Хотя характерные психофизические
особенности человека закладываются его биологической основой, но моральные
убеждения, потребности, интересы, интеллектуальное развитие во многом зависят от социальной среды и
собственных стремлений человека к совершенствованию, объективной оценке своих
возможностей и своих недостатков.
Внутренний мир человека — сложнейшая
система морально-волевых, интеллектуальных и культурных качеств, система,
способная не только к динамическому развитию, но иногда и к регрессу в
зависимости от поставленных жизненных целей, стимулов, сознания человека и
особенностей его деятельности.
Помня о
значительных потенциальных, интеллектуальных и психологических возможностях
человека, весьма заманчивы перспективы кардинального переустройства
внутреннего, субъективного мира личности, идеи формирования
"сверхчеловека".
Существенным
основанием для оптимистических прогнозов по реализации радикальных политических
и экономических преобразований в России является ее огромный экономический и
интеллектуальный потенциал.
Для сохранения государственной власти в руках монарха,
Вождя или элитарной группировки людям веками внушалось, что верховная власть
дается или от Бога, или лишь лучшим, достойнейшим с особыми, только им
присущими интеллектуальными и этическими качествами.
Искусство
руководителя особенно наглядно проявляется в умении стимулировать участие
работников в принятии деловых решений, что в итоге может увеличить
интеллектуальный потенциал организации и удовлетворить глубокую потребность
личности в самовыражении и в признании результатов своего труда.
) средствами
массовой информации (СМИ) или идейными представителями правящей элиты, которая
практически никогда не бывает элитой интеллектуальной и высоконравственной.
Решающее
значение передовых технологий и новых принципов управления в развитии общества
легко доказать, рассмотрев историческую эволюцию человечества с позиций
искусства управления государствами и умелого использования их стратегического,
интеллектуального, военного и хозяйственного потенциала.
Читатели сами могут вспомнить много примеров из своего
производственного и жизненного опыта, когда благодаря случайностям конъюнктуры
человек со средними интеллектуальными и организаторскими способностями был
вознесен на верх служебной иерархической лестницы и, несмотря на все его
старания, на работу без отдыха с утра до глубокой ночи, так и не смог добиться
каких-либо заметных результатов.
Однако далеко
не каждый может честно, мужественно оценить обстановку, понять губительность
такой ситуации и принять решение о добровольном переводе на работу, более
соответствующую его физическим и интеллектуальным возможностям.
Обучение человека
начинается с рождения и продолжается всю жизнь, но интенсивность восприятия,
столь удивительная в младенческие годы, падает с годами, и в период
интеллектуального и физического расцвета личности способность к обучению
значительно снижается.
Об этом
сочетании амбициозности и интеллектуальной инфантильности некоторых слушателей
хорошо сказал директор школы международного бизнеса при институте международных
отношений А.
Заговорив об
атомном оружии, нельзя не вспомнить еще одно безумие наших дней, еще одно
уродливое детище науки — военную технику, вооружение, пожирающее колоссальные
интеллектуальные и материальные ресурсы.
Или согласиться с современными эсхатологическими концепциями, констатирующими,
что мораль отстает от интеллектуальности человека и наука достигла критической
способности к разрушению, а неизбежность атомной катастрофы лишь подтвердит
библейские пророчества грядущего Апокалипсиса.
Однако до сих пор нет ясного понимания
психоинтеллектуального механизма творчества, слишком сложны эмоциональные,
психологические и физиологические основы процедуры разработки и реализации
плана поведения личности.
Каждый человек, как существо биосоциальное, обладает не только
своими индивидуальными особенностями, своей эмоциональной, интеллектуальной и
психологической неповторимостью, наследственной или приобретенной, но и
отражает характерные черты своего социума, типичные для того коллектива, где он
работает, живет, учится.
Потенциал личности
Несомненно, что каждый
человек обладает не только своим летентным, скрытым генетическим багажом,
суммой определенных талантов, склонностей, но и мощным интеллектуальным, духовным
потенциалом.
"В
конечном счете мы говорим об интеллектуальной способности человека, в
значительной мере являющейся его внутренним качеством, которому нельзя
научиться; о высокой степени целенаправленности; о заражающем других энтузиазме
в достижении целей и использовании методов, необходимых для их выполнения; о
той целеустремленности, которая и сплачивает других в лояльный коллектив, о
неустанной напористости и энтузиазме, которые возникают в результате
удовлетворения как мнимых желаний, так и творческого организационного вклада
человека в дело, которое он ведет.
Умение раскрывать интеллектуальный потенциал членов
своего коллектива является высшим показателем управленческого мастерства,
эффективность работы предприятия в итоге зависит не столько от руководителя,
сколько от подчиненных — если руководитель умеет руководить.
Психологов интригует
сложность и противоречивость духовного облика, скрытность действий и несомненно
высокий интеллектуальный потенциал такой личности, специалистов по управлению
— тяжелые последствия терминаторного менеджмента, так как он ведет к
дезорганизации, разрушению коллектива и подавлению творческой инициативы.
Эта
патологическая склонность к интеллектуальному садизму, завистливому бесплодию,
духовной импотенции распространена среди высшего и среднего руководящего
состава в значительно большей степени, чем принято думать.
Начальник-разрушитель действует на основе своего понимания должностных
инструкций и законов и создает вокруг себя своеобразный интеллектуальный вакуум
— постепенно вытесняются способные, творческие личности, их место занимает угодливая посредственность, и на этом фоне
руководитель приобретает репутацию незаменимого.
В итоге подчиненные, возглавляемые таким руководителем,
лишенные возможности расти и самостоятельно действовать, перестают развиваться
и действительно превращаются в беспомощных интеллектуальных иждивенцев.
Стол такого руководителя обычно бывает
завален папками и стопками деловых бумаг, и найти на этом кладбище нужный
документ практически невозможно;
— склонность к
длинным речам и затяжным совещаниям, к поучениям и наставлениям, фамильярность
с подчиненными, уверенность в своей непогрешимости и способности все сделать
лучше других;
— способность
работать с утра до глубокой ночи, постоянно выполнять срочную работу дома,
невысокий общий культурный и интеллектуальный уровень развития;
— склонность
мыслить стереотипами ("профессиональная деформация"): вырабатывается
стойкая оценка деловых качеств сотрудника, устойчивый образ усердного
человека, льстеца, лодыря и т.
Если в ближайшее время не будет осознана опасность этой
тенденции и не будут приняты самые срочные меры по формированию
интеллектуального слоя в нашем обществе, то Россия выпадет из числа
цивилизованных стран мира.
Факторы, влияющие на поведение личности
Личность,
индивидуальность характеризуется интеллектуальными и психологическими
особенностями, которые переданы человеку от предков или приобретены им при
взаимодействии с другими людьми.
Разумная мера наказания зависит от многих факторов, среди
которых в первую очередь следует учитывать сложность задания, при выполнении
которого была допущена ошибка, систематичность и тяжесть проступков, отношение
коллектива к личности и поступку провинившегося, а также его психические и
интеллектуальные особенности.
Ведь
при высокой интеграции работников, устоявшейся общности интересов, единстве
этических норм повышается психологическая и интеллектуальная совместимость,
сработанность, более эффективны процессы взаимопонимания и неформального
общения.
Думается, что
лидер должен обладать и другими важными индивидуальными особенностями:
стремлением к власти (чаще всего построенным не на логике, высоком служебном
или интеллектуальном статусе, а на харизме (от греч.
Эти основополагающие для установления контактов с партнером оценки будут,
естественно, уточнены позже, иногда даже весьма существенно, но общая стратегия
общения уже выработана и очень важно не ошибиться в своих оценках, обеспечить возможно более полное
интеллектуальное и эмоциональное взаимопонимание.
Беседа может протекать
между равными по своему социальному и интеллектуальному уровню партнерами,
между начальником и подчиненным, мужчиной и женщиной, учителем и учеником, взрослым
и ребенком.
Она украшает и облагораживает любое общество, любую
деловую встречу;
— высокий
уровень общей и интеллектуальной активности и в отличие от большинства мужчин
постоянная забота о своей физической форме и внешности;
—
коллегиальность в принятии решений, охотное делегирование своих полномочий и при
большом внимании к межличностным отношениям в коллективе отказ от мелочной
опеки подчиненных;
— умение
оперативно переключаться с одной социальной роли (руководитель, деловая
женщина) на другую (дочь, мать, жена);
— уверенность в
понимании, поддержке и помощи со стороны семьи.
Не случайно, что основная часть
населения экономически отсталых стран, при ее несомненно большом интеллектуальном
и духовном потенциале, фактически выведена из созидательного, творческого процесса
по созданию мировых культурных ценностей.
Иногда эти
наследственные программы видового поведения являются на
столько сложными, что создают впечатление разумных видов
приспособления животных к окружающей среде; поэтому у
некоторых исследователей возникла тенденция толковать их
как разумные интеллектуальные формы поведения животных и
приписывать таким животным разум, близкий к
человеческому.
Сегодня мы сделаем еще один шаг дальше и
будем говорить к уже о наиболее сложных формах
индивидуально - изменчивого поведения животных и о тех
формах, которые сближаются с интеллектуальным
поведением.
Что же составляет основу для наиболее
сложных форм индивидуального поведения животного,
интеллектуального поведения.
Основу интеллектуального
поведения, по - видимому, составляет восприятие сложных
отношений между предметами внешнего мира.
Первая группа исследователей вот такого
интеллектуального поведения - это методика так
называемого обходного пути.
Такой сложный характер действия, имеющего
предварительно ориентировочную основу и распадающего на
ряд последовательных взаимноподчиненных операций, можно
назвать структурой интеллектуального поведения.
Начиная с самых элементарных форм
интеллектуального поведения животного и кончая самыми
сложными формами интеллектуального поведения человека,
интеллектуальные акты всегда отличаются наличием такой
ориентировочной основы действия, такой стратегии и
тактики.
Позвольте мне сейчас обратиться к
некоторым классическим опытам, в которых изучалось
интеллектуальное поведение животных.
Поэтому употребление орудий может быть типичным примером
не только простого предметного действия, но и сложного
интеллектуального акта.
В силу этого, Кёлер и обратился
к исследованию того, могут ли у обезьян быть в
употреблении орудия, иначе говоря - способны ли обезьяны
к более сложной форме интеллектуального действия.
Если поведение обезьяны в этой
непосредственной наглядной ситуации оказывается близким
к интеллектуальному поведению человека, то оно резко
отличается от него в двух отношениях; обезьяне гораздо
труднее комбинировать орудия в одно целое и обезьяне
совершенно недоступно создание орудий впрок и хранение
орудий, как постоянных средств для того.
Таким образом можно
сказать, что у обезьяны, у которой есть интеллектуальное
поведение в наглядной ситуации, но нет интеллектуального
поведения, близкого к человеческому, в том отношении,
что она никогда не имеет дело с орудиями, в которых
известный способ решения задачи и который сохраняется
для известного употребления.
Второй теорией является теория ряда
американских авторов, различных по своим подходам, но
объединяющихся тем, что они отличают вообще
интеллектуальный характер за этими описываемыми мной
фактами; они считают, что все эти факты, не говоря о
назначении интеллектуального у животных, что они говорят
только о сложных формах навыков, встречающихся у
животных, к этим авторам относится Торндайк и из
современных - очень интересный крупный американский
психолог Скиннер.
То, что
она отрицает интеллектуальный характер этих форм
поведения, и, что нет принципиальной разницы между
образованием навыка и интеллектуальным поведением; и тут
и там сторонники этой теории видят отбор удачных
движений и закрепление тех из них, которые
подкрепляются.
Она просматривала самое существенное, что есть
в интеллектуальном поведении животного и что отличает
вот эту форму двухфазного приспособительного поведения
от более элементарных форм поведения животных.
Мы дали краткую характеристику этой
теории, оценив ее положительные и отрицательные стороны,
она аналитична и научна по своим исходным задачам, но
она механистична потому, что недооценивает своеобразия
форм интеллектуального поведения животных, и тем самым
оставляет вопрос не до конца раскрытым.
Эту теорию структурного характера
восприятия Кёлер и использовал для объяснения
интеллектуального поведения обезьян.
Ключом к интеллектуальному
поведению обезьяна являются, по Кёлеру, не законы ее
движения, а законы ее восприятия.
Принципиально говоря,
законы интеллектуального поведения, по Кёлеру, несколько
не отличаются от законов целостного восприятия, и именно
это, по мнению Кёлера, является ключом к механизмам,
стоящим в основе интеллектуального поведения обезьяны.
Нельзя, говорит Бюлер, объяснить интеллектуальное
поведение обезьяны, не учитывая исторически ее прежний
опыт.
Если Кёлер объяснил интеллектуальное
поведение обезьяны законами восприятия, то Бюлер
объясняет интеллектуальное поведение обезьяны законами
памяти, то есть законами воспоминания элементов прежнего
опыта, переносом прежнего опыта в новую ситуацию.
Ценным и положительным в теории Бюлера
является экологический подход к жизни обезьян, то есть
анализ интеллектуального поведения проводит, исходя из
прежнего биологического опыта данного вида.
Описание качественных
особенностей интеллектуального поведения животных -
имеет большое значение для понимания структуры наиболее
сложных форм поведения.
Именно поэтому каждая из упомянутых мною
теорий сделала свой существенный вклад в анализ
интеллектуальной деятельности животных.
Механистические теории попытались
проанализировать механизмы, лежащие в основе образования
интеллектуальных операций, но игнорировала специфику
этих высших интеллектуальных форм поведения, страдая
грехом сведения качественно новых форм к более
элементарным.
Они игнорировали качественно новые формы
поведения, возникающие лишь на высших этапах эволюции и
находили у обезьян такие же законы выработки навыков,
как и у мышей, не представляя, что в процессе эволюции
возникают качественно новые формы поведения, принимающие
характер интеллектуальных.
Опыты Кёлера впервые были
подвергнули интеллектуальное поведение животных точному
экспериментальному анализу - и за это мы благодарны ему;
однако, Кёлер неправомерно отрывал процесс
интеллектуального приспособления животного от его
активной деятельности, недоказательно считал, что корни
интеллектуального поведения можно искать в момент, когда
животное замолкает, тормозится и ничего неделает.
Наконец, Бюлер правильно экологически
подходил к анализу истории формирования интеллектуальных
процессов, но еще не давал их настоящего структурного
анализа.
Павлов, ничуть не отрицая наличия интеллектуальных форм
поведения обезьян, назвал мышление обезьяны ручным
мышлением.
Итак, первое положение нашего подхода к
интеллектуальной деятельности заключается в том, что
всякое приспособление к внешней среде осуществляется ими
в процессе активной рефлекторной деятельности.
Второе положение заключается в признании
того, что строение этой активной деятельности на разных
этапах эволюции неодинаково и что только с точки зрения
эволюции можно подойти к формированию у высших животных
интеллектуальных форм поведения.
, “маккиавеллиевская”, - на том, что субпопуляции, не обладавшие интеллектуальными
способностями к адекватному ответу на агрессию, повергаются сильному отрицательному
естественному отбору.
Существенно, что в X-хромосомах рядом с генами интеллектуальности расположены
гены, ответственные за важные репродуктивные функции и, как недавно показано,
нарушения в первых изменяют функции вторых.
Но почему тот же человек, решив несравненно более сложную интеллектуальную
задачу, например, сложный математический пример, или шахматный этюд, или нетривиальное
уравнение, то, чем действительно можно гордиться, очень редко разражается приступами
смеха.
Автор данного исследования считает, что имеется
более, чем достаточно аргументов в пользу агрессивной природы юмора, в пользу
того, что юмор всегда является либо интеллектуальным оружием в борьбе за повышение
социального статуса, либо подготовкой к интеллектуальной схватке, своего рода
тренировкой, разминкой.
Удовольствие от юмора
достигается при достижении: а) превосходства над кем-то или б) интеллектуального
триумфа от нахождения загадки, поэтому “дважды произнесённое
острое слово становится глупостью” (А.
Отчего
это простое интеллектуальное упражнение вызывает прилив радости, сопровождающийся
смехом, а решение более сложных, престижных задач, смех вызывает редко.
Мы видим, что при несравнимой
сложности рассматриваемых задач пик интеллектуального удовольствия от чтения
эпиграммы в 9 раз превышает пиковое же значение, получаемое от её сочинения.
Это оружие может использоваться
в непосредственном интеллектуальном сражении, когда целью является получение превосходства
над соперником, унижение его, победа в словесном поединке.
Любой образец юмора представляет собой либо
насмешку, ставящую целью унизить высмеиваемого и повысить статус
остальных за его счёт, либо интеллектуальную задачу, повышающую
статус тех, кто её разгадал.
Радость
от разрешения интеллектуальной задачи, связанная с повышением социального
статуса приводит к всплеску эмоций, выражающемуся в улыбке, смехе или хохоте.
В ответ на этот запрос
возникают более сложные стихотворные формы, ищутся свежие, неожиданные рифмы,
следование первым и распознавание вторых повышает сложность той интеллектуальной
задачи, которую читатель постоянно решает при чтении стихов.
дать определение слову "интеллект" не с точки
зрения внешних проявлений интеллектуальности, а по соответствию определенным
функциональным механизмам.
интеллектуальные
усилия возможны только в случае осознанной творческой
деятельности - как проявление творческих навыков нахождения новых вариантов
реагирования, или, другими словами, проявления навыков адаптивности к новому,
для чего, собственно, и существует сознание.
Очень важно:
нет смысла пытаться понять интеллектуальные механизмы без ясного понимания
функциональности сознания, без понимания, что вне осознания не может быть целенаправленной
выработки новых адаптивных навыков и, соответственно, не может возникнуть багаж
соответствующего изменяющимся условиям жизненного опыта.
Продуктом интеллектуальной деятельности становится
новое ветвления поведенческого автоматизма в новых обстоятельствах, что
развивает жизненный опыт реагирования.
Условно (если
строго не принимать во внимание время проявления интеллекта при формировании
навыков), под интеллектуальным потенциалом понимается творческий потенциал адаптивности
к новым условиям в данной специфике деятельности (и только в контексте этой
специфике потому, что в контексте другой эти навыки могут оказаться
неприменимыми и потребуют развития специфичных к иным условиям навыков).
В случае
понимания сказанного должно возникнуть и понимания того, что интеллекты в
различных областях приложения жизненного опыта взаимно не сопоставимы по
эффективности, и что механизмы, обеспечивающие проявление интеллекта, не
зависят от общей массы мозга и других его особенностей, если вообще у данной
особи есть интеллектуальные механизмы.
Вот почему,
несмотря на разницу в весе мозга в два раза, люди проявляют сопоставимые по эффективности
интеллектуальные способности в схожих областях: у Анатоля Франса - 1017 грамм, у
Ивана Тургенева - 2012 грамм.
Сергей Вячеславович же считает, что большой мозг нужен именно для интеллекта и
что должны быть особые поля в мозге вместе с определенной плотностью нейронов,
чтобы человек мог быть гением, а если этого нету, то с метлой во дворе конечно
можно работать, а вот интеллектуально вряд ли.
Во все еще не автоматизированном
дворническом деле, особенно в малотехнологичных странах, есть очень много целей
приложения интеллектуального потенциала: требуется нетривиальное мышление и
умение находить решения при новых обстоятельствах.
И находки, пополняющие багаж
жизненного опыта дворника, как передаваемые от других мастеров, так и найденные
самостоятельно, ничем в принципе не отличаются от процесса выработки самых
высокоинтеллектуальных по расхожим представлениям навыков.
Развивать
стоит только то, что направлено на формирование определенных деенаправленных
навыков, и в моменты освоения новых элементов поведенческих реакций начинает
быть востребованной та часть навыков нахождения новых решений (интеллектуального
потенциала), которая так же развилась специфично к данной области деятельности
для определенных условий.
Попытка
заниматься даже привычной интеллектуальной задачей инженерного творчества
практически невозможна в эмоциональном контексте полового поведения, если
только для этого контекста не освоить эти навыки, постепенно заимствуя из
контекста решения инженерных задач и, проверяя практическую действенность
отдельных фаз, и сформировать цепи автоматизмов для таких навыков.
Так же как, проболев недельку в
постели, трудно поначалу ходить, долгая невостребованность интеллектуальных
навыков приводит к их все большему забыванию, угасанию
по множеству причин.
В целом же потребность в
бездумных специалистах намного превышает потребность в инициативных
интеллектуалах, что провоцирует появление чрезвычайно узко специализированных ремесленников,
у которых, в виду невостребованности, практически атрофировались
интеллектуальные механизмы.
Ценность же
самобытности именно в потенциальных возможностях создания нового и актуального
в данной области, в понимании каких интеллектуальных усилий, вплоть до
гениальности, требует такое творение.
При этом то
меньшинство, что обеспечивает стабильность существования такого социального
уклада, сохраняют и развивают свой интеллектуальный потенциал, без чего ущерб
превысил бы пользу в общем балансе и разрушил бы общество.
В более
"цивилизованных" местах проживания оба приведенных фактора играют
большую роль, чем в провинции, так что в центральных городах нарастает
специфический характер психопатологии населения и его интеллектуальная
деградация при том, что там сосредотачивается и наиболее действенный,
эффективный контингент интеллектуалов.
Часто признаки высокого интеллектуального потенциала находят в характерных
чертах лица и повадках, хотя есть множество примеров совершенно невзрачных лиц
и непримечательного поведения гениев и даже внешне отталкивающих черт (С.
Однако,
понимая суть механизмов психики, определяющих интеллектуальные способности и
суть самих таких способностей, становится возможным достаточно определенно
говорить и об их экстремальных состояниях, в частности о состоянии гениального
творчества (или просто состоянии гениальности).
Интернет - как
один из массовых путей в неадекватность)
Дополнительно:
Основы адаптологии: Интеллект
Сознание: тестирование, социальная обусловленность,
следствия
Целенаправленное
поведение
Кошки -
раса высокоинтеллектуальных существ
Гид
по механизмам психических явлений
Обсуждение Сообщений: 16.
Часто в их основе лежит и определенная работа интеллекта, а именно та форма интеллектуальной активности, которая в науке сегодня известна под названием практического мышления.
Во всяком случае основная тенденция нашего времени направлена к тому, чтобы поведение основывалось не на рутине и традиции, рефлексе и ассоциации, а было бы оправдано интеллектуально и опиралось на завершенные научные понятия.
Поскольку ребенок уже стал на путь развития понятийного мышления, поскольку это именно та форма мышления, которая представляет основу деятельности и труда современного человека, постольку невозможно, чтобы у ребенка не возник интерес к интеллектуальному развитию.
Бюлер, уже в 8-10 лет у детей созревает слой новых, интеллектуальных функций, актуализация которых ему доставляет удовольствие сама по себе и которые он приводит в действие не с целью достижения какого-либо успеха, а с целью получения удовольствия от функционирования.
Из исследования Бюлер для нас важно то, что в начале школьного возраста у ребенка, с одной стороны, возникает новый интеллектуальный интерес и, с другой стороны, этот интерес носит чисто функциональный характер.
Это доказывает, что потребность интеллектуального овладения определенными сферами действительности пока еще чужда ему, что его интересует не получение определенного содержательного знания, а в первую очередь и особенно учение.
Таким образом, становится очевидным, что у ребенка школьного возраста появляется интеллектуальный интерес, но этот интерес представляет наклонность не содержательного, а особенно функционального характера: его увлекает не решение конкретных вопросов, а прежде всего приведение в действие собственных интеллектуальных сил.
Но приведение в действие сил вообще и интеллектуальных в частности возможно также и свободным образом: интеллектуальная функциональная тенденция может найти свою реализацию и на основе игры.
Итак, ребенок школьного возраста чувствует потребность привести в действие свои интеллектуальные силы на основе учения, это значит, что его уже не удовлетворяет активность на основе импульса функциональной тенденции, что в нем созревает тенденция давать своим силам возможность действовать не только тогда, когда у них самих возникнет стремление к этому, но и тогда, когда необходимость этого зародится и без их стремления.
Понятно, что новый функциональный слой, который появляется в его существе - сфера интеллектуальных функций, становится на путь развития не импульсивного, а активного действия.
Теперь мы убедились и в том, что интенсивное развитие физических сил, которое проявляется именно на этой возрастной ступени, является условием, способствующим интенсивному приведению в действие любопытства и, следовательно, интеллектуальных функций ребенка.
Этот импульс овладения в первую очередь возникает в интеллектуальной сфере: у ребенка возникает сильная тенденция сделать эту новую, объективную действительность предметом своего познания.
Стало быть, интеллектуальный интерес школьного возраста направлен сначала к явлениям и случаям действительности, а затем, отчасти с 9-летнего возраста, но особенно с 12 лет - и к их отношениям.
Там мы видели, что в первые годы школьного возраста ребенка увлекает предметное содержание, им движет острая жажда феноменальной данности действительности, а с 12 лет его интеллектуальные интересы углубляются, обогащаются и подвержены изменению в том отношении, что теперь он ищет связи между феноменальными данными, стремится к систематическому постижению действительности, его интересует не только предмет сам по себе, но и те нити, которыми один предмет связан с другим, и, таким образом, возникает возможность постижения целостного содержания.
Об особенностях интеллектуальных процессов при поражении лобных отделов мозгаМы завершим описание особенностей нарушения высших психических процессов при поражении лобных долей мозга анализом тех своеобразных изменений, которые появляются в этих случаях в интеллектуальных процессах.
Неврологическая и психопатологическая литература дает сравнительно немногочисленные и противоречивые данные об особенностях нарушения интеллектуальных процессов при поражениях лобных долей мозга.
Некоторые авторы, как например Хэбб (1942, 1945), указывают, что резекция значительной части лобной доли может вообще не привести к сколько-нибудь заметному снижению интеллектуальных функций.
Значительное число авторов, применявших количественные психометрические интеллектуальные тесты к исследованию больных с поражением лобных долей мозга, не получили сколько-нибудь однозначных результатов.
показывают, что фронтальная топэкто-мия и лейкотомия может не приводить к отчетливому снижению уровня выполнения интеллектуальных тестов и, таким образом, не дает оснований говорить о сколько-нибудь значительном изменении интеллектуальных процессов при поражении лобных долей мозга.
В резком противоречии с этим стоят психологические исследования, подвергавшие нарушения интеллектуальных процессов у больных с поражением лобных долей мозга качественному анализу.
Отчетливые данные экспериментального исследования интеллектуальных процессов у больных с поражением лобных долей мозга были получены Халстэдом (1947), который установил, что данные больные не в состоянии выделить абстрактный принцип классификации объектов и дают значительное снижение в выполнении специальной пробы на абстрактные интеллектуальные операции, разработанной автором для этих целей (специально о них см.
Одно из наиболее детальных исследований характера нарушения интеллектуальных процессов у больного с двусторонней резекцией лобных долей мозга было проведено Брикнером (1936), который констатировал у него значительное снижение интеллекта.
Зейгарник (1961), позволило не только установить значительные изменения интеллектуальных процессов в случаях поражения лобных долей мозга, но и дать их качественный анализ.
Как хорошо известно из ряда психологических исследований, интеллектуальная деятельность начинается там, где цель не может быть достигнута с помощью готовых средств и где возникает определенная задача.
Весь дальнейший процесс интеллектуальной деятельности, строящейся на основе такой предварительной ориентировки, приобретает планомерный характер, хорошо изученный современными исследованиями, посвященными эвристическим процессам (Л.
Как показывают эти исследования, возникшие на основе этой ориентировочной деятельности, гипотезы придают дальнейшему течению интеллектуальных процессов направленный, избирательный характер.
Если прибавить к этому, что весь процесс поиска и реализации гипотез сопровождается постоянным сличением возникающих попыток с исходными намерениями, будет ясно, насколько сложен характер интеллектуальной деятельности (см.
У больных с поражением лобных долей мозга, особенности поведения которых мы описали выше, этот сложный процесс интеллектуальной деятельности оказывается грубо нарушенным.
Такие больные, как правило, не начинают анализировать ситуацию задачи; ориентировочная основа интеллектуального действия у них либо полностью выпадает, либо резко сокращается; отдельные элементы задачи не сопоставляются друг с другом, и на их основе не происходит выделения гипотез, которые сделали бы появление одних, адекватных им связей более вероятным и которые тормозили бы появление несоответствующих им побочных ассоциаций.
Мы попытаемся проследить характерные черты нарушений интеллектуальных процессов при поражении лобных долей мозга, остановившись сначала на анализе того, как изменяются у этих больных процессы практической или конструктивной интеллектуальной деятельности, и перейдя затем к описанию наблюдаемых у них нарушений «вербального интеллекта».
a) Нарушение конструктивной деятельности у больных с поражением лобных долей мозгаТипичным примером практической (или «невербальной») интеллектуальной деятельности является решение конструктивных задач.
Гаджиева (1951, 1966), больные с поражением лобных долей и выраженным «лобным синдромом» не начинают решения конструктивной задачи с предварительной ориентировки в ее условиях; лишь трое из исследованных им 28 больных этой группы сохранили нормальную схему интеллектуального акта, предварительно знакомясь с условием задачи, классифицируя имеющийся материал и составляя предварительную программу решения.
Точно так же, как наличие надалгоритма и внутренней различенность сознательных устройств привело к переходу на новый уровень организации, так и развитие разумного социума в сторону дифференциации культуры на множество социальных программ и формирования единой надпрограммы (языка) с закономерностью приводит к возможности и необходимости нового эволюционного скачка – появлению устройств интеллектуального типа.
Основным результатом функционирования интеллектуального устройство является не его адаптация к среде (как для устройств предыдущих уровней), а новые социальные программы.
В другие периоды своего функционирования, интеллектуальность устройств не проявляется в явном виде – они взаимодействует со средой исходя из имеющегося набора разумных и других адаптационных программ.
Более того, поскольку функционирование по интеллектуальной программе не имеет прямого отношения к адаптации (эффективному приспособлению к среде) единичного устройства, то интеллектуальная программа носит социальный (общесистемный) статус не только по своему происхождению (как другие социальные программы), но по своей сути.
Интеллектуальные программы не являются индивидуальными ни (1) по своему содержанию (не направлены на адаптацию конкретного устройства), ни (2) по объему – единичные устройства в процессе интеллектуальной деятельности способны «загрузить» и отработать лишь некоторую часть какой-либо из интеллектуальных программ.
То есть, можно сказать, что интеллектуальные программы отрываются от конкретных устройств не только по своему происхождению, способам фиксации и передачи (как разумные программы), но и по своей сути, постепенно оформляясь в новые самодостаточные объекты реальности, развивающийся по своим законом (к примеру, таковыми являются религиозные, научные системы).
Индивидуальные разумные устройства, становящиеся на время интеллектуальными, лишь реализуют, подпитывают это развитие, являясь необходимым, но уже вторичными, вспомогательными элементами.
Например, разумное устройство без «загрузки в него» социальных программ является лишь сознательным устройством, а интеллектуальное устройство вне интеллектуальной деятельности (то есть вне процесса создания новых программ) является обычным разумным устройством и по своей «разумности» и даже «адаптивности» может сильно уступать другим (не интеллектуальным) устройствам (к примеру, пресловутый рассеянный профессор).
Она дает реальную возможность более продуктивного, терминологически строго обсуждать как проблемы адаптивного поведения животных и его отличия от разумной деятельности человека, так и проблемы, связанные с созданием искусственных адаптивных и интеллектуальных систем.
А затем, как только мы научимся это делать, мы смогли бы собирать мириады таких крошечных частей в интеллектуальные машины, возможно, основанные на использовании квинтильонов наноскопических параллельно работающих устройств, которые делают описания, сравнивают их с ранее записанными моделями и затем используют результаты всех прошлых экспериментов.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ): область исследования, которая ставит целью понять и построить интеллектуальные машины; этот термин также может относиться к непосредственно машине с интеллектом.
Отрывок из "Бизнес уик", процитированный выше, показывает только, что в компьютеры можно сейчас вложить достаточно знаний, и они могут выполнять достаточно причудливые трюки, что некоторые люди чувствуют удобным называть их интеллектуальными.
Несмотря на пример эволюции людей, критики все же могут доказывать, что наш ограниченный интеллект может некоторым образом препятствовать тому, чтобы мы смогли создать программы для по-настоящему интеллектуальных машин.
Как сказал Марвин Мински, "умеренно "умеренноинтеллектуальные машины ближайшего будущего обещают только давать нам богатство и комфорт неустанных, послушных и недорогих слуг.
Критики будут использовать понятные опровержения для большего количества чепухи (такой как ложные границы росту), вычищая его с интеллектуальной арены, хотя не из записи, почти также быстро, как она выходит в поле зрения.
Это побудит к более смелой манере письма, давая мимам, основанным на очевидности и логике преимущество перед теми, которые основаны просто на общественных соглашениях и интеллектуальной застенчивости.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (ИИ): область исследования, которая ставит целью понять и построить интеллектуальные машины; этот термин также может относиться к непосредственно машине с интеллектом.
"
href="#n_3">[3] Как
так случилось, что некто, довольно ограниченный интеллектуально и мало
восприимчивый культурно, смог разработать теорию — столь обширную по структуре и
всеохватывающую по значительности.
объединял научные записные книжки на
разные темы: от "вопросов видообразования" до религии и моральных особенностей
человека; причём такой высокой интеллектуальной насыщенности, что они будут
служить базой для его самых крупных работ в последующие сорок
лет; 8.
Теория игр и реципрокный
альтруизм
Если бы случилось осуждать Дарвина за то, что он не
создал и не развил теорию реципрокного альтруизма, то одним из доводов в его
защиту был бы тот факт, что он — выходец из интеллектуально «неразвитой»
культуры.
Возможно, некоторое долгосрочное снижение его самооценки было необходимо;
возможно, ему нужно было снизить амбицию его учёности, чтобы он не был воспринят
как угроза большими интеллектуальными звёздами Англии, которые могли бы затмить
его так или иначе.
Это убеждение не
выходит за рамки предложения, что этот нетривиальный участок интеллектуальной
истории может быть приписан практически напрямую естественному отбору, что одна
из наиболее священных философских позиций — по существу адаптация.
Тем не менее, когда Дарвин включил в третье издание «Происхождения»
вступительный набросок интеллектуальных предшественников, он упомянул своего
деда в сноске как предвестника Ламарка.
Ловеллу к тому времени было
шестьдесят пять лет, у него было вполне достаточное интеллектуальное наследство,
которому не принесёт много выгоды его одобрение теории другого человека, но
которое могло заметно пострадать от причастности к радикальной доктрине, окажись
она позже ложной.
Дарвин превратил его приступы интеллектуальной
неуверенности в себе в ряд блестящих научных работ, что как подняло его статус,
так и привело к должной оценке его взаимный альтруизм.
Если
эти предположения логически последовательны, то два основных вида самосомнений
Дарвина — моральный и интеллектуальный — есть две стороны одной медали, и оба
они — суть проявления социальной неуверенности, и оба они разработаны как способ
сделать его дорогим социальным активом, когда другие пути явно терпели неудачу.
Может показаться странным, что такие опасения
сохранялись спустя много десятилетий после разоблачения "натуралистического
заблуждения" и разрушения интеллектуальной основы социального дарвинизма.
В самом деле, если б у нас не было такой сильной наклонности, и мы бы
не подпирали этот наклон всей имеющейся в нашем распоряжении моральной и
интеллектуальной убеждённостью, нам не нужно было бы тогда затевать целую новую
религию, чтобы исправить этот перекос.
Использование указанных особенностей
кибернетических устройств дает возможность решать интеллектуальные задачи, c которыми человеческий мозг справиться
не в состоянии.
Сегодня термин «искусственный интеллект» (ИИ) имеет два основных значения:
во-первых, под ИИ понимается теория создания программных и аппаратных средств,
способных осуществлять интеллектуальную деятельность, сопоставимую с интеллектуальной
деятельностью человека.
Другим распространенным среди
специалистов мнением является определение ИИ как системы, выполняющей имитацию
интеллектуальной деятельности человека на основе программ, моделирующих
процессы мышления.
Если же под мышлением мы понимаем
процесс создания новых понятий, выходящий за рамки формальных математических
и логических операции, состоящий в сопоставлении нескольких областей знаний и
нахождении существенных аналогий между ними, то для современных
интеллектуальных систем ответ будет отрицательным.
Для интеллектуальной деятельности, сопоставимой с человеческим разумом,
компьютер должен понимать естественный язык, учитывая значения слов в
зависимости от контекста и ситуации.
Ко второй группе относятся аргументы
естественнонаучного характера, которые сводятся к утверждению, что
интеллектуальная деятельность человека есть продукт его уникальной и
неповторимой организации, которая является непознаваемой и невоспроизводимой.
Первая проблема состоит в решении
сложных задач непосредственного моделирования, а возможно и воспроизведения
нервных процессов, протекающих в структурах мозга при его интеллектуальной
деятельности.
Решение второй проблемы не предполагает
достижения полной адекватности процессов мышления в технической и
биологической среде и важно в прикладном аспекте для создания сверхскоростных
систем для интеллектуальной обработки информации, которые моделируют лишь
некоторые функции человеческого разума.
Реализация биологических способов
обработки данных в технических устройствах неизбежно приведет к тому, что
интеллектуальная мощь машинного разума намного превзойдет интеллектуальные
возможности мозга человека.
Построение сложных информационных моделей внешней
среды в машинном сознании, основой которого будут «образы» объектов реального
мира и отношения между ними, откроет возможность создания в системах ИИ
абстракций, которые до настоящего момента являются интеллектуальной собственностью
человека.
Это, во-первых, приведет полному раскрытию интеллектуальных
способностей мозга, во-вторых, позволит рассматривать подобные системы ИИ как
функциональный отдел мозга, предназначенный для проведения «чистой» интеллектуальной
деятельности.
Проследить взаимосвязь между интеллектуальной активностью и уровнем нервно-психического развития, а также влияние этих параметров на адаптацию детей к дошкольному учреждению.
"Воля, как высшая психическая функция, выступает в роли основания, обеспечивающего взаимосвязи и органическое единство эмоциональной и интеллектуальной сферы психики.
Специфика подхода автора к исследованию данной проблемы заключается в непосредственном изучении личностных факторов в самом процессе интеллектуальной деятельности.
Согласно данной концепции один из конкретных путей, позволяющих реализовать этот подход, - выделение такой единицы анализа, которая изначально представляет собой неразрывное единство личностных и интеллектуальных характеристик.
В качестве же наиболее специфического проявления интеллектуальной активности автор выделяет "интеллектуальную инициативу", формой проявления которой является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого.
Как отмечает автор, - "изучение и оценка уровня интеллектуальной активности требует специфического методического подхода, который предполагает определение в эксперименте не уровня умственных способностей, а уровня потребности применить их к окружающей действительности, в частности, находить в ней новые проблемы, видеть новые стороны".
Она подчеркивала, что "интеллектуальная активность - это системное психическое образование, отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве.
Умственные способности составляют фундамент интеллектуального акта, определяя широту и глубину познавательного интереса, но проявляются, преломляясь через мотивационную структуру личности" (2).
Брунера (38), в котором он высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как "в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач".
Шахматы – как интеллектуальный вид спорта Необходимость существования спорта естественно вытекает из природы самого человека и социума, вне которого человек не может существовать по определению.
Не смотря на эти физические ограничения – он спортсмен большого масштаба: не всякий здоровый шахматист способен наравне с ним соревноваться в интеллектуально – интуитивной деятельности - игре в шахматы.
Видимо, назрела необходимость пересмотреть критерии оценки интеллектуального состояния шахматиста посредством приседаний, прыганий и подтягивания.
В интеллектуальной составляющей психики – точность и глубина расчета вариантов, анализ приоритетности ближайших и отдаленных задач и, собственно, принятие конечного решения – шахматный ход.
Шахматы, как интеллектуальная игра связанная самосогласованными законами логики, из которой нельзя без ущерба для нее убрать хотя бы один элемент, рассыпается на отдельные части и превращается в дидактический конструктор.
То есть, через образное мышление, с которым связана интуиция, ненавязчиво стимулировать интеллектуальный ум, пищу которому предоставит смысловое наполнение образов.
Само собой разумеется, что экзистенциальная перестройка как таковая, то есть как экзистенциальная, в том виде, в каком экзистенциальный анализ непосредственно и целенаправленно фиксирует ее, по меньшей мере в такой же степени, как и так называемый перенос, выходит за рамки чисто интеллектуальных, рациональных процессов.
Несколько идеальных судеб, несколько интеллектуальных или нравственных гениев или даже единичная такая личность, появляясь время от времени, могут вполне оправдать существование человечества в целом.
Из всего вышесказанного видно, что жизнь никогда не кончается сама в себе и что воспроизводство жизни никогда не является ее смыслом; скорее жизнь приобретает смысл в других, небиологических сферах: интеллектуальной, этической, эстетической и т.
В результате пациент, преподаватель и писатель по профессии, сам признал, что его первоначальные взгляды на смысл жизни - а он считал, что его плодотворной в интеллектуальном плане жизни не достает смысла из-за того, что он не может иметь детей,- представляли собой "фактически какой-то убогий материализм".
Возбуждение и интеллектуальный подъем, вызванный лихорадкой, он использовал, однако, для того, чтобы восстановить неопубликованную рукопись своего научного труда, которую у него отобрали в лагере.
Но давайте не будем думать, что они поэтому далеки от простого эмпиризма, который, и мы должны признать это, имеет свою интеллектуальную обоснованность и достоинство.
Мы можем вспомнить наш случай с калекой, который при самых неблагоприятных обстоятельствах имел необыкновенный успех не только в плане интеллектуальном, но и в эротическом.
Широкомасштабное статистическое психологическое исследование, проведенное в школе Шарлоттой Бюлер, показало, что серьезные сексуальные связи слишком юных девушек (которые, по нашему предположению, еще не готовы к эротическим взаимоотношениям) привели к выраженному сужению их общих интересов, к ограничению их интеллектуального горизонта.
В поисках предельного смысла человек в основном опирается на эмоциональные, а не только на интеллектуальные ресурсы, как мы знаем; иными словами, он должен верить в предельный смысл бытия.
Но не может ли быть так, что как раз в такие моменты, когда вы соприкасаетесь с красотой, вы находите смысл жизни, находите его в эмоциональной сфере, не занимаясь его интеллектуальными поисками.
Я надеюсь, что представление различных проблем, которые мы оказались не в состоянии решить, прозрачно объяснит, что поддерживается экспериментом, а что нет, и отличит факты от спекуляций и интеллектуальных фантазий.
Эйнштейн не поверил в теорию Вейля, но он восхищался ей, написав Вейлю: "За исключением [отсутствия] согласия с реальностью это в любом случае великолепное интеллектуальное свершение.
К счастью, работа в теории струн обеспечила хороший интеллектуальный тренинг, и некоторые бывшие струнные теоретики теперь процветают в других областях, таких как физика твердого тела, биология, нейронаука, компьютеры и банковское дело.
Те, кто уверен в предположениях теории, находятся в совершенно отличающейся интеллектуальной вселенной от тех, кто настаивает на уверенности только в том, что поддержано реальными подтверждениями.
Этот стиль вытеснил более склонный к размышлениям, философский стиль, который характеризовал Эйнштейна и изобретателей квантовой теории, и он восторжествовал, когда центр науки переместился в Америку, а интеллектуальный фокус сместился от исследования фундаментальных новых теорий к их применениям.
Он оплакал результат, поскольку он заключался в существенном снижении интеллектуальной независимости молодых исследователей:
Многие из моих коллег и я были удостоены нашего первого независимого фондирования, когда нам было менее тридцати лет.
В ограниченных пределах это защищает ученых, которые оригинальны и независимы, от увольнения и замены молодыми карьеристами, следующими последнему интеллектуальному увлечению.
Это не помогает иметь систему, которая защищает интеллектуальную независимость профессоров на постоянной должности, если та же самая система делает невероятным, что люди с указанной независимостью когда-либо получат постоянную должность.
Людям, которые придумывают и развивают свои собственные исследовательские программы, должен быть даже отдан приоритет, чтобы они могли иметь интеллектуальную свободу работать над подходом, который они оценили как самый многообещающий.
Любые поиски высшей Истины посредством одного лишь интеллекта должны завершиться либо агностицизмом упомянутого рода, или же некой интеллектуальной системой, или сконструированной разумом доктриной.
До тех пор, пока мы остаемся в области чисто интеллектуальной, все, что можно сделать -- это беспристрастно размышлять над тем, что было продумано и затем найдено, постоянно взвешивать идеи, все возможные идеи, и наконец создать ту или иную философскую веру, мнение или вывод.
Философия, интеллектуальное выражение Истины могут остаться, как средство выражения этого более великого открытия - насколько его вообще можно выразить в сфере ментального разума.
Это, как вы увидите, отвечает на ваш вопрос о западных мыслителях -- Брэдли и других, которые пришли через интеллектуальное размышление к идее об "Ином за пределами мысли" или даже пытались, подобно Брэдли, выразить свои выводы о нем в терминах, которые напоминают некоторые выражения в "Арье".
Первоначально она была открыта не интеллектуальным размышлением [не работой мыслящего интеллекта], но путем мистического следования внутренней духовной дисциплине.
Первое место всегда отводилось духовной интуиции и озарению, духовному опыту; интеллектуальное заключение, которое противоречило этому Высшему авторитету, считалось недействительным.
И именно посредством интеллектуального мышления и умозрения должна быть открыта истина; даже для духовного опыта требовалось, чтобы он прошел проверку разума, только тогда он будет иметь силу -- позиция, прямо противоположная индийской.
Позже она стала еще более чисто интеллектуальной и академичной; она стала чистым умозрением без каких бы то ни было практических путей и средств достижения Истины посредством духовного эксперимента, духовного открытия, духовной трансформации.
Если бы не это различие, не было бы никаких оснований для ищущих, подобных вам, обращаться за помощью] к Востоку, ибо в чисто интеллектуальной сфере западные мыслители так же компетентны, как любой восточный мудрец.
Но именно этот духовный путь, дорога, которая ведет за пределы интеллекта, переход от внешнего существа к сокровенному Я был покинут чрезмерной интеллектуальностью европейского разума.
В выдержках из Брэдли и Иоахима, к которым вы отсылаете меня, все еще присутствует интеллект, размышляющий над тем, что лежит за его пределами, и приходящий к интеллектуальным, рассудочным, умозрительным заключениям относительно него.
Или же, если бы по достижении определенных интеллектуальных выводов они переходили бы к духовной реализации, находя определенный путь или следуя уже найденному, тогда, следуя за их мыслью, ищущий мог бы готовить себя к тому же переходу.
Ориентация в ШИП невозможна без использования интеллектуальных и творческих способностей личности в силу конечной скорости восприятия и обработки информации человеческой психикой.
То есть, шахматы моделируют психологию поведения личности, реализацию интеллектуальных и творческих возможностей личности в условиях конкурентной борьбы в достижении одинаковой цели.
Все технократические достижения нашей цивилизации связаны, в основном, с развитием интеллектуального ума у наиболее продвинутых представителей рода человеческого.
Интуиция действует наиболее экономичным способом: она не анализирует весь объем информации, а выбирает перспективные направления (векторы, ходы), которые далее анализируются интеллектуальным умом.
Это то, что мы считаем в человеке хорошим, благородным и великим идет от духовности или духовного ума и с развитием психики становится частью сознания, создает моральные рамки для интеллектуального ума.
Собственно, все многообразие и неповторимость личностных качеств людей определяется бесконечным множеством сочетаний интуитивного ума (вектора) и интеллектуального ума (вариации) и инстинктов.
Все технократические достижения нашей цивилизации связаны, в основном, с развитием интеллектуального ума у наиболее продвинутых представителей рода человеческого.
Интуиция действует наиболее экономичным способом: она не анализирует весь объем информации, а выбирает перспективные направления (векторы, ходы), которые далее анализируются интеллектуальным умом.
Это то, что мы считаем в человеке хорошим, благородным и великим идет от духовности или духовного ума и с развитием психики становится частью сознания, создает моральные рамки для интеллектуального ума.
Собственно, все многообразие и неповторимость личностных качеств людей определяется бесконечным множеством сочетаний интуитивного ума (вектора) и интеллектуального ума (вариации) и инстинктов.
Само сознание для реализации своих функций, как говорилось в главе про уровни сознания, так же использует автоматизмы эффекторами которых оказываются внутренние, произвольные (по отношению к определённости гомеостатической системы значимости, связанной с воспринимаемым в виде образов восприятия) мыслительные действия, что соответствует соответствующим интеллектуальным навыкам.
Искусственно созданные распознаватели - фактически означающие передачу уже имеющихся интеллектуальных способностей статическому устройству, что сегодня проделывается очень широко с помощью искусственных нейросетей, обучение которых так же является лишь отражением уже имеющегося интеллекта оператора.
Понятно, что для качественно значимого превышения всех других специалистов в данной области, необходимо значительно больше продвинуть уровень интеллектуальной подготовки, а так как совершенно невозможно заранее предсказать, что именно потребуется для того, чтобы создать гениальное, то усилия поиска должны прилагаться очень интенсивно и в достаточно широком диапазоне.
Того же качества различные "интеллектуальные" системы, создаваемые для решения задач узкой специфики и не обладающие возможностью адаптироваться к новым условиям, не предусмотренным программой.
А совершенствование "на всякий случай" является настолько не верным направлением, что в природе действуют на всех уровнях механизмы дезадаптации и отмирания того, что не используется, в том числе любые интеллектуальные приобретения.
И в случае создания искусственно интеллектуальной системы придется обязательно повторить этот этап создания определенного круга примитивов восприятия и примитивов элементарных действий, какими бы специфическими ни были терминальные устройства.
Некоторые утверждения авторов
читатель встретит довольно скептически, но в целом
«Порядок из хаоса», несомненно, обогатит
интеллектуальный мир каждого, кто его прочитает.
В течение долгого времени эта
неожиданная «разговорчивость» природы, этот триумф
английского Моисея были источником
интеллектуального конфуза для континентальных
рационалистов.
Как показывает
романтическое движение, тесно
связанное с контрпросвещением, в Европе,
политическая карта которой была перекроена,
изменился и интеллектуальный ландшафт.
Критическая ратификация
научного знания Кантом
Как восстановить порядок в
интеллектуальном ландшафте, утраченный с
исчезновением бога, который мыслился как некий
рациональный принцип, устанавливавший связь между
наукой и природой.
Развивая
абстракцию и обобщение, абстрактный разум тем
самым создает интеллектуальные категории,
необходимые ему для достижения господства над
материей.
Вследствие этого он
пытался раз и навсегда установить status quo для
соответствующих областей науки и других
разновидностей интеллектуальной деятельности.
Поворотные пункты в развитии
науки приводят к последствиям, выходящим за рамки
чистой науки и оказывающим влияние на всю
интеллектуальную среду.
Вот что
пишет об этом французский социолог
Леви-Брюль:
«У нас существует постоянное
ощущение интеллектуальной уверенности, столь
прочной, что, кажется, нечто не в состоянии ее
поколебать.
В начале «Заключения» мы уже
говорили о том, что существовавшее некогда
ощущение интеллектуальной уверенности было
поколеблено.
Сексуальные отношения между
взрослым мужчиной и мальчиком, достигшим половой зрелости,
были широко распространены и обычно сопровождались заботой
старшего о нравственном и интеллектуальном развитии юноши
(Bullough, 1976; Karlen, 1980; Tannahill, 1980).
Считалось, что женщины
мало или совсем несексуальны, и их как физически, так и
интеллектуально следует ставить ниже мужчин.
Теория познания в процессе развития
Согласно этой теории, половая
самоидентификация формируется параллельно интеллектуальному
развитию ребенка (Kohlberg, 1966).
Одновременно
подростки сталкиваются с многочисленными психологическими
проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся
правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают
для себя комплекс этических принципов, развиваются
интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и
коллективной ответственности.
С другой стороны, подростковый возраст - это
время открытий и откровений, время, когда физическое развитие
в сочетании с большей интеллектуальной и эмоциональной
зрелостью создает ощущение приподнятости и свободы.
Они используют все возможности,
чтобы найти спутника жизни, что подтверждается, например,
следующим объявлением, помещенным в соответствующем разделе
популярного журнала:
"Живая симпатичная 62-летняя вдова с хорошей
фигурой и современными взглядами познакомится с высоким
привлекательным, интеллектуальным мужчиной 60-65 лет.
Исследования показывают,
что мужчины и женщины обычно вступают в брак с людьми,
сходными с ними по физической привлекательности,
интеллектуальному уровню и другим качествам (Walster, Walster,
1978).
Так,
если один из партнеров ищет в дружбе главным образом
возможность совместного времяпрепровождения и развлечения, а
другой стремится к глубоко интеллектуальному общению, им вряд
ли будет хорошо вместе.
Авторы
подчеркивают, что в свободном браке (Так называемая "шведская
семья") партнеры должны быть готовы договариваться о переменах
и заранее отбросить основные представления, связанные с
традиционным браком, особенно представление о том, что один
партнер в состоянии соответствовать всем потребностям другого
(эмоциональным, социальным, экономическим, интеллектуальным и
сексуальным).
И с нравственной, и с интеллектуальной точки зрения, отказаться от
предупреждения рака шейки матки во имя Господа Бога все равно, что резать
женщин на каменном жертвеннике и благодарить божество за то, что оно сначала
наделило нас половым инстинктом, а затем прокляло его.
Глава шестая
Доказательство от целесообразности
Все мое нравственное и интеллектуальное естество проникнуто
непоколебимым убеждением: даже самые необычайные явления, доступные нашим
чувствам, не могут в своей природе отличаться от других воздействий видимого и
ощутимого мира, мыслящей частью которого мы являемся.
Мой источник и на этот раз дает «показания против самого
себя»: иными словами, это свидетельство человека, начавшего свои научные и
интеллектуальные изыскания вовсе не для того, чтобы поставить под сомнение
Священное Писание.
Я никогда не испытывал особенного
интереса к церкви, но теперь чувствую любовь и восхищение, ибо одной лишь
церкви хватило духа и решимости встать на защиту интеллектуальной истины и
нравственной свободы.
Этих
евреев — подлинных провозвестников диалога культур — утомил «закон»,
им претило обрезание, их интересовала греческая литература, их привлекали
физические и интеллектуальные упражнения гимнасия, им неплохо давалась
философия.
Остальные страницы в количестве 810 со вхождениями слова «интеллектуальный» смотрите здесь.
Дата публикации: 2020-08-22
Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.