Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

попытка построения теории шахмат. часть 2.

Относится к   «Список теоретических статей»

Продолжение статьи

Относится к разделу Рассуждения

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

 равно 10 50  Для сравнения: число возможных первых ходов равно 400.  

Вооружим каждого жителя планеты Земля современным компьютером с тактовой частотой  гц. в секунду.  За один год  6 млр. жителей Земли делая один ход в секунду и не прерываясь на другие дела переберет с помощью компьютера 366х24х60х60 (сек)х (1013оп/сек)х6х  1091030 различных ходов.  Полный перебор всех возможных партий осуществится через :1020  = лет, что значительно превышает возраст Вселенной.  В истории шахмат встречались партии в сто и более ходов. Число вариантов в партии в сто ходов при коэффициенте ветвления 10 равно 10100 .  Число атомов планеты Земля вместе с биосферой не более 1050.  В силу практической бесконечности шахмат, вариативность достижения цели также практически бесконечна.

Наличие вариативности всегда присуще творческой ситуации: ситуации выбора того или иного варианта, ситуации принятия ответственного решения из большого количества возможных, вероятных решений.  Можно утверждать, что творческий потенциал той или иной системы пропорционален степени вариативности системы.

Ориентация в ШИП невозможна без использования интеллектуальных и творческих способностей личности в силу конечной скорости восприятия и обработки информации человеческой психикой.

 То есть, психика должна использовать векторно—вариационный способ обработки информации. Интуиция—это вектор (образ), а интеллект—это вариации (анализ и синтез). Специфика единоборства и дефицит времени при принятии решения предъявляют определенные требования к характеру личности. 

Выводы 8. Из вышеприведенной оценки и материала предыдущего раздела вполне очевидно:

а) Вариативность ШИП практически бесконечна.  Творчество напрямую связано с вариативностью, проблемой оптимального выбора варианта.  Поэтому шахматы имеют практически  бесконечный творческий потенциал.  Информационная емкость и неограниченная вариативность ШИП заведомо достаточна для удовлетворения творческих потребностей всего человечества на многие миллиарды лет вперед: не менее  лет.

б) Индусская народная мудрость соответствует истине: шахматы это информационное море, то есть ШИП, способное удовлетворить творческие потребности не только «комара», но и всего человечества.

в) Психика человека при ориентации в ШИП, в силу конечной скорости восприятия и   обработки информации биологическим «компьютером--мозгом», должна использовать векторно-вариационный способ обработки информации.  То есть, использовать интуицию, интеллект и инстинкты.

г) Материализовать ШИП, то есть переписать все возможные ходы на какой-либо носитель информации теоретически можно, но не реально – не хватит жизни всего человечества.

д) Законы творчества, если таковые откроют когда-либо, должны опираться на нестандартную, парадоксальную логику, т.е. на интуицию. Человек думает по одним и тем же законам логики во всех сферах жизнедеятельности.

Точнее, психика человека использует одни и те же законы мыслеобразования,  будь то шахматы или  математика, физика, литература или музыка и т. д.  Например, закон гармонии,  понимания красоты звучания музыки и гармонии, красоты шахматной позиции опирается на общее интуитивное понимание гармонии и красоты.  В шахматах гармония и красота – это сила мысли. Следовательно, в первую очередь шахматы обучают культуре мышления, развивают творческое мышление и воспитывают ответственность за реализацию принятого решения.

е) ШИП вполне самодостаточная  научная модельная система, существующая по тем же законам, что и наука, и любая творческая деятельность человека.

 

        Исторический, модельный  аспекты концептуальности и самодостаточности шахмат

Исторически шахматы возникли как военная игра, моделирующая военные действия двух армий, возглавляемых главнокомандующими – королями.  В те стародавние времена военные действия заканчивались пленением главнокомандующего, то есть проигрышем его и его армии.  Возможен был и мирный исход: заключение перемирия, то есть, ничья. Из уважения статуса - короля не лишали жизни, а брали в плен (мат королю).

Как и в настоящей армии, шахматная армия неоднородна и состоит из различного рода войск. Введем образы фигур, используемые в авторской теории стрел. Пешки: солдаты, мечтающие стать генералом или волшебники. Командный состав. Слоны: снайперы. Кони: диверсанты, осьминоги. Ладьи: танки. Ферзи: супероружие, супереж, атомная бомба. Король: еж, жизнь игрока, также имеет минимальные средства самообороны. Простые смертные – солдаты и командиры, как и в настоящей войне, могли погибнуть, защищая своего короля.  В реальной армии король – это главнокомандующий,  в шахматах главнокомандующий – это игрок. Шахматный король олицетворяет жизнь игрока.

Таким образом, шахматная армия достаточно правдоподобно моделирует реальную армию. Каждая фигура имеет свой отличный от других фигур ресурс. В игре даже предусмотрен карьерный рост пешки: солдат при определенных условиях может дослужиться до должности командира: слона, коня, ладьи и ферзя.

Как известно, современное военное искусство, военная теория представляют собой устоявшуюся научную дисциплину, широко использующую математику, физику, психологию, информатику и многие другие научные дисциплины.

Поле боя (шахматная доска). Ресурсы и рода войск. Победа и поражение. Позиция, форпост, оборона и нападение, стратегия и тактика, разведка, завлечение и отвлечение, планирование,  соотношение сил, необходимая и достаточная оборона, объективная информация и дезинформация и многие другие термины, применяемые в шахматах, имеют одинаковый смысл и применение в военной теории и  реальных военных событиях. Существенное отличие шахмат от реальных военных действий – это поочередность ходов партнеров.  В реальности действия могут происходить одновременно.

 В то же время не одновременность планирования действий, присуща реальной армии – при стратегическом планировании операций главнокомандующими, исходя из сложившейся на данный момент ситуации. 

Как известно, война (столкновение двух армий) с точки зрения науки вполне самодостаточная, сложная динамичная  информационная система, с практически бесконечным множеством оперативно-тактических и стратегических ходов (операций).  Причем,  часто побеждают не числом, а умением – путем остроумных военных операций: комбинаций.  Самодостаточность означает независимость существования системы от внешних факторов в некотором диапазоне ресурсов.  Исчерпывание ресурсов разрушает систему или приводит к ничейному результату.

В реальной войне двух армий информационный массив этой системы по своей мощности  и объему, несомненно, превосходит ШИП.  Управляющий информационными потоками (главнокомандующий) для достижения победы, должен использовать перечисленные выше (стр. 10-11)  три логических алгоритма, поскольку другими резервами человеческая психика не обладает и психологические законы принятия решений  одинаковы во всех сферах жизнедеятельности человека. Причем, решение принимается в условиях жесткого противодействия (критика) и, как правило, в условиях дефицита времени и ресурсов.     Второе отличие относится к области психологии.  Принятие решения в реальных военных условиях всегда связанно с реальной ответственностью за истинность этого решения. В то время как, в игровой ситуации ответственность – скорее виртуальна, чем реальна. /1 /

Вывод 9. Выше изложенного, вполне достаточно, чтобы сделать вывод, что исторически шахматы достаточно хорошо моделируют реальное взаимодействие двух противоборствующих армий в лице их главнокомандующих.  Современное военное искусство, военная теория представляют собой устоявшуюся научную дисциплину.

Историческая сторона шахмат показывает, что концептуально шахматы моделируют ролевое (главнокомандующий) поведение личности в процессе принятия и реализации обоснованного и ответственного решения в сложных (военных, конфликтных) и динамичных условиях при дефиците информации, времени и ресурсов.  Причем, любое ваше решение даже логически обоснованное, подвергается оппонентом (главнокомандующий другой армии) жесткой критике с целью опровергнуть его и утвердить свое.

Вывод 10. Таким образом, два концептуальных подхода: один теоретический, научный – ШИП и второй исторический дают один и тот же результат: шахматы представляют собой  

самодостаточную, научную информационную систему.

Вывод 11. ШИП хорошо  моделирует целевые и ролевые системы как игрового, так и реального характера.  Шахматы также моделируют процесс принятия обоснованного и ответственного решения с последующим практическим исполнением (ход или вариант) в условиях активных информационных помех со стороны оппонента, стремящегося первым достичь главной цели. 

  То есть, шахматы моделируют психологию поведения личности, реализацию интеллектуальных и творческих возможностей личности в условиях конкурентной борьбы в достижении одинаковой цели. Причем, стартовые ресурсы у конкурирующих сторон одинаковы.

Вывод 12. Концептуально процесс обработки информации в ШИП носит  научный, объективный характер.  Информация анализируется и систематизируется. При дефиците информации недостающая информация генерируется в ШИП модельным, теоретическим способом, с учетом вероятных информационных помех со стороны партнера. Затем на основе проведенного анализа, принимается решение.  Истинность принятого решения поверяется на практике – делается ход. Ответственность за принятие и реализацию решения также возлагается на исполнителя.

Методология обработки информации в шахматах однозначно совпадают со структурой идеального учебного процесса для любого школьного или вузовского предмета.  Следовательно, структуру и свойства ШИП  можно использовать в качестве модели и инструмента формирования научно обоснованного курса любого учебного предмета.

 

Уровни мышления и аккомодационные свойства ШИП

 

Наиболее удивительное свойство ШИП: это пространство открыто для любого посетителя с любым уровнем логики и мышления – от нуля до бесконечности.  Оно всех примет, обогреет и щедро поделится своими богатствами.  От посетителя с логикой АЛТЫК - ШИП не потребует другой логики, пока он не созреет для перестройки своего мышления. Для гроссмейстера также всегда найдутся невозделанные участки ШИП, требующие творческого подхода к выращиванию шахматного древа. Причем, никто из смертных не может, утверждать, что он создал самое совершенное древо из всех возможных.

То есть, ШИП не перегружает психику личности, оно приспосабливается, согласуется с уровнем развития мышления игрока, как пуховая перина с формами тела.

Определение 16. Это свойство можно назвать логической аккомодационной способностью ШИП.  Что касается творчества, то ШИП также не перегружает посетителя этого пространства. Любой человек может проявлять свои творческие возможности на любом уровне, который ему доступен. ШИП не создает искусственных границ для творчества, потому что верхнего предела может достичь только шахматный бог, если такой существует. 

Определение 17. Назовем эту способность ШИП-творческой аккомодационной способностью ШИП. Другое важное свойство ШИП – это наличие положительного градиента поля  мышления: направленность вектора мышления: от нулевого к высшему пределу, если такой существует, а не наоборот.  Любой регулярный посетитель ШИП обязательно повышает свой уровень мышления и уровень творчества.  

 То есть, он должен двигаться под действием этого градиента вперед и вверх по шахматным ступеням знаний, увеличивая свой практический и теоретический багаж знаний и совершенствуя структуру мышления. Обратное практически не наблюдается. Это свойство связано с педагогическими возможностями ШИП. Подробнее рассмотрим его позже.

 

Психологические аспекты шахмат

    Для того чтобы понять что–либо человек должен систематизировать объект исследования – объяснить все его свойства и структуру на основе свойств его первичных составляющих.   Человек познает окружающий мир и самого себя посредством своей психики, которая использует мозг. Психика личности существует и проявляется в трех взаимосвязанных сферах: инстинкты, интеллект, интуиция. Соответственно, мозг имеет структуры, отвечающие за инстинктивную деятельность, интеллектуальную и интуитивную. Каждая структура имеет свою долговременную и оперативную память. «Устройства» ввода и вывода и обработки информации – сравните структуру современного компьютера.     Например, инстинктивная область нашего мозга есть своеобразное хранилище библиотеки стандартных  программ (поведенческих реакций). Нам не надо управлять работой сердца, легких, печени и других органов – все работает на «автопилоте». 

Определение 18.  Инстинкты обеспечивают безопасность и функционирование организма в переменчивой внешней среде.      Наши инстинкты не размышляют – они действуют: горячее – отдернул руку. Сладкое – съел. Горькое – выплюнул. Опасность – насторожился. Хорошо - расслабился. Трудно – уперся или отступил (черты характера). Красиво – заинтересовался – влюбился. И т.д. и т. п.  К инстинктам относятся и наши привычки как хорошие, так и плохие. Они не осознаются нами, а просто действуют. Инстинкты можно “включать” и “выключать. Управляющие сигналы поступают из внешнего и внутреннего мира посредством ощущений, эмоций и образов (зрительных, слуховых и т. д.). Инстинктивный ум относится к сфере подсознания: подчеркивая тем самым его иерархическое положение  (низшее - чисто условная градация) в структуре психики человека.

Определение 19. Интеллектуальную сферу мозга можно уподобить центральному процессору, который осознанно анализирует и систематизирует как внешнюю, так и внутреннюю информацию.      Интеллектуальный ум означает такое состояние психики (души), которое позволяет человеку осознать самого себя как обособленный, самодостаточный объект, способный самого себя познавать и объективно оценивать свое место в окружающем миреИнтеллект связывают с левополушарными, аналитическими функциями мозга, отвечающими за абстрактное мышление, речь письменность и т.п.  Все технократические достижения нашей цивилизации связаны, в основном, с развитием интеллектуального ума у наиболее продвинутых представителей рода человеческого. Интеллектуальный ум действует по схеме: расчленить   (анализ)   и   соединить   в   новом  сочетании   (синтез)   -  в рамках формальной   логики,    абстрактного   мышления.        Резкой   границы   между инстинктивным умом и интеллектом нет. То, что освоено в сфере интеллекта и отработано до автоматизма, передается на инстинктивный уровень для практического пользования (еще одна приобретенная стандартная программа). Например, опытный водитель управляет машиной практически автоматически (на уровне инстинктов), в отличие от начинающего, сознание которого загружено правилами и дорожной обстановкой. 

 Интеллектуальный ум - поставщик отлаженных программ инстинктивному уму, действующему гораздо быстрее сферы сознания и обладающему более мощной памятью, что обеспечивает безопасность жизнедеятельности человека.    Важно подчеркнуть, что наличие интеллекта само по себе не делает человека лучше в смысле добра, нравственности. Как это ни противоречиво, но чем выше человек развит интеллектуально, тем ниже он может пасть. 

Интеллектуальный ум обслуживающий низменные инстинкты - это страшно! Формально интеллектуальный ум можно уподобить операционной среде WINDOOS,  управляющей информационными потоками в сфере сознания.  Если объем и новизна поступающей информации превышает возможности интеллекта и инстинктивного ума, то подключается интуитивный ум.  Интуиция действует наиболее экономичным способом: она не анализирует весь объем информации, а выбирает перспективные направления  (векторы, ходы), которые далее анализируются интеллектуальным умом. Работа интуиции происходит на сверхсознательном (Чисто условная градация) уровне и не контролируется интеллектом и, тем более – инстинктами.   Интуитивный ум или способность к прозрению, духовный   ум.  Это то, что мы считаем в человеке хорошим, благородным и великим идет от духовности или духовного ума и с развитием психики становится частью сознания, создает моральные рамки для интеллектуального ума.      Интеллект холоден и рассудочен, а духовное сознание тепло и альтруистично. Интуитивный ум во все времена является источником вдохновения снисходившего на поэтов, ученых, писателей, - на всех людей творческого начала. Интуиция тесно связана с образным мышлением, чувственным восприятием информации, фантазией - разведчицей интуиции. Вообще говоря, следует различать обыденную интуицию, взаимодействующую с бесконечными системами повседневной жизни и опирающуюся на сформированные образы. И высший уровень интуиции - интуиция непознанного, отвечающей за творческий акт при взаимодействии психики человека с незнакомыми бесконечными множествами.

Определение 20.  Интуиция - это векторный (образный) способ ориентации психики человека в бесконечных информационных множествах, взаимодействующих с ней.     Мозг человека не может одновременно работать с бесконечным количеством информации в силу конечной скорости ее восприятия и обработки.         Но он так устроен, (левое полушарие, обрабатывающее абстрактно-логическую информацию и правое полушарие, связанное с чувственно-образным восприятием информации и интуитивным умом).  Или,  может быть, его кто - то таким образом устроил. Или он самоорганизовался в ходе эволюции  таким образом, что  способен ориентироваться среди бесконечного количества практически бесконечных множеств и просто бесконечных, коими являются различные объекты окружающего мира, включая идеальные объекты и самого человека.  Причем, психика не анализирует всю имеющуюся информацию, а только задает, используя мозг, направление поиска - вектор (образ, символ), около которого с помощью интеллекта идет анализ и синтез  (вариации) информации, необходимой для принятия решений, адекватных поставленным целям.  Такой тандем интуитивного ума и интеллекта, (векторно-вариационный) позволяют психике справляться с любой бесконечной системой, включая и самого человека. 

 Собственно, все многообразие и неповторимость личностных качеств людей определяется бесконечным множеством сочетаний интуитивного ума (вектора) и интеллектуального ума (вариации) и инстинктов.   То есть, личность человека можно представить как вектор в пространстве (пространство психики) координат: инстинкты-интеллект-интуиция. Степень и глубина познания и самопознания упирается во временные и моральные рамки земного существования человека. Пределов самосовершенствования человека, по-видимому, нет. И это, одновременно, радует и огорчает!

 Если внимательно проанализировать общие закономерности восприятия информации человеком, то можно прийти к выводу, что любая информация всегда связана с каким-либо образом, или образами. Образ может быть зрительным, звуковым, осязательным, вкусовым и т.д. 

Определение 21.   Образ является своего рода формой (сосудом, символом) для наполнения логически связанных составляющих этого образа.  Сосуд всегда больше, чем содержимое и он не позволяет «расплескаться» содержащейся в нем информации. Такое устройство нашей психики и способ обработки информации посредством образов - есть прямое следствие бесконечности и многообразия (в смысле информационном) мира материального и идеального.

Вывод 13.Следовательно, психика является конечной инстанцией отвечающей за взаимно-однозначное соответствие мира реального и идеального и отражений этих миров в психике человека.  В качестве постулата будем считать, что такое соответствие существует и достаточно адекватно отражает реальность.

 



Автор Ким Евгений
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.



Оценить работу >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Попытка объять необъятное | ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИИ ШАХМАТ | Обсуждение статьи попытка построения теории шахмат часть5 | Обсуждение статьи Что такое время? (попытка определения) | Протест у ребенка и подростка - попытки жить самостоятельно | ПОПЫТКА РАЦИОНАЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ С ПОЗИЦИЙ ФИЗИОЛОГИИ И МЕХАНИКИ (краткое сообщение) (urnb) | Что такое время? (попытка определения) (Beard) | попытка построения теории шахмат часть5 (Ким Евгений) | попытка построения теории шахмат. Часть 4 (Ким Евгений) | попытка построения теории шахмат. Часть 3. (Ким Евгений) | Младенцы способны к логическим рассуждениям и построению гипотез | Некоторые общие принципы построения адаптивных систем управления | Построение основы долгосрочного прогнозирования оледенения и климата | Способность к построению минерального скелета была свойственна животным изначально | Построен самый мощный микроскоп в мире | Бог | Гравитация | Единая теория поля | Мистические теории | Наука и техника | Научно-технические достижения | Научно-технический прогресс | Непознанное | О теориях мироздания | Ошибки теории относительности | Безусловная вера | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Непознаваемое | О мистике, ее сути и свойствах | Поиск смысла жизни | Сказочные мечты | Сознание - телевизионный прием... | Сущность мистики | Счастливый Переход
Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на статью

Топик ТК: Главное преимущество модели Beast
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:17942066

Авторские права сайта Fornit