Развитие высшего профессионального образования тесно связано с проблемами и социально-экономическими закономерностями развития общества и, в первую очередь, переходом экономики государства на систему рыночных отношений, вследствие чего возникает потребность в специалистах рыночной направленности, меняются требования к содержанию их подготовки.
Становление рыночных отношений в системе высшего образования сопровождается сокращением сферы государственного образования и объема государственного финансирования, выделяемого на образование; разрушением единой системы централизованного обеспечения сферы образования научно-педагогической, программной, учебно-методической документацией и учебным материалом; снижением качества образования.
Все это вызывало необходимость реформирования высшего образования, разработки нормативно-правовой базы его регулирования, определения концепции развития системы высшего образования, ее модернизации, включая совершенствование системы управления и финансирования и определение основных направлений ее развития. [1, с. 28].
В результате проводимых реформ в системе высшего образования в последние годы наметился ряд позитивных тенденций, в числе которых: демократизация высшего образования и постепенный переход к децентрализации его управления; диверсификация состава и структуры высших учебных заведений и источников их финансирования.
Основной концепцией развития высшего образования является отказ от государственной монополии на образование, в результате чего сформировался рынок образовательных услуг, где функционируют на равных правах государственные и негосударственные высшие учебные заведения.
Так же, вводится Классификатор направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, переработанный в соответствии с международной стандартной классификацией образования, рекомендованной ЮНЕСКО государствам, подписавшим Лиссабонскую Конвенцию. Граждане, имеющие высшее образование, могут получить на платной основе второе высшее профессиональное образование в сокращенные сроки. [2, с. 114].
В настоящее время учебные заведения системы высшего образования делятся на три типа: классический университет, профильный университет или академия и институты, относящиеся к высшим учебным заведениям университетского типа.
Рост численности университетов и расширение доступности высшего образования, что проявляется в росте контингента студентов, говорит о равном доступе к образованию. По мировым стандартам не менее 30% взрослого населения должны иметь высшее образование.
Неравномерность распределения высших учебных заведений по регионам, а соответственно высокая концентрация специалистов с высшим образованием в одних регионах и низкая - в других, не может не вызывать диспропорции на региональных рынках труда.
Одной из актуальных проблем подготовки специалистов в период бурного роста высших учебных заведений становится проблема качества образования.
В целях повышения качества подготовки специалистов в России, особенно в последние годы, проводится ряд мер по ужесточению требований к качеству образования в части его контроля и оценки. С 2003/2004 учебного года запрещен прием в высшие учебные заведения абитуриентов, набравших по итогам тестирования ниже 40 баллов (40 баллов - минимальный пороговый уровень для поступающих в высшие учебные заведения, соответствующий оценке «удовлетворительно»).
В структуре численности студентов высших учебных заведений России, удельный вес контингента студентов негосударственных вузов по годам стабильно растет: с 1176,8% в 2006/2007 до 1283,3% в 2008/2009 учебном году, одновременно наблюдается наметившаяся тенденция сокращения в совокупном контингенте обучающихся удельного веса численности студентов государственных вузов.
В России формируется многоуровневая структура высшего образования, направленная на повышение гибкости и обеспечение его многоступенчатости по вертикали и альтернативности по горизонтали. Создаются условия получения образования по дневной, заочной, вечерней и дистанционной форме обучения.
В 2010/2011 учебном году число абитуриентов, сдавших ЕНТ и комплексное тестирование с проходным баллом было значительное количество. Даже при условии, что все они станут студентами дневной формы обучения, удельный вес данной категории обучающихся в общей численности студентов этого года максимально составит 65%. То есть тенденция роста контингента студентов заочной формы обучения остается достаточно стабильной. Это объясняется рядом общеизвестных причин, в числе которых: лояльные условия поступления в высшие учебные заведения на заочную форму обучения, низкая стоимость обучения (по сравнению с обучением на дневной форме), менее жесткие требования по контролю и оценке знаний, возможность без отрыва совмещать работу и обучение в университете.
Таблица 1 - Контингент студентов высших учебных заведений по формам подготовки
Наименование показателей | Учебный год | ||||
2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | |
Число ВУЗов | 1090 | 1108 | 1134 | 1114 | 1115 |
Контингент студентов, всего тыс. чел / % | 7309,8/100 | 7461,3/100 | 7513,1/100 | 7418,8/100 | 7049,8/100 |
В том числе по формам подготовки: - дневная | 3582,1 | 3571,3 | 3457,2 | 3280,0 | 3073,7 |
- вечерняя | 372,3 | 352,9 | 343,7 | 323,6 | 304,7 |
- заочная | 3195,9 | 3367,9 | 3540,7 | 3639,2 | 3557,2 |
В системе высшего образования России прочно укрепился принцип двухканального финансирования затрат на обучение: за счет средств бюджета страны и за счет средств населения, что можно рассматривать как одно из направлений расширения его доступности и демократизации. Статистика свидетельствует, что в структуре контингента удельный вес студентов всех курсов платной формы обучения в 2009/2010 учебном году составил 90% и в 2010/2011 учебном году - 86%. Дать этому процессу однозначную оценку не представляется возможным, так как он носит достаточно противоречивый характер.
Как негативный момент следует отметить, что рост численности студентов платной формы обучения наблюдается на фоне неуклонного снижения удельного веса студентов, обучающихся за счет средств бюджета страны. [3, с. 28].
Как позитивный процесс следует рассматривать предоставление в России высшим учебным заведениям всех форм собственности равных прав на ведение образовательной деятельности и создание условий развития конкурентного рынка образовательных услуг.
Следует отметить, что динамика приема по годам выше динамики тестирующихся, что говорит о росте востребованности высшего образования не только среди выпускников школ, но и среди специалистов, уже имеющих среднее профессиональное и высшее образование.
В последние годы, особое внимание уделяется проблемам качества подготовки специалистов. Действия государства в решении этой проблемы носят двунаправленный характер.
Ужесточаются правила приема в высшие учебные заведения: вводится единое национальное тестирование, минимальный пороговый проходной балл для зачисления в университеты, а с 2003 года обязательный промежуточный государственный контроль знаний (ПГК). ПГК является промежуточной оценкой знаний студентов и соответственно, качества подготовки специалистов по университетам. [4, с. 84].
Система высшего образования страны формирует потенциал своего обновления в контексте удовлетворения долгосрочных стратегических интересов общества, государства и личности в получении качественного высшего образования и предоставления каждому человеку широких возможностей в выборе содержания, формы и сроков обучения.
Реформы в системе высшего образования призваны сформировать эффективно функционирующую модель образования, достигнуть качественно высокого уровня обучения и подготовки кадров, позволяющего России занять достойное место в современном мире.
Библиографический список
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Взамен ГОСТ Р ИСО 9000-2001. М.: Стандартинформ, 2009. 57 с.
2. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения / В.В. Азарьева [и др.]. СПб.: ПИФ.com, 2007. 387 с.
3. Основы менеджмента / М.Х. Мескон [и др.]; пер с английского. М.: «Дело», 1993. 617 с.
4. Солонин С.И. Quality Management. Управление качеством: учеб. пособие / С.И. Солонин. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. 138с.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Главное преимущество модели Beast |
| ||||||||||||