Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/70638 
или fornit.ru/ax1-28-821

Гипноз и образное мышление

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Локализация свойств личности (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Одному из них было внушено, что он известный американский шахматист начала века Поль Морфи. В состоянии такого внушения, а затем в обычном состоянии этот человек играл с гроссмейстером М. Талем. По заключению М. Таля, игра в состоянии гипноза была выше на два разряда. Более того, разительно отличалось поведение испытуемого. Вне гипноза он был скован и робок, а «в образе» был решителен и агрессивен, требовал высокие гонорары. Самое же интересное в этом опыте заключается в том, что испытуемый практически ничего не знал о Поле Морфи, кроме того, разумеется, что это великий шахматист: то есть модель поведения шахматиста, в образ которого он вошел, не могла возникнуть из глубин памяти, из прочитанного.
    Вес уверенности:

    В. С. Ротенберг.
    «Психологический журнал», том 6, № 2, 1985.

            Для чего нужно изучать так называемые «особые состояния» сознания и загадочные явления человеческой психики? Прежде всего для того, чтобы выяснить целый ряд фундаментальных законов психологии, приблизиться к познанию процессов человеческого мышления. Публичные опыты психологов-гипнотизеров, пользующиеся неизменной популярностью у зрителей, для большинства людей – увлекательный спектакль, некая разновидность цирковых фокусов. Однако для ученых, работающих в области психологии, это интереснейший материал для исследований в целом разделе их науки – психологии гипнотического состояния. В последнее время особый интерес ученых вызывают впечатляющие опыты врача-психотерапевта В. Л. Райкова, цель которых – стимуляция творческой активности в гипнозе и внушении в гипнозе регрессии возраста. Начну с последнего.

            Психолог-гипнотизер В. Л. Райков внушал взрослым здоровым испытуемым, что им два дня от роду. Этого было впечатляющее зрелище. У взрослых людей появлялось сходящееся и расходящееся косоглазие, присущее младенцам «плавание» глазных яблок, сосательный рефлекс, характерный «детский плач» без слез, веерообразное разведение пальцев стоп. Все это было так необычно, что невольно закрадывалась мысль: а не подвергается ли сам наблюдатель столь удивительных явлений гипнотическому воздействию? Однако все эти феномены регистрировались фото- и кинокамерами, что развеяло все сомнения.

            Результаты этих опытов не вписываются в имеющиеся представления о гипнозе. Ведь вообразить себя новорожденным человек не может, поскольку в нашей памяти этот период не фиксируется и, если испытываемый не акушер, то он ничего об этом периоде не знает. Впрочем, и формального знания было бы недостаточно для воспроизведения таких не подчиненных произвольному контролю явлений, как, например, некоординированные движения глаз.

            В других опытах В. Л. Райков внушал испытуемым, что они стали «творческими личностями» в какой-либо области. Одному из них было внушено, что он известный американский шахматист начала века Поль Морфи. В состоянии такого внушения, а затем в обычном состоянии этот человек играл с гроссмейстером М. Талем. По заключению М. Таля, игра в состоянии гипноза была выше на два разряда. Более того, разительно отличалось поведение испытуемого. Вне гипноза он был скован и робок, а «в образе» был решителен и агрессивен, требовал высокие гонорары. Самое же интересное в этом опыте заключается в том, что испытуемый практически ничего не знал о Поле Морфи, кроме того, разумеется, что это великий шахматист: то есть модель поведения шахматиста, в образ которого он вошел, не могла возникнуть из глубин памяти, из прочитанного.

            Возникает гипотеза, что между внушением «творческой личности» и внушением младенческого состояния принципиальной разницы нет – ведь в отличие от игры актера поведение испытуемого «в образе» великого человека неизмеримо богаче, чем его формальное, осознаннее знание о нем. К тому же, если, скажем, актер, играя роль творческой личности, копирует лишь какие-то внешние признаки образа, то загипнотизированный, оказавшись в роли конкретного знаменитого человека, действительно создавал какое-либо произведение – музыкальное, поэтическое, живописное, на которое в обычном состоянии никак не был способен. Любопытно, что под гипнозом испытуемые иначе выполняют тест на проверку творческой способности, чем в состоянии обычного бодрствующего сознания.

            Задания этого теста состоят в том, чтобы найти необычное применение обыкновенным предметам: утюгу, ножницам, ключу и т.д. Ответы поражали остроумием и неординарностью. Один из испытуемых выдвинул смелую идею, как при помощи сваренного вкрутую яйца можно вычислить среднюю плотность Земли (известно, что сваренное яйцо вращается значительно быстрее сырого, и если сопоставить ускорение вращения с увеличением плотности яйца, то, зная скорость вращения Земли. можно вычислить ее плотность). О научной состоятельности этой идеи судить не станем, а с психологической точки зрения крайне интересно, что только в состоянии гипноза испытуемому пришла в голову подобная теория. На вопрос, почему он не упоминает самые простые способы использования яиц, скажем, положить в салат, «великий человек» ответил презрительно: «Ну, таких банальных ответов вы от меня не дождетесь…» В поисках оптимальных возможностей использования предложенных предметов испытуемые не только называют гораздо больше способов, но и не повторяют те, что перечисляли до гипноза.

            Небезынтересно, что прямая инструкция воспроизвести отдельные неврологические феномены новорожденности («ваши глазные яблоки «плавают» и движутся в разных направлениях») не выполняется даже в самых глубоких стадиях гипноза. Внушения же типа «вам два дня!» приносит подобный эффект немедленно. Если требовать от человека в состоянии гипноза «рисовать как можно лучше», полученный эффект будет относительно скромный. Если же внушить испытуемому: «Вы – художник Репин!» – то созданные в состоянии гипноза произведения будут по меньшей мере вполне профессиональными. Потенциальные возможности, заключенные в человеке, реализуются в этом случае лучше, полнее, как бы автоматически, без дополнительных уточняющих инструкций.

            Эти две группы опытов подтверждают одну важную догадку ученых-психологов. Во-первых, в относительно простых случаях («глазные яблоки плавают», «рисуйте лучше») гипнотизер воздействует преимущественно на левое полушарие головного мозга, ответственное за логико-знаковое мышление. Во-вторых, в более сложных случаях («вам два дня», «вы художник Репин») – преимущественно на правое «пространственно-образное» полушарие. Гипотеза подтверждается тем, что во втором случае, при внушении так называемых «комплексных состояний», человек предпочитает получать информацию в левое поле зрения, то есть в правое полушарие.

            Очевидно, что гипноз, а точнее, самогипноз играет большую роль в творческом процессе. В книге Д. Данина о Нильсе Боре приведены свидетельства очевидцев, что Н. Бор в процессе решения творческих задач производил впечатление загипнотизированного. Способность писателя на высоте творческого подъема почувствовать то же, что и его персонаж, убедительно подтверждает случай с Г. Флобером: как известно, он почувствовал все симптомы отравления при описании отравления госпожи Бовари, что может служить ярким примером самовнушения.

            Опыты В. Л. Райкова принесли и другие важные для психологической науки, как, впрочем, и для повседневной житейской практики, результаты. После внушения образов великих художников или музыкантов испытуемые нередко отмечали повышение творческой продуктивности; иные из них даже начинали писать стихи (уже без гипноза). Это свидетельствует о том, что гипноз такого типа раскрепощает и мобилизует творческое мышление. Об этом же свидетельствует увеличение после сеансов гипноза интереса к миру во всех его проявлениях, повышение работоспособности и подъем душевных сил. Многочисленные наблюдения свидетельствуют, что гипноз в ряде случаев без какой-либо «терапевтической поддержки» приводит к улучшению самочувствия и психического состояния.

            Есть основания предполагать, что одна из причин неврозов и некоторых психических заболеваний – недостаточно развитое образное мышление. Неспособность к «многозначным контекстам» – представлению об окружающей ситуации во всем ее многообразии, к моделированию и сопоставлению различных вариантов развития событий – делает человека уязвимым к конфликтным ситуациям. Прямолинейное, на чистой логике основанное мышление часто не позволяет найти выход из сложного жизненного положения. Человек с образным характером мышления оказывается в таких ситуациях более гибким и находчивым.

            Так, парадоксальные на первый взгляд опыты психолога-гипнотизера В. Л. Райкова подводят нас к далеко идущим выводам об общих закономерностях психики и поведения человека. Давайте будем развивать в себе образное мышление – залог хорошего настроения и успешного преодоления жизненных трудностей и невзгод!



    Источник: Гипноз и образное мышление
    Дата создания: 03.06.2025
    Последнее редактирование: 03.06.2025

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Локализация свойств личности":
  • Локализация свойств личности
  • Локализация свойств личности 2
  • Множественные модели личности
  • Различия сведений и знаний, относящихся к конкретным условиям
  • Локализация распознавателей в условиях отсутствия 1 полушария мозга
  • Доказана специфичность приобретения опыта для конкретных условий
  • Локализация социальных автоматизмов
  • Клиническая картина множественности личностей
  • Локализация речевых зон
  • Диссоциативная амнезия или побег от реальности
  • Возврат в детство - как универсальный механизм психотерапии.
  • Корреляты слов и мыслей в мозге
  • ПОВЕДЕНИЕ И РАСЩЕПЛЕННЫЙ МОЗГ
  • Исследования расщепленного мозга
  • Структуры для произвольного сопоставления и обобщения
  • Мозг располагает собственной моделью земной гравитации
  • Переключатель между поведением хищника и жертвы в мозге
  • Где находится семантическая система?
  • АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ МОЗГА ПО ДАННЫМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МРТ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ СЕБЯ И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  • Эффективная связь в сети режима по умолчанию: динамическое причинно-следственное моделирование данных фМРТ в состоянии покоя
  • Роль сети в режиме по умолчанию в интеграции семантических сигналов
  • Мотивация и эмоции/Книга/2023/Сетевой режим по умолчанию и самость
  • Контекстуальная опосредованность когнитивной деятельности. Контекстно-зависимая память.
  • Контекстно-зависимая память в различных средах
  • Контекстно-зависимое узнавание при непроизвольном запоминании вербальной информации
  • Как актеру научиться перевоплощаться в разных персонажей?
  • Актерство меняет сознание: как артисты теряют себя в роли
  • «Глазами другого»: как эмпатия расширяет нашу картину мира и представление о себе

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя