ru/49721) в январе 2022 года. Отчет о второй версии был опубликован в январе 2023 года (fornit.ru/64975).
С тех пор было опубликовано множество промежуточных статей и работ по теме Схемотехника природных нейросетей и системе индивидуальной адаптивности с раскрытием основных сопутствующих аспектов.
Ранее в книге “Что такое Я” (fornit.ru/40830) было доказательно показано, что мозг является сложным схемотехническим устройством, в котором воплощены все основные принципы именно электронной схемотехники. Это означает, что исследование устройства адаптивных механизмов мозга относится к предметной области “электронная схемотехника”.
Основные принципы электронной схемотехники могут быть реализованы в схемах программной реализации, что и было проделано при разработке всех версий прототипа.
При этом с очевидностью стало ясна необходимость отказа от эмулирования функций нейронов, которая безальтернативна в случае реализации прототипа на дискретных элементах в виде электротехнической схемы.
Наконец была написана статья “Что дальше” (fornit.ru/50246), где оценены плюсы и минусы проекта.
Первая реализация отличалась поиском оптимальных решений на уровне принципов, многое было сделано довольно опрометчивыми наскоками. Но был получен главный результат: уверенность в безальтернативности схемотехнического подхода в исследовании механизмов индивидуальной адаптивности.
Стоит заметить, что в природе многие функции адаптивности решаются вовсе даже не с помощью нейронных механизмов, а сами нейронные структуры далеки от унификации и на функциональность влияют очень многие факторы, даже не связанные с метаболизмом. Это очень сильно мешает отделять непринципиальную часть механизмов, и многие исследователи даже не делают такие попытки, что мешает построению целостной системы принципиальных представлений.
Отказ от привычного представления адаптирующихся систем в виде нейросети существенно снизил ресурсные требования к мощности компьютера. При этом стало очевидно, что только схемотехнический подход позволяет уверенно продвигаться в реализации механизмов индивидуальной адаптивности.
По сравнению с прошлой версией были внесены следующие изменения:
· Практически все функции были улучшены и развиты.
· Уточнены свойства условных рефлексов и алгоритм их реализации fornit.ru/64936
· Окончательно отработана поддержка деревьев и их реализация fornit.ru/66797.
· Отработана система значимости с сопутствующими функциями ассоциации значимостей с образами восприятия fornit.ru/66643.
· Улучшены и отработаны структуры и функции поддержки моторных автоматизмов, системы значимости, правил.
· Развита система информационной картины для текущей ситуации и актуального стимула, что является основой субъективных переживаний.
· Принципиально переосмыслены и созданы структуры ментальных автоматизмов и ментальных правил.
· Сделана поддержка моделей понимания. Модель понимания для данного объекта - это все кадры эпизодической памяти, где он участвует.
· Сделана поддержка системы циклов осмысления и мышления с развитым набором информационных функций fornit.ru/66140.
· Сделана поддержка Доминант нерешенной проблемы (гештальт) как способ нахождения решений в далеких ассоциациях фоновых процессов "подсознания" и использования ментальных автоматизмов - опыта решения прошлых проблем.
· Сделана поддержка системы произвольной категоризации, как дополнение к естественной категоризации уровнями используемых деревьев условий.
· Сделана поддержка состояния сна, в котором освобождаются многие временные структуры в оперативной памяти, с их информационной обработкой.
· В достаточной степени ясности определены функции циклов осмысления fornit.ru/66141, их реализация и взаимодействия - очень непростой, но принципиально полезный механизм. Это открыло пути дальнейшего улучшения эффективности ментальных процессов. Это, пожалуй, самое главное в данной версии реализации.
· Выявлены и оптимизированы структуры дерева эпизодической памяти как в семантической ипостаси, так и для фиксации правил (fornit.ru/6756)
· Переработана и оптимизирована модель циклов мышления, описанных в книге Субъективность (fornit.ru/68364)
· Разделены процессы мышления на активное (целевое) и пассивное (бесцельное) с реализацией пассивного режима мышления
· В Пульте добавлено много дополнительных инструментов отслеживания ментальных процессов и сопутствующих контекстов (состояние деревьев условий).
· Отработаны и протестированы базовые механизмы обучения Beast для каждой стадии.
Эти изменения позволили продвинуться значительно дальше, подтвердив принцип схемотехнического подхода при проектировании систем индивидуальной адаптивности, который был использован в прошлой версии. Эта версия подтвердила целостность и верность теории
Открытый код реализации позволяет досконально понять все особенности и принципы реализации тем более, что он снабжен подробными и пространными комментариями, а также инструкцией.
Результатом прошедшего периода времени разработки третьей версии Beast стала публикация следующих статей и книги:
· Становление персептронной модели нейрона fornit.ru/67247
· Базовая функция нейрона fornit.ru/6449
· Модель системы гомеостаза fornit.ru/vak3
· Про свойства условных рефлексов fornit.ru/64936
· Значимость -> Смысл -> Логика fornit.ru/66643
· Деревья в природном и искусственном мозге fornit.ru/66797
· Про циклы мышления Beast fornit.ru/66140
· Схема процесса осознания Beast fornit.ru/66141
· Комментарии к статье К.В.Анохина: «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания» fornit.ru/50322
· Нейронаучная теория сознания К.В. Анохина fornit.ru/68420
· Основы фундаментальной теории сознания: fornit.ru/vak4
· Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания fornit.ru/66482
· Суть самоощущения fornit.ru/50394
· Что такое сознание: fornit.ru/50498
· Простейшая модель эволюции fornit.ru/evolution
· Мозг - это устройство управления и ничего более fornit.ru/67252
· Коротко и ясно описана суть адаптивных механизмов мозга человека fornit.ru/66411
· Проблемы восприятия программной реализации искусственного разума fornit.ru/65399
· Неудовлетворенность существующим fornit.ru/870
· Почему обезьяна никогда не станет человеком fornit.ru/67297
· Развитие квалиа в онтогенезе fornit.ru/67439
· Пассивный режим мышления fornit.ru/68279
· Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания fornit.ru/66482
· Книга Субъективность fornit.ru/68364
В следующей версии будет сделана попытка создания живого существа с более консервативным переключением базовых контекстов, чтобы они сохранялись более длительное время и переключались при актуальной необходимости. Это позволит избавиться от искусственного игрового режима и позволит накапливать опыт для более стабильных условий.
Кроме того, будет реализовано множество заделов и найденных решений, которые возникли в ходе реализации третьей версии. В первую очередь это касается реализации эпизодической памяти в виде дерева.
Однако, уже третья версия реализации достигла предела возможностей для энтуазмического продвижения проекта потому как дальнейшее углубление и развитие механизмов может пойти по очень разным направлениям, определить которые возможно только после обширных исследований с привлечением большого контингента исследователей и разработчиков.
Необходимо формирование специалистов на основе полного понимания теории
Необходима тесная интеграция с нейробиологами для реализации огромного плана научных исследований, который прямо вытекает из найденных принципов в системе Beast в виде отработанных механизмов и их систем, а также предположительных алгоритмов реализации. В системе Beast есть огромное количество предсказаний, которые хотя и были верифицированы на уровне действующего прототипа, но очень важно найти их аналоги в природной реализации потому как у природы был огромный резерв времени и числе особей для отработки алгоритмов.
Так же нейробиологи могут использовать новый инструмент моделирования уже изучаемых механизмов и принципов.
Необходима интеграция с психофизиологами, которые в настоящее время заняты различными аспектами фундаментальной теории сознания. В настоящее время в России на преднем крае академичекой науки в этой области находится К.В.Анохин. Было сделано обобщающее резюме по его работам: fornit.ru/68420.
Необходима огромная и трудозатратная работа по воспитанию особей Beast и отработки методик такого воспитания с корректировкой обнаруживающихся проблемных механизмов.
Систему Beast следует переписать на более подходящем языке программирования. При этом особое внимание нужно уделить представлению всех иерархических данных в виде деревьев. В первую очередь это относится к структуре Правил и, возможно, Эпизодической памяти. В новом языке следует написать универсальные библиотеки для использования ассоциативных массивов (карт в ГО), деревьев и структур данных.
Разработка проекта наглядно показала, что развитие реагирования Beast это, по сути, развитие механизмов анализа накапливаемого опыта: от простейшего учета предыдущей реакции Оператора, до сложного анализа эпизодической памяти с группировкой, сортировкой, выделением значимого и т. п. Что означает: нет никаких интеллектуальных функций принятия решения кроме выборки из личного опыта. Поэтому дальнейшее развитие интеллекта Beast должно идти в том же направлении: какие варианты получения личного опыта можно организовать и что еще можно «выжать» из него.
Опыт можно получать, экспериментируя самостоятельно или наблюдая за экспериментами других. Поэтому нужен механизм анализа прошлого личного опыта, чтобы прогнозировать варианты своих экспериментов, а также анализ сохраненного опыта Оператора, для отзеркаливания его прошлых действий.
Общение с Оператором ограничивает Beast в объеме и скорости получаемых знаний. Намного эффективнее организовать обмен данными между разными Beast, чтобы они могли делиться полученным опытом, обучая друг друга. Если рефлекторный опыт после проверок на совместимость схем можно просто залить, то с автоматизмами так не получится: они индивидуально оцениваются. Такой опыт можно только «рассказать» - а как его «поймет» слушающий, зависит от его личного опыта, ассоциативной базы, текущего состояния. Возможно, придется изобретать язык общения – обще понимаемые вербальные символы. Для начала обратив внимание на механизмы коммуникаций насекомых и животных.
Для каждой стадии развития подразумевается накопление массива данных, которые служат исходными для следующей стадии. От качества таких исходников зависит успешность реализации отрабатываемой стадии. Если наработка Условных рефлексов интуитивно понятна, то начиная с 3 стадии требуется более взвешенный подход – нужна методика, с учетом ограниченности интерфейса Beast, прошивки Автоматизмов, Правил, Значимостей и способы оценки полученного результата, который может быть совсем не самоочевиден.
Для дальнейшего развития систем проектирования искусственных живых существ, обладающих самыми разными свойствами, желательно создать библиотечные модули с параметрами инициализации и развертывания в определенных условиях. Чтобы как в конструкторе можно было создавать самые разнообразные конфигурации на одних и тех же принципах и правилах, проверяя и уточняя их для специфических условий. Без стандартизации и унификации невозможно массовое распространение никаких идей.
В листе TODO накопилось очень много вопросов, планов и замечаний, которые предстоит продумать и реализовать. Например, уже на стадии формирования системы Гомеостаза возникает закономерный вопрос: какие Базовые потребности, активирующие/тормозные связи, безусловные рефлексы нужно прошивать для получения нужного вектора развития системы? Очевидно, что это требует достаточно сложных и глубоких исследований, экспериментов, которые могут затянуться на неопределенное время. По этой причине такие моменты реализованы поверхностно, и требуют серьезного уточнения. Не вполне полноценно проработана система обучения Beast потому, что для этого подразумевается конкретное ТЗ, среда адаптации и опять же эксперименты.
Упрощенная реализация Beast позволяет обойти множество проблем, не поступаясь основными принципами.
Предыдущие отчеты:
Первый отчет 2020 год fornit.ru/49811 (fornit.ru/bot1 и fornit.ru/bot2)
Второй отчет 2021 год fornit.ru/49721
Третий отчет 2022 год fornit.ru/64975
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: О сути бытового уровня интерпретации на примере авторской теории |
| ||||||||||||