Сеть режимов по умолчанию (DMN) относится к областям мозга, которые активны, когда человек не фокусируется на каких-либо внешних стимулах, это было измерено с помощью метаболической активности в состоянии покоя (Raichle, 2015). Это набор областей мозга, которые наиболее активны в состоянии покоя и активизируются, когда люди сосредоточены на обработке эмоций, самореференции, воспоминаниях о предыдущем опыте и воображении будущих событий (Raichle, 2015). Текущие исследования показывают значительную связь с самоощущением и серьезными разрушительными эффектами при приеме психоделиков, что приводит к возможному терапевтическому применению. (Carhart-Harris et al., 2014). ДМН состоит из множества различных анатомических структур с различными функциями (см. таблицу 1), однако в этой главе мы рассмотрим взаимосвязь между ДМН, двумя теориями самопознания и воздействием психоделиков на каждую из них соответственно.
Теория самооценки.
Существует множество различных философских и психологических теорий о том, что такое "я". Одна из известных теорий была предложена Карлом Роджерсом, [грамматика?] она называется теорией самооценки. Роджерс был психологом-гуманистом, который верил, что у людей есть "идеальное я" и "воспринимаемое я", а мотивация и личностные качества проистекают из желания привести реальное "я" в соответствие с воспринимаемым "я" (Хо и Маклеод, 2008). Роджерс считал, что на Я-концепцию человека влияют три фактора (Хо и Маклеод, 2008): Ваше представление о себе (самооценка) Насколько высоко вы цените себя (самооценка) Каким бы вы хотели быть на самом деле (идеальная личность) Роджерс разработал эту теорию благодаря своей работе с пациентами, страдающими эмоциональными расстройствами, [грамматика?] Роджерс полагал, что негативные чувства, которые его пациенты испытывали по отношению к самим себе, были вызваны их неверными представлениями о самих себе, [грамматика?] Часто Роджерс обнаруживал, что эти убеждения были подкреплены их родителями (Rosenberg, 1989). Теория Я-концепции Карла Роджерса обеспечивает основу для понимания восприятия человеком самого себя, внутренних ценностей, которые он связывает со своей идентичностью, и его стремлений к идеальному "я". Эти взаимосвязанные аспекты самооценки, самоуважения и идеального "я" формируются под влиянием личного опыта и внешних воздействий, в частности поддержки со стороны родителей.
Как сеть режимов по умолчанию применима к теории самооценки?
DMN участвует в процессах, связанных с самосознанием и самореферентными мыслями (Qin and Northoff, 2011). Согласно теории Я-концепции, самоидентификация человека формируется его восприятием и мыслями о себе. Эта теория подчеркивает роль саморефлексии в формировании самоощущения человека. Как правило, DMN активно участвует в интроспективной деятельности, например, когда кто-то размышляет о своих качествах, оценивает свою самооценку или обрабатывает свои чувства. (Райхле, 2015). Кроме того, DMN помогает получить доступ к эпизодическим личным воспоминаниям, главным образом через такие области, как дорсальная медиальная префронтальная кора и прекунеус (Sestieri et al., 2011). Признавая важность прошлого опыта и родительского влияния в формировании самооценки, возможно, что DMN способствует восстановлению этих воспоминаний и опыта, интегрируя их в самооценку индивида [фактический факт?]. Теория Я-концепции утверждает, что наше самоощущение определяется нашим самоанализом и тем, как мы воспринимаем себя в различных измерениях. Учитывая важную роль DMN в саморефлексии, восстановлении памяти и усвоении внешних воздействий, это связано с основополагающими принципами теории самооценки.
Повествовательная идентичность
Теория нарративной идентичности фокусируется на идее о том, что индивиды конструируют свою идентичность посредством рассказывания историй, [грамматика?] индивиды создают самоощущение, организуя свой жизненный опыт в постоянно развивающийся нарративный опыт (Schechtman, 2011). Эти рассказы помогают человеку осмыслить свое прошлое, настоящее и будущее и дают ему ощущение единства и цели в жизни (Макадамс, 2001). В зависимости от того, как человек воспринимает свою личную историю, его переживания могут сильно различаться. Например, старшеклассники, которые смогли найти положительный результат в негативном подростковом опыте, имели более высокий уровень благополучия, чем учащиеся, которые не смогли найти ничего хорошего (Макадамс и Маклин, 2013).[Как это связано с DMN?] Ключевые компоненты нарративной теории идентичности включают в себя (McAdams and Mclean, 2013).: Построение идентичности: Теория нарративной идентичности утверждает, что мы создаем свое самоощущение, создавая и поддерживая личные нарративы. Эти нарративы включают в себя такие элементы, как личные цели, ценности и интерпретация значимых жизненных событий. Рассказывание историй из жизни: люди постоянно формируют и пересматривают свои жизненные истории по мере того, как приобретают новый опыт и идеи. Эти истории представляют собой не просто хронологические описания, но также включают интерпретации и эмоциональные реакции на события. Согласованность и смысл: Хорошо развитое нарративное "я" придает жизни человека согласованность и смысл. Это помогает ответить на такие вопросы, как "Кто я?" и "В чем цель моей жизни?" Эти ответы способствуют формированию чувства идентичности. Нарративная идентичность предполагает, что наше самоощущение неразрывно связано с историей нашей личной жизни и с тем, как мы ее воспринимаем, [грамматика?] DMN играет решающую роль в этом процессе, поддерживая саморефлексивное мышление и восстановление эпизодической памяти.
Как сеть в режиме по умолчанию соотносится с теорией нарративной идентичности?
Теория нарративной идентичности использует различные функции сети режимов по умолчанию (DMN) для объяснения самоощущения, [грамматика?] DMN очень активна во время саморефлексивной и интроспективной деятельности (Raichle, 2015). Когда люди вовлекаются в конструирование и осмысление своих жизненных историй, DMN, скорее всего, участвует в обработке и интеграции этих релевантных для них мыслей. Построение нарративной идентичности включает в себя обращение к личным воспоминаниям и предвидение будущего, DMN играет решающую роль как в восстановлении автобиографической памяти, так и в перспективном мышлении, которые являются важными компонентами создания жизненного нарратива (Мазойер, et.al., 2001). Теория нарративной идентичности дает объяснение тому, как люди конструируют свою идентичность, фокусируясь на процессе рассказывания историй, который связывает прошлый опыт, размышления о настоящем и стремления к будущему в целостное повествование. Это построение - не пассивный, а активный процесс, который постоянно развивается, углубляя индивидуальное (грамматическое?) самоощущение. Такие компоненты, как построение идентичности, рассказывание историй из жизни и согласованность, подчеркивают механизмы, с помощью которых люди находят смысл и цель в своей жизни. DMN является неврологической основой этой теории, способствуя саморефлексии и восстановлению памяти. DMN устраняет разрыв между построением нарративной идентичности и ее неврологической основой.
Психоделическое воздействие на DMN
Психоделики - это класс наркотиков, которые вызывают яркие галлюцинации и мистические переживания, воздействуя на серотониновые рецепторы в головном мозге, [грамматика?] к таким веществам относятся псилоцибин и ЛСД. Было показано, что оба они значительно влияют на активность мозга, особенно в рамках DMN (Гаттузо, et.al., 2022). Под воздействием психоделиков наблюдается заметное снижение активности DMN и связности [между чем?]. Считается, что это нарушение отвечает за многие характерные эффекты этих веществ, включая разрушение эго, обострение чувства взаимосвязанности и изменение образа мыслей (Спет, et.al., 2016). Интересно, что такая модуляция DMN может иметь терапевтический потенциал, поскольку исследования показывают, что временная "перезагрузка" этой сети может помочь людям восстановить самоощущение (Carhart-Harris et al., 2014).
Психоделическое воздействие на самого себя
DMN ассоциируется с самореферентным мышлением и созданием и поддержанием нашего чувства личной идентичности [фактическое?]. В рамках этой сети различные области мозга работают в тандеме, объединяя воспоминания, обрабатывая эмоции и создавая рассказы о том, кто мы есть, основываясь на нашем прошлом опыте и ожиданиях на будущее. Когда психоделики принимаются внутрь, они значительно снижают активность и связность в DMN (Soares, et.al, 2023). Это приводит к временному разрушению структур, которые поддерживают наше обычное самоощущение. Пользователи часто сообщают о чувстве растворения эго, когда граница между собой и внешним миром становится размытой (Столикер, et.al., 2022). Это может проявляться в виде чувства единства со Вселенной, чувства взаимосвязанности со всеми вещами или ощущения, что индивидуальное эго или "самость" временно исчезла [факт?]. Эти переживания бросают вызов нашему традиционному представлению о себе и переосмысливают его, а также могут привести к глубокому личному пониманию и изменению перспективы (Ко, et.al., 2023). Нарушая нормальное функционирование DMN, психоделики могут способствовать избавлению от укоренившихся представлений о себе, потенциально предлагая терапевтические возможности для лечения состояний, глубоко связанных с самоощущением человека, таких как депрессия, тревога и ПТСР (Carhart-Harris et al., 2014).
Заключение
Сеть в режиме по умолчанию (DMN) играет ключевую роль в формировании самоощущения - концепции, которая имеет множество теорий и на которую нет однозначного ответа. Проливая свет на нейронные процессы самосознания, самоанализа и автобиографических воспоминаний, DMN подчеркивает глубину и изменчивость нашей идентичности и то, как она может быть сконструирована. Две основные теории - теория Я-концепции и теория нарративной идентичности - опираются на эту неврологическую структуру. Теория Я-концепции, которую отстаивает Карл Роджерс, исследует наше представление о себе, самооценку и идеальное "я", подчеркивая, что наши внутренние убеждения, сформированные под влиянием внешнего подкрепления, формируют нашу идентичность. DMN имеет дело с процессами, упомянутыми в этой теории, усиливая интеграцию прошлого опыта и интроспективных оценок, которые формируют нашу самооценку. С другой стороны, теория нарративной идентичности утверждает, что индивиды создают самоощущение, ведя хронику своей жизни, сплетая прошлое, настоящее и будущее в непрерывный развивающийся нарратив. Она предполагает, что наше самоощущение - это переплетение переживаний и размышлений, постоянно меняющихся с каждой новой главой нашей жизни. DMN подкрепляет эту теорию, обрабатывая эти рассказы - от интроспективных размышлений до восстановления воспоминаний о прошлом, что приводит к целостному самоощущению. DMN предлагает нейронный подход к многогранной природе самосознания и идентичности. Благодаря тому, что DMN является координационным центром, потенциал для исследований в области психологии огромен. Дальнейшее изучение связей DMN может стать одним из путей изучения природы личности, и хотя наше понимание психоделического лечения находится в стадии становления, оно также может быть использовано для терапевтических вмешательств и улучшения психического благополучия с помощью психоделического лечения.