Каждый третий житель Запада признан научно грамотным
Наличие базовых научных знаний в современном мире - не роскошь, а необходимость. По этому показателю американцы несколько опережают европейцев и японцев, хотя и у жителей США есть серьезнейшие пробелы.
Чтобы попасть в категорию "научно образованный", человеку требуется понимать 20-30 фундаментальных научных концепций и терминов. Например, дать определение "стволовой" клетке, молекуле, нанометру, нейрону; правильно оценить, соответствует ли истине определение "лазер работает за счет фокусирования звуковых волн" (неправда), "антибиотики убивают вирусы, так же, как и бактерии" (неправда), "первые люди жили вместе с динозаврами" (неправда), "Вселенная началась с Большого Взрыва" (правда), "все растения и животные имеют ДНК" (правда) и т.д, пишет издание Washington ProfileM.
Этот вывод сделал Джон Миллер, профессор Университета Мичигана, который последние годы анализирует состояние систем образования. Миллер утверждает, что уровень научных знаний в индустриально развитых странах мира намного ниже, чем требуется. К примеру, 70% жителей США не способны понять статьи, которые публикует в разделе "Наука" газета New York Times.
Ныне научно грамотными можно признать примерно 28% американцев, 14% европейцев и 5% японцев. Среди отдельных стран лидирует Швеция (35%), за ней идут США, далее Нидерланды (24%), Норвегия, Финляндия и Дания (22%). Рейтинг полностью выглядит так: Болгария - 19%, Исландия, Бельгия, Германия - по 18%, Франция, Швейцария, Чехия и Люксембург - примерно 17%, Венгрия - около 15%, Великобритания - 14%, Эстония, Италия и Хорватия - в районе 12%, Австрия и Словакия - 10%, Ирландия - 9.4%, Польша - 9%, Испания - 8.6%, Греция - 6.5%, Португалия и Румыния - 6%, Япония - 5%, Мальта - 4.8%, Литва - 3.3%, Кипр - почти 3%, Латвия - 2.2%, Турция - 1.5%. Россия в исследовании участия не приняла.
Несмотря на то, что эти показатели кажутся не особо впечатляющими, они показывают заметный прогресс - в 1970-е-1980-е годы научно подкованными были не более 10% жителей США. Одна из причин прогресса в этой сфере - обязательные для американских студентов курсы по фундаментальным научным дисциплинам. Это позволяет скорректировать провалы школьного образования: на международных научных олимпиадах школьников американцы традиционно не преуспевают.
Еще один аспект, на который обращает внимание Миллер: американцы не воспринимают идею эволюции. Ныне лишь около 40% взрослых жителей США согласны с дарвиновской теорией происхождения видов - намного меньше, чем в Европе (к примеру, в Исландии, Дании и Швеции этот показатель равен 80%). По этому показателю хуже США - лишь Турция. Миллер утверждает, что причиной этого является религиозный фундаментализм: в Турции он основан на Коране, в США - на Библии. Уникальная американская особенность - вовлечение научных дебатов об эволюции в реальную политическую жизнь. Среди всех индустриально развитых государств только в США существует мощная партия (Республиканская), которая постоянно использует в своей политической работе тезис о неприемлемости принятия теории Дарвина.