Мы
надеемся, читатели с удовольствием прочитали резонансную книгу Р.Нолла и его
замечательное послесловие.
Позиция издательства по ряду положений не совпадает с позицией автора, и надо
отметить, что в значительной мере его позиция тенденциозна, что вполне
проясняет его послесловие. Трудно не согласиться с автором в вопросе проверки
идей Юнга методами статистической экспериментальной психологии, хотя надо
сказать, что методология статистических психологических экспериментов весьма
примитивна, если сравнивать, например, с использованием статистических методов
в области радиолокации и гидроакустики. С помощью современных вероятностных
методов можно легко выделить как тренд в развитии каких-либо процессов, так и
анализировать случаи, выпадающие из общей экспериментальной картины, которые
могут оказаться значимыми. Поэтому вызывает удивление тот факт, что юнгианцы
сами не поощряют такие исследования. Трудно согласиться и с практикуемым на
Западе посвящением в круг юнгианских аналитиков, когда новообращаемый должен
обязательно пройти анализ у ранее обращенного, ибо иначе он якобы не легитимен.
Однако то, что Нолл пишет о насаждении Юнгом некоего харизматического движения,
отнюдь не однозначно. Не удивительно, что Нолл заканчивает свою книгу
тридцатыми годами и не анализирует послевоенного Юнга, когда его позиция в
значительной мере изменилась. Как раз Юнг не был сторонником любого догматизма
и ортодоксии в любом движении, за что критиковал, в частности, католическую
церковь. Так, он пишет: "Церкви защищают традиционные и коллективные
убеждения, которые для многих из их сторонников строятся уже не на собственных
внутренних ощущениях, а на бездумной вере, которая печально известна тем, что
исчезает, как только над ней начинают задумываться. В этом случае содержание
веры приходит в столкновение со знанием, и зачастую ока-зывается, что
иррациональность первой не может устоять перед натиском рациональности второго.
Вера не является адекватным заменителем внутреннего ощущения, и там, где оно
отсутствует, даже сильная вера, возникшая чудесным образом, словно божья
благодать, таким же чудесным способом может и исчезнуть".*
К.Г.Юнг не скрывал желания разработать новую систему веры, которая
способствовала бы развитию человека. В своей работе "Aion" он
исследует изменение символов на протяжении двух тысячелетий и поднимает
проблему необходимости новой мифологии для конца XX века, в частности, связывая
это со вступлением в эру Водолея. Этим же вопросам посвящена и работа
"Misterium Coniunctionis". Конечно, это работы скорее философские, а
не психологические. В этих работах поражает мощь его интеллекта и масштабность
поднимаемых проблем. Жизнь показывает, что актуальность этих проблем растет. Не
вызывает сомнения, что широкие массы нуждаются в харизматических движениях.
Однако в их основаниях следует различать изначально опасные и изначально
полезные принципы. Всем известны такие чрезвычайные опасные движения, как
экспортированное "Аум-сенрике" и наше доморощенное "Белое
братство".
А чем отличаются от харизматических движений американские
"достижения", такие как "Гербалайф", "Вижион" или
система продвижения продаж " Network-21" со всеми атрибутами
харизматического движения: коллективностью, собранием членов-посвященных на
стадионах (у нас по 20-40 тысяч человек), с обязательным атрибутом — мечтой и
теоретической возможностью ее осуществления. А объединения поклонников звезд
эстрады? Здесь присутствуют все элементы харизматизма, но эти объединения
полезны для общества. Нет никакого сомнения, что проблема эта существует, и
К.Г.Юнг первый профессионально занялся ее анализом. Но его положения совсем не
следует воспринимать как догму, и в этом плане мы понимаем индивидуацию так же,
как и Нолл — это прежде всего освобождение от любых идеализации. Здесь уместно
привести слова самого К.Г.Юнга: "Конечно, из того что мы здесь открываем,
нет ничего для масс — есть лишь некоторая скрытая вещь, которую можно постичь
лишь в одиночестве и безмолвии. Лишь немногие люди пытаются что-либо об этом
узнать; гораздо проще проповедовать универсальную панацею для всех, чем
применить ее к самому себе и, как мы все знаем, все не так плохо, если все
сидят в одной лодке. Сомнения не могут существовать в стаде; чем больше толпа,
тем лучше истина — и тем больше катастрофа"*.
К счастью, у нас не стоит проблема идеализации Юнга и юнги-анства. Мы только
излечиваемся от своих 70-летних идеализациий. И происходит удивительная
метаморфоза. Если у нас в обществе явно присутствует тяга к метафизическим
системам и трансцеден-тальным философиям, то в Гарварде все больше становятся
на материалистические позиции и К.Маркс — в числе самых покупаемых авторов
(наряду с Ницше, Киркегором и Кантом).
В настоящее время издательство готовит книгу Р.Нолла: "Юнгов-ский культ:
истоки харизматического движения". Надеемся, что добротно подготовленные
книги Р.Нолла, основанные на богатом фактологическом материале, принесут
немалую пользу непредубежденному и творчески мыслящему русскоязычному читателю.
Сергей Удовик
К.Г. Юнг. "Психология и алхимия", М.,Рефл-бук, К., Ваклер,1997,
с.469.
* К.Г.Юнг. "Синхронистичность", М.,Рефл-бук, К., Ваклер,1997,
с.74-75.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Майкла Газзанига Сознание как инстинкт | Топик ТК: Матрица, как симулякр-среда для симулякров |
| ||||||||||||