Всякая попытка связать нейронную
активность мозга и психодинамические концепции требует огромного концептуального
прыжка. Такой прыжок можно облегчить, если придумать язык, общий между мозгом и
психикой. Теория систем предлагает положения, которые могут помочь концептуальному
переформулированию психодинамических описаний, используя понятия нейронных
структур в мозге. В адаптированном виде эти положения могут помочь создать
проверяемые прогнозы относительно мозго-психодинамических отношений и, тем
самым, оказать существенное влияние на будущее психотерапии.
(
Принято считать, что психические функции связаны с активностью
нейронов в мозге. В 1895 году Фрейд попытался изложить физические (нейронные)
основы психических феноменов в честолюбивой рукописи, озаглавленной
"Проект".
Представим систему, состоящую из множества элементов. Компоновка элементов в системе характеризует состояние системы. Различные компоновки в системе образуют различные ее состояния. Если элементы компонуются произвольным образом, то все состояния системы будут похожи одно на другое. Если же элементы системы могут образовывать множество различных структурных паттернов, тогда система будет иметь множество возможных состояний. Если система может образовать лишь один тип компоновки, тогда систему представляет лишь одно состояние. Пространство системы представляется всеми ее состояниями, которые только можно представить. Если система изменяется во времени, то она называется динамической системой. В этом случае система изменяет свою компоновку от одного момента времени к другому.
Для отображения систем и их динамики физик Уильям Гамильтон и
математик Карл Якоб ввели понятие пространство состояний как необходимое
для описания динамики физических систем.
Если система "предпочитает" некоторые определенные
состояния (или компоновки) другим, то она будет стремиться
"прорисоваться" или "притянуться", образуя эти состояния.
Если некоторые состояния являются предпочтительными для системы, тогда они
образуют аттракторы (бассейны) на топологическом поверхности.
Показано, что научение вызывает в мозге усиление
определенных паттернов нейрональной активности.
Рисунок 1.
Системы можно определить, используя понятие пространства состояний. Структурное
пространство системы представляет собой все возможные состояния системы и может
быть описано как поверхность. Динамика системы во времени (напр. t1, t2 и t3)
может быть описана с помощью понятия пространства состояний, как "движение"
от одной точки поверхности к следующей точке (состояния 1, 2 и 3) с заданием
траектории или кривой в структурном пространстве.
Системы стремятся образовывать иерархию. Например, если рассматривать социальную систему (напр., коммерческую компанию или вооруженные силы), то можно обнаружить, что эти иерархии характеризуются различными уровнями организации. Коммерческая компания имеет совет дирректоров на управленческом уровне. Как правило, эти компании имеют подчиненные подразделения, кождое со своим собственным директором, ответственным за более низкий уровень, и так далее до отдельного наемного служащего. Аналогично вооруженные силы организованы иерархически по командной цепи от центрального командования вниз до отдельной единицы.
Биологические системы демонстрируют возрастающую иерархическую организованность по мере подъема по эволюционной шкале. В теле человека лидирующеее положение занимает нервная система, которая контролирует и координирует подчиненные системы, такие как мускульная активность (через моторные пути) или внутренние органы (через пути автономной нервной системы). Иерархию также можно наблюдать в самой нервной системе. Переработка информации высокого уровня производится ассоциативными областями, которые занимают наивысший уровень в иерархии. Эти области интегрируют поступающую информацию от всех частей системы мозга. Первичные зоны коры специализируются на процессах более низкого уровня и таким образом являются подчиненными ассоциативным процессам. Аналогично подразделения комерческой компании или единицы вооруженных сил подчинены контролирующим и координирующим функциям руководящего управления или коммандования.
Иерархический порядок может распространяться как на время, так и на пространство. Чтобы описать эволюцию, требуется описать развитие иерархии во времени. С течением времени биологический организм развивается, повышая свою иерархическую организацию путем увеличения числа подчиненных процессов. Иерархия в пространстве описывается с использованием понятия микро- и макроскопических размерностей. Молекулы организуются, образуя мембраны, мембраны организуются, образуя клетки, клетки организуются, образуя ткани, ткани организуются, образуя органы, и иерархия продолжается, переходя от микроскопических единиц к макроскопическим целостным объектам.
В иерархически организовавшихся системах возникают два вида процессов: сверху-вниз и снизу-вверх. Процессы сверху-вниз отражают координирующие и командные воздействия, идущие от высших уровней вниз к низшим уровням. Это инструкции правления в адрес подразделений коммерческой компании или инструкции центрального командования боевым единицам. Процессы снизу вверх отражают влияния единиц низшего уровня на единицы высшего уровня. Лучше всего это продемонстрировать на примере социальных организаций при избрании руководителей. Компоненты низкого уровня системы определяют руководителя высшего уровня. При этом даже в недемократических организациях, таких как вооруженные силы, чтобы достичь оптимального функционирования, командование должно принимать во внимание ситуацию в подчиненных ему единицах. Таким образом, воздействия, идущие снизу по направлению вверх к командному уровню при определенных состояниях единиц могут рассматриваться в качестве процессов снизу-вверх.
Одно из первых описаний иерархических организаций нервных систем было сделано Джоном Хаулингсом Джексоном в 1869 году в рамках концепции "невро-осей". Невро-ось - это рострально-каудальное измерение нервной системы. Джексон утверждал, что более "атомистичные" аспекты ощущений и моторной переработки имеют место ниже по невро-оси, покидая кортикальные области и работая со все более генерализующимися аспектами. Низкоуровневые компоненты сенсорной системы перерабатывают поступающие стимулы (напр., визуальные, аудиальные), а более высокие уровни интегрируют эти процессы, вызывая сложные мультимодальные переживания у человека. Двигательные системы высокого уровня планируют действия и решения; низкоуровневые двигательные подсистемы выполняют множество специфических движений, которые обеспечивают реализацию поведенческих ответных реакций. Рассмотрение Джексоном эволюционной биологии привело его к выводу, что в ходе развития мозга низкоуровневые организации, взаимодействуя, эволюционируют к более сложным, высокоуровневым образованиям. Таков процесс снизу-вверх.
Сформировавшись, высокие уровни нейрональной организации регулируют и господствуют над нижележащими уровнями. Хорошим примером такого процесса сверху вниз являются примитивные рефлексы новорожденных (сосательный рефлекс, хватательный рефлекс и др.). Эти рефлексы вызваны низкоуровневыми нейрональными организациями рефлекторной дуги в спинном и головном мозге. По мере развития коры эти примитивные рефлексы подавляются, контролируются и подчиняются высокоуровневыми организациями более сложного поведения. Эти рефлексы не исчезают, но интегрируются в более сложные поведенческие паттерны взрослой нервной системы. Когда нейрональные нарушения разрушают кортикальыне высокие уровни организации, эти рефлексы проявляются вновь и обычно используются в клинической диагностике церебральных нарушений. Примитивные рефлексы низких уровней мозга можно рассматривать как строительные блоки в более сложных формах поведения. Эти более проработанные формы поведения образуются на основе множественных взаимодействий между простыми рефлексами. Подобные взаимодействия - это те же взаимодействия, которые подавляют проявления рефлексов в их исходной форме. Нарушения кортикальных структур могут рассматриваться как сопровождающиеся срывом множественных взаимодействий определенных функций мозга. Без взаимодействий исконные рефлексы начинают функционировать независимо и воссоздаются в поведенческих паттернах индивидуума.
Представим себе систему, каждый элемент которой может принимать большое количество различных состояний и динамически изменять свое состояние во времени. Если каждый элемент остается самим собой и может изменять свое состояние "безотносительно" к состояниям других элементов, то этот элемент может в принципе принимать любое из возможных состояний. После установления связи между элементами такой системы, эти связи устанавливают взаимозависимости между элементами системы. Вследствие воздействий, передаваемых по связям, каждый элемент в системе теперь не может действовать независимо от других элементов в совокупности. Какие-то состояния, которые были возможны для элемента до установления связей, теперь оказываются нереализуемыми; они могут "противоречить" ограничениям связей. В результате, множество состояний, которые может принимать элемент связной системы, уменьшается. Активность элемента ограничивается (через посредство связей) активностью связанных с ним элементов. Удовлетворение ограничений достигается, если состояния взаимодействующих элементов подчиняются связям между ними (т.е. принимают значения, которые подчиняются силе связи).
Пример множественной ограничивающей активности можно найти среди социальных взаимодействий: люди стремятся выполнять и планировать свои действия и ответные реакции на основе большого количества условностей. Иными словами, принятие решения ("состояние", которое принимает индивидуум) часто определяется множественными ограничениями. Большинство людей, принимая решение о том, как провести отпуск, учитывают потребности родителей и детей, ограничения из-за загруженности (работой) и прочие обстоятельства. Это происходит потому, что мы являемся частью социальной сети, в которой устанавливаемые связи - это также ограничения, требующие учета.
Теория информации утверждает, что информация в системе
возрастает с уменьшением вероятности (случайности). Чем больше множественных
ограничений в системе, тем меньше она позволяет случайностей и, следовательно,
больше информации она может содержать.
В системе, достигнувшей множественного удовлетворения ограничений, элементы, которые не удовлетворяют ограничениям, не входят в систему. Если в систему требуется добавить новый элемент, то он должен подчиниться множественному ограничительному паттерну системы или, в противном случае, он будет удален из системы. Когда в систему вводится множество элементов, которые не удовлетворяют множественным ограничениям, то оно может сорвать работу существующих множественных ограничений.
Каждый нейрон мозга по дендритам воспринимает возбуждающие и подавляющие стимулы от многих других нейронов и по аксону посылает выходной сигнал ко многим другим нейронам. Активность нейрона (напр., потенциалы действия) в наибольшей степени определяется его входными сигналами. Таким образом, активность нейрона множественно ограничена связанными с ним нейронами. Поскольку нейроны организованы в нейронные сети, для которой характерна высокая связность, то возникает система множественных ограничений. В такой системе сложные взаимозависимости между нейронами не допускают "независимую" (случайную) активность нейронов; скорее, нейроны должны "учитывать" взаимные зависимости из-за связей в сети.
Функциональная связность - это то влияние, которое
активность некой одной группы нейронов оказывает на активность другой отличной
группы нейронов.
Оптимизация определяется как условие, при котором элементы
системы множественных ограничений "удовлетворяют" этим ограничениям. Система
может достигать различного уровня оптимизации, что зависит от того, в какой
степени эти элементы достигают удовлетворения множественным ограничениям.
Для "активации" встроенного в систему воспоминания
активизируется репрезентирующий его паттерн. Этот паттерн представляет собой
точку в пространстве состояний системы. Эта точка "локализована"
внутри аттрактора (а именно, бассейна), вследствие установления ограничений в
ходе научения по Хеббу. Активация паттернов воспоминаний в системах с
множественными ограничениями описана как градиент решения,
Последние 20 лет были ознаменованы своего рода революцией в
понимании нами синаптической передачи и ее регуляции. Синаптическая передача
теперь рассматривается как опосредованная не статическими процессами
фиксированной интенсивности, а скорее динамическими процессами, непрерывно
регулируемыми многими факторами. В 1973 году группа исследователей впервые
опубликовала отчет об искусственно вызванном изменении синаптичекой силы.
Существенным моментом в индуцировании синаптической
пластичности почти во всех экспериментальных моделях является изменение
постсинаптического (иногда пресинаптического) потенциала мембраны, как правило деполяризация.
Кроме того, имеются еще две общие особенности синаптической пластичности.
Во-первых, Ca2+ обычно играет
необходимую роль в вызове синаптических изменений. Увеличение Ca2+ может происходить либо в результате
проникновения через каналы мембраны, либо выбрасываться из межклеточных
запасов, или тем и другим способом одновременно. Во-вторых, пластичность обычно
проявляет себя в двух основных формах: кратковременной, которая зависит от пост-трансляционных
изменений имеющихся протеинов, и долговременная, которая зависит от экспрессии
гена и de novo синтеза протеинов. Все более становится понятным, что для
многих экспериментальных моделей живой мост между начальной индукцией
пластичности и ее поддержанием на протяжении времени представляет собой
активацию аденилат циклаз и протеин киназ А. Один из наиболее изученных
механизмов регуляции проникновения Ca2+
в синаптической передаче относится к N-метил-D-аспартат (N-methyl-D-aspartate -
NMDA) возбудимому аминокислотному рецептору. Спустя годы стало ясно, что многие
субклеточные системы сложным образом объединяются для регуляции проникновения и
уровня Ca2+ - например,
фосфоинозитидная система, системы G протеинов, а также нейрональные мембранные
потоки. (За более подробным объяснением отношения этих систем к синаптической
пластичности обратитесь к Уиклиф и Уорен.
В серии экспериментов с морским моллюском Aplysia
Кэндел показал, что синаптические связи могут быть полностью изменены и усилены
посредством регуляции научения в среде.
В другой серии экспериментов над макаками при помощи множества
проникновений электродами исследовалась карта руки в соматосенсорной коре до и
после пересечения трех нервов, иннервирующих руку.
Исследования первичной зрительной коры млекопитающих как
правило показывают зависящие от опыта изменения.
Говоря на более общем и психологичном уровне, были сообщения о
зависящих от опыта изменениях у людей
Как было отмечено ранее, Рамон-и-Каял одним из первых
осознал, что информация может сохраняться посредством модифицирования связей
между взаимодействующими нервными клетками, образующими ассоциации.
Хебб
Простые сенсорные воспоминания или образы, вероятно, образуются
в клеточных ансамблях или модулях сенсорных или парасенсорных зон коры.
Подобно сенсорной, моторная информация о планах и решениях
также должна описываться иерархически. Джексон
Обычно информация, хотя и хранится в форме связей нейронной
сети, является "спящей". Об активации сети говорится, когда
представляемая ею информация востребуется ассоциативным процессом или
распознаванием.
Важным аспектом множественных связей между нейронными сетями
является непрерывность,
Важное взаимодейтсвие интеграции (функциональной связности) и
сегрегации (функциональной специализации различных нейрональных подсистем)
охватывает математическое понятие нейрональной сложности (CN).
Более полное описание функциональной связности мозга должно
быть связано со статистической структурой сигналов, отбираемых из окружающей
среды. Такие сигналы активизируют определенные нейрональные популяции, в
результате чего синаптические связи между ними усиливаются или ослабевают. В
ходе развития и обретения опыта соответствие или согласованность функциональной
связности мозга и статистической структуры сигналов, отбираемых из окружающей
среды, возрастает в процессе изменения и отбора на уровне синапсов.
Тонони и его коллеги
На основе "сравнительного анализа", в котором
сравниваются сознательные и бессознательные процессы в многочисленных
экспериментальных областях, Баарс
Согласно Баарсу,
Для объяснения разницы между сознательными и бессознательными
процессами Баарс обращается к популярным моделям распределенных вычислительных
систем (а именно, - моделям нейронных сетей
Важным является утверждение Баарса о внутренней согласованности
сознания. Это свойство не присуще набору бессознательных процессов в мозге.
Баарс приводит в качестве примера этого свойства восприятие куба Некера
(оптической иллюзии, которую мы можем сознательно наблюдать в одной из двух
различных ориентаций). Оба способа рассмотрения куба можно чередовать, но мы
не сможем воспринимать их оба одновременно. Другими словами, наше сознательное
восприятие куба является согласованным. Люди, похоже, способны
удерживать в сознании в данный момент лишь одно значение слова. Свидетельством
того, что альтернативные значения слов бессознательно представлены в мозге одновременно
с сознательным значением, может являться эффект воспламенения при восприятии
изречения.
Итак, Баарс постулировал существование теоретического рабочего
понятия, в котором на основе взаимодействия множества частичных процессов
образуются глобальные процессы. Он постулировал, что глобальные образования в
рабочем пространстве обеспечивает глобальное доминантное сообщение сознательной
мысли.
Глобальные образования обладают внутренней связностью; в
результате между частичными процессами устанавливаются множественные
ограничения. Когда частичные процессы задействованы в организации глобального
процесса, их ограничивают поведенческие паттерны в глобальных образованиях.
Таким образом, частичные процессы могут больше не функционировать (то есть не
обрабатывать информацию) вне связи с глобальным сообщением. Частичные процесы
являются быстрыми, высоко специализированными и нацеленными на обработку информации
определенного типа. При этом они ограничены типом перерабатываемой информации и
обнаруживают недостаток гибкости и адаптивности после того, как объединяются и
кооперируются с другими частичными процессами для совместной деятельности.
Глобальные образования имеют преимущество как в сложности, так и в гибкости,
необходимых для эффективной и тщательной обработки информации.
Объединив теорию Баарсв и представленные нами ранее замечания об иерархической организации информации (воспоминаний) в мозге, имеет смысл полагать, что в нервной системе частичные процессы более низкого уровня взаимодействуют и образуют нейронные глобальные организации более высокого уровня. Кроме того, идея внутренней связности глобальных образований включает в себя основное положение о структурах множественных ограничений. Предполагается, что динамическая активность частичных процессов в рамках организации представляют наряду с иерархической структурой и структуру множественных ограничений. Например, после того, как частичный процесс занял свое место в глобальной структуре, он связывается со всеми другими процессами и таким образом становится глобально распределенным. Таким образом, посредством связей (вызывая реакции на выходе через посредство связей с остальной частью системы) он оказывает влияние на глобальную структуру. С другой стороны, поскольку система является множественно ограниченной многие другие процессы будут сдерживать (через посредство связей) свою активность. Можно заключить, что, с точки зрения обработки информации, информация, полученная частичными процессами, оказывает и в то же время испытывает влияние со стороны глобального сообщения.
Вследствие внутренней связности, если структура информации (т.е. паттерн активации) частичного процесса существенно отличается от информации, представленной в глобальном образовании, тогда частичный процесс с большим "трудом" получит доступ к глобальному процессу (или будет ему соответствовать). Эти трудности вызваны множественными ограничениями, существующими между частичным процессом и глобальным образованием, которые в данном случае не находят удовлетворения. Поскольку глобальные образования имеют более высокий уровень организации (с точки зрения иерархии), ограничение частичных процессов, которые имеют скорее всего более низкий уровень, облегчает формирование контроля сверху-вниз. Частичные процессы конкурируют за получение доступа к глобальной структуре, образуя процесс снизу-вверх.
Объединяя рассмотренные теоретические построения, мы полагаем, что 1) сознание возникает как свойство глобальных структур; 2) различные уровни сознательного и бессознательного соответствуют различным уровням организации глобальной структуры; 3) поскольку частичные процессы в своей сегрегированной форме не создают феномена сознания, они остаются в "области бессознательного"; 4) подсознательным является уровень информации на границе получения (или утраты) доступа к глобальным структурам, являющимся частью структур более высокого уровня.
Первые понятия, введенные Фрейдом в свою топографическую модель, относились к уровням сознания. Теперь у нас есть средства определить описанные им сознание, бессознательное и предсознательное как уровни интеграции, достигнутые частичными процессами в формировании глобальных структур. Сознательное понимание является свойством глобальных образований. Бессознательная информация представляется частичными процессами, которые не составляют часть глобальных структур. Предсознательное характеризуется теми процессами, которые почти входят составной частью (или являются) глобальных образований.
В структурной модели
Введение динамической модели
Вследствие множественных требований, которые определяют глобальные структуры, некоторые частичные процессы могут сталкиваться с трудностями при обращении к глобальным структурам. Особенно это так в случае, если частичные процессы несут информацию, которая полностью устраняется из глобальных сообщений или противоречит им. На базе этих предположений можно представить себе тот тип информации, которому будет отказано в доступе к глобальной структуре; это будут противоречащие или неподходящие сообщения (т.е. частичные паттерны, которые не удовлетворяют требованиям глобальных паттернов). В действительности Фрейд описывал вытесненные содержания как конфликтные темы или невыносимые идеи. Здесь "невыносимые" означает информацию (частичного процесса), которая устраняется из информации, представленной глобальной структурой (т.е. не согласуется с ней).
Невыносимый частичный процесс не может быть встроен в общее сообщение без того, чтобы разрушить его внутреннюю последовательность (т.е. структуру, удовлетворяющую множественные требования к нему), и потому обязательно будет исключен. Например, для матери новорожденного идея убийства своего ребенка полностью противоречит обычному психическому состоянию любви и заботы, являющемуся типичным для молодой матери. Если каким-либо образом неадекватные частичные процессы получают доступ к глобальной структуре, то они склонны дестабилизировать или даже подрывать ее. Если многие конфликтные и подрывные процессы получают доступ к глобальному образованию, то это может разрушить все глобальное сообщение, и система нейронов, представляющая его, неизбежно дестабилизируется. Действительно, тип мыслей, включающий в себя убийство чьего-либо новорожденного ребенка, часто появляется у пациентов с психическими нарушениями. Из этого можно заключить, что фактически некоторые частичные процессы действительно представляют угрозу для интеграции глобальных структур и актуальной стабильности систем нейронов. Это описание согласуется с замечанием Фрейда о том, что интегрированность эго подвержена опасности со стороны вытесненных психических процессов, сопровождающих конфликтные идеи и драйвы.
Неадекватные частичные процессы случайно могут получить доступ к глобальным структурам и "трансформироваться" с тем, чтобы войти в глобальный паттерн. Например, аморальная мысль противоречит превалирующему содержанию морализирующего сознательного представления. Трансформация в морализаторскую форму желания вести себя аморальным образом может служить доминирующей глобальной структурой пуританского сообщения. Такой вид трансформации известен в психоаналитической литературе как реактивное формирование. Другим известным видом трансформации невыносимого образа мыслей является изоляция. Здесь мысль не исключается из осознания, но некоторые ее существенные части "нейтрализуются". Частями такого рода являются те, что несовместимы с остальной частью сознательного сообщения. Частичный процесс включается в сознательное представление лишь до тех пор, пока он не войдет в определенные контексты сознательного представления, из которых он будет исключен (т.е. изолирован). Если изоляции недостаточно для удовлетворения требований глобальных структур, тогда может возникнуть диссоциация, и определенные содержания представлений будут тогда игнорироваться или восприниматься как независимые и посторонние. Описанные виды трансформаций необходимы для защиты глобального образования от разрушения со стороны противоречащих частичных процессов. Поэтому считается, что эти виды трансформаций удовлетворяют понятию защитного механизма. Они защищают глобальные образования и препятствуют дестабилизации деятельности множественного требования в нейронной системе. С точки зрения биологии это можно перевести на язык дестабилизации взаимоотношений между группами нейронов, которые предположительно имеют непосредственные нейропатологические выходы на трансмиттерно-рецепторную деятельность.
Психолог Карл Роджерс
Согласно Роджерсу организмическая оценка - это механизм,
посредством которого "карта" (т.е. внутренняя структура) поля
переживаний оценивает психические события обыденной жизни.
При активации внутренней карты входящие стимулы организуются
в виде значимого восприятия. Восприятие нового переживания является значимым,
когда оно имеет отношение к прошлому опыту, который уже встроен в данную карту.
Это циклический процесс, при котором карта внутренних репрезентаций влияет
на поступающие стимулы и одновременно испытывает влияние с их стороны. Иными
словами, мозг поддерживает карту внутренних репрезентаций, которая непрерывно
обновляется в результате взаимодействия с окружающей средой. Сегодня такой тип
взаимодействия внутренних репрезентаций и восприятия стимулов извне
обозначается как контекстно-зависимый процесс.
Вследствие такого взаимодействия внутренние репрезентации могут рассматриваться как приблизительные модели реальности. Разумно предположить, что "хорошее соответствие" между внутренними репрезентациями (психосоциального мира) и внешними психосоциальными ситуациями позволит повысить эффективность адаптивного межличностного взаимодействия. С другой стороны, "расхождения" между психосоциальными событиями в реальном мире и их внутренними репрезентациями могут "деформировать" как восприятие, так и поведенческие реакции индивидуума. Концепция сложности соотнесения (matching complexity - CM), описанная ранее, в свою очередь показывает, что расхождение будет связано с меньшей нейрональной сложностью соответствующих нейронных систем, что таким образом будет являться причиной значительных проблем с адаптацией на уровне нейровычислений.
Внутренние репрезентации взаимодействий с психосоциальной
реальностью чрезвычайно важны при оценке личностных черт или расстройств. Личностные
черты - это имеющиеся паттерны восприятий, связанных с окружением, мыслями
о нем и о самом себе. Они лежат в широком диапазоне социальных и личностных
контекстов.
Будучи декодирована карта внутренних репрезентаций позволит объяснить и предсказать реакцию индивидуума на определенные стимулы. В случае личностного расстройства оптимизация некоторых внутренних репрезентаций контекста может усилиться настолько, что определенные стимулы будут восприниматься невероятно искаженными. Например, человек с обсессивным расстройством личности даже немного испачканый стол может воспринимать как чрезвычайно грязный. Индивидуум с нарциссическим расстройством личности даже незначительное неодобрение может воспринять как чрезвычайное оскорбление.
Процесс формирования подробных карт структур аттракторов в значительной мере зависит от уровня образования индивидуума. Индивидуумы, выросшие в семьях, где чистоте уделяли повышенное внимание, благодаря зависящей от опыта пластичности скорее всего встроят эти ценности во внутренние репрезентации контекста (обсессивные черты). Индивидуумы, выросшие в среде, где им уделялось особое внимание и где они находились в центре, в результате оптимизации потребности в ощущении любви и внимания (нарциссические черты) скорее всего усвоят именно такое отношение. Зависящие от опыта процессы, сопровождающие развитие и ответственные за формирование внутренних репрезентаций контекста, могут отклоняться от "нормального русла" внутренних репрезентаций, необходимых для "нормального" социального функционирования. Эти отклонения могут образовывать внутренние репрезентации, которые в основном удалены из психологической реальности. Грубое расхождение между внутренними репрезентациями и окружающей реальностью, по-видимому, вызывает искажения, которые приводят к нарушениям в восприятии и реагировании на окружение (как при личностных расстройствах).
В какой-то мере, поступление информации от внешних стимулов можно описать как частичный процесс, ответственный за получение доступа к глобальноым структурам сознательного умозаключения. Грубое расхождение между внутренней картой представлений и паттерном внешних стимулов, по-видимому, вызывает те же трудности, на которые могут натолкнуться частичные процессы, пытаясь получить доступ к глобальным структурам сознательного умозаключения. Это расхождение может исказить поступающую информацию так же, как искажают ее неадекватные частичные процессы, которые пытаются получить доступ к глобальному рабочему пространству; они должны быть трансформированы прежде, чем смогут принять участие в основном высказывании при сознательном умозаключении.
Хорошим примером такого искажения можно рассматривать феномен переноса.
Как перенос рассматривается такое отношение к событию или индивидууму, которое
основано на прошлом связанном с похожими событиями или человеком опыте и которые
неадекватны текущей ситуации.
Иногда ряд окружающих стимулов настолько удален из какого-либо контекста внутренней репрезентации, что совершенно не воспринимается индивидуумом. На языке психодинамических терминов это называется отрицанием. Индивидуум с чертами нарциссической личности может не воспринимать знаки, указывающие на то, что он не желанен. Это происходит потому, что в его карте внутренних репрезентаций нет контекста или системы аттракторов (бассейнов), которые могли бы указать на отвержение. Более того, у этого индивидуума часть топологии пространства состояний, включенная в представление об отвержении, вероятно, находится на пике, отбрасывая всякую возможность восприятия этих стимулов. Поскольку представление об отвержении вообще не может быть активировано, то оно не возникнет в глобальной структуре и будет оставаться полностью вне каких-либо сознательных умозаключений (будет отрицаться).
Системный подход к психодинамическим концепциям способствует новым инсайтам в области возможных физических процессов, протекающих в мозге в ходе психотерапии. Грубо говоря, индивидуумы ищут психотерапевтической помощи вследствие стресса, берущего свое начало в межличностных отношениях в психосоциальных ситуациях. В ходе психотерапии с клиентом происходят изменения, которые позволяют ему адаптироваться, действовать и терпеть эти ситуации и не испытывать в связи с ними дискомфорт.
Межличностные отношения между терапевтом и клиентом являются
средством, необходимым для того, чтобы вызвать необходимые изменения. Вначале
отношения с терапевтом будут повторять те же самые паттерны межличностных
отношений, которые привели к дистрессу. Опытный терапевт идентифицирует эти
паттерны и реагирует на них таким образом, чтобы постепенно изменить отношение
клиента к подобным ситуациям в будущем. Далее эти изменения распространяются
как внутрь, так и вовне терапевтического сеттинга. Более успешное совладание с
психосоциальными ситуациями уменьшает первоначальное страдание и позволяет
избавиться от симптомов. Это избавление является результатом терапии.
Психотерапевтические процедуры описывались как преодоление сопротивления,
способствование соответствующим интерпретациям и достижение инсайтов в
соответствующих областях межличностных отношений.
В рамках системного подхода психотерапевтический процесс может быть описан как физическое изменение в мозге клиента. Вначале отношения между внутренней картой связей индивидуума (внутренними репрезентациями) и некоторыми аспектами психосоциальных ситуаций, с которыми он сталкивается, являются несоответствующими (не подходящими). Это несоответствие достигает такого уровня, что восприятие и реакция на эти психосоциальные ситуации оказываются нарушенными и мешают психосоциальному функционированию индивидуума. Психосоциальная дисфункция обычно сопровождается дистрессом, который как правило выражается в виде симптомов тревоги и депрессии. Цель терапии состоит в изменении внутренних репрезентаций с тем, чтобы включить соответствующие репрезентации и справиться с психосоциальными ситуациями самостоятельно.
В начальной фазе психотерапии терапевт воспринимается клиентом так, как если бы он соответствовал представлениям клиента о людях, похожих на терапевта, с которыми он сталкивался в прошлом (перенос). Это происходит потому, что клиент активирует системы аттракторов, описанные выше, которые представляют этих людей. Поскольку терапевт не соответствует в полной мере активированным репрезентациям, то возникает искаженное представление о терапевте. Вследствие этого искажения у клиента возникают неадекватные поведенческие реакции (перенос). Скорее всего это искажение имеет место также и в других межличностных ситуациях вне терапевтических сессий. Это указывает на то, что имеет место принципиальное несоответствие между внутренней репрезентацией и психосоциальной реальностью. Терапевт должен расширить репертуар представлений индивидуума с тем, чтобы предложить множество более отличающихся психосоциальных ситуаций. Другими словами, психотерапевтический процесс увеличивает нейрональную сложность (CN) мозга клиента. Расширенный репертуар внутренних репрезентаций обеспечит лучшее соответствие между внутренней репрезентацией и психосоциальной реальностью.
Увеличение репертуара внутренних представлений предполагает создание дополнительных и более сложных систем аттракторов, чтобы согласовать события психосоциальных установок в реальности (т.е. увеличение сложности соответствия CM). Когда терапевт реагирует на клиента новым для него образом, механизмы пластичности Хебба постепенно будут создавать новые системы аттракторов, необходимые для дополнительных внутренних репрезентаций. Таким образом, терапевт формирует топологию мозга в пространстве состояний для того, чтобы создать новые внутренние репрезентации. Это предполагает реальные изменения функциональной связности задействованных нейронных систем и потому является физическим процессом в мозге.
В действительности, процесс намного сложнее описанного выше.
Например, вследствие недостатка репрезентативных систем интерпретации терапевта
многократно отрицаются клиентом и не получают доступа к глобальным структурам. Эти
интерпретации никогда не достигают сознательного уровня. Таково сопротивление,
используя терминологию психоанализа. В рамках системного подхода ряд входных
сигналов со стороны интерпретации просто входит в конфликт (то есть не
удовлетворяют ограничениям) с глобальными структурами, относящимися к
внутренним репрезентациям. Имеет смысл указать на то, что интерпретация
достигает успеха, когда она воспринимается в нужное время, когда индивид готов
ее воспринять.
Фрейд продемонстрировал важность преодоления сопротивления в
психоанализе.
Наиболее значимые проблемы, стоящие перед исследователями,
желающими применить системный подход к психотерапии, связаны с наблюдением,
идентификацией и расшифровкой структуры множественных ограничений. Наблюдение
обычно прибегает к электрофизиологическим средствам, таким как электроэнцефалография,
магнитоэнцефалография, или более современным средствам изучения
магнитно-резонансных сигналов, позволяющих получить картину магнитных
резонансов функциональных структур. Испускание биологического сигнала и
технология его регистрации выдвигают много проблем, выходящих за рамки данной
статьи.
При анализе сигналов широко используемым средством является
анализ согласованности в смысле коэффициентов корреляции. В этом подходе
предполагается, что зоны мозга влияют друг на друга, если сигналы, исходящие из
этих зон, имеют одну форму волн (т.е. частоту и амплитуду).
Степень кортикальной интеграции в мозге, по-видимому, позволит понять, в какой мере нейронные системы подвержены множественным ограничениям со стороны других систем через посредство функциональных связей. Тем не менее, это лишь приблизительная оценка фактического паттерна ограничений, возникающих в мозге. Будущие исследования будут зависеть от более сложных сочетаний анализа сигналов с математическим аппаратом с целью расшифровки точных паттернов взаимосвязей между нейронными системами в мозге. До тех пор, пока не будут разработаны такие средства, мы будем оставаться на уровне общих, упрощенных описаний удовлетворения и оптимизации множественных ограничений.
Несмотря на то, что представленные положения являются лишь теоретической парадигмой или в лучшем случае языком примирения между психодинамическими концепциями и концепциями мозга, возникает ряд вопросов, которые были бы невозможны, не будь ее. Например, какое отношение имеют зависящие от опыта процессы пластичности в мозге к психотерпии? Существует ли связь между нейрональной сложностью (выявленной посредством электрофизиологического и пр. анализа мозга) и прогрессом в психотерапии (определяемом как облегчение симптома)? Может ли анализ сигналов (используя измерения нейрональной сложности) помочь контролировать прогресс и оценку результата психотерапии? Каким образом взаимодействуют между собой эффект лечения и психотерапия на уровне мозга? Клиницисты нередко считают, что лечение может входить в противоречие с психотерапией. Если лечение уменьшает на синаптическом уровне зависящие от опыта изменения, то такое предположение может казаться правдоподобным. С другой стороны, вещества, которые способствуют нейрональной пластичности, могут усилить результаты психотерапии. И наоборот, лечение, которое способствует нейрональной пластичности, может быть полезно лишь в связи с психотерапией. В этом смысле, такое лечение будет "активизироваться" только в связи с психотерапией, а значит психотерапия может рассматриваться как активатор медикаментов, способствующих нейрональной пластичности. Результаты исследований, основанных на этих вопросах, будут иметь огромное влияние на будущее психоанализа как науки о мозге и психотерапии, как терапии психических расстройств, связанных с мозгом.
Avi Peled, M.D., Amir B. Geva, Ph.D. Brain Organization and Psychodynamics // The Journal of Psychotherapy Practice and Research 1999; 8:24-39.
_________________________________________________
Copyright © 1999 American Psychiatric Press, Inc.
Copyright © 1999 Шутков А.Е.,
перевод с англ.
| ||||||||||||