Клон
- unlimited
Род:
Сообщений: 1175
личная фото-галерея Оценок: 5
список всех сообщений clons
Сообщение № 14577 показать отдельно Июль 15, 2009, 03:37:28 PM ответ -только после авторизации
Безусловно, можно каким-нибудь образом измерить концентрацию гормонов, интенсивность раздражения и проч., но в любом случае мы упираемся в необходимость субъективной оценки интенсивности боли испытуемого. А это как-то не измерение уже получается.
|
Почему же не получается? Давай посмотрим на примере "боль у детей" Оценка боли у детей
Боль является одной из самых рано формирующихся психофизических функций, связанной с самыми «древними» структурами мозга. К 30–ти неделям развития плода все пути проведения и восприятия боли уже сформированы. С этого времени ребенок воспринимает боль, а ее интенсивность часто оказывается даже большей, чем у взрослых [2,9].
Однако субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым понятием. Особенно это касается тех, кто затрудняется выразить свою боль словами. В результате этого, как утверждают исследователи, до начала 80–х годов ХХ века лечение боли у новорожденных редко проводилось адекватно, т.к. предполагалось, что из–за незрелой нервной системы младенцам практически не знакомы болевые ощущения. Работы Anand и со-авт. показали, что у недоношенных новорожденных после хирургического вмешательства с обычной минимальной анестезией возникали более сильные реакции (возрастание концентрации катехоламинов, глюкагона, кортикостероидов), у них наблюдалось больше послеоперационных осложнений, выше оказывалась смертность по сравнению с группой новорожденных, получивших полную анестезию. McCrath и Unruh доказали, что незрелость новорожденных касается не их способности переживать боль, а исключительности их неспособности сигнализировать о ней взрослым [2,3,9]
В силу субъективного характера боли и трудностей выражения детьми своих болевых ощущений специалисты и близкие ребенка не всегда способны адекватно оценить и помочь ребенку.
Способность в словесной форме выражать и сообщать окружающим о своих неприятных ощущениях формируется по мере развития ребенка. Только взрослые дети могут четко дифференцировать боль, неприятные ощущения и собственно страх. Кроме этого, дети часто боятся своих переживаний и того, что их неприятные (болевые) ощущения могут повлечь какие–то действия со стороны взрослых (например, наказание), а потому стараются скрыть свои переживания, замыкаются.
Именно поэтому для оценки болевого ответа у детей используются не только вербальные, но и невербальные методы в зависимости от уровня развития ребенка.
Оценка боли является первым этапом распознавания и лечения боли, позволяя далее перейти к управлению болью и оказанию помощи ребенку в совладании с данным стрессом. В некоторых странах в последнее время широко обсуждается вопрос разработки специальных международных клинических стандартов оценки боли для всех госпитализированных маленьких пациентов [2,3,10].
При оценке боли анализируются локализация, длительность, изменяемость, паттерн, качество переживаемой боли.
Для детей в возрасте до 3 лет оценочные шкалы основаны на изучении поведенческих реакций ребенка, наблюдений за положением тела, выражением лица и характером плача ребенка. Часто применяют видеосъемки, которые далее анализирует специально обученный персонал при условии высокой согласованности их оценок между собой. Другие методы основаны на анализе физиологических изменений, фиксируемых с помощью специальной аппаратуры: ускоренного сердцебиения, повышенного артериального давления, замедленного дыхания, потливости ладоней и повышения уровня катехоламинов. Для оптимизации оценки боли в данной возрастной группе используют комбинацию изучения поведенческих и физиологических реакций. Разработанная в Голландии «шкала комфорта», в которой оценивается интенсивность следующих реакций (состояния готовности реагировать на болевой стимул, состояния спокойствия/возбуждения, движений тела, напряжения мышц лица, показателей артериального давления, сердцебиения и дыхания) является одним из успешных примеров подобной комбинации.
Для оценки боли у детей 3–7 лет используются проективные (чаще рисуночные, цветовые) методы. Дети данного возраста могут сами указывать на боль, выражать ее интенсивность с помощью цвета или рисунка, фотографий. Так, шкала Oucher предлагает ребенку выбирать одну из набора фотографий лиц детей с возрастающей экспрессией боли и без нее. Исследования показали, что дети 3–7 лет ввиду повышенной направленности на чувственные переживания, острее воспринимают такие раздражители, как интонации врача и его белый халат во время процедур, в результате чего болевые реакции у них могут усиливаться.
Начиная с 7 лет, уже возможным оказывается применение числовых, вербальных, а также визуально–аналоговых шкал. Наиболее достоверными считаются визуально–аналоговые шкалы, позволяющие оценивать как острую, так и хроническую, а также возвратную боль. Представляет собой подобная шкала горизонтальную линию, на которой ребенок сам может указать интенсивность боли, варьирующую от оценки «боли нет» до оценки «самая страшная мыслимая боль». Разработаны также стандартизированные методы оценки поведения (в том числе «шкала наблюдение за поведенческим дистрессом»), позволяющие достоверно регистрировать боль и страх во время проводимых процедур (например, во время пункции костного мозга).
В возрасте 7-12 лет, благодаря формированию конкретно-операционального мышления, при оценке качества и интенсивности боли широко используются ассоциации ребенка с ситуацией боли. Оценка самой боли уже включает не только сенсорные и эмоциональные, но и ситуативные параметры. Примерами подобных методик могут быть опросник боли Мак Гилла, опросник боли Томпсона. Поведенческие шкалы также используются для дополнительной оценки.
Дети старше 12-и лет обладают уже достаточным абстрактным мышлением и способностью к самоанализу и рефлексии. Чаще всего здесь используются методы самоотчета, различные виды дневников боли, где может фиксироваться информация не только об интенсивности боли, но и о том, что помогает справиться с болью, а что усиливает ее [3,4,9,10].
При оценке боли важно оценивать реакцию ребенка на боль. Некоторые дети могут быть напуганы своими переживаниями, замыкаться в себе, другие становятся пассивными, третьи способны продолжать свою обычную деятельность. Данное поведение может быть прогностическим фактором появления боли, тревоги и возможностей ребенка адаптироваться к привычной жизни после медицинских вмешательств.
При оценке связанного с болью стресса должен учитываться комплекс вызывающих и провоцирующих факторов, не только постоянных, но и ситуативных переменных, в том числе и факторов обстановки. http://medi.ru/doc/094108.htm На мой взгляд это говорит о том ,что силу боли по определенным признакам можно измерить так же, и у совсем маленьких пациентов,которые конкретно не могут сообщить самостоятельно о своих болевых ощущениях. У взрослых реакция на болевые ощущения происходит несколько иначе : Взрослый человек способен оценить пользу лечебных процедур и медицинских манипуляций и позитивно воспринять ситуацию лечения, медицинский персонал, несмотря на пережитую боль и неприятные ощущения.
|