Что такое смысл       Короткий адрес страницы: fornit.ru/7339


Что такое смысл

Что такое смысл - в понимании организации психики, понятие, механизмы, связь общепринятого толкования и сути психических процессов. Понятие "смысл" не имеет какого-то удовлетворительно описания на уровне психофизиологических коррелятов, и поэтому во всех справочниках его толкование носит поверхностный характер того, что обычно имеется в виду, когда произносят это слово, не более того.

Понятие "смысл" не имеет какого-то удовлетворительно описания на уровне психофизиологических коррелятов, и поэтому во всех справочниках его толкование носит поверхностный характер того, что обычно имеется в виду, когда произносят это слово, не более того. Так, в Википедии: "Смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности. ... Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью." и т.п. В Философской энциклопедии: "Смысл — внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности.".

В Российской академической науке есть разнопонимание уже на уровне определения функциональности нейрона, в зарубежной - где-то на уровне принципов распознавания (что практически воплотилось в создании обучающихся распознаванию нейросетей с выходом на действия, отвечающие результатам распознавания). Но отдельные работы исследователей уже вплотную дают фактические данные для того, чтобы иметь возможность собрать сопоставленные сведения их результатов в общую картину. Эти работы описаны в материалах сайта Fornit, прослеживающих развитие представлений и эволюцию уровней индивидуальной адаптивности.

В самом общем плане смысл, который имеет что-то для нас в определённых условиях, как раз и делает наши ощущения и переживания субъективными, личностными. Один и тот же объект внимания в разных условиях может иметь самый разный, до противоположности смысл. Кроме того, для разных людей один и тот же объект их внимания может иметь свой самобытный, непередаваемый смысл. Поэтому смысл - это то, какую значимость чего-то при осознании придает субъект объекту осознанного внимания. Этот смысл уникален и нигде, кроме как при осознании субъектом чего-то, не встречается в природе в виде некоей сущности или свойства. Именно субъект придает смысл всему, причем, у него есть возможность менять этот смысл произвольно, и этим смысл отличается от более низкоуровневой значимости, ассоциированной с воспринимаемым и результатам наших действий.

Смысл возникает на определенном, осознанном уровне индивидуальной адаптивности, - на уровне осознания. И вот краткий перечень последовательности формирования уровней индивидуальной адаптивности.

Самый первый уровень индивидуальной адаптивности - наследственно предопределенные реакции, которые при жизни особи согласуются с поддержкой регуляции внутренней среды организма и, тем самым, обеспечивают выживание в некоем диапазоне стабильных для этой системы условий. Это называют безусловными рефлексами. Этот вид управляющих связей в мозге использует рецепторы отклонения внутренней среды от нормы и возврата в норму. На этом уровне нет субъективной интерпретации этих отклонений как плохо или хорошо, это - чистый автомат для которого характерны связи типа стимул-ответ: почти непосредственные связи между рецепторами и эффекторами.

Следующий уровень стал возможным после образования третичных или ассоциативных областей коры мозга, где распознаются сочетания всех видов рецепции, точнее - распознавателей сочетаний различных рецепторов (примитивов восприятия), в том числе и системы регуляции гомеостаза.

Еще на уровне вторичных структур организация распознавателей оказывается контекстно-зависимой, т.е. результат распознавания зависит от наличия сопутствующих основному стимулу признаков условий. Это можно было бы обозначить как второй уровень организации адаптивности, но он не выделен в описании развития сложности видов, и он имеет слишком размытые границы и виды организации так, что невозможно сказать, что вот этот вид еще не использует контактность, а это уже использует. Тем более, что ассоциативный уровень дополняется более древним изобретением эволюции - нейромедиаторной регуляцией поведения в зависимости от условий, что организует контекстность за счет признаков отклонения от нормы гомеостаза и возврата к ней (т.е. контекст есть уже у очень простых организмов, т.к. у них уже используется баланс неспецифических нейромедиаторов).

Такая регуляция образует то, что на высшем уровне осознания переживается как эмоции, а на более простых представляют собой систему организации основных стилей поведения, которые могут быстро переключаться в зависимости от обстоятельств (пищевое поведение, поисковое, половое, оборонительное).

Ассоциация распознавателей признаков необходимости переключения стилей с текущим активным образом восприятия-действия (в цепочках управления поведенческими программами) образует звено восприятия-значимости-действия, которое определяет то, что означает воспринимаемое в данных условиях и то, каким ветвлением программы действий на это нужно реагировать. В последующем развитии такие звенья могут стать осознаваемым мыслительным образом.

С появлением возможности удержания такого образа в активном состоянии даже если стимул временно пропадает из восприятия, возникает возможность действовать уже не столько автоматично на основе только внешнего, но и на основе возникшей собственной поддерживающейся активности - основа субъективной произвольности.

Условия образования связей на этом уровне требуют множества повторений при сочетании всех активных признаков и формирование того, что наиболее воспроизводимо проявляется при том, что приводит к возврату нормы гомеостаза, т.е. при совершении удачных действий. Этот уровень описывается как условные рефлексы.

На этом уровне организации уже есть субъективная значимость, приобретаемая жизненным опытом, но нет ее осознания и субъективного переживания, позволяющего произвольно противодействовать привычным реакциям тогда, когда для этого возникает резон при осмыслении ситуации. Осмысление - следующий уровень адаптивности с образованием механизма совершенно иного принципа запоминания, с использованием механизма удержания запоминаемого образа при его связи с другими актуальными, что позволяет прогнозировать происходящее и вовремя произвольно вмешиваться, изменяя реагирование с привычного рефлекторного на произвольное.

При этом жестко закрепленная значимость произвольно меняется, переопределяется как по результатам предположительного прогнозирования, так и по результатам пробного действия по новому произвольному варианту. У такой новой значимости есть своя локализация, отличная от более древней, что составляет мотивационные элементы субъективных моделей понимания для формирования целей адаптации и удержания их.

Смысл на этом уровне организации - осознаваемая, произвольно придаваемая значимость того, что можно ожидать от объекта внимания в личном плане или интерпретируя его воздействие на что-то внешнее.

Все это - очень непростые механизмы, которые прослеживаются в организации адаптивности особей различных видов и хорошо описаны во множестве результатов фактических исследований. С системным обобщением (не зависимым от множества возможных способов реализации) можно ознакомиться в материалах сайта при условии их последовательного заинтересованного рассмотрения. В наиболее популярной и, в то же время, достаточно полной форме это описано в главах книги

Личность, система значимости
О смысле жизни
Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий

В предметном указателе: Как найти смысл жизни | Поиск смысла жизни | Проблема смысла жизни | Смысл жизни | Смысл человеческого существова... | Цель существования разума | Что такое смысл | Fornit О смысле жизни | Fornit О смысле жизни | А. Шаманаев В чем различие между целью и смыслом жизни?

Яндекс.Метрика