Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Система произвольной адаптивности (МВАП)

Относится к   «Основы адаптологии»

Модель Волевой (произвольной) Адаптивности Психики (МВАП или MVAP) - показаны принципы образования и взаимодействия функциональных элементов, присущих сознанию.

Теперь у  МВАП  есть свой сайт p-mvap.ru, где собраны все значимые материалы по теории и прототипу. Именно там все будет поддерживаться в актуальном состоянии.



В этой статье рассматривается Модель Волевой (произвольной) Адаптивности Психики ( МВАП ) или Model of Volitional Adaptability of Psyche (MVAP).

Основа моделиаксиоматика (фактические данные исследований) по эволюционному развитию механизмов адаптивности уровня структур мозга в контексте научного мировоззрения книга «Мировоззрение».

Предметная область  МВАП :

Вопрос в том, какая из предметных областей может претендовать на модельное описание системы механизмов организации психики. Вот те, что считаются наиболее подходящими.

• Философия строит предположения в области пока еще недостаточных данных исследований и поэтому является донаучным инструментом первичного понимания.

• Математика – “царица всех наук”, на которую многие уповают как на средство, способное сгенерировать верную теорию системы взаимодействий механизмов мозга, на самом деле в принципе не продуцирует системные обобщения, а является лишь способом формализации и верификации уже имеющихся представлений. Невозможно обойти последовательность: сначала понимание, потом – формализация. Хотя математическое моделирование и способно создавать новые формы, в точности как формы дюн в пустыне от ветра, но их смысл (осознаваемая значимость) оказывается понимаем только после того, как такое понимание уже подготовлено субъективно.

• Психология изучает эмпирически найденные проявления психики, но их механизмами не занимается. Она собрала огромное количество фактических данных исследований проявлений психики, но ее теории не способны дать системную модель для описания механизмов и при всех упорных попытках не приближается к этому.

• Нейрофизиология изучает все то, что относится к анатомии и функциональности нервных клеток и их связанных состояний. Она предоставила огромное количество фактических данных исследований всего, что касается нервных клеток и их роли в физиологических процессах организма, она выявила многие механизмы функций нервных клеток и их взаимосвязей, проследила связи между отдельными зонами мозга и то, на что такие связи влияют, но ее теории не способны дать системную модель для описания механизмов организации психики и при всех упорных попытках не приближается к этому.

• Психофизиология призвана изучать механизмы психики на физиологическим уровне, т.е. используя данные нейрофизиологии, но оказалась неспособной к самостоятельности в принципиальном подходе и оказалась синонимом нейрофизиологии, даже ее частным случаем, ограниченном областью психики.

Все (ученые, следующие научной методологии) понимают общую функцию мозга как систему управления эффекторами в зависимости от состояния рецепторов. Ученые понимают, что любая управляющая система является взаимодействием механизмов причин и следствий, что относит ее к области схемотехнических систем управления. Но множество сомнений появляется на уровне того, что в мозге отнести к элементам принципиальных механизмов управляющих функций: то ли учитывать ДНК ядер клеток, то ли учитывать влияние других клеток, кроме нейронов, то ли считать принципиальным организацию взаимодействий между нейронами.

Но самое главное, что упускается, это то, что понять схему системы взаимодействий механизмов способен только профессионал схемотехник, а если они и есть среди ученых нейрофизиологов, то такие оставляют свой опыт схемотехники за рамками исследований нейрофизиологии потому, что они затрудняются выделить принципиальные элементы механизмов среди того, что обеспечивает их реализацию.

В самом деле, если попытаться объяснить нейрофизиологу, как устроен телевизор по его принципиальной схеме, то он не сможет ничего понять, сначала ему придется пройти путь развития схемотехнических представлений в течение многих лет наработки опыта понимания и личного использования. Но схемотехника мозга – еще сложнее схемотехники телевизора...

Нейрофизиолог видит множество видов нейронов, имеющих разный размер, разную форму, разные виды отростков и разные виды межнейронных соединений. Ему трудно отбросить предположение о разной функции столь различающихся элементов.

Если посмотреть на схемотехнику электроцепей, то там проводники, транзисторы, резисторы, конденсаторы и катушки могут иметь самую разную форму и размеры, различающиеся в сотни раз, но у них одна главная функциональность: проводники проводят электрический ток, транзисторы изменяют ток управляющим потенциалом, резисторы огранивают прохождение тока своим сопротивлением, конденсаторы – это емкости для зарядов, катушки – это индуктивности или накопители энергии полей электрического тока. То, в каком конструктиве все это крепится, так же оказывает влияние на работу схемы (как и влияние астроцитов и других конструктивных элементов мозга).

Схемотехник электроцепей знает, как меняются свойства элементов в зависимости от того, как они сделаны потому, что это определяет характеристики этих элементов в работающей схеме.

То же самое можно сказать и про схемы мозга.

Понимая это, возможно выделить основные функции элементов управляющих схем мозга от того, каким способом они реализованы и составить ту же управляющую функциональность на транзисторах, проводниках, сопротивлениях и т.п. или же реализовать схему управления с помощью программных алгоритмов.

Поэтому предметной областью для понимания функциональности психики является «Схемотехника адаптивных нейросетей», анонсированная в fornit.ru/41930.

Только схемотехнический подход дает возможность понять и формализовать в виде принципиальной схемы систему индивидуальной адаптивности на уровне психики. Он основывается на фактических данных исследований природных версий реализации (множества видов животных, обладающих психикой) и выделяет общие принципы схемотехнической функциональности, что и формализовано в виде модели  МВАП .

Обобщающие материалы представлены в виде:

  • 2017г - популярного изложения книга «Познай себя»
  • 2020г - специального изложения книга «Что такое Я?»
  • 2022г - отчета о практической реализации модели «Мозг и Бот»
  • Мозг как схемотехническое устройство - статья в журнале ВАК (39-я страница, PDF)
  • более ранних работ (начиная с 2003 года): статей, рецензий и лекций сайта, в том числе:
  • Ориентировочный рефлекс
  • Рефлексы и автоматизмы
  • Развитие ребенка и влияние родителей
  • Понимание произвольности
  • Тишина мысли
  • Особенности понимания схемотехнических систем
  • Комментарии к книге Дэвид Иглмен Мозг: «Ваша личная история»
  • Комментарии к статье К.В.Анохина: «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания»
  • Критериями верности и верифицируемости систем утверждений принимаются:

  • Научная методология
  • Критерии полноты и верности теории
  • Методология утверждений и этика обсуждений
  • Обобщение текущего состояния исследований по теме:

  • состояние уровня развития представлений о психике в науке Что люди узнали о мозге
  • причины тупикового состояния понимания функциональности психики с рекомендациями: О реорганизации академической науки
  • граничные условия научных утверждений: Свобода утверждений в науке

  • Краткое описание системы индивидуальной адаптивности

    У высших животных есть две основных системы регуляции поведения:

    1. на основе предопределенных стилей поведения – рефлекторный гомеостат

    2. на основе отражения первой системы для ее использования только в отношении объектов привлеченного “ориентировочным рефлексом” внимания – произвольный гомеостат с привычными автоматизмами.

     

    Краткое описание первой системы

    В исходном состоянии первая система функционирует на основе безусловных рефлексов (только в зависимости от текущего состояния жизненных параметров), а затем, по мере накопления условных рефлексов – в зависимости от пусковых стимулов.

    Первая система самодостаточна, но ограничена - только механизмами условных рефлексов с их очень скудными возможностями, необходимостью повторений новых стимулов и довольно коротким периодом дезадаптации.

    Высшее эволюционное достижение первой системы – удержание признаков восприятия за счет замыкания с выхода на вход (циклы А.Иваницкого).

    При вариабельности мутаций этого уровня возникли полезные образования: замыкание значимых по прежнему опыту образов для их самоудержания, и выделение наиболее значимых из признаков среди всех активных, что дало основу привлечения внимания к наиболее актуальным стимулам.

    Такая система значимости строится как иерархия все более уточняющихся признаков текущих условий. т.е. в виде дерева, активная ветка которого детектирует своей активностью все значимые условия и связана с единственным конечным рефлексом (промежуточные ветки так же имеют свои рефлексы, но если есть активное ветвление, то и рефлексов оказывается несколько, возникает конкурентная неопределенность и ни один из рефлексов не выполняется).

    В основе всех веток дерева оказывается текущее состояние жизненных параметров, которое означает определенные стили возможного поведения (на этом уровне их часто путают с эмоциями). Далее ветки уточняются в зависимости от признаков восприятия и сигналов текущего состояния мышечной и др. систем организма.

    Анимация, демонстрирующая принцип реализации Дерева понимания: fornit.ru/an-tree-1

    Назовем это дерево – базовой системой значимости восприятия и действия. На этом уровне мозжечок не формирует свои рефлексы (у насекомых, ограниченных уровнем рефлексов, нет мозжечка и есть определенные причины этого, а рефлексы мозжечка начинают формироваться после рождения).

     

    Краткое описание второй системы

    При каждом срабатывании “ориентировочного рефлекса” заново переактивируется вторая система, обновляя продуцируемую ею информацию - данные, информирующие о текущей ситуации в момент привлечения внимания.

    Т.е. при каждой значимой новизне (наиболее актуальной среди всех активных) дерево системы значимости внимания начинает заново активировать узлы своих веток, начиная с самых основных, отражающих общее состояние жизненных систем организма: в норме ли его жизненные параметры и ухудшились ли какие-то из них или удалось ли вернуть параметры в норму. Возникает три базовых эмоциональных контекста: Норма, Плохо, Хорошо.

    Каждый из этих трех начальных узлов дерева может иметь ветвления в виде уточненных базовых эмоций, отражающих возможные сочетания базовых стилей поведений первой системы.

    При дальнейшем уточнении информации, каждая из базовых эмоций продолжает ветвиться на еще более детальное описание уже сочетаний признаков восприятия.

    Для примера, в упоминаемой программной реализации получение фразы: “привет, глупый бот!” во время нормального состояния и исследовательского + игрового поведения, активирует ветку из узлов: (Норма – Игровое+Любопыство – привет – глупый – бот - ! ) и при этом в последнем узле уже есть привычный автоматизм моторного ответа: (“Привет!” + смех). А для предыдущего узла “бот” прошит (найденный лучшим в опыте) автоматизм: (Ну, привет.). Если бы фраза закончилась словом “глупый”, ответ был бы: “Сам глупый!”. Но если бы первым узлом было Плохо, то заготовленные ответы были бы другими.

    Такова система ранее выверенных автоматизмов, определяющая реагирование в привычных условиях.

    Главное – для каждого уникального сочетания условий существует свой привычный ответ, и если условия оказываются активны, но в точности подходящей ветки нет, то возникает недопонимание и необходимость придумать как действовать в таких новых условиях. Но если новизна не значимая, то активируется ветка известных значимых условий с привязанным ответом.

    Понятно, что каждый узел может иметь самые разные продолжения в зависимости от того, какие раньше встречались раздражители.

    Так с опытом формируется дерево понимания значимости текущей ситуации и значимости привычного ответа.

    Понимание значимости происходящего (понимание смысла) возникает при точной активации значащих узлов ветки, но чем больше отличающегося, тем более неуверенным будет состояние.

    Дерево понимания – основная информация о происходящем: при значимой новизне начинается процесс выбора подходящего ответа, что в конечном счете приводит к пониманию и уверенному автоматизму.

    Кроме дерева понимания, с развитием мутантных вариантов возникло множество дополнительных информационных структур:

    ·         эпизодическая память, сохраняющая каждый момент новой активации дерева. что позволяет потом подсмотреть, чем заканчивались ситуации с разными объектами внимания;

    ·         целевая мотивация – для формирования информации о контекстах возможных действий в данных условиях;

    ·         ментальные автоматизмы, позволяющие произвольно (т.е. по инициативе второй системы) активировать те или иные внутренние структуры, в том числе ветки дерева, а также позволяющие хранить возможные варианты действий – опыт;

    ·         доминанты нерешенной задачи, позволяющие отложить решения на более подходящее время;

    ·         стек прерванных действий, запоминающий, куда следует вернуться после отработки более актуальных отвлечений (5-7 значений указателей на прерванную задачу, емкость стека увеличивается с опытом);

    ·         стек обобщения нескольких фрагментов понимания в новый элемент понимания (5-7 значений указателей на понимаемые фразгменты, емкость стека увеличивается с опытом)

    ·         некоторые другие структуры, функциональность которых детально описана в прилагаемых материалах.

    Вся эта информация обладает главной своей составляющей: значимостью того, в чем заключается суть этой информации (другими словами – смысл этой информации). Каждая из значимостей в модели реализации представлена числом от -10 до +10 градаций негативной или позитивной значимости.

     

    Совокупность значимостей разной информации образует информационную среду понимания того, на что было обращено внимание, а отношение системы к этим значимостям дает эффект самоощущения. Наиболее базовое самоощущение возникает после глубокого сна или наркоза, ограничиваясь самой основой эмоцией: Норма, Плохо или Хорошо. Уже в этот момент значимость каждого из этих состояний дает направленность возможных действий (контекст понимания самого общего смысла), что может воскрешать кадры памяти, напоминающие такое по силе (от -10 до +10) значимости, и старая картинка воскрешается во всех деталях и красе.

    Это – важный момент для начала понимания сути самоощущений: внешне обезличенные механизмы, выявляющие и выделяющие доминирующее состояние, имеют значимость со всеми ее видимыми последствиями только для самой системы, но не для внешнего наблюдателя. Детально о сути самоощущения: fornit.ru/50394.

     

    В результате вторая система отслеживает наиболее важное из происходящего, позволяя или срабатывать привычным автоматизмам или прерывая их чтобы придумать альтернативное поведение для новых условий. Это – гигантское по эффективности качество в дополнение к рефлексам.

     

    Вот как, в основном, она работает.

    Когда все привычно, все делается автоматически, а самоощущение при этом оказывается лишь в роли наблюдателя.

    Привычный автоматизм сработал потому, что условия в точности оказались такими же, как при его записи с удачным результатом (неудачный автоматизм не выполнится, но запишется в опыт).

    Сначала отрабатывают основные информационные функции:

    1. выясняется текущее состояние в виде Плохо, Норма или Хорошо – это базовая ветка дерева, на ветки которого прикреплены автоматизмы.

    2. Уточняется состояние жизненных параметров и сочетание этих параметров в виде более сложного эмоционального состояния активировало второй узел ветки – стало понятнее, в каком именно направлении нужно действовать.

    3. Конкретные составляющие ситуации (признаков восприятия) активируют последующие узлы ветки, еще более уточняя контекст. Были бы другие сочетания – активировались бы другие ветвления дерева.

    4. Для такой уникальной ситуации уже есть записанный моторный автоматизм 

    5. Если в восприятии не оказалось чего-то вне активных узлов ветки (новое), связанное с каким-то важным последствием (значимость) то ничто не помешает автоматизму выполниться, а вот если была значимая новизна, автоматизм бы придержался до выяснения, можно ли позволить действовать привычно или нужна альтернатива – вот тут и начинается вся огромная сложность системы формирования альтернативного моторного действия.

     

    Все указанные компоненты вплоть до 5-го пункта – дают информацию значимости этого, что отражается как самоощущение, в котором появляется еще и кадр ранее записанной с привычным автоматизмом эпизода, что может создавать иллюзию привычного понимания (если вдруг не обратить внимание на то, что в восприятии есть что-то отличное от кадра). Новый кадр эпизода не пишется, но может уточнится активный старый кадр, и память изменится, дополняясь элементами текущего самоощущения.

    Если есть необходимость найти альтернативное привычному поведение, то, пишется новый кадр эпизода со значимой новизной - в память эпизода. Срабатывает система поиска альтернативного действия, появляется много дополнительной информации.

    Вот почему наше самоощущение не прерывается, а только модифицируется, но при этом возникают иллюзии той реальности, которая соответствует активности ветки дерева, и мы многое можем не заметить (не обратив внимания на отличия) и воспринимать иллюзорно.

     

    Базовое самоощущение, кратко описанное вше – не осознается, т.е. нет самоощущения самого самоощущения, до тех пор, пока не разовьются механизмы произвольного внимания, и тогда в некоторые моменты будет возникать самосознание, с последствиями типа: “я мыслю, значит я существую”. Это происходит у ребенка через 1,5 – 3 года после развития предшествующих функций.

    Отдельные такие самосознания придают всей картине самоощущения новое качество наблюдателя от Я, а до этого роль механизмов альтернативных решений – “бездумная”, точнее – без осознания со стороны Я.

    Более зримое пояснение в специальном топике.

    Материалы в формате PDF:

  • Система произвольной адаптивности ( МВАП ): MVAP.pdf
  • Суть самоощущения: essence_of_self_perception.pdf
  • Отчет по результатам программного моделирования системы индивидуальной адаптивности: results_report.pdf

  • Для более углубленного и детального погружения во  МВАП  лучше всего выбрать проход по материалам верхнего списка: “ Обобщающие материалы представлены в виде”.

    Но будет полезно прочесть и более старый текст этой статьи ниже, который лаконично опишет основы концепции.


     

    Далее будут показаны основы модели  МВАП .

    В модели  МВАП  произвольность противопоставляется рефлективности и проявляется в фокусе осознания нового по сравнению с привычным.

    Условно механизмы мозга можно разделить на более древние, обеспечивающие контекстно-зависимые (условные) рефлексы и более новые, следящие за наиболее актуальным (значимым и новым), что может потребовать корректировки в силу того, что новизна условий реагирования может сделать хорошо отработанные реакции не приводящими к желаемым последствиям.

    Эмпирически хорошо изучен уровень "условных рефлексов" - контекстно-зависимых реакций, которые формируются в определенных условиях (контексте восприятия и состояния организма) независимо от других, но на основе предыдущих, который создают частный контекст для последующих.
    В этом есть немалый плюс потому, что такое независимое образование оказывается самостоятельным в оценке результативности. Но есть и большой минус в том, что для каждого контекста приходится создавать свой рефлекс заново, даже если такой уже хорошо отработан для других условиях. Другой минус - затруднение извлечения из памяти того, что было сформировано в частном контексте, воспроизвести который становится тем более трудно, чем больше прошло времени и чем больше изменились условия.
    Эти минусы отсутствуют в более высокоорганизованной форме осознанной адаптивности, где контексты формируются в виде субъективных моделей понимания. В таких моделях извлечение памяти происходит точно и без затруднений.
    Так, в модели понимания свойств куба моментально оказываются доступны известными нам свойства, позволяющие делать предсказания взаимодействия с кубом, адекватные реальности. Зато появляется минус - инерция в результате интерпретации на основе таких моделей: если мы что-то хорошо поняли, то все, что в чем-то противоречит такому пониманию может просто игнорироваться, не замечаясь или вызывать ощущение абсурда (очевидно невероятного), что, впрочем, мотивирует дополнительное внимание к такому объекту.

    В случае нежелательных последствий, как прогнозируемых, так и возникающих после попытки действия, необходима коррекция ранее привычного так, что для этого потребуется усилие в преодолении этого привычного - волевое усилие, что и будем называть произвольным действием по сравнению с жестко определенным ситуацией и неосознаваемым рефлекторным действием.

    Механизмы произвольности для простоты будем обозначать общим словом - "сознание" потому, что они проявляются в фокусе осознания наиболее актуального (нового и значимого) из всего активного в мозге в данный момент. Подробнее об этом: Понимание произвольности.

     

    Цель статьи - как можно более ясно и просто показать принципы образования и взаимодействия таких функциональных элементов, присущих сознанию, как субъективные модели понимания, и в их рамках - события в фокусе сознания и функциональность эпизодической памяти. При этом должна стать практически ясной картина участвующих элементов и механизмов их взаимодействия на уровне возможности схемотехнической реализации. При этом, несмотря на системность рассмотрения (независимость от способа реализации), в основе будет браться уже хорошо изученные элементы природной реализации мозга.

    Конечно, такая лаконичность предполагает, что уже поняты ранее опубликованные обобщения и механизмы по приведенным ссылкам.

     

    Ключом понимания процессов осознания является принцип контекстной зависимости элементов, изначально реализованный в более древней части мозга, ответственной за формирование условных рефлексов.

    На новом качестве этот принцип воплощается в организацию субъективных моделей - это также иерархически организованные контексты условий окружения и себя в нем, в которых наиболее актуальное осмысливаемое приобретает определенный смысл (в отличие от того, что в условных рефлексах ассоциировалась гомеостатическая значимость).

    Смысл на этом уровне организации - осознаваемая в фокусе осознанного внимания значимость, которой может быть придан отличный от гомеостатической значимости, произвольный смысл (в процессе интерпретации активной моделью понимания) того, что можно ожидать от объекта внимания в личном плане или интерпретируя его воздействие на что-то внешнее. И тогда вместо негатива боли от накалывания тату, можно испытывать удовлетворение от того, как круто теперь будет смотреться тело.

    Модели понимания контекст, который отражает не просто отдельные разрозненные признаки условий как в ассоциативной теменной зоне условных рефлексов, а, в первую очередь, отражают причинно-следственные связи реального мира, образуя их выделенные, абстрактные модели. В точности так же как для новых условий новые рефлексы могут ветвить (расщеплять) контекст на более частные случаи, субъективные модели для новых обстоятельств дополняются и детализируются более частными узлами иерархии контекстов, в узлах которых формируются автоматизмы собственных действий. Механизм организации новых элементов модели и автоматизмов - совершенно иной по сравнению с рефлексами и не требует множества повторений потому, что роль повторений выполняет циркуляция самоподдерживающейся активности, во время которой фиксируются долговременные связи.

     

    Фокус осознанного внимания является ключевым понятием, разграничивающем уровень реагирования на основе условных рефлексов (контекстно-зависимое реагирование в соответствии с гомеостатической значимостью) и уровень произвольности, необходимый для формирования новых реакций для новых условий, приводя к возникновению ветвлений реагирования в данном контексте, т.е. там, где реагирование было привычно однозначным, появляется многозначность – появляются новые контексты реагирования.
    На этой границе важным оказывается наиболее общий рефлекс – “ориентировочный рефлекс”, привлекающий внимание и те условия, которые его запускают – выбор наибольшей актуальности среди всех существующих, что описано в обобщении Функции и механизм "ориентировочного рефлекса", начиная со слов: “Введем количественное понятие актуальности образа”.

     

    Сознание всегда имеет дело с тем, что демонстрирует значимую новизну и именно поэтому требует внимания по сравнению с уже привычным, которое выполняется автоматически. Этим оно отличается от всего неосознаваемого: условных рефлексов и произвольно сформированных автоматизмов.

     

    На схеме изображены основные блоки элементов системы произвольной адаптивности и направления оказываемого ими влияния, конечным результатом оказываются моторные действия (т.е. сигналы, передаваемые от мозга через его ствол).

    Чтобы сделать схему читаемой, я не показал множество вспомогательных связей между ее элементами.

    Стрелки на схеме обозначают принципиальные связи, обеспечивающие функциональность произвольного уровня адаптивности:

    1 - сведение всех результатов сенсорного распознавания признаков восприятия (в том числе и признаков гомеостатической значимости) в ассоциативные (третичные) зоны для образования мультимодальных совокупных признаков восприятия-значимости-действия.

    2 - связь звеньев цепей программ действия с более низкоуровневыми двигательными программами (см. 1, 2, 3, 4). Возникновение автоматизмов на основе рефлексов при  произвольной коррекции и усложнения из элементарных рефлексов.

    3 - выход отдельных звеньев цепочек действия на переключатель гиппокампа для замыкания на вход (4) распознавателей системы значимости, обеспечивая закольцовку сигналов через связь (5) и самоподдержание активности. Информация о наиболее актуальной из таких закольцовок передается лобным долям, обеспечивая фокус осознанного внимания к этому звену.

    6 - Произвольное формирование автоматизма на основе уже имеющихся автоматизмов (см. 1, 2).

    7 - замыкание закольцовки для звеньев мыслительных автоматизмов (1, 2) через их связь (8) со смыслом происходящего (перераспределения внимания и выборки звеньев эпизодической памяти). Эти закольцовки обеспечивают удержание текущей проблемы и могут быть очень долгоживущими в виде доминанты нерешенной проблемы.

     

    Чтобы не тонуть в попытках точного представления механизмов, стоит иметь в виду достаточно опрометчивую природную случайность формирования различных механизмов мозга, и лишь естественный отбор оставляет из этих вариантов реализации наиболее жизнеспособное. Можно привести в пример поддерживающую, фоновую функциональность мозжечка, которую мозг вынужден согласовывать с рефлекторностью и произвольностью. Инженерно это можно было бы решить более системно и эффективно. Так что нет смысла пытаться точно проследить механизмы, достаточно увидеть главные принципы организации адаптивности, чтобы схемотехнически не составляло принципиальной сложности представить тот или иной вариант из множества примерно равноценных вариантов реализации.

    Коротко опишем главную, принципиальную функциональность отдельных элементов осознанного внимания. Более детально, но не настолько обобщенно, это описано в книгах "Познай себя" и "Основы адаптологии".

    Субъективная модель - контекст автоматизмов, создаваемых и корректируемых осознанно (аналогично контексту рефлектроных), так же образует соответствие между значимыми признаками данного узла модели: признаки места-времени (субъективный хронотоп)  + личная значимость происходящего => опыт реагирования.
    Как и в случае образования ветвления в рефлекторном автоматизме, из ранее однозначного автоматизма может возникать контекст, т.е. более общее условие, в котором в зависимости от частных условий выбирается то или иное ветвление. Скажем, если в наивности все чужие вызывали реакцию спрятаться за маму, то потом это становится контекстом "опасение", в котором в зависимости от разных ситуаций будет наработано множество разных произвольных реакций.

    Более общий уровень контекста составляется и более общими признаками так, что им соответствуют уже несколько вариантов опыта реагирования (многозначительная неопределенность).

    Сначала (в ходе непроизвольного внимания) активируется та модель, чьи признаки соответствуют признакам рефлекторного контекста в фокусе осознания (выделенные гиппокампом связью с лобными долями). Активность модели может удерживаться произвольно в зависимости от необходимости решения текущей проблемы с помощью реверберации в лобной коре, управляемой произвольным вниманием, вплоть до образования долгоживущей доминанты нерешенной проблемы, которая легко восстанавливается всякий раз, когда разрешаются более актуальные, насущные проблемы.

    В контексте модели интерпретируется суть образа восприятия-значимости-действия из рефлекторной (доосознательной) ассоциативной зоны на которую указывает фокус осознанного внимания, и произвольность внимания позволяет расширять или сужать границы признаков этой зоны (для сопоставления достаточной части информации), отсекая от лобной все лишнее или позволяя более полно сопоставлять по осям отдельных признаков (учитывая то, что ассоциировано с этими осями). Вопрос механизма произвольности внимания проясняется при рассмотрении особенностей внимания к отдельным цепочкам последовательности действий (наиболее древний механизм - блокировка воспринимаемого и действий во сне и запуск сновидений, соответствующий механизму прогностическому "опережающего возбуждения").

     

    Эпизодическая память активируется ориентировочным рефлексом от моторных или мыслительных автоматизмов. В случае моторных автоматизмов и той части рефлекторных ассоциативных зон, которая была затронута фокусом осознанного внимания (звенья цепочек действия, замыкаемые для автоудержания гиппокампом), это - доступная для осознания часть звеньев рефлекторных реакций.

    Образы звеньев эпизодической памяти могут удерживаться вниманием, обеспечивая контекст восприятия и поддержания активной модели.

    О том как формируются цепочки звеньев эпизодической памяти на основе моторных и мыслительных автоматизмы написано с статье От рефлексов к произвольности. Чтобы лучше представить происходящее в динамике, можно посмотреть анимацию.

     

    И, наконец, важнейший элемент произвольности: cмысл происходящего - есть в виде уже закрепившегося за узлом модели отношения к происходящему, так и может быть произвольно изменен в виду интерпретирующего влияния текущей активной модели понимания. И практически всякий раз он модифицируется при осознании образа восприятия с гомеостатической значимостью.

    Произвольно выбираемый смысл возможных действий формируется как наиболее желательная значимость из всех сопоставляемых прогнозов от цепочек третичных зон теменной коры - следов эпизодической памяти.
    Мотивационная основа произвольности - контекстно-зависимые распознаватели смысла моделей происходящего и своих действий в этом.

    Некоторый аналог этого в рефлексах - изменение ассоциированного с действием в данных условиях подкрепления так, чтобы оно приобрело другую значимость, вплоть до противоположной по шкале хорошо-плохо. Разные градации по этой шкале соответствует более частным контекстам условий. Т.е. если раньше при нажатии кнопки особь получала удовольствие и стремилась к этому, то с некоторого момента вместо удовольствия стала получать неприятность. При этом буквально все условия окружающего остались теми же так, что нет возможности образовать новое ветвление (удовольствие возникало, когда при нажатии горел зеленый свет, а при красном - возникало неудовольствие). Вместо ветвления просто происходит переписывание рефлекса после достаточного числа повторений.

     

     

    События в фокусе сознания:

    В контексте новизны происходящего

    1) доступны прогнозы в границах расширения внимания (расширяется, если нет позитивных прогнозов, сужается, когда необходимо более внимательно осмыслить отдельные признаки),

    2) по признакам контекста восприятия активируется наиболее подходящая модель, связанная с набором автоматизмов,

    3) прогнозы применения имеющихся автоматизмов сопоставляются, и произвольно выбирается наиболее оптимистичный вариант,

    4) если уверенность в выбранном варианте недостаточна, то подключается модель решения проблемы,

    5) в актуальном узле модели при попытках (не)дейстововать формируется произвольность значимости - смысл происходящего - уже более адекватный действительности (акт формирования элемента причинно- следственной зависимости).

    Для разных по актуальности и проблемности моментов восприятия оказывается достаточен один из нескольких последовательно усложняющихся уровней сознания:

     

    Описание уровней доступно в главе книги: Субъективные ощущения и уровни сознания.

     

    Резюме

    Уровень осознанной произвольности использует контекстную организацию представлений о взаимосвязях реального мира, главным участников которых является субъект ("Я") так, что каждый элемент модели можно представить как отношение себя к данным проявлениям реального мира, субъективным абстракциям, позволяющим придать смысл воспринятому и, тем самым, определить возможные цели достижения желаемого.

    Субъективные модели представлены в системе механизмов произвольности в виде 1) уже имеющихся заготовок личного опыта вариантов действий (рефлексы и автоматизмы (моторные и мыслительные автоматизмы локализуются в разных местах), связанные со значимостью результатов их применения), 2) распознавателей смысла отношения себя и элементов реальности (в том числе других субъектов), 3) распознавателей актуальности того или иного уже имеющегося варианта действия (в том числе хода мышления).

    Фактически весь мозг, включая первичные зоны восприятия и первичные зоны действия оказывается включенным в систему осознанной произвольности необходимого уровня вовлеченности.

     

    Более подробно про абстрактную суть сознания, реализующего произвольность отвлечения от привычного. Попытаемся представить себе наглядно суть самоощущения своего Я: Понимание произвольности.

     

    Последовательное и детальное описание модели доступно в книге Основы адаптологии и ее популярном изложении: Познай себя.

    Полное описание модели  МВАП  - в книге:  Что такое Я - схемотехнический подход.

    Практическая реализация схемы системы адаптивных принципов (fornit.ru/bot2) обновила множество ставших очевидными представлений, что и описано в отчете по ссылке.
    Самым основополагающим из них явился вывод, что именно система жизненных параметров и ее балансировка гомеостатом является той основой индивидуальной адаптивности. на которой базируются все ее функции от самых древних, до высших психических. Именно этим отличается живое существо.
    Такая система вынуждает организм поддерживать жизненные параметры в норме как за счет уже выработанных автоматизмов, так и определять текущие цели, достигать их, нарабатывать опыт и развивать интеллект (запас имеющихся автоматизмов, моторных и ментальных).




    Обсуждение Сообщений: 3. Последнее - 12.02.2022г. 14:01:26


    Дата публикации: 2017-04-01
    Последнее редактирование: 2022-02-02

    Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

    Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

    Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

    В предметном указателе: Норбеков | Путь дурака | Источники электропитания для д... | Базовые понятия теории адаптивных систем | Гомеостаз и Система значимости | Диссипативные системы | Зоны Системы значимости | От рефлексов к произвольности | Переключение непроизвольного внимания, мыслительные автоматизмы | Понимание произвольности | Произвольное внимание | Психофизиология (не)произвольного внимания | Knewton: адаптивное обучение в действии | Адаптивная технология обучения | Адаптивное обучение | Адаптивное обучение - будущее рядом - Дистанционный обучатель | Адаптивные механизмы распознавания | Обсуждение Система произвольной адаптивности (МВАП)
    Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

    Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
    Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

    Тематическая статья: Целевая мотивация

    Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
     посетителейзаходов
    сегодня:11
    вчера:23
    Всего:567139363

    Авторские права сайта Fornit