Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/70634 
или fornit.ru/ax1-28-817

Контекстно-зависимое узнавание при непроизвольном запоминании вербальной информации

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Локализация свойств личности (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Кодирование и сохранение информации в памяти имеет связь с ситуацией запоминания, следовательно, сходство контекстуальных условий при кодировании и извлечении материала способствует повышению мнемической продуктивности.
    Вес уверенности:

    Обоснование. Неотделимость функционирования психики от внутренних и внешних контекстуальных процессов приводит к необходимости признания факта множественности контекстов и их всестороннего изучения [1]. В частности, ни один перцептивный или мнемический акт не происходит изолированно, следовательно, неизбежным оказывается влияние различных контекстов на протекание этих процессов.
    Допущение о влиянии контекста на мнемическую продуктивность формирует линию исследований контекстно-зависимой памяти. Э. Тульвингом был предложен принцип специфичности кодирования [2], согласно которому кодирование и сохранение информации в памяти имеет связь с ситуацией запоминания, следовательно, сходство контекстуальных условий при кодировании и извлечении материала способствует повышению мнемической продуктивности [3].
    В связи с неоднозначностью экспериментальных данных, рассматривающих феномен контекстно-зависимого узнавания [4], в особенности вербальных стимулов, а также относительно малой изученности влияния фактора контекста на непроизвольную память, нами была сформулирована цель исследования: выявить эффекты контекстно-зависимого узнавания при непроизвольном запоминании вербальной информации.
    Методы. В выборку исследования вошли 58 испытуемых (37 женщин, 21 мужчина) в возрастном диапазоне от 17 до 36 лет. Участники эксперимента были случайно и равномерно распределены на две группы. Для проведения процедуры была разработана компьютерная программа, позволяющая задавать местоположение, последовательность и время предъявления стимульных элементов, а также фиксировать выборы испытуемых, скорость их реакции и степень уверенности в ответе. Процедура проходила в два этапа. Стимульный материал каждого этапа состоял из 152 часто встречающихся существительных с денотативным значением (заяц, дрова, провод и пр.). Половина из них имела в составе опознавательный признак (буква «а»). 32 «релевантных» слова (16 из них с «а»), показанные на первом этапе, впоследствии предъявлялись на втором этапе, остальные, «иррелевантые» слова, заменялись. Стимулы демонстрировались последовательно в псевдослучайном порядке в одной из частей экрана, который был вертикально разделен на две равные части, левая оранжевого, правая желтого цвета. Первые и заключительные 22 стимула в целях минимизации эффекта края всегда были иррелевантными. На первом этапе испытуемым было необходимо реагировать нажатием клавиши «Enter» при предъявлении слов с опознавательным признаком. После окончания первого этапа через 120 ± 10 секунд начинался второй, где ЛК (порядок предъявления, локализация слов и их расположение относительно фона) оставался неизменным (ЭГ1) либо изменялся (ЭГ2). На втором этапе необходимо было как можно быстрее реагировать на релевантные слова нажатием клавиши «Enter», показатели точности ответов, времени реакции и степень уверенности в ответе по шкале от –2 до +2 программно фиксировались. Для обработки данных использовались: t — критерий Стьюдента, χ²-тест.
    Результаты. Воспроизведение локального контекста при узнавании непроизвольно усвоенных стимулов не связано с увеличением количества правильных выборов, но влияет на показатель уверенности в ответах (t — критерий Стьюдента, р ≤ 0,000), общее количество выборов (критерий χ2, р < 0.001) и ускоряет время реакции для правильных выборов слов с опознавательным признаком (t — критерий Стьюдента, р ≤ 0,046).
    Выявлены и другие значимые различия при узнавании стимулов с опознавательным признаком, они проявились в более высоких показателях средней уверенности в ответах в целом (t — критерий Стьюдента, р ≤ 0,000). Испытуемые в обеих группах демонстрировали значимо большую уверенность в отношении всех слов, содержащих опознавательный признак и чаще реагировали на них (критерий χ2, р < 0.001).
    Выводы. Основываясь на результатах исследования, можно заключить, что эффективность узнавания непроизвольно усвоенной информации оказывается специфична контексту ее воспроизведения. В то же время наличие опознавательного признака также оказывает влияние на особенности протекания мнемической деятельности.
    Список литературы 1. Baars B. A cognitive theory of consciousness. Cambridge University Press, 1993.
    2. Tulving E., Thomson D.M. Encoding specificity and retrieval processes in episodic memory // Psychological Review. 1973. Vol. 80, N 5.
    P. 352–373. doi: 10.1037/h0020071 3. Tulving E. Elements of episodic memory. New York: Oxford University Press, 1983.
    4. Smith S.M., Vela E. Environmental context-dependent memory: a review and meta-analysis // Psychon Bull Rev. 2001. Vol. 8, N 2.
    P. 203–220. doi: 10.3758/bf03196157



    Источник: Контекстно-зависимое узнавание при непроизвольном запоминании вербальной информации
    Дата создания: 03.06.2025
    Последнее редактирование: 03.06.2025

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Локализация свойств личности":
  • Локализация свойств личности
  • Локализация свойств личности 2
  • Множественные модели личности
  • Различия сведений и знаний, относящихся к конкретным условиям
  • Локализация распознавателей в условиях отсутствия 1 полушария мозга
  • Доказана специфичность приобретения опыта для конкретных условий
  • Локализация социальных автоматизмов
  • Клиническая картина множественности личностей
  • Локализация речевых зон
  • Диссоциативная амнезия или побег от реальности
  • Возврат в детство - как универсальный механизм психотерапии.
  • Корреляты слов и мыслей в мозге
  • ПОВЕДЕНИЕ И РАСЩЕПЛЕННЫЙ МОЗГ
  • Исследования расщепленного мозга
  • Структуры для произвольного сопоставления и обобщения
  • Мозг располагает собственной моделью земной гравитации
  • Переключатель между поведением хищника и жертвы в мозге
  • Где находится семантическая система?
  • АНАЛИЗ АКТИВНОСТИ МОЗГА ПО ДАННЫМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МРТ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ СЕБЯ И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  • Эффективная связь в сети режима по умолчанию: динамическое причинно-следственное моделирование данных фМРТ в состоянии покоя
  • Роль сети в режиме по умолчанию в интеграции семантических сигналов
  • Мотивация и эмоции/Книга/2023/Сетевой режим по умолчанию и самость
  • Контекстуальная опосредованность когнитивной деятельности. Контекстно-зависимая память.
  • Контекстно-зависимая память в различных средах
  • Как актеру научиться перевоплощаться в разных персонажей?
  • Актерство меняет сознание: как артисты теряют себя в роли
  • «Глазами другого»: как эмпатия расширяет нашу картину мира и представление о себе
  • Гипноз и образное мышление

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя