Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/270
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "О системной нейрофизиологии"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Восприятие пространства и времени

Восприятие пространства и времени

Как организуется распознавание и использование временных и пространственных интервалов? Есть ли в мозгу нечто вроде таймеров и линейки или такое распознавание использует другие принципы?

С распознаванием длин все как-то интуитивно более понятно потому, что легко представимы зрительные образы длин и пространственных масштабов на основе неких реально наблюдаемых эталонов. В распознавании же временных интервалов зрение не участвует, и задача кажется более сложной, хотя точно так же представимы почерпнутые из реальности эталоны.

Как в случае пространства так и времени, память об эталонах позволяет людям со своей индивидуально отработанной точностью отмерять эти интервалы. Кто-то справляется лучше, кто-то хуже, но есть те, кто обладает "абсолютной" точностью, кажущейся недостижимой другим. Понятно, что они не могут обладать неким специфическим механизмом (мозговым центром часов или линейных мер), которого нет у других людей потому, что анатомически выделяемые "органы" в мозге у всех людей идентичны (и даже - в сравнении с высшими животными). Это говорит о том, что в соответствующий критический период развития [32] и специализации слоя распознавателей [127], отвечающий за точность метрики, у людей с "абсолютной" метрикой было более богатое и эффективное обучение этих распознавателей.

В работе: Исследование хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов:

Исследование точности восприятия времени и пространства у спортсменов, специализирующихся в видах спорта с различной структурой движений(см. таблицу), показало, что тесты на оценивание и отмеривание временных интервалов, отражающие величину индивидуального масштаба времени, наиболее точно выполняли спортсмены, специализирующиеся в хоккее, боксе, восточных единоборствах, велоспорте и шейпинге. Наибольшие ошибки при восприятии времени допускали пловцы, футболисты, тяжелоатлеты, лыжники и занимающиеся физической культурой. В тестах на восприятие пространства более точные результаты отмечены у пловцов, гимнастов, хоккеистов, баскетболистов и волейболистов. Лыжники и тяжелоатлеты допускали наибольшие ошибки в тестах как на оценивание, так и на отмеривание пространства.

... особенности восприятия времени и пространства у спортсменов зависят от характера деятельности в избранном виде спорта. Спортсмены ситуационных видов спорта характеризуются более точным восприятием временных и пространственных параметров по сравнению с таковыми у представителей циклических и ациклических видов спорта.

В работе Теоретические основы формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста:

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, изменять время (правильно обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность...

...В работах А.А.Люблинской отмечалось, что дети дошкольного возраста испытывают трудности в восприятии времени и у них относительно поздно развиваются временные представления, как тягучесть, текучесть, необратимость (невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее), периодичность, одномерность. Восприятие детьми этих особенностей весьма затруднена из-за отсутствия наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений.

...Генезис развития представлений о пространстве и времени у дошкольников характеризуется тем, что дети четырех - пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем. Что же касается представлений о более длительных промежутках времени, то даже у старших детей они не точны. Тем более весьма смутные их представления о далеком прошлом.

... Дети шести - семи лет уже правильно пользуются временными наречиями, но не все временные категории осознаются одновременно и правильно отображаются в речи детей. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени, хуже наречия, выражающие длительность и последовательность. Можно сделать вывод: процесс речевого выражения временных понятий у детей от шести до восьми лет находится в стадии непрерывного роста. Это развитие протекает особенно интенсивно между шестью и семью годами жизни ребенка, если этим процессом управлять.

 

В мозгу не найдено никаких специальных часов или тактового генератора (хотя это не означает, что при необходимости их формирование не возможно), так же как нет и линейки для распознавания интервалов пространства. Для адаптивности поведения в этом просто нет необходимости потому, что эта адаптивность непосредственно синхронизируется внешними событиями.

Лишь человеку для целей межличностной коммуникации стало необходимо придумать общую для всего социума сетку времени и пространства. И такая сетка, опять же, использует события с механизмом их визуализации так, чтобы люди могли ими пользоваться.

Это лишний раз подтверждает, что в природе нет самостоятельного объекта - времени или пространства (см. Пространство и призрак времени), а есть лишь относительная динамика происходящих процессов в их причинно-следственной связи.  Для всех реальных сущностей, проявляемых в восприятии своими признаками, формируются специализированные распознаватели. Всякий раз, когда возникает необходимость оценить временные или пространственные интервалы, используются внешне наблюдаемые, косвенные признаки этих реальных процессов.

Например, чтобы отсчитывать мысленно секунды, можно проговаривать число 22 потому, что при этом автоматизмы артикуляции займут примерно секунду на мысленное проговаривание этого числа в "обычном темпе".

Все цепочки автоматизмов [29], в том числе и мыслительные, имеют пусковые стимулы последующей фазы - в момент определенного внешнего события [214]. Те же автоматизмы, "прокручиваемые" мысленно (или во сне или при прогностическом возбуждении или при вспоминании цепи событий), продвигаясь уже с игнорированием внешних пусковых стимулов, выполняются намного быстрее.

Кроме того, наряду со всеми распознавателями внешних стимулов, формируются распознаватели временных интервалов, опять же с использованием признаков внешних событий, и во время депривации восприятия такое распознавание становится не возможным.

Любое осознанное мышление (вспоминание) осуществляется на основе ранее заготовленных опытом адаптации цепочках возбуждений распознавателей текущего состояния, в которое был смещен фокус внимания при осознании [123], каждое последующее провоцируется пусковым стимулом в восприятии, но и без него они между собой ассоциированы в последовательности, которая ветвится в зависимости от меняющихся условий текущего восприятия и в каждый момент нового-значимого, превышающего значимость последующей фазы, подключается канал механизмов сознания для отработки наиболее желаемых вариантов прохождения этого нового и выработки здесь автоматизма.

Синхронизация пусковыми стимулами обеспечивает реакцию в реальном масштабе времени, что очень важно для поведения, ориентированного вовне (так организуются цепочки фаз движений, например). Однако, в прогностических осознаваемых подвозбуждениях возможных результатов [207] (по Павлову "опережающие возбуждения"), или в развертывании таких цепочек во время сновидения, такие синхронизации условны, т.е. ассоциация с ожидаемым воздействием сохраняется, но становится необязательной сама стимуляция для перехода к следующей фазе. Регулировкой уровня внимания (уровня тормозного влияния, выделяющего цепочку) можно заставить ее развертываться без синхронизации. В этом случае возможен просмотр со скоростью, определяющейся лишь скоростью процессов активации с участием осознаваемого (или неосознаваемого в случаях сновидения) изменения тонуса неспецифического тормозного влияния. Реально мы постоянно пользуемся этой возможностью, чтобы просканировать мысль, основанную на прежнем опыте и не делаем из этого парадокса. (источник)

Итак, распознавание временных и пространственных интервалов не является самоцелью, и поэтому для задач адаптивности поведения это реализуется привязкой к признакам динамики реальных событий, что и обеспечивает необходимую адекватность. Использование таких интервалов в собственном поведении точно так же жестко привязано к динамике реальных событий пусковыми стимулами каждой фазы последующего действия.

Все это относится к уже отработанным прежним опытом автоматизмам - не осознаваемым действиям. Что же касается особенностей осознаваемого восприятия времени, то это - уже специфика механизмов сознания, которая и будет рассмотрена далее.

Специализация распознавателей корректируется конкретными задачами адаптации и поэтому, как и вообще обычно для любого вида восприятия, распознавание пространственных и временных интервалов в пока еще не отработанных жизненным опытом ситуациях, порождает иллюзии восприятия.

Часто во время полусна, несмотря на то, что мысленно перебирается очень не мало образов и цепочек событий, реальное время затрачивается очень небольшое, и, время от времени открывая глаза и смотря на часы, можно удивиться насколько медленно они идут. Так, в пещерах циркадные ритмы сильно смещаются уже на следующие сутки (Пространство и призрак времени).

Проведено множество экспериментов по изучению восприятия субъективного времени, например: Эксперимент по субъективному замедлению времени:

...такой способ действительно заставил людей ощутить, что они летят в бездну гораздо дольше, чем это происходило на самом деле,ведь уже через три секунды от начала падения их скорость достигала 113 километров в час. По рассказам разных добровольцев, им казалось, что они летят как минимум на треть дольше, чем те люди, падение которых они наблюдали со стороны.

... Несмотря на то что чашка находилась на экране то же самое количество времени (несколько сотен миллисекунд), что и каждый из телефонов, все тестируемые указывали на то, что, по их мнению, чашка продержалась на экране дольше.

"Нам лишь кажется, что то или иное событие заняло много времени, на самом же деле такие ощущения появляются уже впоследствии, когда мозгобработал информацию, а событие прошло", — поясняет Дэвид.

Делалось множество попыток системного обобщения, например: Восприятие времени в космическом пространстве

По современным представлениям, у человека нет специального временного анализатора. И. М. Сеченов в ходе дальнейших исследований пришел к выводу, что восприятие временных промежутков доступно любому органу чувств. Иными словами, представление о времени может возникать на основе слуховых, зрительных, осязательных и других ощущений. Особенно большое значение в данном плане Сеченов придавал мышечно-суставным ощущениям.

К актам, дающим мышечные ощущения, И. М. Сеченов прежде всего относил ходьбу. Основной единицей периодического движения, совершающегося при ходьбе, служит шаг. Он выступает и как пространственная мера, и как мера времени. Поскольку шаг отстукивается, он ощущается не только мышцами, но и слухом. Так возникает одновременность, ассоциация двух ощущений, каждое из которых подкрепляет другое и дает ясное восприятие временного интервала.

... В восприятии времени участвуют также тактильный и интероцептивный анализаторы. Вообще же это восприятие, как подчеркивает А. Р. Лурия, осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в своего рода систему, которая действует как единое целое. Разному характеру временных ощущений соответствует различный динамический «состав» высшей нервной деятельности.

... клинический материал также свидетельствует в пользу положения о том, что в основе восприятия времени лежит системная деятельность различных отделов головного мозга, а не функционирование какого-то особого «центра».

... Точными экспериментальными исследованиями ныне установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т.е. субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т.е. наблюдается субъективное замедление течения времени.

Положительные эмоции стенического характера с субъективным убыстрением времени испытал также А. А. Леонов при выходе в безопорное космическое пространство. «К моему большому сожалению,— отмечал он в отчете,— время, отведенное для работы вне корабля, пролетело очень быстро. Весь период пребывания в космическом пространстве показался пронесшимся как 1–2 минуты».

... С. П. Боткин еще в прошлом столетии описал больную, которая была лишена всех видов чувствительности, за исключением кожной, и то лишь на одной руке. Обычно эта пациентка находилась в состоявши сна и пробуждалась лишь при прикосновении к руке, сохранившей чувствительность. И. П. Павлов наблюдал больного, у которого в результате травмы из всех органов чувств остались только один глаз и одно ухо. Достаточно ему было закрыть глаз и заткнуть ухо, как он моментально погружался в глубокий сон. ...В результате подобных экспериментов (в сурдокамере)... у испытуемых нарушалось чувство времени.

Из-за того, что во всех подобных попытках обобщений фактов исследований как бы выделялся из всего восприятия только исследуемый компонент и не было целостного понимания механизмов организации психических процессов, предположения оказываются слишком произвольными и далеки от уверенности. Но хуже всего то, что, в случае такого размытого представления, трудно представить фальсифицирующие опыты, которые могли бы придать этим попыткам обобщения научность (сделать достаточно четко определенным в граничных условиях), и построить строгую методологию фальсификации.

В приведенной статье "эмоции" путаются с "тормозными и возбуждающими" процессами - как "смещение их баланса". На самом же деле влияют не "эмоции", а количество переключений осознаваемого внимания в единицу времени в текущем восприятии и вот почему.

В активном состоянии привычной деятельности сознание занято текущей цепочкой выполняемого автоматизма, изредка отслеживая ее и, при необходимости, корректируя в моменты несколько новой ситуации (если они вообще случаются в хорошо отработанной деятельности). В пассивном же состоянии не достаточно актуальной значимости, которая занимала бы собой внимание преимущественно (доминировала [9] во время деятельности), и внимание постоянно перескакивает от одного к другому образу восприятия, с примерно равноценными новизной-значимостью и имеет возможность еще перескакивать на сопутствующие мысли в режиме творческого размышления [143].

Образующаяся последовательность активностей в кратковременной памяти (т.е. в виде активных реверберирующих зон [134]) отслеживания сознанием текущего восприятия-действия в активном состоянии оказывается менее богатой моментами переключения осознания (среди актуальных автоматизмов), и поэтому течение времени воспринимается как более быстрое. Другими словами, фильм-воспоминаний о прошлом событии в первом случае менее богат событиями - короче [249].

Зато после сна [95] все важное от прошлого дня останется зафиксированым в постоянной памяти (в виде проводящих синапсов, специфичных к нейромедиаторам активных эмоциональных контекстов [106]), а малозначимые, ни к чему не приводящие случайные отвлечения внимания отсеются. И тогда пустое времяпрепровождение, такое нескончаемо мучительное, не оставит следа в памяти, промелькнув мгновенно. В конечном счете, значимые, деенаправленные фильмы-воспоминания окажутся уже длиннее.

Кроме фильмов- воспоминаний о прошлых событиях, в которых фиксируется последовательность наиболее нового-значимого в восприятии, нет ничего, что составляло бы субъективное впечатление о прошлом (остальное - это наработанные автоматизмы неосознаваемых реакций). И, соответственно, только частота касаний сознания при восприятии, которая и образует фильмы- воспоминания (согласно условиям образования связей [20]), будет единственным источником субъективного восприятия времени. Очень сильно насыщенное важными событиями образует длительный фильм-воспоминаний, оставляющий впечатление замедления времени.

Частые и значимые переключения сознания в молодости (все пока еще новое, интересное, значимое) образуют насыщенные, яркие фильмы-воспоминаний и кажущуюся нескончаемость даже одного дня. А в старости время летит моментально, при фиксации в постоянной памяти почти не оставляя новых-значимых моментов.



Обсуждение Сообщений: 22. Последнее - 21.07.2016г. 17:05:22
Дата публикации: 2010-10-24

Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 1
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Восприятие | Восприятие информации | Зрительное восприятие | Индивидуальность восприятия кр... | Материя | Особенности восприятия | Пространство время материя | Абсолютное пространство | Возможные концепции бессмертия в современной культуре | Восприятие времени в космическом пространстве
Последняя из новостей: Обзор эволюционного появления субъективных моделей действительности: Субъективные модели действительности.

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
 посетителейзаходов
сегодня:34
вчера:78
Всего:997411441

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика